Интеграция школы и учреждения дополнительного образования: формы, технология, содержание, результаты

Разделы: Администрирование школы


Интеграция является важнейшим фактором развития современного общества. Интеграционные процессы идут сегодня в экономике, политике, культуре, науке, отражая глобальную тенденцию движения к единому миру.

В последние годы все большую актуальность приобретает тема интеграции школы и учреждений дополнительного образования. Она родилась в педагогической практике в 80-е годы ХХ века и осуществлялась по инициативе отдельных руководителей-новаторов в русле поиска новых путей развития школы. Следует заметить, что сотрудничество школы с внешкольными учреждениями имело место всегда, но интеграция – это не просто сотрудничество, это слияние в единую социально-педагогическую систему. Это процесс сложный, связанный с преодолением ведомственных барьеров, поисками дополнительного финансирования и предполагающий работу двух коллективов в напряженном инновационном режиме.

В 90-е годы практика создания интегративных образовательных комплексов “школа – УДО” была продолжена, но не стала массовой ввиду организационных и финансовых сложностей. Однако, она получила официальное признание как действенная и прогрессивная. В Концепции модернизации Российского образования, Межведомственной программе развития системы дополнительного образования детей на 2002-2005 подчеркивается важность взаимодействия образования и культуры, школы и учреждений дополнительного образования. Кроме того, предстоящий переход на профильное обучение также предполагает интеграцию школы с дополнительным образованием. Дополнительное образование многогранно. В данной статье мы сконцентрируем внимание на учреждениях начального художественного образования, т.е. на школах искусств, и покажем возможности построения образовательных комплексов “средняя школа – школа искусств”.

Каждая интегративная модель уникальна. Школа искусств может развернуть свою деятельность

в одном классе (гимназия № 2 г. Арзамаса, московские школы № 744, 739 – музыкальные классы);
в одной параллели (театральные классы в московской школе № 624);
в одной вертикали (филиал детской хоровой школы Костромы работает с 1“Б” по 11“Б” средней школы № 4);
в целом звене: филиал Детской художественной школы Сарова работает с детьми среднего звена школы № 7 (5-8 классы); филиал Детской школы искусств №1 – в начальных классах (с 1 по 4 кл.) школы № 5 этого же города.

Итак, вариантов слияния множество. Это касается как формы, так и содержания. Однако, зададимся вопросом: зачем учреждения, принадлежащие к разным ведомствам и работающие в стабильном режиме, встают на путь интеграции?

На решение юридических лиц объединить работу педагогических коллективов влияет целый ряд факторов, главный из которых – демографический. И средние школы, и учреждения дополнительного образования переживают сегодня непростую ситуацию с набором учащихся. На практике идет борьба за каждого ребенка, которая по сути есть борьба за выживание самого учебного заведения. Интеграция с учреждением культуры делает общеобразовательную школу привлекательной для родителей будущих первоклассников, наделенных правом выбора учебного заведения. Для школы искусств – это прекрасная возможность стабилизировать контингент учащихся и обеспечить нагрузку педагогам.

Инициатива, как правило, исходит от основной школы – именно она пускает под свою крышу дополнительное образование. Параллельно с принятием принципиального решения идет выбор содержания дополнительного образования, которое должно влиться в основное и обогатить его. Этот выбор обусловлен профилем школы, ее концептуальными и методологическими установками. Так, саровский лицей № 3 счел для себя приемлемым архитектурно-строительное направление. Педагоги Детской школы искусств № 1 занимаются с юными лицеистами конструированием из бумаги и других материалов сложных композиций, что вполне соответствует математическому складу ума учащихся. Средние школы гуманитарного профиля № 5 и 7 избрали в качестве направлений дополнительного образования соответственно музыку и ИЗО, пригласив к сотрудничеству музыкальное отделение школы искусств №1 и художественную школу.

В 1997 году средняя школа № 20 г.Саров, испытывавшая в то время проблемы с набором учащихся, выступила инициатором объединения деятельности со школой искусств № 2, предложив открыть филиал на базе начального звена. ДШИ № 2 ведет работу с детьми по 8 специальностям. Для филиала в общеобразовательной школе была выбрана специальность “фольклор”.

Идея занятий фольклором была принята всеми: работниками двух школ, которым предстояло отныне сотрудничать, Администрацией города (Учредитель), выделившей финансирование под данный проект, а также родителями будущих первоклассников. Если в 1997 году школе № 20 удалось набрать только один первый класс, то в 1998 г. (а это год открытия филиала) первых классов было два. Добавим, что по сей день проблем с набором нет, и это говорит о популярности школы среди горожан.

