Урок в форме ролевой игры.
Цели урока:
- сформировать знания о характерных признаках растений данного семейства, их многообразии и значении в природе и жизни человека;
- развивать память учащихся, их умения составлять морфологическое описание растений, вырабатывать навыки по распознаванию растений данного семейства среди других растений;
- расширять кругозор и развивать познавательный интерес к предмету.
Оборудование:
- таблица “Семейство крестоцветные”;
- модель цветка редьки дикой;
- корнеплоды редьки и репы, семена горчицы, кочан капусты;
- гербарные экземпляры растений, выставка книг.
ХОД УРОКА
Учитель. Сегодня на уроке вы узнаете об особенностях строения, многообразии и использовании растений семейства крестоцветные.
Семейство крестоцветные довольно многочисленно. Оно представлено 3200 видами из 380 родов и по многочисленности сопоставимо с розоцветными. Крестоцветные заселяют менее комфортные и более экстремальные зоны. Они сконцентрированы в умеренной зоне северного полушария, главным образом в Старом Свете. В тропиках крестоцветные представлены единичными родами в горных районах. В горах их можно встретить на высоте 4500–5700 м. Они встречаются по морским побережьям, в Арктической области, в степи, пустыне и полупустыне.
Большинство крестоцветных – однолетние и многолетние травы, но есть и полукустарники. Кустарники представлены единичными африканскими видами.
(Используется географическая карта.)
Ботаник. Я вам расскажу о морфологических особенностях семейства крестоцветные.
(Используется таблица, макет цветка, опорная схема.)
Листья у крестоцветных простые с очередным расположением, без прилистников, нижние часто образуют прикорневую розетку и по форме они рассеченные. Цветки правильные, собраны в простые или сложные кисти. Цветок имеет чашечку из 4 чашелистиков, венчик из 4 свободных лепестков, расположенных крест-накрест, 6 тычинок, из которых 4 длинные, 2 короткие и пестик. Формула цветка: Ч4 В4 Т2+4 П1. Плод – стручок, иногда укороченный (стручочек), с перегородкой, разделяющей его на два гнезда.
Опыление у крестоцветных в основном насекомыми (перекрестное), поэтому большинство их них имеет нектарник. В экстренных случаях заменяется самоопылением.
Я попрошу вас записать опорную схему в тетрадях. (Приложение 1)
Учитель. А где и как используются растения этого семейства? На этот вопрос нам даст ответ агроном.
Агроном. Хозяйственное значение крестоцветных трудно переоценить. Овощные, масличные, комовые и медоносные культуры имеют среди них наиболее широкую известность.
Учитель. Ребята, отгадайте, о каком растении идет речь. Об этом вы узнаете, отгадав загадки.
На грядке за амбаром
Разросся стебель шаром.
(Капуста кольраби)
Девица белолица
солнца не выносит,
зонтик себе просит.
(Цветочная капуста)
На плечах Игнашки
сорок три рубашки –
все из ткани отбеленной,
а поверх – пиджак зеленый.
(Капуста кочанная)
Капуста. Происхождение капусты, одного из самых ранних и распространенных овощных растений, до настоящего времени точно не установлено. По мнению некоторых ученых, родина её находится в Грузии, в районе Колхидской низменности. Название “капуста”
Происходит от древнеримского слова “капут”, что означает “голова”, и связанное с тем, что её круглые кочаны действительно напоминают голову.
В Древнем Риме, где капуста служила пищей для широких слоев населения, её подавали нередко на десерт в конце обеда.
Затем её стали использовать и в других странах.
Врач. Однако ценность капусты не ограничивается лишь пищевыми свойствами. Капуста имеет большое лекарственное значение. Еще римский историк Катон писал, что капуста служит для римлян не только пищей, но и лекарством от многих болезней.
В капусте содержится примерно 1,63% клетчатки. Последняя улучшает моторную функцию кишечника, оказывает благоприятное влияние на жизнедеятельность полезной кишечной палочки.
Клетчатка способствует выведению холестерина из организма, предупреждая атеросклероз.
В капустном листе имеются ферменты, соли калия, фосфора, серы, витамины (от 25 до 100 мг витамина С, незначительное количество А, В1, В2, В5, Р, К, Хомин). Все это делает капусту одним из важнейших продуктов для лечебного и диетического питания.
Большую роль в медицинской судьбе капусты сыграло открытие в ней противоязвенных свойств. В 1949–1950 гг. было впервые доказано, что свежий сок капусты излечивает язву желудка и двенадцатиперстной кишки.
В капусте содержатся фитонциды, которые оказывают антибактериальное действие на золотистый стафилококк, туберкулезную палочку и некоторых других микробов.
Агроном. Теперь вы узнали, какое ценное растение капуста, но сортов капусты очень много (Приложение 2). А я вам предлагаю посмотреть кинофрагмент о биологических особенностях выращивания капусты белокочанной.
Учитель. Но не только капуста широко известна среди крестоцветных как овощное растение.
Всем известны редька, редис, репа, брюква; как острые приправы – хрен и горчица сарепская. Одной из возделываемых садово-огородных культур является кресс-салат, в больших масштабах выращиваемый на Кавказе.
