Изучение внутрисемейных отношений является одним из направлений работы детского сада. Наблюдения за взаимоотношениями родителей и детей выявили ряд проблем:
- стремление к материальному обеспечению накладывает отпечаток на уклад и быт в семье, формирует такой стиль взаимоотношений, когда возникает отчуждённость между родителями и детьми;
- часто наблюдается конфликтный характер общения, т. к. родители не владеют способами общения, приёмами рефлексии;
- в некоторых семьях наблюдается излишняя опека, вся деятельность ребёнка регламентирована и ограничена;
- недостаточно внимания уделяется физическим контактам, которые являются непосредственным каналом передачи положительных и отрицательных эмоций, идущих от матери к ребёнку;
- наблюдается неумение родителей передавать опыт, который существует в микрокультуре семьи, необходимый ребёнку как эталон культуры общения с людьми;
- между родителями ребёнка, бабушками и дедушками нет согласованности в единстве требований в вопросах воспитания;
- в некоторых семьях существует нарушение прав ребёнка в семье, связанное с применением средств, унижающих его достоинство и наносящих ему физический ущерб;
- существует негативное поведение родителей (алкоголизм), которое оказывает влияние на поведение ребёнка, в результате чего возникает устойчивая тревожность.
Исходя из этих проблем, были выявлены противоречия:
- между необходимостью сформировать у родителей и детей умение общаться на основе сотрудничества, научиться передавать опыт микрокультуры семьи и отсутствием педагогической системы работы по данной теме;
- между желанием педагогов вооружить родителей знаниями и умениями, сформировать у детей правильное представление о семье и неумением сделать это.
Для разрешения этих противоречий была разработана система работы “Ребёнок и его семья”, целью которой является создание единого пространства детского развития. Эта система работы включает в себя несколько направлений и решает следующие задачи:
- формирование у родителей и детей умения общаться на основе сотрудничества;
- разработка и реализация игр и занятий на тему “Мой дом, моя семья” с целью воспитания любви и уважения к близким людям.
Для того, чтобы ребёнок рос и развивался, чувствовал эмоциональную близость и поддержку, имел интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома, родителям и воспитателям необходимо объединить свои усилия и обеспечить малышу защиту, эмоциональный комфорт. Необходимо, чтобы родители стали полноправными активными партнёрами воспитательного процесса.
Объединению детей и взрослых способствовало создание семейных проектов “Дом, в котором я живу”, “Мой ребёнок”. Каждая семья оформляла страницу в форме плоскостного дома, на котором помещались фотографии ребёнка и членов семьи. Давалась информация о том, что любит, о чём мечтает ребёнок, какие традиции существуют в семье. В приёмной или группе размещалась целая “улица” из таких домиков, дети и родители узнавали много интересного о своих друзьях. Оформление семейных альбомов - одна из форм ознакомления с семьёй. Странички альбома помогают увидеть развитие ребёнка в динамике. Совместная работа воспитателя и детей с семейным альбомом помогает ближе и глубже познать внутренний мир ребёнка, его скрытые желания, надежды. Страничка из такого альбома, в центре которого помещена фотография ребёнка, а в углах родители, братья и сёстры, является универсальным средством для развития речи, математических представлений, формирования социального опыта и эмоциональной сферы. Так, на занятиях математики дети считают, сколько всего членов семьи, кого больше, взрослых или детей; определяют, кто, где расположен, кто старше, а кто младше. Во время беседы о семье, устанавливают родственные отношения: кто, кому, кем приходится. Дети определяют, кто такая “бабушкина дочка” или “дедушкин сын”. Старшие дошкольники вместе с родителями составляют генеалогическое древо, изучают происхождение семейного рода и фамилии.
Для того, чтобы установить связь между домом и детским садом, в группе оборудованы домашние зоны. Эффект домашней обстановки достигается путём замены стандартной мебели на диваны, коврики, подушечки. Над диваном развешиваются семейные фотографии, на столиках размещаются альбомы. Такая обстановка способствует эмоциональному раскрепощению, ребёнок чувствует себя спокойно и уверенно. Чтобы каждый ребёнок имел в группе свою личную вещь, индивидуальное место, мамы сшили коврики и подушечки, украсив их аппликацией. Эти предметы используются в игровой деятельности, для совместных бесед. На такую подушечку можно было сесть на пол и обсудить вопросы, касающиеся жизни группы.
