Тема урока. Дифференциация букв б – д в словах и предложениях.
Задачи:
учить различать кинетически сходные буквы б – д в словах и в предложениях путем выработки четкой зрительно-моторной координации;
активизировать зрительное внимание, память и тактильное восприятие через выполнение упражнений в конструировании букв;
обогащать словарный запас учащихся по теме “Море. Морские жители” через игру “Послушай и узнай”;
развивать навыки звукового анализа и синтеза, зрительно-пространственные ориентировки;
способствовать воспитанию дружбы, взаимовыручки и самоконтроля на письме.
Дидактические средства:
- магнитофон;
- глобус;
- таблица-опора с буквами “б” и “д”, вписанными в силуэты белки и дятла;
- таблица-опора при произнесении звуков “б” и “д”;
- геометрический набор /по 7 треугольников двух цветов на каждого учащегося/;
- “морские камешки” на каждого учащегося /бусинки, похожие на морские камни/;
- объемные буквы, вырезанные из гофрированного картона;
- карточки, покрытые пленкой на каждого учащегося /элементы букв, слоги, слова, “зашифрованные” слова со стрелками/;
- “рассыпушки”;
- предметные картинки по теме /море, друзья, морская звезда, камбала, удильщик, рыбак с удочкой, дельфин, большерот, водоросли/;
- звуковые линейки;
- матросские воротнички, свеча;
- фломастеры.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Звучит музыка (шум моря, крик чаек, дельфина).
Колышется даль голубая,
Не видно нигде берегов.
Мы с детства о море, о море мечтаем
О дальних огнях маяков.
– Здравствуйте! Я очень рада вас видеть.
– Все вместе вы одна команда – уверенная, смелая и дружная!
– Команда, равняйсь! Смирно!
– Вольно! (садятся)
II. Сообщение задач урока.
– Наши с вами знакомые дятел и белочка на каникулах были в далекой-далекой Бразилии и пригласили своих друзей – Буку и Дуку к нам в школу, на праздник.
Рисунок 1
Бука и Дука выучили русский язык, но на письме еще путают буквы б – д.
– Поможем им добраться до школы и научим различать буквы б – д?
III. Беседа.
– А где находится Бразилия? (ответы, работа с глобусом)
Страна Бразилия находится на материке Южная Америка и омывается Атлантическим океаном.
– Ребята, а вы когда-нибудь видели океан или море? (ответы) – А какое оно, если:
шумят волны – шумящее, бурное море, в нем большая глубина – глубокое море, в нем холодная вода – холодное море, много богатств – богатое море.
– Скажите, как можно преодолеть водную стихию? (ответы)
I V. Звуковой анализ и синтез
– А мы отправимся вот на чем. Послушайте и “поймайте” звуки в ладошку.
“Звуковая чашечка” (к,о,р,а,б,л,ь) – Шепните получившееся слово мне на ухо.
Далее – анализ слова:
– Назовите 1 звук, гласные, последний звук, звук в середине слова.
– Какой по счету звук “б”?
– Как запишем слово?
V. Конструирование кораблика по образцу.
– Ребята, а как из Бразилии добраться до нашего города? (ответы) Выложите из треугольников кораблик.
Рисунок 2
Мы поплывем через океан, через Балтийское море. Потом можно долететь самолетом из Санкт-Петербурга в Абакан и доехать на автобусе до Минусинска.
– В путь? (надеваем матросские воротнички)
VI. Сравнение артикуляции звуков.
– Как зовут друзей? ( Бука и Дука)
– Назовите 1 звук в слове Бука. Охарактеризуйте его. (Согласный, звонкий, твердый)
– Какой звук стоит в начале слова Дука? Какой он?
– Что разного в произношении этих звуков?
После ответов выставляется опора.
Рисунок 3
VII. Сравнение написания букв
. Конструирование букв.1. – А что общего и чем отличаются буквы б – д? После ответов выставляется опора.
Рисунок 4
2. Найдите и покажите правильно записанную букву б, букву д.
Рисунок 5
3. Выложите букву б из морских камней. А теперь букву д.
4. Узнайте наощупь букву. (Из картона)
5. Допишите элементы букв:
а) в море (на доске меловой рисунок моря, а в море недописанные элементы букв
б –д;
б) с опорой на точки, прочитайте;
Рисунок 6
в) согласно инструкции: <Рисунок 6>
найдите 4-ый элемент, превратите его в букву б;
справа и слева от этой буквы превратите по 2 элемента в буквы д;
оставшиеся элементы – буквы б;
прочитайте;
6. выберите и подчеркните слоги и слова, которые написаны до черты. <Рисунок 6>
– Сколько раз правильно записан 1 слог, 2 слога, 1 слово, 2 слово?
