Республиканское образовательное
учреждение “Боградская санаторная
школа-интернат” расположена в солнечной
Хакасии, которую называют “маленькой Сибирской
Швейцарией”. Основана она была в 1964 году как
школа-интернат санаторного типа для детей с
различными формами туберкулеза в условиях
длительного лечения. Здесь обучаются и
пролечиваются школьники от 7 до 16 лет с гипер- и
виражами туберкулиновой пробы, хронической
туберкулезной интоксикацией, затихающими
формами костно-суставного туберкулеза,
остаточными изменениями после перенесенного
плеврита, а также находящиеся в контакте с
больными – бактериовыделителями туберкулезной
палочки. Из 180 школьников, проживающих в
интернате круглосуточно, 50 детей - с нарушенным
интеллектом.
Для лечения имеются физиокабинет,
процедурный и перевязочный кабинеты, аптечный
пункт, клиническая лаборатория, изолятор,
спортивный и тренажерный залы, галокамера.
В школу-интернат направляются дети со
всей Хакасии. Более 60% от общего количества - это
дети коренной национальности –хакасы.
Проводя ежегодный анализ ученического
контингента, педколлектив выявил серьезные
проблемы:
- уровень жизни сельского населения снижается, что в целом ведет к снижению общего социального статуса семей, из которых прибывают дети;
- часто встречаются случаи алкоголизма и наркомании;
- процветает неустроенность и антисанитарное состояние быта, неполноценное питание;
- детей окружает информационный вакуум (во многих семьях нет телевизоров, радиовещания, периодических изданий);
- снижается со стороны родителей уровень должной заботы и воспитания детей, привития им элементарных правил социальной адаптации в обществе;
- к несчастью, наблюдается рост детского суицида, наличие инцеста, смерть родителей от туберкулеза, что вызывает тяжелые нервные потрясения, стрессовые нагрузки;
- увеличивается рождаемость детей с умственной патологией;
- за последние три года резко увеличилось число детей с различными сопутствующими заболеваниями, например:
сердечно-сосудистой системы
в 2001 – 19%, в 2002 – 14%, в 2003 – 36%
болезни желудочно-кишечного тракта соответственно
4,5% 6,8% 14%
болезни эндокринной системы –
11% 13% 16%
Ухудшение физического и
психического здоровья детей становятся не
только проблемой медицинской, но и серьезной
педагогической. Все чаще ментальный возраст
детей не соответствует физическому, снижается
уровень развития когнитивных функций, не
соответствует норме вес, рост детей…
Педагоги стараются по возможности,
если этому не препятствуют природные данные,
реабилитировать и компенсировать недостающие
или слаборазвитые функции ребенка.
Особенности соматического состояния
школьников и их национальный состав требуют
акцента на региональном компоненте Базисного
учебного плана. В школе преподается хакасский
язык и литература, прикладное творчество
хакасов, география и природа Хакасии, история,
культура и литература республики, а также
предмет здоровьеведения, о котором хотелось бы
рассказать поподробнее.
В младших классах он ведется по
программе “Полезные привычки”, автором которой
является кандидат педагогических наук,
заведующий кафедрой педагогики и психологии
Хакасского республиканского института
повышения квалификации работников образования,
В.И.Лушников. [“Полезные привычки” В.И.Лушников,
В.В.Лушников. Книжное издательство КПРФ РХ
“Семицветик”, г. Абакан, 2004г.].
Основой же для 5-9 классов является
интегрированное учебно-тематическое
планирование, составленное на основе программы
по валеологии Н.Полетаевой [Ленинградский ИУУ,
журнал “Народное образование” №9-10, 1998г.] и курса
“Права и обязанности по отношению к своему
здоровью", И.Ребровой и Ю.Калягиной, педагогов
детского дома “Надежда” г. Старая Русса,
Новгородской области. [“Как сохранить и укрепить
свое здоровье: психологические установки и
упражнения” И.Синягина, И.Кузнецова,
Издательский дом “Новый учебник”, 2003, с. 112].
Учащиеся изучают четыре больших раздела:
- Здоровый образ жизни. 70ч. 5-6 классы. (понятие о валеологии, взаимосвязь экологии и здоровья человека, естественные доктора, витамины и микроэлементы, понятие “болезни” и “здоровья”, закаливание, дыхательные упражнения и др.).
- Психология здоровья. 35ч. 7 класс. (психическое здоровье, секрет нервной силы, эмоции человека и здоровье, тип и характер, вера и здоровье, правила общения, кризисные состояния подростков и т.д.).
- Права и обязанности по отношению к своему здоровью. 17ч. 8 класс. (взаимодействие со страховыми компаниями, посещение поликлиники и аптеки, обращение в медицинские учреждения, оказание первой медицинской помощи).
- Основы медицинских знаний. 53ч. 8, 9 класс. (функции и возможные заболевания органов различных систем, профилактика заболеваний систем, личная гигиена подростков, половое созревание, инфекционные заболевания, передающиеся половым путем и др.).