Подготовительный этап проектирования комплекса был посвящен составлению нормативных актов, регулирующих взаимоотношения сторон и определяющих пути совместной работы. Приведем выдержки из "Положения о филиале фольклорного отделения ДШИ № 2 на базе муниципальной средней общеобразовательной школы № 20". В этом документе определена цель работы: "систематическое нравственно-эстетическое воспитание и развитие каждого учащегося начальных классов". Здесь же сформулированы задачи, стоящие перед филиалом:

  • 100% охват учащихся 1-4 классов школы художественной деятельностью;
  • развитие творческого потенциала учащихся через занятия искусством;
  • выявление одаренных детей для дальнейшего обучения фольклору в подростковом возрасте;
  • предоставление малообеспеченным семьям возможности дать своим детям полноценное дополнительное образование.

В главе "Положения", касающейся организации работы, закрепляются следующие ключевые моменты: "Режим работы филиала соответствует режиму школы. Групповые занятия фольклорного отделения включаются в школьное расписание; индивидуальные – проводятся после школьных уроков и во время динамических пауз. Управление работой филиала осуществляют администрация школы 20 и администрация ДШИ. Общий контроль, создание нормативных документов, развитие материальной базы осуществляют директора обоих учреждений. Составление расписания, проверка занятий, замещения уроков, решение организационных вопросов – функции курирующих завучей двух школ." Итак, нет главной школы и нет второстепенной – обе они находятся на равных позициях. Это партнеры, делающие одно дело.

Принципиально важным здесь является вопрос о расписании. Практика показывает, что в большинстве общеобразовательных школ уроки подобных филиалов выносятся за пределы основного расписания, на послеобеденное время. Но в этом случае теряется смысл сотрудничества: школа искусств автоматически уходит на 2-й план, на положение кружка, ее уроки представляются необязательными, их значение в детском сознании падает, далее – пропуски занятий, отставание от программы и заявления на отчисление. По сути, средняя школа в такой ситуации выглядит просто арендодателем, безвозмездно предоставляющим свои площади для занятий искусством – нет слияния, нет общей работы.

В нашем случае обеими сторонами осознается недопустимость подобного подхода к учебному процессу. В качестве примера приведем расписание некоторых классов на 2004-2005 учебный год (Приложение 1). Мы видим, что групповые уроки школы искусств (выделены курсивом) органично включаются в основное расписание. Индивидуальные же дисциплины продолжительностью 0,5 часа вынесены за его пределы: преподаватели русских народных инструментов и общего фортепиано работают по особому расписанию. Дети приходят на индивидуальные занятия из группы продленного дня. Здесь нельзя не отметить роль учителя начальных классов: это помощник педагогов филиала. Младшие школьники живут по звонку, а индивидуальные занятия у каждого в свое время – риск пропустить или опоздать велик. Школьный учитель имеет расписание всех уроков школы искусств и контролирует их посещение детьми своего класса. Это еще один момент заинтересованного сотрудничества – здесь уже на уровне учителей.

Итак, все специальные уроки проводятся во время пребывания ребенка в общеобразовательной школе. С 15.00 ч. дети свободны, впереди полдня для приготовления уроков, прогулки, спорта, занятий по интересам, отдыха. На протяжении шести лет такая практика работы полностью себя оправдала: довольны и ученики, и родители.

К занятиям школы искусств дети относятся с искренним интересом. Они разучивают массу песен, танцев, игр, знакомятся с народными обрядами. Ежегодно во всех классах готовятся мероприятия, связанные с традиционными праздниками народного календаря, в которых участвуют и педагоги, и ученики. Эти мероприятия перерастают рамки обычных концертов: иногда они идут несколько дней и необязательно в помещениях школы – некоторые из них проводятся на улице, а особо значимые – в залах ДШИ  № 2, которые оборудованы световой и звуковой аппаратурой высокого класса. К народным праздникам часто бывают приурочены детские музыкальные конкурсы, а также занятия прикладным искусством (в этом случае к детям приходят преподаватели ремесленно-художественных отделений ДШИ  № 2). Замечу, что для проведения таких занятий школа отдает уроки труда – в этом также видна тенденция к слиянию и взаимопроникновению двух учебных заведений.