VIII.
Чтение “зашифрованных” слов.– Расшифруйте слова, которые написали друзья.
Рисунок 7
– Назовите слова только с буквой б, только с буквой д, с буквой б и д.
– Что обязательно понадобится в пути, а что лишнее взяли друзья?
IX. Игра “Послушай и угадай”.
– Плывем дальше?
На доске картинки <Рисунки 8 – 15> и слова с пропущенными буквами. <Рисунки 16 –22>.
|
|
Рисунок 8 |
Рисунок 9 |
Рисунок 10 |
Рисунок 11 |
Рисунок 12 |
Рисунок 13 |
Рисунок 14 |
Рисунок 15 |
Рисунок 16 | Рисунок 17 |
Рисунок 18 | Рисунок 19 |
Рисунок 20 | Рисунок 21 |
Рисунок 22 |
– Послушайте, угадайте, о ком или о чем идет речь, найдите картинку и записанное слово. Вставьте пропущенную букву.
- Они очень похожи на траву, но растут под водой. Некоторые виды используются человеком в пищу, идут на корм домашним животным, на производство пластмасс, косметики.
- Он живет на большой глубине, куда не доходит солнечный свет. Перед самой его пастью висит фонарик на гибкой “удочке”. Добыча плывет на свет и попадает в его пасть.
- Самое умное морское животное. Очень хорошо плавают – могут даже обогнать быстроходные пассажирские суда. Никогда не оставят сородича в беде. Случалось, что спасали и людей.
- Приспособление для ловли рыбы.
- Плоская, как большой блин, рыба. Живет всегда на дне моря. Чтобы быть незамеченной она меняет свой цвет.
- Человек, занимающийся ловлей рыбы.
- У него фонарик на кончике хвоста и огромный рот.
- Внешне они похожи на цветы. Шевелят они своими лучами и медленно ползут по дну за добычей. Найдут раковину, обхватят ее, лучами приоткроют створки моллюска и выедят его.
– Какие слова не записаны на карточках? Как их правильно записать? Запишите 2 понравившихся слова c буквой б, подчеркните буквы б и д.
Обратите внимание на ударение в слове “камбала”.
X. Динамическая пауза.
Слушайте и повторяйте движения:
Легонько подул ветерок (ш-ш-ш),
Волна покатилась за волной,
Корабль накренился вправо, влево, вперед, назад.
Мимо проплыл дельфин.
Штурвал повернули вправо, влево,
Помыли палубу,
Посмотрели вдаль, на морских рыб, в бинокль по сторонам,
Подтянулись, настроились на работу.
XI. Работа со звуковыми линейками.
– Морские разбойники напали на наш корабль. Завязался морской бой. Определите место звуков <б> и <д> по звуковым линейкам. (Устно)
Бой, корабль, друг, крабы, щедрость, трудный, холодно, храбрость, надежда, победа.
XII
. Работа со словами – “рассыпушками”.– Пока мы воевали, началась сильная буря. Соберите слова из “рассыпушек”.
На карточках слова с рассыпанными буквами. < Рисунки 23 –28>
Рисунок 23 | Рисунок 24 |
Рисунок 25 | Рисунок 26 |
Рисунок 27 | Рисунок 28 |
– В каких словах есть буква д? б?
– Что такое бриз? Бухта?
Запишите новые слова. Составьте предложения. (Устно)
XIII. Работа с предложениями
.– Ну, вот и берег!
– Составьте “рассыпавшееся” предложение из данных слов. <Рисунки 29 –34>
Рисунок 29 | Рисунок 30 |
Рисунок 31 | Рисунок 32 |
Рисунок 33 | Рисунок 34 |
– Прочитайте. (Дружба и братство дороже всякого богатства.)
– Назовите слова с буквой б, д. Запомните, повторите пословицу. Что она означает?
XIV. Подведение итогов занятия.
– Друзья успешно добрались, научились различать буквы. Какие? Какое задание было самым интересным, самым трудным для вас?
– А какой сегодня праздник? (день рождения школы). Что желают в этот день?
Я от души поздравляю всех учителей и детей с праздником. Желаю долголетия, душевности…(далее продолжают дети, передавая свечу – добра, удачи, любви, мудрости, здоровья, бодрости и т.д.) Спасибо!