Цели и задачи:
- Подготовить учащихся к сочинению-описанию по картине.
- Помочь понять содержание картины и средства выражения замысла художника.
- Использовать в работе искусствоведческий текст как основу по созданию учащимися собственных речевых произведений.
- Активизировать лексику по теме «Описание природы (зимняя деревня)».
- Ввести в активный словарь учащихся искусствоведческие термины: колорит, палитра, тон, тоновое выражение цвета.
- Воспитывать чувство любви к родной природе, вдумчивое, бережное отношение к ней, умение видеть прекрасное в скромных уголках родной природы.
Оборудование:
- выставка репродукций зимних пейзажей русских художников;
- портрет Н. П.Крымова и репродукции его картин;
- раздаточный материал (распечатка искусствоведческого текста И.Б.Порто);
- музыкальный фрагмент Г.Свиридова «Пастораль».
Повторение:
Типы речи; стили речи (художественный стиль); основная мысль текста; разряды прилагательных; правописание приставки пре-; виды причастий; пунктуация при причастном обороте.
Вступление
Сегодня наш урок будет посвящен работе над сочинением-описанием по картине художника Н.П.Крымова. В истории живописи Н.П.Крымов известен как превосходный мастер лирического пейзажа, как поэт скромной русской природы. Наша задача - познакомиться с живописью Крымова, особенной манерой его письма и создать собственное художественное произведение - сочинение по картине. А поможет нам в этом искусствоведческий текст. Обратимся к нему.
Работа с текстом
"Хранятся в Третьяковской галерее несколько зимних пейзажей, созданных Крымовым в этот период: на них изображены уютные, занесенные снегом маленькие домики провинциального городка, освещенные золотистым светом заходящего морозного солнца. Прекрасно передано настроение угасающего зимнего дня. Вечер - одно из самых любимых Крымовым состояний природы. Воспроизведение грани дня и вечера - именно то «чуть-чуть» в крымовской живописи, о котором он так часто говорил своим ученикам. В картинах это короткое по протяженности время как бы обостряет все существо природы, мимолетными и изменчивыми становятся ее цвета, густеют тени, светлеет горизонт, солнце на снегу вспыхивает неожиданными золотистыми и охристо-лиловыми пятнами. Кажется, что еще несколько мгновений и сумерки погасят эту красивую пору дня".
И.Б.Порто.
1. Прочитайте текст про себя, озаглавьте, подготовьтесь к выразительному чтению.
2. Прочитайте текст выразительно.
3. О чем этот текст? Какова его тема?
4. Какова основная мысль текста? Что хотел выразить автор?
5. Как можно озаглавить текст? (Зимние пейзажи
Крымова)
6. Какую особенность Крымова-живописца отмечает
автор? (Воспроизведение грани дня и вечера,
«чуть-чуть» в крымовской живописи).
7. Как вы думаете, эта манера письма художника основана на цвете (= тоне) или полутоне? (Живопись Крымова - живопись полутонов).
8. К какому типу речи относится данный текст? (Описание).
9. В каком стиле он написан? Почему? (В художественном стиле, т.к., автор создает образ природы).
10. Каково назначение текста, написанного в художественном стиле? Вспомните речевую ситуацию, свойственную художественному стилю.
(Р.С: 1-много; официальная обстановка; воздействие. Назначение текста - создать художественный образ (картину), пробудить у читателей различного рода чувства, эмоции).
11. Языковые средства, помогающие создать образ зимней природы в тексте:
- Определите, какая часть речи преобладает в тексте? (Прилагательные).
- Какие разряды прилагательных по значению вам
известны? Выпишите прилагательные с
существительными, к которым они относятся,
определите их разряд. (Качественные: уютные,
маленькие, золотистым, морозного, самых любимых,
короткое, мимолетными, изменчивыми,
охристо-лиловую, красивую. Относительные:
зимних, провинциальногo. Притяжательные:
крымовской). Прилагательных какого разряда
больше? Почему?
Какие прилагательные помогают почувствовать настроение автора и одновременно передают манеру письма художника - живопись полутонов? (Уютные, золотистым, короткое, мимолетными, изменчивыми, охристо-лиловую). - Какая еще часть речи, близкая прилагательному,
использована автором текста? (Причастие).
Какова их роль в тексте? (Причастие обозначает временный признак по действию, именно оно позволяет воспроизвести грань между днем и вечером).
Вспомните, какие виды причастий вам известны? Назовите суффиксы причастий.
Выпишите причастия в два столбика (действительные и страдательные), разберите их по составу.
Сформулируйте правило правописания Н и НН в суффиксах причастий. - Найдите в тексте наречие образа действия, объясните правописание приставки. (Прекрасно пре- = очень).
- Выпишите прилагательное неожиданными, объясните правописание приставки не-.
12. Особенности синтаксиса.
- Укажите, какие синтаксические конструкции
использует автор текста?
(Предложения с причастными оборотами, сложные предложения, предложения с однородными членами). - Выпишите причастные обороты с определяемыми
словами, сформулируйте правила постановки
знаков препинания.
(Пейзажей, созданных Крымовым в этот период; занесенные снегом домики; домики, освещенные золотистым светом заходящего морозного солнца). - Зачитайте примеры сложных предложений.
- Подберите синоним к прилагательному морозного (= зимнее, холодное).
- Какие еще текстовые синонимы использовал автор текста? (Пейзажи = живопись = картины).
- Жанр текста.
Понравился ли текст? Доступен ли он вам? Как вы думаете, где его можно прочитать, где бы вы его разместили? (Вступительная статья к альбому репродукций художника). - Обобщение.