План масленичной недели 2004 г. (Приложение 2) иллюстрирует данную область работы и показывает разнообразные формы совместной деятельности обеих школ по нравственно-эстетическому воспитанию детей средствами народного искусства. Говоря же о методах работы, выделим метод "погружения" в традицию или включенного действия, который в современной фольклористике характеризуется следующими элементами:

  • активное включение всех участников в действие;
  • знание самой традиции;
  • переключение деятельности (с познавательной – на игровую, с художественной – на коммуникативную и др.);
  • сочетание традиционного и современного материала.

Работая вместе, школы стремятся создавать детям "социальную ситуацию развития" (Выготский Л.С.), поле деятельности, позволяющее реализовать себя, самоутвердиться через творчество. Школьники включены в интенсивную концертную работу. Они выступают перед людьми, принадлежащими к разным возрастным и социальным группам. Их зрители – воспитанники детских садов и сверстники, воины застав и обитатели Дома престарелых. Ребята доставляют людям радость соприкосновения с родной культурой, и это позволяет им понять значимость своего дела. Самоутверждению помогают смотры и конкурсы, на которых наши дети, как правило, занимают призовые места. Ежегодно приходится выезжать на фестивали в другие города. В каждом из этих случаев детей сопровождают учителя, а иногда и завучи обеих школ, а их успех воспринимается как общая победа. Таким образом, сотрудничество образовательных учреждений выходит за пределы не только школьных стен, но и за пределы города.

Накануне третьего выпуска учащихся, весной 2004 года, была проведена диагностика результативности экспериментальной работы, которая выявила, что выпускники интегративного комплекса обладают развитыми эстетическими, нравственными, гражданскими и социальными качествами, которые в дальнейшем позволят им успешно самореализоваться, занять достойное место в обществе, достичь вершин в профессиональной деятельности.

Шестилетний опыт совместной работы двух учебных заведений разной ведомственной принадлежности позволяет определить, что же дает интеграция всем субъектам образовательного процесса, школам, городу, обществу в целом.

Дети:

1. Приобретают возможность получить дополнительное образование, не выходя из школьных стен.

2. Интегрированное расписание позволяет проводить уроки школы искусств в первую смену. У детей есть время на занятия по интересам (спорт, техническое творчество, компьютерный клуб и др.).

3. Гуманистическая, личностно-ориентированная, адаптивная среда комплекса, вариативные учебные планы, индивидуальные образовательные маршруты позволяют создать позитивно окрашенную и богатую эмоциями учебную атмосферу, в которой раскрывается творческая индивидуальность каждого.

Родители:

Получают возможность дать детям полноценное дополнительное образование одновременно с основным школьным в 1 смену (отпадает необходимость провожать ребенка в школу искусств и обратно, затрачивая на это рабочее или личное время).

Общеобразовательная школа:

1. Практика “2-х школ под одной крышей” привлекла внимание горожан. С начала работы в ней Филиала ДШИ набор учащихся в первые классы осуществляется без проблем.

2. Школа приобрела специалистов высокого уровня (музыкантов, вокалистов, хореографа), которые активно участвуют в организации культурной жизни всей школы (не только младшего звена).

3. Школа заняла лидирующее место среди 18 школ города по эстетическому воспитанию (результаты смотров, фестивалей, объем и качество концертной работы), что способствует укреплению ее авторитета и популярности в городе.

4. Расширились и укрепились контакты школы с учреждениями культуры, что открыло новые возможности для воспитательной работы.

Школа искусств:

1. Стабилизировался контингент учащихся.

2. Увеличилась нагрузка педагогов.

3. Расширились и укрепились контакты школы с учреждениями системы образования, что открыло новые возможности для воспитательной работы и методического совершенствования.

Общество:

1. В городе появился очаг национальной культуры, создающий условия для нравственно-эстетического и гражданского воспитания подрастающего поколения.

2. Возникновение нового образовательного пространства объединило в себе учреждения образования и культуры. Общая работа сгладила границы между ведомствами.

3. Работа УВК “общеобразовательная школа – школа искусств” дает другим школам пример решения застарелой проблемы, связанной с крайне малым количеством часов, отводимых учебными планами на предметы эстетического цикла. Интеграция со школой искусств предоставляет реальную возможность осуществлять полноценное эстетическое образование учащихся, формировать художественный вкус и эстетические потребности, противодействуя тем самым падению культуры общества. Важное значение имеет и тот факт, что вместе с детьми к миру искусства приобщаются и их родители.

