Нетрадиционный урок-смотр русского языка по теме: "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения в единственном числе"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • обобщить знания учащихся правописания безударных окончаний имён
  • существительных трёх склонений.
  • Совершенствовать умение правильно писать окончания существительных 1, 2, 3 склонения.
  • Развивать внимание, память, логическое мышление, речь учащихся. Воспитывать интерес к русскому языку.

Оборудование: круги - сигналы падежей, картина “Лес”, ромашка с лепестками, перфокарты, карточки, рисунки “ключей”, плакат “Будь природе другом”.

Ход урока

I. Организационный момент

Прозвенел звонок.
Начинается урок.
Он пойдёт, ребята, впрок,
Постарайтесь всё понять,
Будем правильно писать.

Сегодня мы с вами закрепим наши знания по теме “Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1-3 склонений в единственном числе”.

Посмотрим, над чем надо ещё поработать по данной теме.

У нас на уроке присутствуют гости и жюри из учителей нашей школы. Жюри предстоит выявить знатоков нашей темы и в конце урока назвать их имена.

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

II. Минутка чистописания

На доске.

Нам нужно отгадать ключевое слово.

  1. Назовите букву, которая стоит в алфавите перед буквой р;
  2. Безударная гласная в словах: земля, лесок;
  3. Назовите букву, которая стоит в алфавите после буквы п;
  4. Безударная гласная в словах: река, печёт;
  5. 13-я буква алфавита;
  6. 6-я буква алфавита;
  7. Парная согласная букве з;
  8. Безударная гласная в словах: окно, вода;
  9. Назовите букву, которая стоит в алфавите между буквами й, л.

Мы с вами собрали слово: перелесок.

  • Что такое перелесок? (Небольшой лес, отдалённый полянами от других лесных участков).
  • Какие слова спрятались в слове перелесок? (Лес, лесок, песок, сок, сор, село, перо).
  • Запишите слова в тетрадь, обратите внимание на нижнее и верхнее соединение букв.
  • Какие слова вы записали? (Имена существительные).
  • Докажите. (Они отвечают на вопрос "Что?").

III. Закрепление и совершенствование приобретённых ЗУН.

1) Что это? Лес. (На картинке).

Лес

- Подобрать однокоренные слова к слову лес и разобрать по составу.

Лес, лесок, перелесок, лесничий, лесной.

2) Морфологический разбор.

Исследуем слово как часть речи.

Лесок - им. сущ., лесок, нариц., неодуш., м.р., 2 скл., И.П., ед. ч., подлежащее.

3) Задания - загадки.

- Какой вы любите лес? Почему? (Высказывания ребят).

В лес ходят по грибы, по ягоды, по орехи. А что, если отправиться в лес “по загадки”. Итак, в путь… в лес “по загадки”.

Первая загадка

Игра “Во всех падежах”

Послушайте стихотворение Ю. Карасёва “Приключения зелёного листа” и с помощью кругов - сигналов покажите, в каких падежах стоит слово “лист” (Рисунок 2).

Как-то раз с большого клёна
Оторвался лист зелёный
И пустился вместе с ветром
Путешествовать по свету.
Закружилась голова
У зелёного листа, ветер нёс и нёс,
Бросил только на мосту.
В тот же миг весёлый пёс
Шмыг - к зелёному листу,
Лапой - хвать зелёный лист,
Дескать, поиграем.
“Не хочу” - парашютист
Головой качает…
Ветер вмиг с листом зелёным
Над землёй взметнулся снова,
Но шалун листок упал…
Я пишу в саду под клёном
Стих о том листе зелёном.

- Итак, вспомним, сколько падежей в русском языке? Назовём их хором.

Вторая загадка

А теперь поработаем все вместе на карточках. Членам жюри нужно выбрать безошибочные работы.

Рисунок 2

- Почему карточки состоят из двух частей? (Первая часть обозначает основу, вторая - окончание).

- Почему вторая часть карточки разделена на шесть частей? (Шесть падежей).

- Допишите падежные окончания имён существительных и сдайте жюри.

Третья загадка

- На какие три группы можно разделить имена существительные? (На 1, 2, 3 склонение).

- Какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонению? (Учащиеся вспоминают правило).

- Запишите существительные в три столбика по склонениям и выделите окончания. (Ребята работают самостоятельно).

- Что это? (Ключ - рисунок).

Рисунок 3

- Какое значение имеет слово? (Ключ от двери, скрипичный ключ, ключ - родник, ключ - шифр, расшифровка).

- Какое из этих значений мы имеем в виду, когда говорим, что будем пользоваться словом - ключом для правильного написания безударного окончания имён существительных? (Слово - шифр).

- Назовите слова-ключи для каждого из склонений.

1 скл. - вода, земля.

2 скл. - окно, конь.

3 скл. - печь, степь.

- Как проверить безударное окончание имён существительных? (Определить падеж, склонение, вспомнить ударное окончание существительного этого склонения в нужном падеже).

Четвёртая загадка

Запишите под диктовку словосочетания и покажите, какое окончание пишется у существительных. (С комментированием).

