Взаимодействие ДОУ и семьи

Разделы: Работа с родителями


Викторина "Байкал и мы"

Ведущий. Добрый день дорогие гости! Сегодня мы предлагаем вам немного отдохнуть. А где самый лучший отдых? Да, мы с вами согласны, действительно, самый лучший отдых на природе озера Байкал. Тысячи любители природы стремятся к нему в любое время года, и совершить увлекательное путешествие на Байкал нам поможет познавательная викторина « Байкал и мы».

Просим команды, участвующие в игре выйти к нам. Для начала мы предлагаем придумать названия своим командам (время 30 сек.). Команды, представьте свои названия.

Первый конкурс. Кто больше назовет лекарственных трав, растущих в Сибири (время 1 мин.).

Пока наши команды выполняют задания, гости, послушайте информацию: в Байкале 23000 м3 пресной воды, только на Байкальской воде люди всей Земли могли бы прожить 40 лет. Если заморозить воду Байкала, нарезать ее на ледовые кубики, объемом 1м3 и уложить их в один ряд, то этот ледяной пояс протянется от Северного до Южного полюса и еще дальше на 3000 км.

А теперь, послушайте выступления команд.

Пока жюри подводит итоги, перед родителями выступает...

По первому конкурсу предоставляем слово нашему жюри.

Следующий конкурс для наших команд: «Назовите правильно экологические знаки» (время 1 мин.).

Ведущий. А пока команды выполняют задание, мы проведем викторину со зрителями:

  1. Замерзает ли весь Байкал? (Байкал замерзает целиком, кроме небольшого участка, протяженностью 15 – 20 км, находящегося в истоке Ангары).
  2. Когда замерзает озеро? (В среднем, замерзание начинается 21 декабря, а заканчивается 16 января, т.е. на полное замерзание требуется около месяца. В первую очередь, в конце октября льдом покрываются заливы).
  3. Где самое теплое место на Байкале? (Бухта Песчаная – среднегодовая температура воздуха +0.4°C.
  4. Какое из озёр является двойником Байкала? (Двойником Байкала можно считать озеро Танганьику в Восточной Африке).
  5. Как местные жители зимой берут воду из Байкала? (Над прорубью, из которой постоянно берут воду, устанавливают сруб с крышкой).
  6. Где раньше начинает вскрываться Байкал? (В районе мыса Большой Кадильный – здесь есть выход газов, которые поднимают к поверхности более тёплые глубины воды и они вызывают образование пропарен зимой и таяние льда зимой).

Выступления команд.

Ведущий. Пока жюри подводят итоги, послушайте информацию: самка омуля вымётывает 30000 икринок. Если бы все родившиеся рыбы выживали, то уже через 4-5 поколений Байкал был бы заполнен омулем полностью, и рыбы было больше, чем воды, но этого не происходит, потому что из 10000 икринок омуля до взрослой рыбы доживает всего 5-6 штук – так трудно, оказывается, выжить рыбке в огромной пучине воды.

Слово жюри.

Следующий конкурс называется «Под крышей дома твоего». Сейчас капитаны команд получат конверты. Вы за одну минуту должны найти правильный ответ.

Вопрос. Были ли в древнее время законы об охране природы?

1. Были.
2. Конечно, не было.
3. Не было в этом необходимости.

Ответ. Действительно, были. Историки обнаружили государственный Закон «Об охране лесов древнего Вавилона царя Хаммурапи» за 2000 лет до нашей эры леса разбивались на участки и охранялись лесниками. Несколько столетий назад Закон Хубилая в Монголии запрещал охоту на зверей и птиц в период размножения, а за 200 лет до нашей эры Закон индийского царя Атоки запрещал убивать зверей, не достигших 6-ти месячного возраста и беременных самок, а также целый ряд животных и птиц.

Вопрос: Были ли заповедники в царской России?

1. Начали появляться.
2. Не до них было.
3.Конечно, не было.

Ответ. До 1915 г. в России было несколько частных и общественных заповедников. В 1915-1916 гг. были созданы первые государственные, охотничьи (соболиные) заповедники «Саянский» и «Баргузинский».

