Задачи:
- формирование вычислительных умений, связанных со случаем сложения двузначных чисел и “круглых” десятков;
- развитие навыка работы с калькулятором как средства обучения математике; повторение соответствующих операций увеличения и уменьшения числа на несколько единиц, развитие логики и наблюдательности, использование проверки неверных результатов, выполняющей обучающую функцию;
- подготовка к решению задач;
- воспитание положительных качеств личности.
Ход урока
1. Настрой на работу
Ох, как хочется трудиться.
Делать все охота,
Чтоб трудом своим гордиться,
Пусть кипит работа.
Я и бодр, и силен,
Всю работу сделаю.
Свою волю покажу.
Слово для себя сдержу!
2. Вступительная беседа
У. Ребята, сегодня урок у нас необычный. Вся страна готовится к встрече 60-летия Победы в Великой Отечественной войне. И его мы посвятим детям - маленьким участникам Великой Отечественной Войны. Вспомните, какую неоценимую помощь они оказывали в партизанских отрядах, на полях сражения, в разведке. Им необходимо было быть внимательными, собранными, уметь самостоятельно принимать решение. Я думаю, вы тоже обладаете такими качествами и сможете проявить их на уроке.
У. Начнем с разминки. Назвать соответствующее рисунку равенство - попасть точно в цель. Итак, игра “Снайпер”.
Чем похожи эти рисунки?
Подбери числовые выражения к каждому рисунку и найди их значение.(Рисунок №1).
49-4 | 29-2 | 33+4 |
27+2 | 37-4 | 45+4 |
29-27 | 49-45 | 37-33 |
У. Вы замечательно справились с заданием. Можно считать вас меткими снайперами, а тот, кто нашел неверное решение, сейчас попытается доказать правильность хода мыслей.
3. А теперь идем в разведку. Как это делается, ребята?
Возьмите прозрачную пленку, наложите на задание упражнения, выполните подбор.
Какие цифры можно вставить в окошки?
Надя предложила вставить 2 и 4
На фланелеграфе выставляется:
Добавь свое число.
У. Посчитаем, сколько у нас десятков? (5)
У. Сколько единиц? (8)
У. Какое это число? (58)
У. Подходит такой вариант?
Д. Нет!
У. Ребята, вы ничего не заметили? Попробую помочь. Смотрите, почему-то одна цифра подчеркнута, а вторая нет. Как думаете, какая подчеркнута?
Д. Цифра, обозначающая десятки.
У. Какая не изменяется?
Д. Цифра, обозначающая единицы.
У. Сделайте вывод.
Д. Надо подставить такое число, чтобы при сложении изменялось только количество десятков.
У. Проверим:
34+20
34+10
34+40
34+50
34+29 Не подходит!
Д. Я догадался: верное равенство 34+30 = 64.
У. Чем похожи все выражения?
Д. Все выражения сложения, во всех увеличивается только десяток.
Таким образом решаются остальные выражения.
4. Упражнение с калькулятором
У. Каждый солдат должен уметь обращаться с разными приборами. Хорошо ли вы умеете это делать?
У. Найди сумму 48 и 37; 56 и 14; 38 и 45.
Вспомни, какую клавишу нажал для получения результата? (+)
Назовите компоненты при сложении.
Найди разность 86 и 29; 92 и 37; 81 и 12.
Какую клавишу нажал, почему?
Какое сегодня число? (27 марта.)
Что обозначает каждая цифра в записи числа? (2 десятка и 7 единиц.)
Каким числом обозначена дата? (Двузначным.)
Подумайте, на сколько его можно увеличить, чтобы изменилась только цифра, обозначающая десятки, а цифра, обозначающая единицы не изменилась? Проверьте при помощи калькулятора.
Д. Можно прибавить 3, или 10, 20, 30.
Вы только что сделали открытие!
Чтобы изменилось количество десятков, необходимо либо дополнить до “круглого” числа, либо прибавлять числа, состоящие из одних десятков. Используйте это открытие, и вы постигните многие тайны математики.
Игра “Обыграй калькулятор”
У. Калькулятор - хороший помощник, если вы знаете, как им управлять. Если вы внимательно слушали на предыдущих уроках, то верно зададите команды своему помощнику и победите.
Нажми клавишу, обозначающую число 9, увеличь на 1, вычти 1 десяток, прибавь 3 десятка, плюс 6 единиц, уменьши на 20, минус 3, увеличь на 7. Какое число получили?
Если не получилось 20, подучи значение команд “увеличить, уменьшить число на несколько единиц” это вам в дальнейшем очень пригодится.
Самостоятельная работа в парах.
Работа в тетради на печатной основе №2, страница 83, №74.
Физминутка
Как солдаты на параде
Мы шагаем ряд за рядом.
Левой - раз, левой - раз,
Посмотрите все на нас!
На доске:
А) 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20.
Б) 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15, 17, 19.
- Разбей числа каждого ряда на две группы, так, чтобы в каждой группе были похожие числа.
- Расположи в порядке убывания.
- Подбери из первого ряда пары чисел, разность которых равна 10.
- Подбери из второго ряда пары чисел, разность которых равна 10.
Физминутка “Грибная”
В лесу маленьким разведчикам нужно было не только ориентироваться, но и разбираться в разных растениях, грибах.
Продолжите вместе со мной собирать грибы, называйте только съедобные. (На наборном полотне появляются макеты грибов для иллюстрирования условия задачи).
Ваня шел, шел, шел,
Подберезовик нашел.
Дима шел, шел, шел.
Лисичку нашел.
Денис шел, шел, шел,
Белый гриб нашел…..
(По мере сбора грибов на наборное полотно выставляется 5 белых, несколько разных, всего15.)
У. Какие грибы собрали? Сколько белых? Сколько всего грибов?
Миша и Маша обозначили все грибы кружочками и сделали такие рисунки. Кто прав?
Маша:
Миша:
(Дети объясняют свой выбор, используя термины “целое” и “части”.)
Итог урока
Какое важное открытие вы сделали сегодня на уроке, ребята?
Что понравилось? А что вам сегодня не удалось?