Коррекция оптической дисграфии на занятиях учителя-логопеда

Разделы: Начальная школа


Тема урока. Дифференциация букв б – д в словах и предложениях.

Задачи:

  • учить различать кинетически сходные буквы б – д в словах и в предложениях путем выработки четкой зрительно-моторной координации;

  • активизировать зрительное внимание, память и тактильное восприятие через выполнение упражнений в конструировании букв;

  • обогащать словарный запас учащихся по теме “Море. Морские жители” через игру “Послушай и узнай”;

  • развивать навыки звукового анализа и синтеза, зрительно-пространственные ориентировки;

  • способствовать воспитанию дружбы, взаимовыручки и самоконтроля на письме.

Дидактические средства:

  • магнитофон;
  • глобус;
  • таблица-опора с буквами “б” и “д”, вписанными в силуэты белки и дятла;
  • таблица-опора при произнесении звуков “б” и “д”;
  • геометрический набор /по 7 треугольников двух цветов на каждого учащегося/;
  • “морские камешки” на каждого учащегося /бусинки, похожие на морские камни/;
  • объемные буквы, вырезанные из гофрированного картона;
  • карточки, покрытые пленкой на каждого учащегося /элементы букв, слоги, слова, “зашифрованные” слова со стрелками/;
  • “рассыпушки”;
  • предметные картинки по теме /море, друзья, морская звезда, камбала, удильщик, рыбак с удочкой, дельфин, большерот, водоросли/;
  • звуковые линейки;
  • матросские воротнички, свеча;
  • фломастеры.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Звучит музыка (шум моря, крик чаек, дельфина).

Колышется даль голубая,
Не видно нигде берегов.
Мы с детства о море, о море мечтаем
О дальних огнях маяков.

– Здравствуйте! Я очень рада вас видеть.

– Все вместе вы одна команда – уверенная, смелая и дружная!

– Команда, равняйсь! Смирно!

– Вольно! (садятся)

II. Сообщение задач урока.

– Наши с вами знакомые дятел и белочка на каникулах были в далекой-далекой Бразилии и пригласили своих друзей – Буку и Дуку к нам в школу, на праздник.

Рисунок 1

Бука и Дука выучили русский язык, но на письме еще путают буквы б – д.

– Поможем им добраться до школы и научим различать буквы б – д?

III. Беседа.

– А где находится Бразилия? (ответы, работа с глобусом)

Страна Бразилия находится на материке Южная Америка и омывается Атлантическим океаном.

– Ребята, а вы когда-нибудь видели океан или море? (ответы) – А какое оно, если:

шумят волны –  шумящее, бурное море,
в нем большая глубина –  глубокое море,
в нем холодная вода –  холодное море,
много богатств –  богатое море.

– Скажите, как можно преодолеть водную стихию? (ответы)

I V. Звуковой анализ и синтез

– А мы отправимся вот на чем. Послушайте и “поймайте” звуки в ладошку.

“Звуковая чашечка” (к,о,р,а,б,л,ь) – Шепните получившееся слово мне на ухо.

Далее – анализ слова:

– Назовите 1 звук, гласные, последний звук, звук в середине слова.

– Какой по счету звук “б”?

– Как запишем слово?

V. Конструирование кораблика по образцу.

– Ребята, а как из Бразилии добраться до нашего города? (ответы) Выложите из треугольников кораблик.

Рисунок 2

Мы поплывем через океан, через Балтийское море. Потом можно долететь самолетом из Санкт-Петербурга в Абакан и доехать на автобусе до Минусинска.

– В путь? (надеваем матросские воротнички)

VI. Сравнение артикуляции звуков.

– Как зовут друзей? ( Бука и Дука)

– Назовите 1 звук в слове Бука. Охарактеризуйте его. (Согласный, звонкий, твердый)

– Какой звук стоит в начале слова Дука? Какой он?

– Что разного в произношении этих звуков?

После ответов выставляется опора. 

Рисунок 3

VII. Сравнение написания букв. Конструирование букв.

1. – А что общего и чем отличаются буквы б – д? После ответов выставляется опора. 

Рисунок 4

2. Найдите и покажите правильно записанную букву б, букву д.

Рисунок 5

3. Выложите букву б из морских камней. А теперь букву д.

4. Узнайте наощупь букву. (Из картона)

5. Допишите элементы букв:

а) в море (на доске меловой рисунок моря, а в море недописанные элементы букв

бд;

б) с опорой на точки, прочитайте;

Рисунок 6

в) согласно инструкции: <Рисунок 6>

найдите 4-ый элемент, превратите его в букву б;

справа и слева от этой буквы превратите по 2 элемента в буквы д;

оставшиеся элементы – буквы б;

прочитайте;

6. выберите и подчеркните слоги и слова, которые написаны до черты. <Рисунок 6>

– Сколько раз правильно записан 1 слог, 2 слога, 1 слово, 2 слово?

