Цель: Дать основные понятия по приготовлению дрожжевого теста.
Задачи:
- Обучающая: научить готовить тесто по рецепту и из имеющихся на данный момент продуктов.
- Воспитательная: относится к приготовлению пищи творчески, уметь работать с имеющимися продуктами, приучать сервировать стол, уделить внимание бережному, экономному отношению к продуктам.
- Коррекционно-развивающая: довести до автоматизма соблюдение санитарно гигиенических требований и технику безопасности. Побуждать учащихся к сравнению, сопоставлению, анализу полезных советов, использованию их на практике.
Оборудование: кружка для теста, миксер, сито, сковороды, электроплита, все для сервировки стола, карточки задания, карточки для словарной работы.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Вводная часть.
Сегодня мы начинаем новый раздел учебной программы “Кулинария”.
-Скажите, пожалуйста, что такое кулинария? Правильно. Кулинария - это искусство приготовления пищи. Это самое древнейшее занятие человека готовить себе пищу. На протяжении многих веков это занятие совершенствовалось, прежде чем стало искусством. Опыт, накапливаемый человеком, передавался из уст в уста, от старшего поколения младшему, так же как и любое искусство или творчество. Наверное, некоторым из вас приходилось слышать такое выражение от своих бабушек “Пойду квашню творить”. Хотя в данном случае о происхождении этого слова можно поспорить, ведь дрожжи в воде или молоке, для получения теста, растворяют. Но спор по этому вопросу мы отложим на урок русского языка, а сами постараемся сотворить вкусные т. к. у нас сегодня гости, скороспелые, т. к. у нас мало времени, простые т. к. мы еще только учимся, блины. Итак, тема нашего урока - “Скороспелые блины”. Наша задача познакомиться с технологией приготовления дрожжевого теста. Мы узнаем основные правила, чтобы в последствии вы могли сотворить своё произведение кулинарного искусства. Это умение бывает необходимо, когда приходится ориентироваться не по книжному рецепту, а по содержимому холодильника. Прежде всего, вы должны знать, какие основные требования предъявляют хозяйки к готовым блинам.
- Блины должны быть все одинаковые по форме, величине и толщине.
- Быть красивого, румяного цвета.
- Блины должны быть пропеченными внутри.
Основная часть:
- Для начала составляем технологическую карту приготовления блинов.
На магнитную доску крепятся таблички со словами: вода, дрожжи, сахар, яйца, соль, мука, растительное масло, молоко. Учитель составляет технологическую карту приготовления блинов, комментируя каждое действие. В 800 гр. теплой воды распустить 1 ст. ложку дрожжей, 3 ст. ложки сахара. Дать дрожжам раствориться, в это время просеять муку. К растворенным дрожжам прибавить 2 яйца, чайную ложку соли, две столовые ложки растительного масла, размешать. Всыпать муку и миксером взбить до однородной массы, консистенции густой сметаны. Дать подняться, влить горячее молоко и еще раз взбить миксером. Тесто готово. В процессе работы на доске получилась схема приготовления блинов.
(схема дана в приложении 1).Такие же схемы раздаются на каждое рабочее место учащегося, с целью активизировать зрительную память школьников.
Сейчас, по этой схеме я буду готовить тесто, а вы следить и подсказывать мне.
Повторяю СГТ. После каждого вопроса дожидаюсь ответ учащихся.
- Сняла пиджак, чтобы рукава не соприкасались с продуктами.
- Надела косынку, чтобы волосы не падали в тесто.
- Надела фартук, чтобы не пачкать одежду
- Иду мыть руки с мылом.
Учитель готовит тесто с комментарием каждого действия.
А теперь, пока наше тесто поднимается, мы с вами запомним несколько простых, но полезных советов.
- Жидкость для дрожжевого теста должна быть чуть-чуть горячей (45°С). В слишком горячей дрожжи погибнут (заварятся), в недостаточно теплой воде будут долго подходить.
- Муку обязательно надо просеять, чтобы она насытилась кислородом, подышала, тогда тесто быстро поднимется.
- Очень важно угадать количество дрожжей, если сдобы (песок, масло, яйца) много, значит, дрожжей нужно положить больше.
- Сухие и мороженые дрожжи распустятся быстрее, если их засыпать сахарным песком.
- Для блинов нужно иметь отдельную сковороду, которую перед выпечкой хорошо прокаливают, смазывают и только потом наливают тесто.
- Удобнее всего наливать тесто половником, тогда все блинчики будут одинаковые по толщине и форме.
А теперь давайте проверим, как мы усвоили сегодняшний урок. (проводится работа по карточкам заданиям.)
- Что забыла положить хозяйка в свои блины?
- молоко
- вода
- дрожжи
- соль
- масло
- яйцо
- ---------
- -----------
- Нужно вычеркнуть из перечисленных продуктов лишнее для приготовления дрожжевого теста.
дрожжи яйцо молоко мука сода мясо соль варенье сахар
- Перечислить все возможные продукты, которые подают к блинам:
- Что лишнее для сервировки стола к завтраку?
Варенье, мед ----------
Чайная чашка с блюдцем
Настольная лампа
Тарелка
Чайная ложечка.
- Расставить последовательность операций для приготовления блинов.
- просеять муку
- подогреть воду
- добавить сахар
- посолить
- развести дрожжи
- добавить яйца и масло
- взбить миксером
- перемешать
- добавить кипяченое молоко
- выпекать
- разогреть сковороду
- высыпать муку
- дать подняться
Подводиться итог по работе с карточками.
А сейчас мы приступаем к выполнению практической работы. Для этого повторим:
1. Технику безопасности при работе с электронагревательными приборами:
- проверить исправность шнура;
- включать и выключать электроприбор сухими руками, только за штепсельную вилку;
- прибор устанавливать на огнеупорную подставку.
2. Техника безопасности при работе с горячей сковородой:
- брать сковороду с плиты только прихваткой;
- следить за тем, чтобы сковорода не перекалялась;
- переворачивать блины специальной лопаточкой, придерживая сковороду прихваткой.
3. Основные требования к готовому блюду:
- блины должны быть все одинаковые по форме, величине, толщине
- красивого, румяного, цвета;
- блины должны быть пропеченными внутри.
Учащиеся моют руки, надевают фартуки, повязывают косынки.
Учитель показывает правильность выполнения практической работы. Затем учащиеся по очереди пекут блины. Свободные от практической работы делают запись в тетрадях (текст для записи в тетрадь прилагается в приложении 2).
Мальчики после выпечки и оформления тетради начинают сервировать стол.
- Скатерть.
- Бумажные салфетки в салфетнице.
- Цветы в низкой вазочке
- Сахарницы и вазочки для варенья
- Молочник
- Соусник для сметаны
- Самовар
- Чайник для заваривания чая.
- На блюдце чашка и чайная ложечка
Девочки допекают блины.
Итог урока:
Учащиеся рассаживаются за накрытые столы, перед собой ставят тарелочки со своими блинами.
Идет подведение итога с учетом выполнения требований предъявляемых к готовому блюду. Дети получают словесную оценку за урок.
Заключительная часть:
Уборка мастерской и своих рабочих мест.