Использование цифрового микроскопа на уроках ботаники в 6—7 классах

Разделы: Биология


В последнее время школьные кабинеты биологии оснащаются современным лабораторным оборудованием, которое включает в себя компьютеры, мультимедийные проекторы, цифровые микроскопы. Однако, методических разработок и рекомендаций по работе с этой техникой очень мало. В своей работе я привожу разработки некоторых практических работ с цифровым микроскопом по курсу ботаники. Каждая практическая работа включает в себя инструктивную карточку (состоящую из двух частей: исследование и обработка результатов) и методические рекомендации по использованию данной работы в школьной программе.
Данные работы могут быть использованы во время объяснения нового материала, так же как отдельные уроки или на уроках-обобщениях для закрепления полученных знаний.
К следующему занятию учитель проверяет правильность выполнения работы, выставляет оценки и распечатывает рисунки, которые ученики вклеивают в свои рабочие тетради.

Практическая работа "Строение плесневых грибов".

Цель работы: познакомить учащихся с характерными признаками строения плесневых грибов.

Оборудование:

  • цифровой микроскоп Digital Blue;
  • микропрепарат "Плесень мукор";
  • инструктивная карточка.

Инструктивная карточка.

1. Включить компьютер и запустить программу работы с цифровым микроскопом.
2. Поместить препарат под микроскоп при увеличении 10*, используя нижнее освещение.
3. Рассмотреть гриб при увеличении 60* и 200*.
4. Сделать фотографию гриба при увеличении 60* и 200*.
5. Перейти в коллекцию рисунков с помощью кнопки
6. Выбрать снимок гриба при увеличении 60*. Перейти в редактор Paint и выполнить подписи:

  • Мукор 60*
  • Гифа
  • Спорангий

7. Выбрать снимок гриба при увеличении 200*. Прейти в редактор Paint и выполнить подписи:

  • Мукор 200*
  • Гифа
  • Спорангий

8. Сохранить рисунок в своей папке под названием "Мукор 60*",  "Мукор 200*".

Пример оформления практической работы.

Рисунок 1

Рисунок 1.

Рисунок 2

Рисунок 2.

Методические рекомендации:

Данная практическая работа может быть использована в теме "Царство Грибы. Лишайники" по программе И. Н. Пономаревой на уроке по теме "многообразие и значение грибов" в 6-ом классе. Так же в теме "Царство грибов" по программе Мягковой на уроке "плесневые грибы" 7-ой класс. Эта работа может проводиться как при изучении нового материала, так и для закрепления знаний о строении плесневых грибов.

Практическая работа "Внешнее и внутренне строение стебля".

Цель работы: закрепить знания о внешнем и внутреннем строении стебля.

Оборудование:

  • цифровой микроскоп Digital Blue,
  • микропрепарат "Ветка липы",
  • зимняя ветка липы,
  • чашка Петри,
  • нож,
  • инструктивная карточка.

Инструктивная карточка

Исследование.

1. Включить компьютер и запустить программу работы с цифровым микроскопом.
2. Поместить зимнюю веточку липы под микроскоп при увеличении 10*, используя верхнее освещение. На ветке найти чечевичками, листовой рубец, почку и сделать фотографию.
3. Перевести микроскоп на увеличение 60* и рассмотреть участок с чечевичками. Сделать фотографию. После этого аккуратно вынуть ветку из-под микроскопа.
4. В чашечке Петри осторожно сделать продольный разрез ветки липы. Рассмотреть его под микроскопом при увеличении 60*. Сделать фотографию.
5. Поместить под микроскоп препарат "Ветка липы" при увеличении 10*, используя нижнее освещение. Затем перейти к увеличению 60*.
6. Сделать фотографию внутреннего строения стебля при увеличении 60*.
7. Перейти к увеличению 200*, если необходимо увеличить освещение. Рассмотреть по отдельности кору и древесину. Убрать микропрепарат из-под микроскопа.

Обработка результатов исследования.

1. Перейти в коллекцию рисунков с помощью кнопки

2. Выбрать снимок зимний ветки липы при увеличении 10*, перейти в редактор Paint и выполнить подписи:

  • Узел
  • Междоузлие
  • Почка
  • Листовой рубец
  • Чечевички

3. Вернуться в коллекцию рисунков и выбрать снимок зимней ветки липы при увеличении 60*. В редакторе Paint выполнить подпись "Чечевички".

