В последнее время школьные кабинеты биологии
оснащаются современным лабораторным
оборудованием, которое включает в себя
компьютеры, мультимедийные проекторы, цифровые
микроскопы. Однако, методических разработок и
рекомендаций по работе с этой техникой очень
мало. В своей работе я привожу разработки
некоторых практических работ с цифровым
микроскопом по курсу ботаники. Каждая
практическая работа включает в себя
инструктивную карточку (состоящую из двух
частей: исследование и обработка результатов) и
методические рекомендации по использованию
данной работы в школьной программе.
Данные работы могут быть использованы во время
объяснения нового материала, так же как
отдельные уроки или на уроках-обобщениях для
закрепления полученных знаний.
К следующему занятию учитель проверяет
правильность выполнения работы, выставляет
оценки и распечатывает рисунки, которые ученики
вклеивают в свои рабочие тетради.
Практическая работа "Строение плесневых грибов".
Цель работы: познакомить учащихся с характерными признаками строения плесневых грибов.
Оборудование:
- цифровой микроскоп Digital Blue;
- микропрепарат "Плесень мукор";
- инструктивная карточка.
Инструктивная карточка.
1. Включить компьютер и запустить программу
работы с цифровым микроскопом.
2. Поместить препарат под микроскоп при
увеличении 10*, используя нижнее освещение.
3. Рассмотреть гриб при увеличении 60* и 200*.
4. Сделать фотографию гриба при увеличении 60* и 200*.
5. Перейти в коллекцию рисунков с помощью кнопки
6. Выбрать снимок гриба при увеличении 60*. Перейти
в редактор Paint и выполнить подписи:
- Мукор 60*
- Гифа
- Спорангий
7. Выбрать снимок гриба при увеличении 200*. Прейти в редактор Paint и выполнить подписи:
- Мукор 200*
- Гифа
- Спорангий
8. Сохранить рисунок в своей папке под названием "Мукор 60*", "Мукор 200*".
Пример оформления практической работы.
Рисунок 1.
Рисунок 2.
Методические рекомендации:
Данная практическая работа может быть использована в теме "Царство Грибы. Лишайники" по программе И. Н. Пономаревой на уроке по теме "многообразие и значение грибов" в 6-ом классе. Так же в теме "Царство грибов" по программе Мягковой на уроке "плесневые грибы" 7-ой класс. Эта работа может проводиться как при изучении нового материала, так и для закрепления знаний о строении плесневых грибов.
Практическая работа "Внешнее и внутренне строение стебля".
Цель работы: закрепить знания о внешнем и внутреннем строении стебля.
Оборудование:
- цифровой микроскоп Digital Blue,
- микропрепарат "Ветка липы",
- зимняя ветка липы,
- чашка Петри,
- нож,
- инструктивная карточка.
Инструктивная карточка
Исследование.
1. Включить компьютер и запустить программу
работы с цифровым микроскопом.
2. Поместить зимнюю веточку липы под микроскоп
при увеличении 10*, используя верхнее освещение.
На ветке найти чечевичками, листовой рубец, почку
и сделать фотографию.
3. Перевести микроскоп на увеличение 60* и
рассмотреть участок с чечевичками. Сделать
фотографию. После этого аккуратно вынуть ветку
из-под микроскопа.
4. В чашечке Петри осторожно сделать продольный
разрез ветки липы. Рассмотреть его под
микроскопом при увеличении 60*. Сделать
фотографию.
5. Поместить под микроскоп препарат "Ветка
липы" при увеличении 10*, используя нижнее
освещение. Затем перейти к увеличению 60*.
6. Сделать фотографию внутреннего строения
стебля при увеличении 60*.
7. Перейти к увеличению 200*, если необходимо
увеличить освещение. Рассмотреть по отдельности
кору и древесину. Убрать микропрепарат из-под
микроскопа.
Обработка результатов исследования.
1. Перейти в коллекцию рисунков с помощью кнопки
2. Выбрать снимок зимний ветки липы при увеличении 10*, перейти в редактор Paint и выполнить подписи:
- Узел
- Междоузлие
- Почка
- Листовой рубец
- Чечевички
3. Вернуться в коллекцию рисунков и выбрать снимок зимней ветки липы при увеличении 60*. В редакторе Paint выполнить подпись "Чечевички".