VIII. Чтение “зашифрованных” слов.

Расшифруйте слова, которые написали друзья.

Рисунок 7

– Назовите слова только с буквой б, только с буквой д, с буквой б и д.

– Что обязательно понадобится в пути, а что лишнее взяли друзья?

IX. Игра “Послушай и угадай”.

– Плывем дальше?

На доске картинки <Рисунки 8 – 15> и слова с пропущенными буквами. <Рисунки 16 –22>.

 

Рисунок 8

Рисунок 9

 

   

Рисунок 10

Рисунок 11

Рисунок 12

 

 

Рисунок 13

Рисунок 14

Рисунок 15

 

 
Рисунок 16 Рисунок 17

 

 
Рисунок 18 Рисунок 19

 

 
Рисунок 20 Рисунок 21

 

Рисунок 22

– Послушайте, угадайте, о ком или о чем идет речь, найдите картинку и записанное слово. Вставьте пропущенную букву.

  1. Они очень похожи на траву, но растут под водой. Некоторые виды используются человеком в пищу, идут на корм домашним животным, на производство пластмасс, косметики.
  2. Он живет на большой глубине, куда не доходит солнечный свет. Перед самой его пастью висит фонарик на гибкой “удочке”. Добыча плывет на свет и попадает в его пасть.
  3. Самое умное морское животное. Очень хорошо плавают – могут даже обогнать быстроходные пассажирские суда. Никогда не оставят сородича в беде. Случалось, что спасали и людей.
  4. Приспособление для ловли рыбы.
  5. Плоская, как большой блин, рыба. Живет всегда на дне моря. Чтобы быть незамеченной она меняет свой цвет.
  6. Человек, занимающийся ловлей рыбы.
  7. У него фонарик на кончике хвоста и огромный рот.
  8. Внешне они похожи на цветы. Шевелят они своими лучами и медленно ползут по дну за добычей. Найдут раковину, обхватят ее, лучами приоткроют створки моллюска и выедят его.

– Какие слова не записаны на карточках? Как их правильно записать? Запишите 2 понравившихся слова c буквой б, подчеркните буквы б и д.

Обратите внимание на ударение в слове “камбала”.

X. Динамическая пауза.

Слушайте и повторяйте движения:

Легонько подул ветерок (ш-ш-ш),
Волна покатилась за волной,
Корабль накренился вправо, влево, вперед, назад.
Мимо проплыл дельфин.
Штурвал повернули вправо, влево,
Помыли палубу,
Посмотрели вдаль, на морских рыб, в бинокль по сторонам,
Подтянулись, настроились на работу.

XI. Работа со звуковыми линейками.

Морские разбойники напали на наш корабль. Завязался морской бой. Определите место звуков <б> и <д> по звуковым линейкам. (Устно)

Бой, корабль, друг, крабы, щедрость, трудный, холодно, храбрость, надежда, победа.

XII. Работа со словами – “рассыпушками”.

– Пока мы воевали, началась сильная буря. Соберите слова из “рассыпушек”.

На карточках слова с рассыпанными буквами. < Рисунки 23 –28>

 
Рисунок 23 Рисунок 24

 

 
Рисунок 25 Рисунок 26

 

 
Рисунок 27 Рисунок 28

– В каких словах есть буква д? б?

– Что такое бриз? Бухта?

Запишите новые слова. Составьте предложения. (Устно)

XIII. Работа с предложениями.

– Ну, вот и берег!

– Составьте “рассыпавшееся” предложение из данных слов. <Рисунки 29 –34>

 
Рисунок 29 Рисунок 30

 

 
Рисунок 31 Рисунок 32

 

 
Рисунок 33 Рисунок 34

– Прочитайте. (Дружба и братство дороже всякого богатства.)

– Назовите слова с буквой б, д. Запомните, повторите пословицу. Что она означает?

XIV. Подведение итогов занятия.

– Друзья успешно добрались, научились различать буквы. Какие? Какое задание было самым интересным, самым трудным для вас?

– А какой сегодня праздник? (день рождения школы). Что желают в этот день?

Я от души поздравляю всех учителей и детей с праздником. Желаю долголетия, душевности…(далее продолжают дети, передавая свечу – добра, удачи, любви, мудрости, здоровья, бодрости и т.д.) Спасибо!