Интеграция является важнейшим фактором развития современного общества. Интеграционные процессы идут сегодня в экономике, политике, культуре, науке, отражая глобальную тенденцию движения к единому миру.
В последние годы все большую актуальность приобретает тема интеграции школы и учреждений дополнительного образования. Она родилась в педагогической практике в 80-е годы ХХ века и осуществлялась по инициативе отдельных руководителей-новаторов в русле поиска новых путей развития школы. Следует заметить, что сотрудничество школы с внешкольными учреждениями имело место всегда, но интеграция – это не просто сотрудничество, это слияние в единую социально-педагогическую систему. Это процесс сложный, связанный с преодолением ведомственных барьеров, поисками дополнительного финансирования и предполагающий работу двух коллективов в напряженном инновационном режиме.
В 90-е годы практика создания интегративных образовательных комплексов “школа – УДО” была продолжена, но не стала массовой ввиду организационных и финансовых сложностей. Однако, она получила официальное признание как действенная и прогрессивная. В Концепции модернизации Российского образования, Межведомственной программе развития системы дополнительного образования детей на 2002-2005 подчеркивается важность взаимодействия образования и культуры, школы и учреждений дополнительного образования. Кроме того, предстоящий переход на профильное обучение также предполагает интеграцию школы с дополнительным образованием. Дополнительное образование многогранно. В данной статье мы сконцентрируем внимание на учреждениях начального художественного образования, т.е. на школах искусств, и покажем возможности построения образовательных комплексов “средняя школа – школа искусств”.
Каждая интегративная модель уникальна. Школа искусств может развернуть свою деятельность
– в одном классе (гимназия № 2 г.
Арзамаса, московские школы № 744, 739 – музыкальные
классы);
– в одной параллели (театральные классы в
московской школе № 624);
– в одной вертикали (филиал детской хоровой
школы Костромы работает с 1“Б” по 11“Б” средней
школы № 4);
– в целом звене: филиал Детской
художественной школы Сарова работает с детьми
среднего звена школы № 7 (5-8 классы); филиал
Детской школы искусств №1 – в начальных классах
(с 1 по 4 кл.) школы № 5 этого же города.
Итак, вариантов слияния множество. Это касается как формы, так и содержания. Однако, зададимся вопросом: зачем учреждения, принадлежащие к разным ведомствам и работающие в стабильном режиме, встают на путь интеграции?
На решение юридических лиц объединить работу педагогических коллективов влияет целый ряд факторов, главный из которых – демографический. И средние школы, и учреждения дополнительного образования переживают сегодня непростую ситуацию с набором учащихся. На практике идет борьба за каждого ребенка, которая по сути есть борьба за выживание самого учебного заведения. Интеграция с учреждением культуры делает общеобразовательную школу привлекательной для родителей будущих первоклассников, наделенных правом выбора учебного заведения. Для школы искусств – это прекрасная возможность стабилизировать контингент учащихся и обеспечить нагрузку педагогам.
Инициатива, как правило, исходит от основной школы – именно она пускает под свою крышу дополнительное образование. Параллельно с принятием принципиального решения идет выбор содержания дополнительного образования, которое должно влиться в основное и обогатить его. Этот выбор обусловлен профилем школы, ее концептуальными и методологическими установками. Так, саровский лицей № 3 счел для себя приемлемым архитектурно-строительное направление. Педагоги Детской школы искусств № 1 занимаются с юными лицеистами конструированием из бумаги и других материалов сложных композиций, что вполне соответствует математическому складу ума учащихся. Средние школы гуманитарного профиля № 5 и 7 избрали в качестве направлений дополнительного образования соответственно музыку и ИЗО, пригласив к сотрудничеству музыкальное отделение школы искусств №1 и художественную школу.
В 1997 году средняя школа № 20 г.Саров, испытывавшая в то время проблемы с набором учащихся, выступила инициатором объединения деятельности со школой искусств № 2, предложив открыть филиал на базе начального звена. ДШИ № 2 ведет работу с детьми по 8 специальностям. Для филиала в общеобразовательной школе была выбрана специальность “фольклор”.