Ведущий. Пока команды отвечают на вопросы, послушайте информацию: голомянки — холодолюбивые рыбы: при повышении температуры воды выше 8°C, они гибнут и порой массами выбрасываются на берег. Большая голомянка рождает своё потомство обычно с июля по октябрь, а малая голомянка с февраля по апрель. Самки большой голомянки содержат в теле от 30-35% жира, а в теле малой голомянки значительно меньше жира – 3,5-7,5%. Предельный возраст самок большой голомянки 7 лет, самцов – 6 лет. Вытопленный из них жир употребляют для хозяйственных и лечебных целей.

Жюри объявляет итоги.

Ведущий. А сейчас, предлагаем командам пойти на рыбалку. Вот вам удочки. Рыбаки ловят рыбу в озере Байкал, а их помощники отвечают на вопросы (время 3 мин.).

Пока наше жюри подводит итоги, послушайте следующую информацию. На Ушканьих островах, когда-то водились зайцы, которых называли в Сибири ушканами, но, вероятнее всего, острова называются так потому, что здесь находится многочисленное лежбище нерпы, которую промысловые охотники также называют ушканами.

Слово жюри.

Ведущий. А теперь подходим к последнему конкурсу. За 5 минут вы должны приготовить экологический плакат в защиту озера Байкал. Пока наши команды выполняют задание, послушайте песенку «Журавушка».

(Команды представляют свои экологические плакаты).

Пока наше жюри подводит итоги, послушайте информацию: средний вес нерпы в Байкале около 50 кг, максимальный вес самцов – 130-150 кг, длина 1,7-1,8 м. Самки по размерам меньше – 1,3-1,6 м и вес до 110 кг. Рост заканчивается у нерпы к 17 – 19 годам. Максимальная скорость движения нерпы - 20-25 км/ч. Нерпа может нырять на глубину до 200 м. Она спокойно выдерживает давление 21 атм.

Слово жюри. Жюри подводит итоги и награждения.

Ведущий. Спасибо вам за участие! О Байкале можно говорить бесконечно. Многое мы не успели рассказать, а многое просто предстоит изучить, ведь учёные пока не видят конца исследования Байкала.

Байкал дарит людям радость общения с прекрасной сибирской природой. Вместе с тем, многое зависит от нас: от тех, кто живёт и работает на берегу Байкала, от тех, кто приезжает отдыхать на Байкал. Мы в ответе за каждое сломанное дерево, за каждый сорванный цветок, за сохранение природного ландшафта, каждой живописной впадины, каждой уютной бухты.

Старый эвенк, прежде чем срубить дерево для тагана, просил у берёзы прощения за то, что рубит её по необходимости.

Байкал создан как венец таинств природы. Не для производственных потребностей, а для того, что бы мы могли пить из него чистую воду, главное бесценное богатство, любоваться его красотой, дышать чистым воздухом. Как хорошо, что у нас есть Байкал! Могучий, богатый, величественный, неповторимый.

ВСЁ О БАЙКАЛЕ!

  1. Почему ЮНЕСКО принял решение внести озеро Байкал в список Всемирного Наследия?
  2. Кто из исследователей первым побывал на Байкале?
  3. Что означает слово Байкал?
  4. Какое из озёр является двойником Байкала?
  5. Как называется река, которая вытекает из Байкала?
  6. Назовите самые известные ветры на Байкале?
  7. Сколько в Байкале эндемичных видов животных?
  8. Какая промысловая рыба на Байкале представляет особую ценность?
  9. Какие популяции омуля существуют на Байкале?
  10. Назовите живородящую рыбку, эндемик Байкала, что вы о ней знаете?
  11. Что вам известно о млекопитающих оз. Байкал?
  12. Какие природоохраняемые территории существуют на Байкале?
  13. Какие основные виды деревьев растут на Байкале?
  14. Чем кедр отличается от кедрового стланика?
  15. Какие съедобные ягоды растут на Байкале?
  16. Какие ядовитые и несъедобные ягоды растут на Байкале?
  17. Назовите съедобные грибы, растущие в байкальских лесах.
  18. Какие ядовитые грибы вы знаете?
  19. Назовите главных загрязнителей оз. Байкал.

ОТВЕТЫ.