Основным условием реализации системы работы “Ребёнок и его семья” явилось создание детско-взрослого сообщества - это такое совместное бытие взрослых и детей, для которого характерно их содействие друг другу, сотворчество, сопереживание, где учитываются интересы, склонности, особенности каждого, его желания, права и обязанности. Детско-взрослое сообщество строится на принципах событийности, а это означает, что на определённое время организация жизни детского сада и семьи посвящена какому-либо событию. Такими событиями стали тематические недели: “О тех, кто живёт с нами рядом”, “Пернатые друзья”, “Овощи и фрукты - полезные продукты”. Все занятия, игровая и трудовая деятельность подчинены теме, по которой оформляются выставки. Так, для недели “О тех, кто живёт с нами рядом” были собраны коллекции кошек и собак. Это были игрушки, статуэтки, открытки и календарики. Папы оформили фотовыставку “Мой маленький друг”. Дети составляли рассказы о четвероногих питомцах, рисовали и лепили фигурки животных. В рамках недели проведены конкурсы на лучшего чтеца и лучший рисунок. В ходе тематической недели “Слава хлебу на столе”, каждая семья для выставки испекла хлебобулочное изделие, а на празднике “Пирожка и булочки” мамы стали участниками конкурса “Лучший пекарь”. При проведении этих мероприятий преследовались две цели: объединить взрослых и детей общим делом, заставить родителей жить интересами детей. Общими событиями являются конкурсы. Традиционным конкурсом стало проведение шоу “Маленькая Фея”. Мамы, чьи дочери стали участниками конкурса, сшили для них костюм из нетрадиционных материалов (упаковочной бумаги, магнитофонной ленты и др.). Девочки соревновались в умении сервировать стол, петь и танцевать, вести телевизионную программу. По окончании каждая получила звание “Фея Музыки”, “Фея Вежливости”, “Фея “Умелые руки”. Для мальчиков проведён “Рыцарский турнир”, на котором они сумели проявить силу и ловкость, умение правильно себя вести за столом и в театре. Такие конкурсы помогли объединить детей и родителей.
Для того, чтобы родители стали участниками воспитательно-образовательного процесса, в группе создаются центры активности. Центр кулинарии “Маленькая хозяюшка” был организован по инициативе мам, одна из которых каждую неделю учила детей готовить разные блюда: салаты, печенье, торты. Такие занятия заканчивались чаепитием. Работа в центре “Маленькая хозяюшка” способствовала развитию индивидуального творческого потенциала, как детей, так и родителей. В то же время эта работа развивает у детей элементарные трудовые навыки.
Становление родительства - длительный и нелёгкий процесс. Информирование родителей о жизни детей в детском саду, их участие в мероприятиях активизирует воспитательные умения, но кроме этого необходимо учить молодых родителей переосмысливать свои стереотипы и установки, развивать рефлексию, учить анализировать собственную деятельность. Всему этому способствуют методы активизации, формирующие рефлексию. Одним из таких методов стало обращение к опыту семейного воспитания. Родители участвовали в конкурсе на лучшее оформление материалов “Здоровый образ жизни”, победителем которого стала семья Санталовых. Семья Смагиных, Есиковых оформили книги-ширмы “Как мы знакомили своего ребёнка с природой родного края”.
Бабушки и дедушки занимают особое место в воспитательном процессе: именно они любят своих внуков более нежно, чем своих детей. Внуки входят в их жизнь как что-то исключительное, праздничное. От бабушек и дедушек менее всего исходит запретов и внуки, чувствуя, пользуются этим. Молодые родители не пытаются поддерживать авторитет старших в семье. Часто между людьми двух поколений происходит несогласованность во взглядах на воспитание. Проблему разногласий между поколениями попытался решить детский сад. На занятиях, во время бесед, читая художественные произведения, педагоги дают представления о роли бабушек и дедушек в жизни их родителей, в жизни самого ребёнка. Стало традицией 1 октября праздновать День пожилых людей. К этому дню дети делают подарки, готовят концерт, в этот же день проходит выступление театра моды “Мальвина”. По инициативе бабушек начал работать кружок “Мастерица”, на занятиях которого дети учатся делать игрушки из бумаги, природного и бросового материала. С помощью старшего поколения открыт мини-музей “Вещи века”, где собраны уникальные экспонаты: предметы быта, одежда, произведения искусства. В музее практикуются занятия, которые проводят хозяева вещей. Таким образом, воспитывается интерес и трепетное отношение к истории. В каждой семье есть такие предметы, которые передаются из поколения в поколение. Для того, чтобы познакомиться с этими предметами, был оформлен альбом “Семейные реликвии”. А в альбоме “Семейные традиции” рассказывается о семейных праздниках, походах, путешествиях. Используя разнообразные формы работы, тем самым мы вовлекаем родителей в педагогический процесс и видим, что они, ранее находящиеся в роли зрителей и наблюдателей, постепенно становятся активными участниками жизни детского сада.
Система занятий “Мой дом, моя семья” направлена на формирование у детей представлений о семье, о родственных связях, об обязанностях каждого члена семьи по отношению к остальным. Разработке и реализации системы предшествовала аналитическая педагогическая деятельность, которая была направлена, прежде всего, на изучение семейной микросреды, в которой воспитывается ребёнок.
Исследования проводились как с детьми, так и с родителями.
В работе с дошкольниками были использованы такие формы, как:
- индивидуальные интервью с детьми;
- беседы по художественным произведениям;
- рассматривание картин;
- эксперимент;
- тестовые игры и др.
