Методы обучения подразделены на методы преподавания, методы учения и методы контроля.
Педагогический контроль выполняет целый ряд функций в педагогическом процессе: оценочную, стимулирующую, развивающую, обучающую, диагностическую, воспитательную и др.
Процесс контроля это одна из наиболее трудоемких и ответственных операций в обучении, связанная с острыми психологическими ситуациями как для учащихся, так и для учителя.
Для диагностики успешности обучения разрабатываются специальные методы, которые разными авторами называются тестами учебных достижений, тестами успешности, дидактическими тестами и даже тестами учителя.
Тестирование давно уже стало привычным событием в жизни учеников, учителей и родителей. С тестами приходится иметь дело всем участникам процесса образования. За последние годы издан целый ряд работ по тестологии, но, на мой взгляд, ощущается дефицит руководств практического характера, способных помочь учителю (математики в частности) ввести ученика в "искусство тестирования", а именно практически подготовить к тестированию
в формате Единого государственного экзамена[4].
Тесты - это достаточно краткие, стандартизированные или нестандартизированные пробы, испытания, позволяющие за сравнительно короткие промежутки времени оценить результативность познавательной деятельности, т.е. оценить степень и качество достижения каждым учащимся целей обучения (целей изучения).
Наряду с тестами достижений, предназначенными для оценки усвоения знаний по конкретным дисциплинам или их циклам, разрабатываются и более широко ориентированные тесты. Это, например, тесты на оценку отдельных навыков. Еще более широко ориентированными являются тесты для изучения умений, которые могут пригодиться при овладении рядом дисциплин, например, навыки работы с учебником, математическими таблицами, энциклопедиями и словарями.
Существуют также тесты, направленные на оценку влияния обучения на формирование логического мышления, способности рассуждать, строить выводы на основе анализа определенного круга данных и т.д. Эти тесты в наибольшей степени приближаются по своему содержанию к тестам интеллекта.
Поскольку тесты достижений предназначены для оценки эффективности обучения по конкретным предметам, то обязательным участником формулирования отдельных заданий должен стать учитель.
По форме проведения тесты могут быть индивидуальными и групповыми, устными и письменными, бланковыми, компьютерными, вербальными и невербальными. При этом каждый тест имеет несколько составных частей: руководство по работе с тестом, тестовую тетрадь с заданиями или бланк с заданиями, аппаратуру (калькулятор, ЭВМ), лист ответов (для бланковых методик), шаблоны для обработки данных.
Любой тест обязательно должен пройти империческую проверку и иметь определенные и устойчивые значения параметров, характеризующих его качество. Кроме установленных оценок параметра трудности и параметра дифференцирующей способности, должны быть проведены исследования системообразующих свойств задания методами корреляционного факторного задания. Другими словами, любой тест должен пройти стандартизацию. Поэтому при разработке и составлении личных тестов, учителю правильнее и грамотнее назвать их “тестовыми заданиями”.
Тестовое задание - это один из элементов диагностики.
Требования, предъявляемые к УЧИТЕЛЮ при составлении тестовых заданий
При составлении заданий теста следует соблюдать ряд правил, необходимых для создания надежного, сбалансированного инструмента оценки успешности овладения определенными учебными дисциплинами или их разделами:
- каждое задание должно иметь свой порядковый номер, установленный согласно объективной оценке трудности задания, выбранной стратегии тестирования.
- необходимо проанализировать содержание заданий с позиции равной представленности в тесте разных учебных тем, понятий, действий и т.д.
- тест не должен быть нагружен второстепенными терминами, несущественными деталями с акцентом на механическую память, которая может быть задействована, если в тест включать точные формулировки из учебника или фрагменты из него.
- задания теста должны быть сформулированы четко, кратко и недвусмысленно, чтобы все учащиеся понимали смысл того, что у них спрашивается. Важно проследить, чтобы ни одно задание теста не могло служить подсказкой для ответа на другое [2].
- варианты ответов на каждое задание должны подбираться таким образом, чтобы исключались возможности простой догадки или отбрасывания заведомо неподходящего ответа.
