Интегрированный урок русского языка и природоведения во 2-м классе

Разделы: Начальная школа


Тема:

Природа зимой. Правило проверки слов с парными согласными в корне слов.

Цели:

  • Закреплять знания о способах проверки слов с парными согласными в конце и в середине слов.
  • Развивать орфографическую зоркость.
  • Работать над умением точно употреблять слова в предложении и правильно их писать.
  • Дать учащимся представления о характерных признаках зимы в природе.
  • Расширить кругозор о родном улусе.
  • Воспитывать бережное отношение к природе, заботу о ней.

Оборудование:

Иллюстрации и репродукции.

ХОД УРОКА

Организация класса на работу

Проверка домашнего задания (раздать карточки)

  1. Стр. 66, упр.184.
  2. Прочитать предложения. Разобрать слова по составу.

  3. О каком времени года говорится? (Осень).
  4. По каким признакам в неживой природе можно определить наступление осени?
    Какие изменения произошли в жизни птиц? Почему?
    Какие изменения происходят с другими животными?
    Чем поздняя осень отличается от ранней? (Выслушать ответы детей, их рассказы, посмотреть рисунки об осени).

  5. Вывод
  6. Признаки осени: похолодание, осадки в виде дождя и снега. Изменение окраски листьев и листопад у растений. Отлет птиц. Люди заканчивают убирать и закладывать на хранение урожай.
    Назовите сложное слово. Почему оно сложное?

Подготовка к восприятию нового

  1. Почему на улице стало холоднее? (Наступила зима.
  2. Осенью выпадали дожди, а с приходом зимы - снег).

  3. Включить видеокассету.
  4. Что произошло с почвой?
    Что произошло с водой в водоемах?
    Вывод: зимой деревья и почва покрыты снегом, небо серое и низкое, река скована льдом.

  5. Дать характеристику сегодняшнему дню.

Работа в тетрадях

  1. Чистописание
  2. Моро*, сала*ки, сне*, ле*, з*ма.
    Какое слово лишнее? (Зима)
    Почему? (Пропущена безударная гласная)
    Записать слова с парными согласными.
    (Салазки - маленькие ручные деревянные санки.)

  3. Работа с предложением
  4. Назвать слово из словаря (мороз).
    Составить предложение со словом мороз. (Мороз сковал реки льдом).

Физминутка

Назвать слово с парными согласными; если они на конце слова - топаем, в середине слова - хлопаем

Березка, лиса, лошадь, лошадка, книжка, книга, шубка, лед, снег, снежки.

Работа над иллюстрациями

  1. Многие художники рисовали зиму.
  2. Поэты писали стихи.

  3. Наступление зимы - время перемен в жизни растений, птиц, зверей.
  4. Все растения впадают в глубокий сон. Приникли к земле пожухлые травы. Леса, поля, долины, горы и сопки - все покрывается белым, искрящимся под солнцем снегом.

  5. Что же такое снег? (Выслушать детей).

Сообщение Лезина Вовы

"Что такое снег? Это много, очень много красивых снежинок. Они падают и падают с высоты на землю, на деревья, на крыши домов -  чистые, хрупкие, сверкающие. Они тоже падают из туч, как и дождь, но только образуются не совсем так, как дождь!
Водяные пары поднимаются высоко над землей, где царит сильный холод. И здесь сразу же из водяных паров образуются крохотные льдинки-кристаллики. Это еще не те снежинки, какие падают на землю, они еще очень малы. Но шестиугольный кристаллик все время растет, развивается и наконец становится удивительно красивой звездочкой. Снежинки медленно-медленно опускаются, они собираются хлопьями и падают на землю".

Работа над новыми словами

  1. Как называется явление в природе, когда падает снег? (Снегопад).
  2. Иногда снег падает спокойно, покрывая ровным слоем землю, ветки деревьев, кустарников, крыши домов. Хлопья при этом могут быть разной величины. Когда дует ветер, снег не ложится ровно и спокойно на землю, а несется по воздуху. Он задерживается около преград - домов, деревьев и наметает сугроб. Очень сильный ветер несет не только падающий снег, но и лежащий на земле. Такие снегопады называются метелью.

  3. Сообщение Ченцова Васи о метелях
  4. "Страшны бывают бураны и снежные метели. Не раз заставали они людей в степи, и тогда путники останавливались, пережидая непогоду. А поедешь в такую пору - потеряешь дорогу и будешь кружить, пока не выбьешься из сил.
    Опасны снежные метели в горах. Сколько раз заносили они дома наших зимовщиков на высоких горах. После таких бурь надо соблюдать осторожность. На скалах и утесах наметаются гигантские снежные шапки в несколько тонн весом. Стоит крикнуть или выстрелить, как снежный ком может сорваться и, ломая все на своем пути, грохоча и разметывая снежную пыль, полетит вниз.
    Метели нередко заносят рельсы, останавливают движение трамваев и поездов. Тысячи людей выходят с лопатами и метлами убирать снег с путей. На помощь им приходят снегоочистители, которые валят вправо и влево высокие сугробы, очищая рельсы".

  5. Записать слова с парными согласными.
  6. Снегопад - снегопады, сугроб - сугробы, снег - снега, год - года, шапкой - шапочка, вниз - внизу.

  7. Зимой возможны оттепели. Что это?
  8. Повышается температура, выпадают осадки в виде снега, снега с дождем.
    Записать слова противоположные с проверочными словами.
    Метель - мел, оттепель - теплый, зима - зимы.

Творческая работа

  1. Прослушать мелодию.
  2. Что вам представилось?

  3. Прочитать.
  4. Какие надо осуществить действия, чтобы получилась зимняя зарисовка?

    Моро* затянул реки ле*ком.
    По листьям шуршит дождь.
    Ле*кий ветеро* теребит верхушки деревьев.
    Во все стороны двинулись мощные потоки воды.
    До самых бровей надели они белоснежные ша*ки и пуховые варе*ки.
    Шустрые снегири порхают по ши*кам елей.

    Проверить правописание.

Вывод

  1. Как проверить правописание парных согласных в корне?
  2. Назвать характерные признаки зимы в природе. Сравнить с выводом ученика.

Просмотр видеофильма об Оймяконском улусе

Домашнее задание

  1. Стр. 69, упражнение 181 (П.); стр. 59, упражнение 162.
  2. I - вариант: жизнь птиц.
  3. II - вариант: жизнь животных своего края.