Так, для того, чтобы выяснить знания детей о семье, о том, какую роль дети отводят родителям в своей жизни, у детей старшей и подготовительной группы было взято интервью. Всего в опросе участвовало 40 детей. На вопрос: “Что такое семья?” - 80% детей старшей группы ответили “это жить вместе”, “это весь дом”. 20% детей затруднились ответить. Дети подготовительной группы ответили на вопрос более полно, более развёрнуто: “Семья - это когда кто-нибудь живёт вместе, когда хорошо”, “там живут 3 или 4 человека: муж, жена, сын, дочь”, “семья - это всё в одном месте, а не в разных точках, без семьи всё врассыпную, в каждом углу”. Большинство детей в понятие “семья” включает родителей, братьев и сестёр. 10% опрошенных детей включили в понятие “семья” бабушку и дедушку, так как проживают вместе.
Таким образом, индивидуальное интервью показало, что у детей понятие о семье неполное. С этим понятием дети связывают лишь совместное проживание детей и родителей.
У дошкольников не сформированы такие нравственные семейные аспекты, как:
- помощь членов семьи друг другу;
- семьи создаются, чтобы растить и воспитывать детей;
- каждый член семьи связан особыми родственными отношениями.
На второй вопрос, предложенный дошкольникам: “Для чего нужны родители?”, 60% опрошенных ответили: “Чтобы готовить кушать и всё покупать”, “зарабатывать деньги”, “ухаживать за нами”, “покупать подарки”, “чтобы не умерли с голоду”, “делать для нас всё хорошее”. 20% детей считают, что родители нужны “чтобы защищать от бандитов, врагов, от краж, от разбойников”. И лишь 4 ребёнка отметили воспитательную роль родителей. Сюзанна: “Родители нужны, чтобы детей воспитывать, без них скучно и страшно, чтобы знали, что можно, а что нельзя”.
Таким образом, мы видим, что у многих дошкольников в понятие “родители” входит только потребительское отношение.
Другой формой, которая была выбрана для анализа, было знакомство с художественной литературой. Как дети понимают смысл художественных произведений, умеют ли переживать, определять эмоциональное состояние другого человека - эти задачи ставились при работе над рассказом Сухомлинского “А сердце тебе ничего не подсказало”. Детям был зачитан рассказ, а затем предложены вопросы: “Почему заплакала мама?”. 80% детей отвечали: “Отец заболел, мама заплакала”. Лишь 50% детей подготовительной группы поняли смысл художественного произведения и 30% старших детей. На вопросы: “Как бы ты поступил? Правильно ли поступил Андрейка?” 85% детей ответили утвердительно, мотивируя тем, что “учительница приказала”, “не пойдёшь - двойку поставят”, “уроки пропускать нельзя”. 20% детей нашли выход - “Как бы ты поступил?” - “Я бы сходил в лес, а завтра бы пошёл в больницу”. И лишь один в этом ответе был решителен: “Я бы не пошёл в лес, а пошёл к отцу в больницу”. А на вопрос: “А есди учительница будет ругаться?” - ответил: “Перевёлся бы в другую школу”. У большинства детей не сформировано чувство эмпатии, они не умеют сопереживать, не понимают эмоционального состояния другого человека. Беседа показала, что детям недостаточно читается литературы на нравственные темы. На примере литературных героев необходимо упражнять дошкольников в формировании чувства доброты, эмоциональной отзывчивости, заботы о старших.
Для того, чтобы выяснить ценностные ориентации старших дошкольников, была проведена методика “Три желания”. Перед детьми ставилась воображаемая ситуация: “Если бы у тебя была золотая рыбка, и она могла исполнить три твоих желания, что бы ты пожелал?”. Ответы детей подготовительной группы были такими: 80% детей все три желания пожелали для себя (игрушки, сладости). Два ребёнка пожелали не только для себя.
Роберт
1 - чтобы семья жила хорошо
2 - попугай Кеша никогда не умирал
3 - чтобы у нас была хорошая квартира
Сюзанна
1 - чтобы у всех в мире было всё хорошо, дела хорошие
2 - книгу, которую мне 100 лет не прочитать
3 - самокат, мне очень хочется
В целом результаты теста показали, что у 80% детей преобладают эгоистические желания, и лишь 15% дошкольников заботятся не только о себе, но и об окружающих их близких людях.
Результаты анализа педагогической диагностики показали, что у большинства детей не сформированы нравственно-этические качества, преобладает потребительский подход к окружающим, не развиты эмпатические чувства.
Практика проведения занятий показывает, что если на первых занятиях дети не знали ответов на такие вопросы, как, "Где работают твои родители?", "Какие обязанности в семье у мамы, папы и у тебя?" и др. в дальнейшем после проведения занятий “Ты и твои родители”, “Никого роднее мамы в целом мире нет”, дети не просто овладели знаниями, но и в их отношении чувствовалось уважение к старшим, эмоциональная отзывчивость по отношению к ним. Ребёнок стал активным субъектом эмоционально-нравственных проявлений в разных видах деятельности, что является положительным результатом системы “Ребёнок и его семья”.