- важно выбирать наиболее приемлемую форму ответов на задания. Учитывая, что задаваемый вопрос должен быть сформулирован коротко, желательно также кратко и однозначно формулировать ответы. Например, удобна альтернативная форма ответов, когда учащийся должен подчеркнуть одно из перечисленных решений “да-нет”, “верно-неверно” [2].
- задачи для тестов должны быть информативными, отрабатывать одно или несколько понятий формулы, определения и т.д. При этом тестовые задачи не могут быть слишком громоздкими или слишком простыми. Это не задачи для устного счета.
- вариантов ответов на задачу должно быть, по возможности, не менее пяти. В качестве неверных ответов желательно использовать наиболее типичные ошибки [1].
- на выполнение одного задания теста должно уходит не более 1-2 минут.
Тестовые задания должны проверять только знания, а не интеллект!
ФОРМЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ
Существуют различные формы тестовых заданий:
1. ЗАДАНИЯ ЗАКРЫТОЙ ФОРМЫ [ЗЗФ]
Например: (фрагмент тестового задания по алгебре и началам анализа 10 кл)
Найти область определения функции .
а)(6; ) ; б) (;6) ; в) (2; ); г)(-6;6); д) (;); е) нет ответа. (а)
2. ЗАДАНИЯ ОТКРЫТОЙ ФОРМЫ [ЗОФ]
Например: (фрагмент тестового задания по геометрии 10 кл)
Сколько диагоналей у восьмиугольной усеченной пирамиды?
Ответ:________
3. ЗАДАНИЯ НА СООТВЕТСТВИЕ [ЗнС]
Например: (фрагмент тестового задания по алгебре и началам анализа 11 кл)
Установите соответствие.
Функция | Производная |
1.y = cos 3x | A. y` = 3cos 3x |
2.y = cos2 x | Б. y` = - 3 sin 3x |
3.y = 3 cos x | B. y` = -3sin x |
Г. y `= -1,5cos x sin 3x | |
Д. y `= -3cos2 x sin x |
Ответы:1______, 2_____, 3_____.
4.ЗАДАНИЯ НА РАНЖИРОВАНИЕ [ЗнР]
Например: (фрагмент тестового задания по алгебре и началам анализа 11 кл)
Укажите последовательность выполнения этапов для построения графика функции (с применением производной).
1.Найти производную;
2.Найти промежутки возрастания и убывания;
3.Найти область определения;
4.По результатам исследования составить таблицу;
5.Найти стационарные точки;
6.Построить график;
7.Найти точки экстремума;
8.Найти значения функции в точках экстремума.
Ответ:__________________
СТЕПЕНЬ СЛОЖНОСТИ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ
Тестовые задания могут быть различной степени сложности. В педагогической литературе описываются пять уровней усвоения знаний.
Соответственно можно выделить пять группы тестовых заданий по уровню сложности:
I и II уровни- начальные; они соответствуют первому (“фактическому “) уровню знаний, который заключается в накоплении “фонда знаний”, состоящего в основном из фактов. При решении учащиеся ограничиваются приведением единичных фактов, дают заученные характеристики терминов и явлений
Например: (фрагмент тестового задания по алгебре и началам анализа 10 кл)
Какая из данных функций является показательной?
А)y = sin Б)y = В)y = Г)y =
III уровень -операционный; он заключается в умении осуществлять простейшие логические операции по готовому образцу и характеризуется образованием частносистемных ассоциаций и наличием связи между знаниями, усвоенными в пределах одной главы или одного раздела.
Например: (фрагмент тестового задания по алгебре и началам анализа 10 кл)
Решите уравнение .
А)5 Б)2 В)25 Г) другой ответ
IV уровень - аналитико-синтетический; достигнув его, учащиеся проявляют умение обобщать, дифференцировать устойчивые знания, связывать ранее изученное с новыми знаниями, выделять главные идеи, основные положения темы, раздела, вскрывать разнообразные связи и проводить аналогии.