4. На фотографии внутреннего строения ветки липы при увеличении 60* сделать подписи:

  • Пробка
  • Кора с лубом
  • Древесина
  • Сердцевина

5. На фотографии поперечного разреза ветки липы сделать подписи:

  • Пробка
  • Кора
  • Древесина
  • Сердцевина

6. Сохранить результаты в своей папке.

Пример оформления практической работы.

Рисунок 3

Рисунок 3.

Рисунок 4

Рисунок 4.

Рисунок 5

Рисунок 5.

Рисунок 6

Рисунок 6.

Рисунок 7

Рисунок 7.

Методические рекомендации:

Данная практическая работа может быть использована в теме "Органы цветковых растений" по программе И.Н. Пономаревой на уроке "Стебель – часть побега, его внешнее и внутреннее строение". Данную практическую работу лучше проводить после изучения темы на отдельном уроке в качестве закрепления изученного материала.

Лабораторная работа "Споры папоротника"

Цель работы: ознакомить учащихся с внешним строением листа спорового растения папоротника и его спорами.

Оборудование:

  • цифровые микроскопы;
  • лист папоротника;
  • препаровальная игла;
  • инструктивная карточка.

Инструктивная карточка.

Исследование.

9. Включить компьютер и запустить программу работы с цифровым микроскопом.
10. Рассмотреть лист папоротника, найти на нижней поверхности листа коричневые выросты.
11. Поместить лист под микроскоп при увеличении 10*, используя верхнее освещение.
12. Сделайте фотографию.
13. Переведите микроскоп на увеличение 60*.
14. Рассмотрите спорангий папоротника и сделайте его фотографию.

Обработка результатов исследования.

1. Перейдите в коллекцию рисунков.
2. Поместите на один рисунок лист папоротника при увеличении 10* и сорус при увеличении 60*.
3. Сделайте подписи:

  • Сорус
  • Спора
  • Лист папоротника

4. Сохраните рисунок в своей папке под названием "Лист папоротника"

Пример оформления практической работы:

Рисунок 8

Рисунок 8.

Методические рекомендации:

Данная лабораторная работа может быть использована в теме "Общее знакомство с растениями" на уроке "Семенные и споровые растения" (программа И.Н. Пономаревой "Биология 6 класс") и в теме "Основные отделы царства растений" на уроке "Размножение папоротникообразных" (программа под редакцией Мягковой "Биология 6-7 класс").

Тема урока "Внешнее и внутреннее строение почки".

Раздаточный материал:

  • цифровой микроскоп;
  • чашка Петри;
  • веточка липы с 1-2 почками;
  • веточка сирени с 2-4 почками;
  • лабораторный нож;
  • круг из белой бумаги диаметром 8 см.;
  • инструктивная карточка № 1, № 2.

Инструктивная карточка № 1

Исследование:

1. Возьмите веточку с № 1. Аккуратно отделите почку от побега. Очень осторожно разрежьте ее вдоль.
2. Поместите разрезанные части на предметный столик микроскопа.
3. Отделите почку от образца № 2. Осторожно разрежьте ее вдоль и поместите рядом с почкой № 1.
4. Вызовите программу работы с цифровым микроскопом.
5. Рассмотрите почки при увеличении 10*, используя верхнее освещение.
6. Сделайте фотографию.
Оформление результатов исследования:

1. Перейдите в коллекцию рисунков с помощью кнопки . Вызовите редактор Paint.
2. Выполните подписи:

  • Вегетативная почка
  • Генеративная почка
  • Почечные чешуи
  • Зачаточные листья
  • Зачаточное соцветие
  • Зачаточный стебель

3. Сохраните рисунок в своей папке под названием "Строение почек".

Инструктивная карточка № 2.

1. Рассмотрите разрез вегетативной почки при увеличении 60* и верхнем освещении.
2. Найдите конус нарастания.
3. Сделайте фотографию
4. В редакторе Paint выполните подписи:

  • Почка 60*
  • Конус нарастания

5. Сохраните рисунок в своей папке под названием "Конус нарастания".

Пример оформления практической работы:

Рисунок 9

Рисунок 9.

Рисунок 10

Рисунок 10.