Идея занятий фольклором была принята всеми: работниками двух школ, которым предстояло отныне сотрудничать, Администрацией города (Учредитель), выделившей финансирование под данный проект, а также родителями будущих первоклассников. Если в 1997 году школе № 20 удалось набрать только один первый класс, то в 1998 г. (а это год открытия филиала) первых классов было два. Добавим, что по сей день проблем с набором нет, и это говорит о популярности школы среди горожан.
Подготовительный этап проектирования комплекса был посвящен составлению нормативных актов, регулирующих взаимоотношения сторон и определяющих пути совместной работы. Приведем выдержки из "Положения о филиале фольклорного отделения ДШИ № 2 на базе муниципальной средней общеобразовательной школы № 20". В этом документе определена цель работы: "систематическое нравственно-эстетическое воспитание и развитие каждого учащегося начальных классов". Здесь же сформулированы задачи, стоящие перед филиалом:
- 100% охват учащихся 1-4 классов школы художественной деятельностью;
- развитие творческого потенциала учащихся через занятия искусством;
- выявление одаренных детей для дальнейшего обучения фольклору в подростковом возрасте;
- предоставление малообеспеченным семьям возможности дать своим детям полноценное дополнительное образование.
В главе "Положения", касающейся организации работы, закрепляются следующие ключевые моменты: "Режим работы филиала соответствует режиму школы. Групповые занятия фольклорного отделения включаются в школьное расписание; индивидуальные – проводятся после школьных уроков и во время динамических пауз. Управление работой филиала осуществляют администрация школы 20 и администрация ДШИ. Общий контроль, создание нормативных документов, развитие материальной базы осуществляют директора обоих учреждений. Составление расписания, проверка занятий, замещения уроков, решение организационных вопросов – функции курирующих завучей двух школ." Итак, нет главной школы и нет второстепенной – обе они находятся на равных позициях. Это партнеры, делающие одно дело.
Принципиально важным здесь является вопрос о расписании. Практика показывает, что в большинстве общеобразовательных школ уроки подобных филиалов выносятся за пределы основного расписания, на послеобеденное время. Но в этом случае теряется смысл сотрудничества: школа искусств автоматически уходит на 2-й план, на положение кружка, ее уроки представляются необязательными, их значение в детском сознании падает, далее – пропуски занятий, отставание от программы и заявления на отчисление. По сути, средняя школа в такой ситуации выглядит просто арендодателем, безвозмездно предоставляющим свои площади для занятий искусством – нет слияния, нет общей работы.
В нашем случае обеими сторонами осознается недопустимость подобного подхода к учебному процессу. В качестве примера приведем расписание некоторых классов на 2004-2005 учебный год (Приложение 1). Мы видим, что групповые уроки школы искусств (выделены курсивом) органично включаются в основное расписание. Индивидуальные же дисциплины продолжительностью 0,5 часа вынесены за его пределы: преподаватели русских народных инструментов и общего фортепиано работают по особому расписанию. Дети приходят на индивидуальные занятия из группы продленного дня. Здесь нельзя не отметить роль учителя начальных классов: это помощник педагогов филиала. Младшие школьники живут по звонку, а индивидуальные занятия у каждого в свое время – риск пропустить или опоздать велик. Школьный учитель имеет расписание всех уроков школы искусств и контролирует их посещение детьми своего класса. Это еще один момент заинтересованного сотрудничества – здесь уже на уровне учителей.
Итак, все специальные уроки проводятся во время пребывания ребенка в общеобразовательной школе. С 15.00 ч. дети свободны, впереди полдня для приготовления уроков, прогулки, спорта, занятий по интересам, отдыха. На протяжении шести лет такая практика работы полностью себя оправдала: довольны и ученики, и родители.