Например: (фрагмент тестового задания по алгебре и началам анализа 10 кл)
Найдите сумму корней уравнения .
А)-4,5 Б)5 В)4,5 Г) другой ответ
V уровень -творческий; он требует переноса знаний в новые ситуации, создание нестандартных алгоритмов познавательных и практических действий.[3]
Например: (фрагмент тестового задания по алгебре и началам анализа 11 кл)
Какой из графиков на рисунке может быть графиком уравнения
Ответ:__________________
Выбор формы и степени сложности тестовых заданий зависит от времени проведения
Время тестирования | Вид контроля | Формы тестовых заданий | Степень сложности |
5 минут | Входной | ЗЗФ | I,II |
15-20 минут | Текущий | ЗЗФ, ЗОФ, ЗнС, ЗнР | I,II,III |
до 2-х часов | Итоговый | ЗЗФ, ЗОФ, ЗнР | I,II,III,IV,V |
ПРИНЦИПЫ СОСТАВЛЕНИЯ ОТВЕТОВ.
Существуют и определенные принципы составления ответов к тестовым заданиям.
альтернативность (ответы противопоставлены друг другу).
Например: (фрагмент тестового задания по алгебре и началам анализ;10 кл)
Решить уравнение
а) ; б) ; в) нет решений;
г) ; д) ;
кумуляция (суммирование различных ответов);
Например: (фрагмент тестового задания по алгебре и началам анализ 11 кл)
Как найти наибольшее и наименьшее значение функции на отрезке?
А) найти значения функции в точках экстремума;
Б) найти значения функции в точках экстремума и в концах отрезка;
В) найти значения функции в точках экстремума и в концах отрезка, выбрать из них наибольшее и наименьшее.
сочетание (обратный порядок слов, употребляемый в вопросах)
Например: (фрагмент тестового задания по геометрии 10 кл)
Площадь боковой поверхности правильной пирамиды ...
А) произведение полусуммы периметров оснований на апофему - это...
Б) произведение периметра основания на апофему - это...
В) произведение суммы периметров оснований на апофему - это...
Г) сумма периметра основания и апофемы - это...
классификация
Например: (фрагмент тестового задания по геометрии 11 кл)
Призма, пирамида, конус-...
А) геометрические фигуры;
Б) геометрические тела.
если более 5% учащихся выбирают неправильный ответ, то его следует заменить!
МЕТОДИКА СОСТАВЛЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ.
Тест может включать тестовые задания различного типа. Рассмотрим методические особенности их составления:
ЗАДАНИЯ ЗАКРЫТОЙ ФОРМЫ [ЗЗФ] (с выбором ответов)- в них учащиеся выбирают правильный ответ из данного набора ответов к тестовому заданию.
- в тексте задания должна быть устранена любая двусмысленность или неясность формулировок иначе удалить тестовое задание;
- основная часть задания формулируется предельно кратко. Не более 1 предложения;
- задание должно иметь предельно простую синтаксическую конструкцию;
- в основную часть задания следует включать как можно больше слов утверждения, оставляя для ответа не более 2-3 ключевых слов (наиболее важных);
- желательно, чтобы все ответы к одному заданию были приблизительно одной длины;
- из текста задания необходимо исключить все вербальные ассоциации, способствующие выбору правильного ответа с помощью угадывания;
- частота выбора одного и того же номера места для правильного ответа в любом тестовом задании должна быть приблизительно одинакова (либо номер места выбирается в случайном порядке);
- основная часть задания должна быть освобождена от всего второстепенного материала для данной проблемы;
- из ответов обязательно исключаются все повторяющиеся слова путем ввода их в основной текст задания;
- в ответах не рекомендуется использовать слова “все”, “ни один”, “никогда”, “всегда” и т.п.;
- из числа ответов должны быть исключены те ответы, которые вытекают один из другого;
- из числа тестовых должны быть исключены те задания, которые выясняют мнения учащегося по какому-либо вопросу;
- задания печатаются заглавными буквами или выделяются ярким (жирным), привлекающим цветом (шрифтом), а текст ответов прописными буквами нейтральным цветом;
ПРЕИМУЩЕСТВА ЗЗФ: | НЕДОСТАТКИ ЗЗФ: |
быстрота тестирования; | эффект угадывания. |
простота подсчета балов. |
При оформлении ЗЗФ обязательно в начале тестового задания должна быть размещена инструкция.