На уроках мы проводим экскурсии,
тренинги, прогулки; дети получают теоретические
знания, рисуют, пишут мини-сочинения, стихи,
готовят книжки-раскладушки, отрабатывают
доступные навыки оказания первой помощи, изучают
народную медицину хакасов и русских старожилов,
составляют тематические коллажи, рецепты
“правильных” блюд. Особенно школьники любят
уроки-тренинги, когда они выполняют упражнения
на знакомство, на включение в активную
деятельность, на отработку навыков
психологического общения, неагрессивного
настаивания на своем, принятия решений,
преодоления тревожности. Уроки-тренинги
разрабатываются в соответствии с методическими
рекомендациями курса “Тренинг жизненных
навыков”, данных В.Лушниковым в одноименной
книге, выпущенной “Хакасским книжным
издательством” в 2003 г.
Психологической службой определен
довольно высокий уровень мотивации к предмету. А
это уже ответ: надо ли вводить подобные предметы
в учебные планы школ. В течение четырех лет,
анализируя медицинские карточки детей, мною
ведется мониторинг их здоровья. Результаты
мониторинга показывают, что учащиеся, изучающие
курс, болеют реже, эмоционально раскованнее, у
них лучше развита речь, низок уровень
тревожности, они легче адаптируются и
ориентируются в ситуации, добрее, ответственнее.
(приложение 1, 2)
В качестве диагностики состояния
здоровья учащихся, их индивидуальных ресурсных
особенностей на начальном этапе и с целью оценки
ситуации возможно определение тотальных
признаков физического развития (рост, масса тела,
обхват груди и др., что проводят медицинские
работники), а также ориентировочная оценка
(скрининг) показателей самоуправления, уровня
тревожности, риска нарушений зрения и осанки.
Рекомендации по их методике можно прочесть в
книге Н.К.Смирнова “Здоровьесберегающие
образовательные технологии в работе учителя и
школы”, издательство АРКТИ, Москва, 2003г., глава
VIII, стр. 164.
Наши дети, их благополучие - это наше
завтра. И если мы, педагоги, сможем помочь ребенку
адаптироваться в окружающем мире, стать
полноценным здоровым членом общества, найти свое
место в жизни, создать нормальную семью, стать
добрыми и ответственными родителями, то каждый у
нас может с уверенностью сказать, что он сделал
все, чтобы сохранить духовное и физическое
здоровье будущих поколений. Предлагаю один из
вариантов уроков здоровьеведения, проведенного
в 6 классе.
Тема: Народная медицина хакасов и чалдонов – лечебное искусство, создаваемое веками.
Цель: |
|
Словарные слова:
шаман (кам)
чалдон
колдун
знахарь
врачеватели (имчiл)
Оборудование и материалы:
Костюм шамана, бубен, тематические подвижные
таблицы, гербарий, аудиозапись горлового пения
хакасов, магнитная доска, магниты, магнитофон.
Для практической работы:
- изображение синего коня
- отрезы синей и белой ткани
- ножницы
- ветки березы
- бечевка 10-15см.
- коврик
- табурет
- сито
- бечевка ~ 60см.
- уголек, мел, фломастер
иголочки, визитки, фломастеры
I. Введение
- Приветствие друг друга на основе осознания
собственного состояния здесь и сейчас
- Начнем наше занятие не совсем обычным способом. К нам в гости приехало много гостей – наших друзей. Необычная волнительная обстановка. Наши гости должны знать ваши имена. Напишите для себя визитки, на них – имена, которыми вы бы хотели себя назвать и тем цветом фломастера, который вам нравится. - Упражнение на знакомство “Снежный ком” (1-2`) проводится в кругу. Начинает ведущий “Я хочу, чтобы меня называли Настей”. Второй участник, показывает на соседа: “Тебя надо называть Настей, а меня Петром”, следующий участник круга: “Тебя надо называть Петром, а меня Юленька”… и т.д. Упражнение можно провести и в полном “снежном коме”, когда каждый следующий называет имена всех детей, а потом свое: “Тебя надо называть Настей, тебя – Петром, тебя – Юленькой…, а меня Максом”…
II. Актуализация знаний
1. Пробуждение интереса:
- Дорогие ребята! Наконец-то мы познакомились,
начинаем нашу работу.
(Стук, вбегает шаман, танцует под звуки горлового
пения).
- Ну, вот и еще гости. Присаживайтесь, мы рады вас
видеть.
- Ребята, какую большую тему мы изучаем? (народная
медицина)
- А случайно ли у нас в гостях представитель
древнего хакасского рода? Свяжите эти две вещи.
(открыть тему)
- Прочтите тему. Все ли слова вам понятны?
Чалдоны – русские старожилы, сибиряки,
жившие рядом с хакасами в одном климате, в одних
условиях (социальных, географических).
Следовательно, происходила тесная взаимосвязь
между этими народами. И те, и другие стремились
выжить в тяжелых сибирских условиях, сохранить и
продолжить свой род. С целебными свойствами
лесных растений и способами их употребления
русских знакомили хакасы. У двух народов было
много заимствований лечения схожих заболеваний. Вот
сегодня мы узнаем, чем лечили, как лечили, кто
лечил.