4. На фотографии внутреннего строения ветки липы при увеличении 60* сделать подписи:
- Пробка
- Кора с лубом
- Древесина
- Сердцевина
5. На фотографии поперечного разреза ветки липы сделать подписи:
- Пробка
- Кора
- Древесина
- Сердцевина
6. Сохранить результаты в своей папке.
Пример оформления практической работы.
Рисунок 3. |
Рисунок 4. |
Рисунок 5. |
Рисунок 6. |
Рисунок 7. |
Методические рекомендации:
Данная практическая работа может быть использована в теме "Органы цветковых растений" по программе И.Н. Пономаревой на уроке "Стебель – часть побега, его внешнее и внутреннее строение". Данную практическую работу лучше проводить после изучения темы на отдельном уроке в качестве закрепления изученного материала.
Лабораторная работа "Споры папоротника"
Цель работы: ознакомить учащихся с внешним строением листа спорового растения папоротника и его спорами.
Оборудование:
- цифровые микроскопы;
- лист папоротника;
- препаровальная игла;
- инструктивная карточка.
Инструктивная карточка.
Исследование.
9. Включить компьютер и запустить программу
работы с цифровым микроскопом.
10. Рассмотреть лист папоротника, найти на нижней
поверхности листа коричневые выросты.
11. Поместить лист под микроскоп при увеличении 10*,
используя верхнее освещение.
12. Сделайте фотографию.
13. Переведите микроскоп на увеличение 60*.
14. Рассмотрите спорангий папоротника и сделайте
его фотографию.
Обработка результатов исследования.
1. Перейдите в коллекцию рисунков.
2. Поместите на один рисунок лист папоротника при
увеличении 10* и сорус при увеличении 60*.
3. Сделайте подписи:
- Сорус
- Спора
- Лист папоротника
4. Сохраните рисунок в своей папке под названием "Лист папоротника"
Пример оформления практической работы:
Рисунок 8.
Методические рекомендации:
Данная лабораторная работа может быть использована в теме "Общее знакомство с растениями" на уроке "Семенные и споровые растения" (программа И.Н. Пономаревой "Биология 6 класс") и в теме "Основные отделы царства растений" на уроке "Размножение папоротникообразных" (программа под редакцией Мягковой "Биология 6-7 класс").
Тема урока "Внешнее и внутреннее строение почки".
Раздаточный материал:
- цифровой микроскоп;
- чашка Петри;
- веточка липы с 1-2 почками;
- веточка сирени с 2-4 почками;
- лабораторный нож;
- круг из белой бумаги диаметром 8 см.;
- инструктивная карточка № 1, № 2.
Инструктивная карточка № 1
Исследование:
1. Возьмите веточку с № 1. Аккуратно отделите
почку от побега. Очень осторожно разрежьте ее
вдоль.
2. Поместите разрезанные части на предметный
столик микроскопа.
3. Отделите почку от образца № 2. Осторожно
разрежьте ее вдоль и поместите рядом с почкой № 1.
4. Вызовите программу работы с цифровым
микроскопом.
5. Рассмотрите почки при увеличении 10*, используя
верхнее освещение.
6. Сделайте фотографию.
Оформление результатов исследования:
1. Перейдите в коллекцию рисунков с помощью
кнопки . Вызовите
редактор Paint.
2. Выполните подписи:
- Вегетативная почка
- Генеративная почка
- Почечные чешуи
- Зачаточные листья
- Зачаточное соцветие
- Зачаточный стебель
3. Сохраните рисунок в своей папке под названием "Строение почек".
Инструктивная карточка № 2.
1. Рассмотрите разрез вегетативной почки при
увеличении 60* и верхнем освещении.
2. Найдите конус нарастания.
3. Сделайте фотографию
4. В редакторе Paint выполните подписи:
- Почка 60*
- Конус нарастания
5. Сохраните рисунок в своей папке под названием "Конус нарастания".
Пример оформления практической работы:
Рисунок 9. |
Рисунок 10. |