Например:
Обведи номер правильного ответа.
Выбери один правильный ответ из четырех предложенных и обведи его.
ЗАДАНИЯ ОТКРЫТОЙ ФОРМЫ [ЗОФ] (задания с пропусками) - в них требуется от учащихся самостоятельной формулировки ответа.
- сформулировать вопрос, содержащий не более 7-8 слов и записать ответ на него, представляющий некоторое высказывание той же длины 7-8 слов.
- из полученного высказывания исключить ключевые слова или слово (не более 2-х) и на их месте поставить прочерк.
- задание должно быть составлено так, что оно требовало четкого и однозначного ответа и не допускало двоякого толкования;
- прочерк ставится на месте ключевого термина, знание которого является существенным для контролируемого материала (по возможности в конце высказывания);
- все прочерки в заданиях для одного теста рекомендуется делать одинаковой длины;
- в процессе разработки рекомендуется упрощать синтаксические конструкции, а также исключать повторы и двойные отрицания;
ПРЕИМУЩЕСТВА ЗОФ: | НЕДОСТАТКИ ЗОФ: |
работа с заданиями различной сложности; | сложность компьютерной обработки. |
проверка усвоения алгоритма | выполнения решения или формул. |
При оформлении ЗОФ обязательно в начале тестового задания должна быть размещена инструкция.
Например:
Заполните пропуски, чтобы получилось верное утверждение или правильная формулировка определения.
Реши задачу и запиши ответ ( Ответ______).
ЗАДАНИЯ НА СООТВЕТСТВИЕ [ЗнС] (ассоциативные связи)- позволяют оценить знания фактов, терминологии, понятий в их взаимосвязи. Устанавливается соответствие между элементами двух множеств.
- слева располагают исходное множество, а справа множество элементов, подлежащих выбору;
- число элементов правого множества должно превышать число левого множества;
- основная сложность при составлении - грамотный подбор правого множества.
- оценка заданий - на усмотрение преподавателя.
ПРЕИМУЩЕСТВА ЗиС: | НЕДОСТАТКИ ЗиС: |
быстро оценивать различные знания в их взаимосвязи. | эффект угадывания |
При оформлении ЗиС обязательно в начале тестового задания должна быть размещена инструкция.
Например:
Установите соответствие между колонками левой и правой части.
ЗАДАНИЯ НА РАНЖИРОВАНИЕ [ЗнР (на установление правильной последовательности)- учащемуся необходимо указать порядок действий или процессов, перечисленных в задании.
- в качестве условия подбираются задания, имеющие четкий алгоритм действия или строгую последовательность;
- формулировка утверждений должна быть четкой и предельно краткой;
ПРЕИМУЩЕСТВА ЗиР: | НЕДОСТАТКИ ЗиР: |
четкость знания алгоритма или порядка действий | ограниченное число заданий сложность в подсчете баллов |
При оформлении ЗиР обязательно в начале тестового задания должна быть размещена инструкция.
Например:
Укажите последовательность действий.
Список использованных источников
1.Азевич А.И. итоговые аттестационные работы по алгебре в IX классе// Математика в школе. №2, 1999. С. 9-10.[1]
2.Мирошникова М.М.,Ожегов В.Б., Черкас Л.С. Контроль знаний по математике с применением ЭВМ. М. 1990. С. 5- 9. [3]
3.Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: От деятельности к личности: Уч. пособие. М. 1995 . С. 271 [2]
4.Щаповал В.В., Митрофанов К.г., Саплина Е.В. Приемы и правила успешной сдачи экзаменов. АСТ.Астрель. М. 2004 [4].