III. Информационный блок
1. Кто занимался врачеванием?
У х |
Шаман (кам) Врачеватель (имчiл) |
У ч |
Знахарь (знахарка) |
- Почему люди почти не обращались к врачам? (ХVIII
– ХIX, начало ХХ в.)
(Деление на триады: пепел – огонь – вода. Каждая
группа обсуждает вопрос, дает общий ответ)
2. Энергизатор “Театр Кабуки на хакасский лад”
Дети разбиты на две команды. Каждая из них,
совещаясь, выбирает одного из трех возможных
героев хакасского эпоса, показывая при этом
определенное движение:
алып (богатырь) – резкий взмах мечом
алтын-арых (красавица девушка) – красит губки,
говорит “у-тю-тю-тю-тю”, пожимает плечиком.
Юзут-ханша (злая ведьма с головой лягушки, вся в
бородавках, ездит на трехногой кобыле, ищет
жениха) – делает устрашающее движение.
Обе команды выбранные ими движения производят
одновременно. Очко получает победившая команда.
При этом алып побеждает Юзут-ханшу, Юзут-ханша –
алтын-арых, а алтын-арых – алыпа, влюбив его в
себя.
Проводя подобный энергизатор, дети не только
снимают статическое напряжение, но и познают
героев народных сказок, легенд.
3. Способы лечения (на основе подвижных таблиц)
рациональный (разумно-обоснованный) | магический |
(методом избирательного согласования
разместить предложенные способы по
соответствующим колонкам)
Массаж, заговор, прижигание, гипноз, камлание,
терапия голодом, потребление составов и смесей.
4. Лекарственные средства (таблица
предлагается готовой; идет ее обсуждение)
Созданные природой *
животного происхождения |
Созданные человеком * компрессы
|
5. Энергизатор на снятие статики по типу
“Фруктовый салат”
(шаман, знахарь, колдун, врачеватели)
IV. Практическая часть
1. Деление на три группы, согласно предыдущему энергизатору
Шаманы | знахари | колдуны |
- Сделайте шаг вперед те, кто занимался
врачеванием с древних времен?
- Колдуны – люди, которых считали связанными с
дьяволом; они приносили вред, насылая порчу,
наговоры на скота, насылая болезни на людей.
Могли “превращаться” в собак, кошек, птиц… . Их
опасались, ненавидели, избегали.
Так занимались они врачеванием? (нет)
2. “Врачевание в наши дни” (практические
упражнения в группах)
а) деление на две группы:
знахарь – шаман
б) получение инструкций на проведение
традиционного метода лечения наиболее
распространенных болезней
Хакасы (шаманы) – головная боль
Чалдоны (знахари) – сотрясение мозга
Инструкция для шамана
“Как лечили головную боль древние хакасы”
Головная боль, как считали хакасы, происходила от небесных сил. Символом небесных сил был синий ызых (священный конь)
- Взять березовые ветки, связать их в пучок, получить опахало (сабыт).
- Нарезать из белой и синей ткани по 2-3 полоски (флажка).
- Привязать флажки на опахало (сабыт).
- Выставить (привязать) синего ызыха (коня небесного) около юрты.
- Усадить больного на кошму (ковер из овечьей шерсти).
- Опахалом обмахивать голову больного по
направлению к двери.
Можно говорить следующие слова:
“Хобат, хобат, хобат!
Превратившись в урунчах, не попадайся,
Превратившись в сабынчах, не сталкивайся.
Под ногами не вертись, у подола не крутись,
Откуда пришел, туда же возвратись!”
Инструкция для знахаря
“Как лечили чалдоны сотрясение мозга”
Лечили знахарки (женщины) двумя способами.
I способ – самостоятельный.
- Посадить больного на табурет.
- Дать больному в зубы край сита.
- Больной легонько бьет по бокам сита левой и правой рукой (он сам регулирует силу удара в зависимости от своих болевых ощущений)
II способ
- Вокруг головы больного накладывается бечевка или поясок.
- Мелом или угольком делаются отметки:
- посередине лба
- напротив ушей
- Бечевку снять, сложить надвое по метке лба. Совпали или нет метки ушей?
- Если не совпали метки ушей, знахарка “правит” голову с помощью легких ударов и потряхиваний.
- Снова измеряет голову, делая отметки. Складывает бечевку, проверяет совпадение меток. Если необходимо, то лечение продолжается.
в) “лечение” представителей дружественного народа.
V. Рефлексия по наводящим вопросам (в кругу)
- Что узнали нового?
- Почему врачевание было так важно и необходимо в ХVIII и ХIХ веке?
- Почему мы об этом говорили сегодня?
- Итак, здоровье – это та бесценная вещь,
которую надо беречь смолоду. Ибо “только
глупость делает нас больными, а болезнь -
мудрыми”.
Благодарю всех за работу.
Д/з: определить, к какому способу лечения
относится представленный группой метод лечения.