Хожу по тропинке - 1 скл., Д.П., по воде;

добежал до черёмухи - 1 скл., Р.П., до воды;

появилось на тополе - 2 скл., П.П., на коне;

написал о лесе - 2 скл., П.П., о коне;

подошёл к ветке - 1 скл., Д.П., к воде.

Физкультминутка

Я буду называть существительные с предлогами с ударными и безударными окончаниями. Если услышите слово с ударным окончанием, - приседаете, если с безударным, - делаете наклон вперёд.

Постарайтесь сосчитать, сколько слов с безударным окончанием будет произнесено.

До рощи, в чаще, к берёзе, о сосне, на тополе, к земле, с ветки, о лесе - (6 слов).

Пятая загадка

- А сейчас работа с перфокартами. (Каждому ученику выдаётся перфокарта с разными существительными. Они должны вписать начальную форму имени существительного, род, склонение, падеж, окончание).

После выполнения листочки сдадите жюри.

Слово

Нач. форма

Род

Склонение

Падеж

Окончание

в памят….
на сирен…
из деревн…
по дорог…
на Алта…
в портфел…
по тропинк…
без помощ…

Шестая загадка

- Расшифруйте и прочитайте предложение, записанное цифрами.

13, 6, 19 - 15, 1, 26, 6 2, 16, 4, 1, 20, 19, 20, 3, 16

Лес - наше богатство.

- Объясните смысл предложения. Лес даёт человеку кислород, которым мы дышим. Лес - это дом для диких животных. В лесу много ягод, грибов, лекарственных трав. Лес даёт строительный материал. Лес - прекрасное место отдыха.

Я вам приготовила предложение для синтаксического разбора.

Леса спасают поля от засухи и очищают воздух.

(Один ученик у доски, остальные - в тетрадях).

- Как определить падеж существительного в предложении?

Седьмая загадка.

“Седьмой лишний” (игра)

- Догадайтесь, какое слово лишнее в каждом столбике, и вы прочитаете предложение - просьбу.

на солнц… о волк…

около тропинк… о белк…

к рек… лес

до рощ... к лис…

в чащ… о медвед…

по дорожк… о зайц…

- В первом столбике лишнее слово берегите, так как это глагол, а все остальные - имена существительные.

- Во втором столбике лишнее слово лес, так как все остальные - дикие животные.

- Получилось предложение “Берегите лес!”

- Что вы можете сделать для спасения природы? Как и чем можете помочь ей?

- Не ломать ветки деревьев.

- Не жечь костры в лесу и не мусорить.

- Не разорять гнёзда птиц.

- Не бросать мусор в водоёмы.

(Плакат “Будь природе другом”)

Плакат

Человек может многое. От человека, то есть от нас, зависит состояние природы. Мы должны беречь и охранять, “болеть душой” за нашу планету Земля. Народная мудрость гласит: “Кто посадит дерево - того благословят внуки, кто срубит - того проклянут дети”.

Восьмая загадка

Дифференцированное задание

На столах у вас лежат карточки по уровням.

1й уровень.

Задание: Списать текст, дописать пропущенные окончания существительных. Определить склонение и падеж у существительных в ед. ч..

К околиц… деревн… по тропинк… бежит хохлатый жаворонок. С первым снег… появляется он на деревенской улиц… . Весь день жаворонок проводит в поисках пищ… на окраин… деревн… На мороз… жаворонок не зябнет.

2й уровень.

Задание: Составить и записать предложения из каждой строчки. Определить склонение и падежи имён существительных в ед. ч., дописать окончания.

  1. тропинка, из деревн…, узкая, детей, привела, к рощ…, еловой;
  2. висели, высокой, шишки, на ветк…, ел…;
  3. белка, с ветк…, прыгала, на ветк…;
  4. недалеко, от, остановились, дети, полянк…;
  5. трухлявый, на полянк…, пень, стоял.

3й уровень.

Задание: По опорным словам составить мини - сочинение “Лес”. У существительных ед. ч. определить склонение и падеж:

в лесу, деревья, красиво, снегирь, тихо, ветка, снег, звери, скрипит

IY. Обобщение по теме

Ребята, мы с вами отгадали все лесные загадки. Вы - молодцы! Взгляните на доску. (На доске рисунок “Ромашка” с семью лепестками. На каждом лепестке вопрос.)

Ромашка с вопросами

Как называется цветок?

Назовите мне, пожалуйста, любые шесть цифр от 1 до 25. (Дети, по списку стоящие под этими номерами, выходят к доске, срывают лепестки с вопросами и дают ответ).

  1. Что называется именем существительным?
  2. Как изменяется имя существительное?
  3. Что значит склонение?
  4. Какие существительные относятся к 1, 2, 3 - му склонениям?
  5. Как проверить безударное окончание имён существительных?
  6. Как определить падеж существительных в предложении?
  7. Назовите слова-ключи для каждого из склонений.

Y. Итог урока

А сейчас слово жюри. Жюри подводит итог смотра знаний, называет знатоков темы, вручает медали.

Оценки за урок.

YI. Домашнее задание