  1. Байкал – это уникальное творение природы, нигде на земле нет ничего похожего по красоте, по чистоте воды, богатству видов животных и растений. Байкалу более 25 млн. лет и следы этой древности существуют повсюду. На берегах – это геологические породы, в воде – древнейшие, нигде в мире больше не встречающиеся формы жизни (эндемики). Наряду с Байкалом, в России есть ещё два наследия: девственные леса Коми (на р. Печоре) и «Долина гейзеров» на Камчатке.
  2. Первым исследователем, который оставил для потомков «Чертёж Байкала и в Байкал падучим рекам», а также сведения об озере и пушистых зверях прибрежной тайги, следует считать казачьего пятидесятника, землепроходца Курбата Иванова, который в 1646 г. из Верхоленского острога с группой казаков и промышленных людей достиг западных берегов Байкала, побывав на о. Ольхон.
  3. Байкал – слово тюркоязычного от Бай-Куль, что значит богатое озеро или от монгольского Байкал – богатый огонь.
  4. По происхождению (рифтовое) и размерам котловины можно считать оз. Танганьику в Восточной Африке. В отличие от байкальской, вода этого озера содержит много солей магния.
  5. Ангара.
  6. Баргузин, Сарма, Култук.
  7. Около 1000 видов, объединённых в 11 семейств и 96 родов.
  8. Омуль.
  9. Посольская, северобайкальская, маломорская, селенгинская.
  10. Голомянка.
  11. Единственный представитель млекопитающих – тюлень или нерпа. Нерпа произошла от общего с кольчатым тюленем предка. Длина самцов 1,7-1,8 м, вес до 150 кг., самок 1,3-1,6 м, вес до 110 кг. Питается нерпа рыбой, в основном бычковыми видами. Ранней весной у нерпы рождается детёныш – хубунок. Когда малыш перелиняет в первый раз, его называют куматкан. Продолжительность жизни этих животных до 50-56 лет.
  12. Баргузинский, Байкальский, Байкало-Ленский заповедники, Забайкальский национальный парк.
  13. Сосна, кедр, ель, пихта, берёза, осина.
  14. Кедр – это дерево, кедровый стланик – кустарник. Кедр растёт, в основном, в лесу, а кедровый стланик – в высокогорьях; шишки кедра крупнее, чем у кедрового стланика.
  15. Брусника, черника, голубика, малина, земляника, княженика, морошка шикша (водянка), рябина, жимолость, клюква, костяника, черёмуха, смородина чёрная и красная, боярышник.
  16. Вороний глаз, воронец, бузина, хвойник.
  17. Белый гриб, подосиновик, подберёзовик, маслёнок, моховик, рыжик, груздь, волнушка, белянка, опёнок, сыроежка, шампиньон, дождевик, сморчок.
  18. Мухомор, бледная поганка, ложный опёнок, сатанинскиё гриб и др.
  19. БЦБК, Селенгинский ЦБК, р. Селенга, Иркутско – Черемховский территориально – производственный комплекс.

ИГРА «СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ»

Воспитатель. Дети, вы смотрите по телевидению передачу «Счастливый случай»? Сейчас мы с вами проведем эту игру. У нас будут играть 2 команды.

1 команда – дети.

2 команда – родители.

Какая команда наберет больше очков за 2 минуты, получит призы (песочные часы).

ВОПРОСЫ:

1 команда – ДЕТИ.

  1. Где живет белка? (В дупле).
  2. Что растет вниз головой? (Сосулька).
  3. Могут ли жить в наших лесах белые медведи? (Нет, т.к. они питаются рыбой, и жарко после обеда).
  4. Какого зверя называют серым? (Волк).
  5. Почему бабочку называют капустницей? (Ее гусеница ест листья капусты)
  6. Где у кузнечика ухо? (На ноге).
  7. Какие деревья называют лиственными? (У которых листья).
  8. Сколько ног у майского жука? (6 ног).
  9. Кого называют водными жителями? (Рыб).
  10. Что случится с пчелой после того, как она ужалит? (Погибает).

2 команда – РОДИТЕЛИ.

  1. Какой день по календарю считается началом весны? (21 марта).
  2. Почему белку зайца называют грызунами? (Грызут все, что им по зубам).
  3. Какое растение называют зеленым бинтом? (Подорожник).
  4. Как называется начало реки? (Исток).
  5. Можно ли паука назвать насекомым? (Нет, у всех насекомых 6 ног, а у паука 8, относится к паукам).
  6. Что общего у облака и тумана? (То и другое состояние из крохотных капелек воды).
  7. Кто ходит задом наперед? (Рак).
  8. Кто считается хвостатым родственником лягушки? (Тритон).
  9. Каким растением лакомятся гуси? (Гусиный лук).
  10. Ветки, какого растущего дерева (цветущего) люди приносят в дом? (Верба).