4. Динамичное, постоянно расширяющееся образовательно-воспитательное пространство, существующее вокруг комплекса, предоставляет широкие возможности для утверждения детей в социуме через национальное искусство, для их идентификации как носителей культуры своего народа и, в конечном итоге, для становления гражданской позиции и патриотического сознания школьников.

Таким образом, интеграция школы и учреждения культуры активно способствует решению задач патриотического и духовно-нравственного воспитания детей, которые поставлены перед образовательными учреждениями Правительством России.

Опыт двух саровских школ, описанный нами в данной статье, может иметь не только познавательное значение: в ближайшее время он может стать “пособием по выживанию”. В связи с готовящимися изменениями законодательной базы, бесплатные кружки в школах уходят в прошлое. Будущее учреждений дополнительного образования также не вызывает оптимизма. Реально оценивая перспективы, на путь интеграции со школами искусств вступило уже 7 из 18 средних школ г.Саров (№№ 3, 5, 7, 12, 13, 14, 20).

Для руководителей, заинтересованных в сохранении дополнительного школьного образования, считаю целесообразным дать отработанный нами на практике алгоритм действий по созданию филиалов школ искусств:

  1. Два юридических лица приходят к соглашению о сотрудничестве.
  2. Учредитель дает принципиальное согласие на открытие в конкретной школе филиала школы искусств.
  3. Школа искусств получает лицензию на право ведения образовательной деятельности в новом структурном подразделении.
  4. Выделяется необходимое для данного проекта финансирование.
  5. Вносятся изменения в Уставы обеих школ.
  6. Создаются локальные акты, регулирующие отношения сторон:
  7. Договор о совместной работе;
  8. Положение о филиале учреждения культуры на базе средней школы.
  9. Разрабатываются учебные планы филиала с учетом специфики избранного вида искусства (театр, ИЗО, музыка…), существующих нормативов и санитарно-гигиенических требований, предъявляемых к учебному процессу.
  10. Создается материально-техническая база филиала.
  11. Комплектуются педагогические кадры для работы в филиале.
  12. Комплектуются кадры учащихся филиала.
  13. Составляется учебное расписание, учитывающее интересы двух сторон.
  14. Начинается учебный процесс.

Практика показала, что интеграция с общеобразовательной школой дает школе искусств возможность жить и осуществлять свою высокую культурную миссию, а стране – возможность сохранить очаги подлинной культуры, где воспитываются духовно богатые люди, гуманисты и патриоты.

Приложение 1

РАСПИСАНИЕ НА 2003-2004 УЧЕБНЫЙ ГОД

1 "а"

1 "б"

3 "а"

3 "б"

понедельник

1. Чтение
2. Математика
Динамическая пауза:
Инд.занятия *
3. Русский язык
4. ИЗО
Инд. занятия

понедельник

1. Чтение
2. Математика
Динамическая пауза:
Инд.занятия *
3. Русский язык
4. ИЗО
Инд. занятия

понедельник

1. Русский язык
2. ИЗО
3. Математика
4. Литература
5. Фольклорный ансамбль
6. Сольфеджио
Инд. занятия*

понедельник

1. Русский язык
2. Математика
3. ИЗО
4. Литература
5. Сольфеджио
6.Фольклорный ансамбль
Инд. занятия*

вторник

1.Чтение
2. Русский язык
Динамическая пауза:
Инд.занятия
3. Математика
4. Труд
Инд. занятия

вторник

1. Чтение
2. Русский язык
Динамическая пауза:
Инд.занятия
3. Математика
4. Труд
Инд. занятия

вторник

1. Вок.ансамбль/ танец***
2. Математика
3. Русский язык
4. Литература
5. Инструм. ансамбль
Инд. занятия

вторник

1. Математика
2. Вок.ансамбль/ танец***
3. Русский язык
4. Литература
5. Народное творчество
Инд. занятия

среда

1. Русский язык
2. Математика
Динамическая пауза:
Инд.занятия
3. Танец
4. Нар. творчество
Инд. занятия

среда

1. Русский язык
2. Математика
Динамическая пауза:
Инд.занятия
3. Нар. творчество
4. Танец
Инд. занятия

среда

1. Русский язык
2. Физкультура
3. Математика
4. Природоведение
5. Народное творчество
6. Танец

среда

1. Физкультура
2. Математика
3. Русский язык
4. Литература
5. Танец
Инд.занятия

четверг

1. Чтение
2. Русский язык
Динамическая пауза:
Инд.занятия
3. Математика
4. Вок. ансамбль
Инд. занятия