Итак, мы заочно с помощью данного текста познакомились с живописью Н.П.Крымова, особенностями Крымова-живописца, а теперь обратимся к картине, по которой мы и будем писать сочинение.
Работа с картиной
(В работе с картиной основной деятельностью является создание черновых набросков, миниатюр, наподобие тех, что были домашним заданием при подготовке к этому уроку).
1. Рассматривание картины.
2. Соответствует ли текст, с которым мы работали, содержанию картины?
3. Какое настроение создается у вас, когда вы смотрите на картину Крымова « Зимний вечер»? (Создается хорошее, приятное настроение, хочется долго смотреть на эту картину, от нее веет тишиной и спокойствием).
4. Удалось ли художнику передать красоту зимнего вечера? (Мы смотрим на картину и как бы ощущаем мягкий сыпучий снег, освещенный лучами заходящего солнца, тишину предвечернего часа, как бы слышим скрип полозьев; саней, нагруженных сеном).
5. Работа с черновиком - создание миниатюр-зарисовок на основе вопросов:
Что с первого взгляда привлекает в картине?
Какие признаки наступающего вечера вы видите?
(Работа выполняется самостоятельно с последующим чтением созданных речевых фрагментов).
(Глубокий снег с лилово-голубыми тенями, освещенный лучами заходящего солнца. Светлая полоса голубоватого снега оттеняет небо и подчеркивает затемненный передний план. Это прежде всего длинные предвечерние тени. О наступающем вечере свидетельствует также цвет снега, синеватый с фиолетовым оттенком).
6. В чем особенность построения картины, ее композиции? Где находится художник?
(Картина построена по диагонали:
надвигающаяся тень, тропинки устремляются вверх,
к домам с высокими деревьями, в центр картины.
Люди, идущие по тропинке, лошади, везущие воз с
сеном, создают впечатление движения, наполняют
картину жизнью, указывают на связь человека с
природой.
Художник находится на большом расстоянии от деревни: это подчеркнуто маленьким размером изображенных лошадей, неясными маленькими фигурками людей, домами и строениями, в которых не видно деталей. Деревья выступают общей массой).
7. Работа над черновиками по вариантам:
I вариант: Каким изобразил художник небо в предвечерний час?
(Зеленовато-серое, местами розовато-лиловое небо. Такой цвет неба художник изобразил потому, что голубое небо в сочетании с желтыми лучами солнца, освещающими его, приобретает зеленоватый оттенок).
II вариант: Какими изображены деревья?
(Справа видна могучая сосна с искривленными ветками и пышной кроной. Слева - густой лиственный лес, а в центре картины - высокие куполообразные деревья. Деревья окрашены в рыжевато-коричневый цвет, который они приобретают от лучей заходящего солнца).
III вариант: Опишите деревушку.
(Бревенчатые строения, освещенные окна домов, церквушка, сарай…)
8. В.Фаворский в воспоминаниях о Н.П.Крымове напишет: «Его произведения поражают совершенством рисунка и красок, и все это проникнуто музыкальностью, каждый раз разной, в каждом пейзаже своей». Попытаемся озвучить картину. Что мог услышать художник? (Глубокая тишина, нарушаемая лишь легким поскрипыванием снега под шагами идущих, тонким повизгиванием полозьев саней; негромкое пение птиц, приглушенные удары колокола...)
9. Палитра художника.
Какие цвета использовал Крымов для описания
зимнего вечера? (Художник использовал в
основном холодные цвета: голубой,
серовато-голубой, серебристо-синий цвет
снега, зеленовато-серый цвет неба, которые
передают ощущение морозного вечера. Но употребил
и теплые цвета).
Приведите примеры предметов, написанных теплыми цветами. (Рыжевато-коричневые деревья; желтовато-коричневые стены домов и сараев; желтоватый отблеск окон, освещенных солнцем. Эти цвета передают ощущение уюта, спокойствия, тепла).
10. Что вы чувствуете, о чем думаете, когда смотрите на этот пейзаж? Опишите свои чувства. (Этот пейзаж, изображающий тихий, уютный вечер в деревне, вызывает у нас чувство умиротворенности, покоя. Хочется побывать в этом прекрасном уголке русской природы, насладиться тишиной сельской жизни в предвечерний час, подышать свежим морозным воздухом).
11. Обобщение.
Действительно, небольшие пейзажи Крымова, посвященные скромным уголкам русской деревни, поражают не внешней привлекательностью, а строгой изобразительностью и лаконичностью. «Любите природу, изучайте ее, пишите то, что вы по-настоящему любите. Будьте правдивы, ибо красота в правде», - говорил художник.
Составление плана
С чего бы вы начали описание картины?
О чем бы обязательно написали?
Чем бы закончили сочинение?
Примерный план
- Н.П.Крымов - художник-пейзажист.
- Зима в изображении художника (снег, небо, тени).
- Особенности композиции (передний план, задний план, центр картины).
- Палитра художника.
- Какие чувства и мысли вызывает пейзаж.
Выбор жанра
В каком жанре можно написать сочинение? (Статья в газету, письмо другу, размышление-эссе).
Подведение итогов
«Пейзаж - портрет природы. Хорошо написать пейзаж так же трудно, как написать любое хорошее произведение...»
Н.П. Крымову пейзаж удался, будем надеяться, что и ваши сочинения получатся не менее интересными.
В завершение урока, как музыкальную иллюстрацию картины слушаем музыкальный фрагмент композитора Г.Свиридова «Пастораль».
Д/З: написать сочинение в соответствии с выбранным жанром в художественном стиле.