ОТДЫХ.

(Выступления детей 1 команды – Аэробика).

ЗАМОРОЧКИ ИЗ БОЧКИ.

Из ведра по очереди достают бочонки из лото. На нем номер вопроса. Каждой команде по 3 вопроса. Если кто-то из команды не ответил, отвечает тот, кто в другой команде.

ВОПРОСЫ:

  1. Не дерево, а суковато. (Олень).
  2. Кто раньше появляется весной: летучие мыши или летучие насекомые? (Летучие насекомые, т.к. летучие мыши питаются насекомыми).
  3. Какой месяц в старину называли «сечень»? (Январь – он делил зиму на 2 половины).
  4. Где дом у жаворонка? (В траве).
  5. Какую птицу называют царь – птица? (Орел – хищный нрав).
  6. Из коры какого дерева делают туески? (Березы).

(Выступление детей — песня "Волшебники").

ТЫ МНЕ — Я ТЕБЕ (по 2 вопроса).

  1. Чем озеро отличается от реки? (Вода в озере не течет).
  2. Какие растения называются дикорастущими? (Растения, которые никто не сажали, за которыми никто не ухаживает, а если сажали и ухаживали – это культурные растения).
  3. Как еще называют животных, тело которых покрыто шерстью? (Звери).
  4. Что относится к неживой природе? (Солнце, воздух, полезные ископаемые).

(Выступления: Стихи о природе).

Экологическая игра «Почемучки и знатоки»
с детьми и родителями в средней группе детского сада.

Цели:

  • развитие любознательности, наблюдательности, расширение кругозора через ознакомление с окружающим миром.
  • воспитание экологической культуры у детей и взрослых.

Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть ещё природы храм –
С лесами тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй её святынь.

1 – команда знатоков – дети.

2 – команда знатоков – родители.

Разминка «Подбери слова»

  1. Лес может быть густым, а может быть и …(редким).
  2. Волк зверь большой, а ёж…(маленький).
  3. Лось могучий, то есть (крупный, огромный).
  4. Цветы сирени ароматные (душистые, пахучие).
  5. Весна бывает ранняя, а бывает (поздняя).
  6. Почему весь день стучу? Я деревья так (лечу).
  7. У лошади жеребёнок, а у свиньи (поросенок).
  8. Стройный, быстрый, рога ветвисты, пасётся весь день, кто же это? (Олень).
  9. Ягоды малины сладкие, а рябины (горькие).
  10. Увидев грача, весну (встречай).

Вопросы и задания для знатоков

  1. Чем кормят животные своих детёнышей?
  2. Зачем белке длинный, пушистый хвост? (она им рулит во время прыжка).
  3. Каких перелётных птиц вы знаете?
  4. Чем деревья отличаются от кустарников?
  5. Какая птица кладёт яйца в чужие гнёзда?
  6. Чем покрыто тело рыб, животных, птиц?
  7. Какой цветок появляется ранней весной?
  8. Назовите деревья по картинкам.

Предлагаю знатокам немного отдохнуть. Поиграем в игру. Вы все знаете, что ежи делают запасы яблок, грибов в своей норе. Мы сейчас представим себя ёжиками (корзина с яблоками).Участвуют 2 команды по 4 человека (команда родителей, команда детей).

Воспитатель накладывает на спину игрока 5-6 яблок, а ему необходимо быстрым шагом дойти до края ковра, вернуться к команде. Кто меньше всех потерял яблок, выигрывает.

Отдохнули! Продолжим дальше нашу игру.

  1. Загадка: Полосатый, словно зебра, и усатый, словно кот, по лесным зелёным дебрям, на охоту он идёт. (Тигр).
  2. Люблю дразниться и кривляться и на лианах кувыркаться?
  3. Когда цветёт сирень: летом или весной?
  4. Загадка: «Стоит ствол, на стволу – кол, на колу дворец, во дворце певец».
  5. Чем питается белка зимой?
  6. Почему говорят, что волка ноги кормят?
  7. Что нужно берёзе, для того чтобы жить?
  8. Назовите домашних животных?
  9. Назовите насекомых?
  10. Что за гриб? (Мухомор).

Подведение итогов игры, награждение.