К занятиям школы искусств дети относятся с искренним интересом. Они разучивают массу песен, танцев, игр, знакомятся с народными обрядами. Ежегодно во всех классах готовятся мероприятия, связанные с традиционными праздниками народного календаря, в которых участвуют и педагоги, и ученики. Эти мероприятия перерастают рамки обычных концертов: иногда они идут несколько дней и необязательно в помещениях школы – некоторые из них проводятся на улице, а особо значимые – в залах ДШИ № 2, которые оборудованы световой и звуковой аппаратурой высокого класса. К народным праздникам часто бывают приурочены детские музыкальные конкурсы, а также занятия прикладным искусством (в этом случае к детям приходят преподаватели ремесленно-художественных отделений ДШИ № 2). Замечу, что для проведения таких занятий школа отдает уроки труда – в этом также видна тенденция к слиянию и взаимопроникновению двух учебных заведений.
План масленичной недели 2004 г. (Приложение 2) иллюстрирует данную область работы и показывает разнообразные формы совместной деятельности обеих школ по нравственно-эстетическому воспитанию детей средствами народного искусства. Говоря же о методах работы, выделим метод "погружения" в традицию или включенного действия, который в современной фольклористике характеризуется следующими элементами:
- активное включение всех участников в действие;
- знание самой традиции;
- переключение деятельности (с познавательной – на игровую, с художественной – на коммуникативную и др.);
- сочетание традиционного и современного материала.
Работая вместе, школы стремятся создавать детям "социальную ситуацию развития" (Выготский Л.С.), поле деятельности, позволяющее реализовать себя, самоутвердиться через творчество. Школьники включены в интенсивную концертную работу. Они выступают перед людьми, принадлежащими к разным возрастным и социальным группам. Их зрители – воспитанники детских садов и сверстники, воины застав и обитатели Дома престарелых. Ребята доставляют людям радость соприкосновения с родной культурой, и это позволяет им понять значимость своего дела. Самоутверждению помогают смотры и конкурсы, на которых наши дети, как правило, занимают призовые места. Ежегодно приходится выезжать на фестивали в другие города. В каждом из этих случаев детей сопровождают учителя, а иногда и завучи обеих школ, а их успех воспринимается как общая победа. Таким образом, сотрудничество образовательных учреждений выходит за пределы не только школьных стен, но и за пределы города.
Накануне третьего выпуска учащихся, весной 2004 года, была проведена диагностика результативности экспериментальной работы, которая выявила, что выпускники интегративного комплекса обладают развитыми эстетическими, нравственными, гражданскими и социальными качествами, которые в дальнейшем позволят им успешно самореализоваться, занять достойное место в обществе, достичь вершин в профессиональной деятельности.
Шестилетний опыт совместной работы двух учебных заведений разной ведомственной принадлежности позволяет определить, что же дает интеграция всем субъектам образовательного процесса, школам, городу, обществу в целом.
Дети:
1. Приобретают возможность получить дополнительное образование, не выходя из школьных стен.
2. Интегрированное расписание позволяет проводить уроки школы искусств в первую смену. У детей есть время на занятия по интересам (спорт, техническое творчество, компьютерный клуб и др.).
3. Гуманистическая, личностно-ориентированная, адаптивная среда комплекса, вариативные учебные планы, индивидуальные образовательные маршруты позволяют создать позитивно окрашенную и богатую эмоциями учебную атмосферу, в которой раскрывается творческая индивидуальность каждого.
Родители:
Получают возможность дать детям полноценное дополнительное образование одновременно с основным школьным в 1 смену (отпадает необходимость провожать ребенка в школу искусств и обратно, затрачивая на это рабочее или личное время).
Общеобразовательная школа:
1. Практика “2-х школ под одной крышей” привлекла внимание горожан. С начала работы в ней Филиала ДШИ набор учащихся в первые классы осуществляется без проблем.
