Задачи урока:
Изучить жизненные формы растений.
Поэтические произведения на уроках биологии способствуют конкретизации и расширению научных понятий, дают возможность лучше осмыслить содержание изучаемого материала, развивают интерес к предмету и эстетические вкусы учащихся.
На уроках звучит музыка П.И Чайковского “Времена года”, используются иллюстрации картин В.Д.Поленова, И.И. Левитана, И.И. Бродского.
Биолог: В начале урока вспоминаю с ребятами, что растения состоят из органов (корни, стебли, листья, цветки), что после цветения образуются плоды (сухие, сочные), рассматриваем части цветка. (См. рис 11)
На экран проецируются кадры с рисунками (см. слайды 11, 12, 13), на которых изображены дерево, кустарник и трава. В ходе беседы приходим к выводу, что существуют различные растительные формы, пользуемся текстом учебника.
Деревья | Это обычно крупные растения с многолетними, деревянистыми стеблями, каждое дерево имеет ствол, ветви деревьев образуют их кроны. |
Кустарники | Имеют не один ствол, а несколько стволов, отходящих от общего основания. |
Трава | Имеет зелёные сочные стебли. |
Далее даём определения однолетним, двулетним и многолетним растениям.
Информатик: А теперь поработаем с текстовым редактором. Проработаем текст, написанный замечательным писателем М.А. Шолоховым. (на ПК запускается файл с текстом Шолохова. (Задание детям отредактировать (см. приложение 2), и исправить ошибки, соблюдая форматирование текста) (см ссылку на текст)
Биолог:
Какую картину вы представляете себе, слушая этот текст?
-Да, писатель показал нам лесной мир, в котором гармонично взаимосвязано всё живое, хочется прогуляться в этом лесу и насладиться этой красотой.
Информатик:
-Ребята, вы ещё раз работаете с этим текстом; измените цвет и подчеркните волнистой линией слова, в которых были пропущены буквы. Через 5 минут работы проверяются, компьютер выдаёт результаты. (1 оценка по И)
Биолог:
-Ребята, вы только что прочитали описание осеннего леса и ответьте на вопросы:
- О каких растительных формах идёт речь в этом отрывке? (Деревья, кустарники, травы).
- Какое время года описывает автор? (Осень).
- Какое осеннее явление упоминается в этом отрывке? (Листопад).
- Каковы признаки осени? (Изменение окраски листьев, начало листопада массовое созревание плодов).
Биолог:
- А вот как описывает осеннюю картину поэтесса Г.Галина:
-Золотятся между сосен
Клёны жёлтые стоят...
Что за чудный им наряд
Подарила осень.
Как украсила рябины
Бросив щедрою рукой
Меж узорчатой листвой
Яркие рубины !
-Какие осенние явления вы можете себе представить?
-В каком значении употреблено словосочетание "бросила рубины"? Что такое рубины? Как вы это понимаете?
-А вот теперь послушайте, как представляет себе осенний сад Филипп Шкулев…
В садах повсюду, тут и там краснеется рябина,
И лёгкой дымкой к небесам несётся паутина.
Блестит па солнце жёлтый лист и кружится, спадая.
Синеет небо, воздух чист.
И, устали не зная,
Стремятся стаей журавли на юг, к теплу и морю.
-О каких природных явлениях осени рассказывает нам поэт? (Созревание рябины, паутина, цвет неба, перелёт птиц).
-Или вот ещё послушайте:
Надевала осень пёстрый сарафанчик,
Жёлтенький платочек, лапти с подковыркой.
Вышла на крылечко на заре туманной
Плечиком пожала - студёно и сыро.
-Не кажется ли вам, что осень в этом стихотворении изображена как живая, как озорная русоголовая девушка в пёстром сарафанчике, в лаптях, с лукошком в руках. (Кстати, а что может лежать у неё в лукошке?)
Ребята, иногда поэты, для того, чтобы ярче, нагляднее изобразить природу и природное явление , как бы очеловечивают их, т.е. приписывают им свойства живых существ.
Осень в белые туманы
Сад хоронит по утрам,
Ни дорожек, ни поляны
Ничего не видно нам.
Понапрасну где-то с крыши
Кукарекает петух.
Осень будто и не слышит.
И туман как будто глух.
Понапрасну лает в будке
Рассердившийся Буян.
И не дует осень в дудки,
И туман - как есть туман.
Но лишь солнце острым, светлым
Первым выстрелит лучом,
Осень к речке, к старым ветлам
Подбирается бочком.
И туман снимает белый
Полотно за полотном.
Сад умытый, свежий, целый
Вновь мы видим за окном.
Не правда ли, мы можем представить себе осень и туман, которые, как некие живые существа овладевают утренним садом, не взирая ни на кукареканье петуха, ни на лай рассердившегося Буяна .И лишь солнце (как тоже живое существо) “первым выстрелит лучом” может испугать и прогнать непрошенных гостей: туман и осень.
-Посмотрите за окно, не эту ли картину мы можем наблюдать каждое утро? Вы идёте в школу-все(дома, деревья, улицы) в тумане, выходите из школы - куда девался туман? Ярко светит солнышко , краски окружающего мира ярки и веселы.
-Осеннее время -любимое время года и А.С.Пушкина ,и многих других поэтов, писателей, художников, композиторов. Посмотрите на эти иллюстрации картин В.Д.Поленова “Золотая осень”; И.И.Левитана " “Золотая осень”' И.И.Бродского "Опавшие листья". Обратите внимание на многообразие красок, на богатство оттенков цвета увядающих листьев, на богатство оттенков цвета осеннего неба. Можно даже почувствовать и лёгкий порывистый ветерок, и прохладный чистый воздух, наполненный лесными ароматами и тишину лесного царства. Действительно. художники были вдохновлены осенью.
Биолог: Ребята, что же происходит осенью с погодой и как растения готовятся к таким изменениям? (Сокращается день, ночные похолодания, туманы, сильные ветры, дожди, созревают плоды) и в это время идёт уборка урожая(демонстрируются картины с различными растениями, подчёркивается, что существуют овощные растения, плодовые, зерновые, декоративные). Идёт суета, в которой принимают участие люди. А вот как готовятся к наступлению зимы некоторые представители животного мира.
Сколько белкам хлопот.
Поспевает орех.
Кислый яблок лесной и рябина.
По кустам заалела калина.
У хозяек заботливый спех.
Надо белых грибов насобирать,
Нанизать их по веткам сосновым,
Конопатить дупло мохом новым,
Трав и листьев в гнездо натаскать.
Оттого-то в лесу суета.
И без ветра в движенье верхушки.
Оттого вкруг косматого пня
Взрыты мхов разноцветных подушки
Биолог просит информатика провести тестирование.
Текст тестовой программы см. приложение 1
Звучит пьеса Л.И.Чайковского "Времена года". Октябрь. Осенняя песнь. Учитель читает стихи И.Бунина " Листопад".
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, ёлочки темнеют.
А между клёнами синеют
То там, то здесь, в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной.
За лето высох он от солнца.
И осень тихою водой
Вступает в пёстрый терем свой...
Биолог:
Теперь мы посмотрим результаты нашей с вами работы.
Уважаемый компьютер, предоставьте, пожалуйста, нам результаты работы нашего класса.
А теперь послушайте домашнее задание. (По усмотрению учителя)
Приложение 4. Иллюстрации к статье