Интегрированный урок биологии и информатики на тему: "Осенние явления в жизни растений. Многообразие растений"

Разделы: Биология, Информатика, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии


Задачи урока:

  • Изучить жизненные формы растений.
  • Развивать понятия об органах цветкового растения, о взаимосвязи живой и неживой природы.
  • Прививать школьникам навыки поведения в природе, воспитывать чувство прекрасного и бережливое отношение к растениям.

Поэтические произведения на уроках биологии способствуют конкретизации и расширению научных понятий, дают возможность лучше осмыслить содержание изучаемого материала, развивают интерес к предмету и эстетические вкусы учащихся.

На уроках звучит музыка П.И Чайковского “Времена года”, используются иллюстрации картин В.Д.Поленова, И.И. Левитана, И.И. Бродского.

Биолог: В начале урока вспоминаю с ребятами, что растения состоят из органов (корни, стебли, листья, цветки), что после цветения образуются плоды (сухие, сочные), рассматриваем части цветка. (См. рис 11)

На экран проецируются кадры с рисунками (см. слайды 11, 12, 13), на которых изображены дерево, кустарник и трава. В ходе беседы приходим к выводу, что существуют различные растительные формы, пользуемся текстом учебника.

Деревья Это обычно крупные растения с многолетними, деревянистыми стеблями, каждое дерево имеет ствол, ветви деревьев образуют их кроны.
Кустарники Имеют не один ствол, а несколько стволов, отходящих от общего основания.
Трава Имеет зелёные сочные стебли.

Далее даём определения однолетним, двулетним и многолетним растениям.

Информатик: А теперь поработаем с текстовым редактором. Проработаем текст, написанный замечательным писателем М.А. Шолоховым. (на ПК запускается файл с текстом Шолохова. (Задание детям отредактировать (см. приложение 2), и исправить ошибки, соблюдая форматирование текста) (см ссылку на текст)

Биолог:

Какую картину вы представляете себе, слушая этот текст?

-Да, писатель показал нам лесной мир, в котором гармонично взаимосвязано всё живое, хочется прогуляться в этом лесу и насладиться этой красотой.

Информатик:

-Ребята, вы ещё раз работаете с этим текстом; измените цвет и подчеркните волнистой линией слова, в которых были пропущены буквы. Через 5 минут работы проверяются, компьютер выдаёт результаты. (1 оценка по И)

Биолог:

-Ребята, вы только что прочитали описание осеннего леса и ответьте на вопросы:

  1. О каких растительных формах идёт речь в этом отрывке? (Деревья, кустарники, травы).
  2. Какое время года описывает автор? (Осень).
  3. Какое осеннее явление упоминается в этом отрывке? (Листопад).
  4. Каковы признаки осени? (Изменение окраски листьев, начало листопада массовое созревание плодов).

Биолог:

- А вот как описывает осеннюю картину поэтесса Г.Галина:

-Золотятся между сосен
Клёны жёлтые стоят...
Что за чудный им наряд
Подарила осень.
Как украсила рябины
Бросив щедрою рукой
Меж узорчатой листвой
Яркие рубины !

-Какие осенние явления вы можете себе представить?

-В каком значении употреблено словосочетание "бросила рубины"? Что такое рубины? Как вы это понимаете?

-А вот теперь послушайте, как представляет себе осенний сад Филипп Шкулев…

В садах повсюду, тут и там краснеется рябина,
И лёгкой дымкой к небесам несётся паутина.
Блестит па солнце жёлтый лист и кружится, спадая.
Синеет небо, воздух чист.
И, устали не зная,
Стремятся стаей журавли на юг, к теплу и морю.

-О каких природных явлениях осени рассказывает нам поэт? (Созревание рябины, паутина, цвет неба, перелёт птиц).

-Или вот ещё послушайте:

Надевала осень пёстрый сарафанчик,
Жёлтенький платочек, лапти с подковыркой.
Вышла на крылечко на заре туманной
Плечиком пожала - студёно и сыро.