2. Школа приобрела специалистов высокого уровня (музыкантов, вокалистов, хореографа), которые активно участвуют в организации культурной жизни всей школы (не только младшего звена).
3. Школа заняла лидирующее место среди 18 школ города по эстетическому воспитанию (результаты смотров, фестивалей, объем и качество концертной работы), что способствует укреплению ее авторитета и популярности в городе.
4. Расширились и укрепились контакты школы с учреждениями культуры, что открыло новые возможности для воспитательной работы.
Школа искусств:
1. Стабилизировался контингент учащихся.
2. Увеличилась нагрузка педагогов.
3. Расширились и укрепились контакты школы с учреждениями системы образования, что открыло новые возможности для воспитательной работы и методического совершенствования.
Общество:
1. В городе появился очаг национальной культуры, создающий условия для нравственно-эстетического и гражданского воспитания подрастающего поколения.
2. Возникновение нового образовательного пространства объединило в себе учреждения образования и культуры. Общая работа сгладила границы между ведомствами.
3. Работа УВК “общеобразовательная школа – школа искусств” дает другим школам пример решения застарелой проблемы, связанной с крайне малым количеством часов, отводимых учебными планами на предметы эстетического цикла. Интеграция со школой искусств предоставляет реальную возможность осуществлять полноценное эстетическое образование учащихся, формировать художественный вкус и эстетические потребности, противодействуя тем самым падению культуры общества. Важное значение имеет и тот факт, что вместе с детьми к миру искусства приобщаются и их родители.
4. Динамичное, постоянно расширяющееся образовательно-воспитательное пространство, существующее вокруг комплекса, предоставляет широкие возможности для утверждения детей в социуме через национальное искусство, для их идентификации как носителей культуры своего народа и, в конечном итоге, для становления гражданской позиции и патриотического сознания школьников.
Таким образом, интеграция школы и учреждения культуры активно способствует решению задач патриотического и духовно-нравственного воспитания детей, которые поставлены перед образовательными учреждениями Правительством России.
Опыт двух саровских школ, описанный нами в данной статье, может иметь не только познавательное значение: в ближайшее время он может стать “пособием по выживанию”. В связи с готовящимися изменениями законодательной базы, бесплатные кружки в школах уходят в прошлое. Будущее учреждений дополнительного образования также не вызывает оптимизма. Реально оценивая перспективы, на путь интеграции со школами искусств вступило уже 7 из 18 средних школ г.Саров (№№ 3, 5, 7, 12, 13, 14, 20).
Для руководителей, заинтересованных в сохранении дополнительного школьного образования, считаю целесообразным дать отработанный нами на практике алгоритм действий по созданию филиалов школ искусств:
- Два юридических лица приходят к соглашению о сотрудничестве.
- Учредитель дает принципиальное согласие на открытие в конкретной школе филиала школы искусств.
- Школа искусств получает лицензию на право ведения образовательной деятельности в новом структурном подразделении.
- Выделяется необходимое для данного проекта финансирование.
- Вносятся изменения в Уставы обеих школ.
- Создаются локальные акты, регулирующие отношения сторон:
- Договор о совместной работе;
- Положение о филиале учреждения культуры на базе средней школы.
- Разрабатываются учебные планы филиала с учетом специфики избранного вида искусства (театр, ИЗО, музыка…), существующих нормативов и санитарно-гигиенических требований, предъявляемых к учебному процессу.
- Создается материально-техническая база филиала.
- Комплектуются педагогические кадры для работы в филиале.
- Комплектуются кадры учащихся филиала.
- Составляется учебное расписание, учитывающее интересы двух сторон.
- Начинается учебный процесс.
Практика показала, что интеграция с общеобразовательной школой дает школе искусств возможность жить и осуществлять свою высокую культурную миссию, а стране – возможность сохранить очаги подлинной культуры, где воспитываются духовно богатые люди, гуманисты и патриоты.