Ботаник. А вы знаете, что молодые побеги и черенки листьев катрана морского часто употребляются подобно спарже, а в Средней Азии из корней котрана Кочи изготавливают муку, из которой выпекают лепешки.
Агроном. Большое хозяйственное значение имеет ряд возделываемых масличных культур – рапс, рыжик, горчица белая, горчица черная. Из них в умеренных широтах наиболее урожайным является рапс, семена которого содержат до 50% масла. Используется оно, при закалке стали. Масло горчицы сарепской имеет пищевое применение, главным образом в кондитерской и хлебопекарной промышленности, а также при изготовлении маргарина и консервов. Порошок (жмых) представляет собой столовую горчицу. Рыжик – единственное культурное растение среди крестоцветных, дающее полувысыхающее масло. Его используют в мыловарении, для изготовления олифы и как смазочное для тракторов. Большинство масличных культур одновременно являются прекрасными медоносами.
Ботаник. Ценные кормовые растения – репа, брюква, турнепс. Кроме того, в качестве зеленых кормов высевают кормовую капусту, рапс и пергу (гибрид рапса и кормовой капусты).
Врач. Многие крестоцветные благодаря высокому содержанию витаминов, особенно витамина С, имеют широкое применение в народной медицине. Листья желтушника используют для приготовления сердечных препаратов. Его используют для приготовления в целях профилактики и лечения витаминозов.
Сильное ранозаживляющее и кровоостанавливающее действие оказывает пастушья сумка. Также в медицинских целях используются клоповник лекарственный, гулявник аптечный, репа огородная, редька и другие растения.
Ботаник. А вы знаете, что из листьев вайды красильной получают краску индиго. А различные сорта левкоя и некоторые виды бурочка приморского используют при оформлении клумб и как бордюрные растения.
В тоже время среди крестоцветных есть и злостные сорняки (редька дикая, сурепка обыкновенная, пастушья сумка, ярутка полевая, гулявник лекарственный и другие), требующие специального режима борьбы.
Учитель. Ребята, а теперь вы должны научиться определять растения, относящиеся к семейству крестоцветные. С помощью учебника (стр. 211-212) сделайте морфологическое описание одного – двух растений семейства крестоцветных (на столах лежат растения из гербария).
Затем учитель проводит беседу по результатам самостоятельной работы. Делает дополнения и уточнения. По завершении данной работы учитель предлагает выполнить задание “Лишняя картинка”.
Учитель. А теперь нужно найти одну лишнюю картинку из четырех. Почему вы считаете, что именно она лишняя? Каким общим понятием можно назвать три остальных растения?
(Называют основные признаки семейства крестоцветные.)
Ребята, перед вами, на доске висит кроссворд. Впишите в горизонтальные ряды кроссворда названия пяти растений семейства крестоцветных, оканчивающихся на “ик” (рисунки будут вам подсказкой).
Подведем итог урока. Что вы узнали нового на сегодняшнем уроке? Понравился ли вам урок?
Запишите задание на дом. Изучить параграф 47, выполнить задание № 169 и 170 в рабочей тетради.
ЛИТЕРАТУРА
- Биология. Домашняя общеобразовательная библиотека. – М.: “Издательство “Олимп”, “Издательство АСТ”, 2000.
- Рева М.Л. Растения в быту. – Донецк: Донбасс, 1981.
- Скляревский Л.Я. Целебные свойства пищевых растений. М., Россельхозиздат, 1975.
- Боброва Т.А., Гуфельд И.М. Ботаника. Зоология: Учеб.пособие.- М.: “РИПОЛ КЛАССИК”, 1999.
- Рохлов В., Теремов А., Петросова Р. Занимательная ботаника: Книга для чтения учащихся, учителей, родителей. – М.: АСТ – ПРЕСС, 1998.
Приложение 1
Приложение 2
Схема происхождения разновидностей огородной капусты от дикорастущей
1 – дикорастущая капуста: 2 – кустовая капуста: верхушечная и боковые почки деятельны и открыты, междоузлия развиты; 3 – корыозая капуста (коровья – белая и синяа): верхушечная почка деятельна н открыта, боковые недеятельны; междоузлия развиты; 4 – брюссельская капуста: верхушечная почка деятельна и открыта, боковые деятельны, но закрыты; междоузлия развиты; 5 – мозговая капуста: то же, что и у коровьей капусты, но стебель сильно утолщен (имеет веретенообразную форму); 6-листовая капуста (белая и синяя): верхушечная почка деятельна; междоузлия не развиты; 7 – кольраби (белая и синяя): то же, что у мозговой капусты, но междоузлия не разл!ты; Я – кочанная капуста: верхушечная почка деятельна, но вначале открыта, а потом закрыта; междоузлия не развиты; 9 – цветная капуста: верхушечная почка деятельпа'И открыта, заканчивается мясистым соцветием; бокоаые не деятельны; междоузлия укорочены.
Приложение 3
Приложение 4
Кроссворд “Крестоцветные”
Впишите в горизонтальные ряды кроссворда названия 5 растений семейства крестоцветных, оканчивающиеся на “ик” (рисунки будут вам подсказкой).
Приложение 5