четверг

1. Чтение
2. Русский язык
Динамическая пауза:
Инд.занятия
3. Вок. ансамбль
4. Математика
Инд. занятия

четверг

1. Танец /вок. ансамбль
2. Математика
3. Русский язык
4. Литература
5. Инструм.ансам./Танец
Инд.занятия

четверг

1. Математика
2. Танец /вок ансамбль
3. Русский язык
4. Литература
Инд.занятия

пятница

1. Русский язык
2. Риторика
Динамическая пауза:
Инд.занятия
3. Физкультура
4. Математика и конструирование

пятница

1. Русский язык
2. Риторика
Динамическая пауза:
Инд.занятия
3. Физкультура
4. Математика и конструирование

пятница

1. Природоведение
2. Математика
3. Физкультура
4. Литература
Инд.занятия

пятница

1. Физкультура
2. Природоведение
3. Математика
4. Литература
5. Инструм.ансам./танец

суббота

1. Окружающий мир
2. Труд
3. Фольклорный анс.
(четные недели)**

суббота

1. Окружающий мир
2. Труд
3.Фольклорный ансам.
(нечетные недели)
**

суббота

1. Русский язык
2. ИЗО
3. Литература
4. Труд
5. Инстр.ансамбль

суббота

1. Русский язык
2. ИЗО
3. Литература
4. Труд
5. Инстр.ансамбль

Примечания:

* в 1 классе индивидуальные занятия по русским народным инструментам проводятся по 0,5 часа во время динамических пауз и после 4 урока. Со 2 класса к ним добавляются индивидуальные занятия по общему фортепиано.

** предмет "Фольклорный ансамбль проводится в первых классах 1 раз в две недели.

*** начиная со 2 класса, учебный план предусматривает по ряду специальных дисциплин деление учеников на подгруппы.

Приложение 2

"ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА"

План мероприятий

День недели

По народному календарю

Мероприятие

Место и время проведения

Ответственные

Примечания

Понедельник "Встреча масленицы" "А мы масленицу встречали" –   театрализованное представление. Зал филиала ДШИ  № 2, 14.00. Андреев Н.И – за мероприятие,
учителя шк.20 – за доставку детей.
Костюмы, реквизит, свет, звук – сотрудники ДШИ.
Вторник "Заигрыши" Конкурс исполнителей на народных инструментах Малый зал шк.20, 12.30. Логинов С.П.,
Грачикова Л.А.
Жюри – преподаватели ДШИ, учителя нач. кл.
Среда "Лакомка" Чаепитие с блинами.
Классные часы "Традиции нашего народа"
12.00 –  школьная столовая
Классы.
Администрация школы 20;
учителя нач. классов.
Библиотекарь ДШИ – помощь литературой по фольклору.
Четверг "Разгуляй-четверток" Конкурс сольного и хорового пения "Юный вокалист". Малый зал шк.20, 12.30. Бельдюгин С.Н.,
Китина И.Е.
Жюри – преподаватели ДШИ, учителя нач. кл
Пятница "Тещины вечерки" Уроки керамики:"Дымковская игрушка".
Концерт для родителей.
Награждение лауреатов муз. конкурсов.
Классные комнаты: 2, 3, 4 уроки.
Зал школы 20, 16.00.
Преподаватели керамики ДШИ.
Андреев Н.И.
Доставить в школу глину.
Дети приносят фартуки, клеенки.
Подготовить грамоты, дипломы.
Суббота "Проводы масленицы" Катание на лошади, игры на воздухе, сжигание чучела. 1)12.00 – территория вокруг школы Администрация школы 20,
учителя начальных классов
Лошадь – из городского парка,
чучело изготовить на уроках труда.

Примечания. На Руси в масленичную неделю царила атмосфера всеобщего веселья и предельной раскрепощенности. Разумеется, условия школьного обучения не позволяют ее воплотить в полной мере. И все же мы стараемся наполнить эти 6 дней мероприятиями, которые доставляют детям массу положительных эмоций ( лепка народной игрушки, выступления на сцене, катание на лошади),погружают их в традицию. Кстати говоря, для этой недели исторически характерно сочетание как обрядовых, так и необрядовых действий, что мы и имеем в данном случае.

Приведенный план наглядно иллюстрирует совместную воспитательную работу сотрудников 2-х школ, цель которой - приобщение детей к культуре своего народа.