Приложение 1
РАСПИСАНИЕ НА 2003-2004 УЧЕБНЫЙ ГОД
1 "а" |
1 "б" |
3 "а" |
3 "б" |
понедельник 1. Чтение |
понедельник 1. Чтение |
понедельник 1. Русский язык |
понедельник 1. Русский язык |
вторник 1.Чтение |
вторник 1. Чтение |
вторник 1. Вок.ансамбль/ танец*** |
вторник 1. Математика |
среда 1. Русский язык |
среда 1. Русский язык |
среда 1. Русский язык |
среда 1. Физкультура |
четверг 1. Чтение |
четверг 1. Чтение |
четверг 1. Танец /вок. ансамбль |
четверг 1. Математика |
пятница 1. Русский язык |
пятница 1. Русский язык |
пятница 1. Природоведение |
пятница 1. Физкультура |
суббота 1. Окружающий мир |
суббота 1. Окружающий мир |
суббота 1. Русский язык |
суббота 1. Русский язык |
Примечания:
* в 1 классе индивидуальные занятия по русским народным инструментам проводятся по 0,5 часа во время динамических пауз и после 4 урока. Со 2 класса к ним добавляются индивидуальные занятия по общему фортепиано.
** предмет "Фольклорный ансамбль проводится в первых классах 1 раз в две недели.
*** начиная со 2 класса, учебный план предусматривает по ряду специальных дисциплин деление учеников на подгруппы.
Приложение 2
"ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА"
План мероприятий
День недели |
По народному календарю |
Мероприятие |
Место и время проведения |
Ответственные |
Примечания |
Понедельник | "Встреча масленицы" | "А мы масленицу встречали" – театрализованное представление. | Зал филиала ДШИ № 2, 14.00. | Андреев Н.И – за мероприятие, учителя шк.20 – за доставку детей. |
Костюмы, реквизит, свет, звук – сотрудники ДШИ. |
Вторник | "Заигрыши" | Конкурс исполнителей на народных инструментах | Малый зал шк.20, 12.30. | Логинов С.П., Грачикова Л.А. |
Жюри – преподаватели ДШИ, учителя нач. кл. |
Среда | "Лакомка" | Чаепитие с блинами. Классные часы "Традиции нашего народа" |
12.00 – школьная столовая Классы. |
Администрация школы 20; учителя нач. классов. |
Библиотекарь ДШИ – помощь литературой по фольклору. |
Четверг | "Разгуляй-четверток" | Конкурс сольного и хорового пения "Юный вокалист". | Малый зал шк.20, 12.30. | Бельдюгин С.Н., Китина И.Е. |
Жюри – преподаватели ДШИ, учителя нач. кл |
Пятница | "Тещины вечерки" | Уроки керамики:"Дымковская
игрушка". Концерт для родителей. Награждение лауреатов муз. конкурсов. |
Классные комнаты: 2, 3, 4 уроки. Зал школы 20, 16.00. |
Преподаватели керамики ДШИ. Андреев Н.И. |
Доставить в школу глину. Дети приносят фартуки, клеенки. Подготовить грамоты, дипломы. |
Суббота | "Проводы масленицы" | Катание на лошади, игры на воздухе, сжигание чучела. | 1)12.00 – территория вокруг школы | Администрация школы 20, учителя начальных классов |
Лошадь – из городского парка, чучело изготовить на уроках труда. |
Примечания. На Руси в масленичную неделю царила атмосфера всеобщего веселья и предельной раскрепощенности. Разумеется, условия школьного обучения не позволяют ее воплотить в полной мере. И все же мы стараемся наполнить эти 6 дней мероприятиями, которые доставляют детям массу положительных эмоций ( лепка народной игрушки, выступления на сцене, катание на лошади),погружают их в традицию. Кстати говоря, для этой недели исторически характерно сочетание как обрядовых, так и необрядовых действий, что мы и имеем в данном случае.
Приведенный план наглядно иллюстрирует совместную воспитательную работу сотрудников 2-х школ, цель которой - приобщение детей к культуре своего народа.