-Не кажется ли вам, что осень в этом стихотворении изображена как живая, как озорная русоголовая девушка в пёстром сарафанчике, в лаптях, с лукошком в руках. (Кстати, а что может лежать у неё в лукошке?)

Ребята, иногда поэты, для того, чтобы ярче, нагляднее изобразить природу и природное явление , как бы очеловечивают их, т.е. приписывают им свойства живых существ.

Осень в белые туманы
Сад хоронит по утрам,
Ни дорожек, ни поляны
Ничего не видно нам.

Понапрасну где-то с крыши
Кукарекает петух.
Осень будто и не слышит.
И туман как будто глух.

Понапрасну лает в будке
Рассердившийся Буян.
И не дует осень в дудки,
И туман - как есть туман.

Но лишь солнце острым, светлым
Первым выстрелит лучом,
Осень к речке, к старым ветлам
Подбирается бочком.

И туман снимает белый
Полотно за полотном.
Сад умытый, свежий, целый
Вновь мы видим за окном.

Не правда ли, мы можем представить себе осень и туман, которые, как некие живые существа овладевают утренним садом, не взирая ни на кукареканье петуха, ни на лай рассердившегося Буяна .И лишь солнце (как тоже живое существо) “первым выстрелит лучом” может испугать и прогнать непрошенных гостей:  туман и осень.

-Посмотрите за окно, не эту ли картину мы можем наблюдать каждое утро? Вы идёте в школу-все(дома, деревья, улицы) в тумане, выходите из школы - куда девался туман? Ярко светит солнышко , краски окружающего мира ярки и веселы.

-Осеннее время -любимое время года и А.С.Пушкина ,и многих других поэтов, писателей, художников, композиторов. Посмотрите на эти иллюстрации картин В.Д.Поленова “Золотая осень”; И.И.Левитана " “Золотая осень”' И.И.Бродского "Опавшие листья". Обратите внимание на многообразие красок, на богатство оттенков цвета увядающих листьев, на богатство оттенков цвета осеннего неба. Можно даже почувствовать и лёгкий порывистый ветерок, и прохладный чистый воздух, наполненный лесными ароматами и тишину лесного царства. Действительно. художники были вдохновлены осенью.

Биолог: Ребята, что же происходит осенью с погодой и как растения готовятся к таким изменениям? (Сокращается день, ночные похолодания, туманы, сильные ветры, дожди, созревают плоды) и в это время идёт уборка урожая(демонстрируются картины с различными растениями, подчёркивается, что существуют овощные растения, плодовые, зерновые, декоративные). Идёт суета, в которой принимают участие люди. А вот как готовятся к наступлению зимы некоторые представители животного мира.

Сколько белкам хлопот.
Поспевает орех.
Кислый яблок лесной и рябина.
По кустам заалела калина.
У хозяек заботливый спех.
Надо белых грибов насобирать,
Нанизать их по веткам сосновым,
Конопатить дупло мохом новым,
Трав и листьев в гнездо натаскать.
Оттого-то в лесу суета.
И без ветра в движенье верхушки.
Оттого вкруг косматого пня
Взрыты мхов разноцветных подушки

Биолог просит информатика провести тестирование.

Текст тестовой программы см. приложение 1

Звучит пьеса Л.И.Чайковского "Времена года". Октябрь. Осенняя песнь. Учитель читает стихи И.Бунина " Листопад".

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, ёлочки темнеют.
А между клёнами синеют
То там, то здесь, в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной.
За лето высох он от солнца.
И осень тихою водой
Вступает в пёстрый терем свой...

Биолог:

Теперь мы посмотрим результаты нашей с вами работы.

Уважаемый компьютер, предоставьте, пожалуйста, нам результаты работы нашего класса.

А теперь послушайте домашнее задание. (По усмотрению учителя)

Приложение 4. Иллюстрации к статье