Цели:
- активизация активного словаря по темам “овощи”, “фрукты”;
- упражнять детей в их классификации, называть обобщающие понятия "овощи", "фрукты";
- закрепить навык практического употребления женского и мужского рода в именах существительных; упражнять детей в ориентировке в пространстве.
Примерный словарь:
- помидор, огурец, горох, лук, баклажан, кабачок, перец, репа, редиска, капуста, свекла, банан, апельсин, груша, гранат, абрикос, яблоко, слива..
Оборудование:
- набор муляжей овощей и фруктов,
- две корзины,
- мягкая игрушка вороны Каркуши,
- плотная ткань или синтетическое ковровое покрытие размером 2 х 2 м,
- макет огорода с грядками, разложенными в виде лабиринта (грядки выполнены из плотной темной ткани или мешковины. Ширина грядки 20 см, длина 40 см, конфигурация грядок аналогична линиям лабиринта и конструируется на усмотрение педагога. При размещении грядок на полотне необходимо учесть расстояние междурядий 40 см, два сквозных прохода для входа и выхода).
Ход игры
Логопед подводит детей к домику. Рядом с домом расположен огород (грядки выполнены в виде лабиринта и на них разложены овощи и фрукты). Звучит музыкальное оформление “Деревенский двор” (мычание коровы, лай собаки, ржание лошади, крик петуха).
Л.: – Дети, мы пришли с вами в гости к бабушке и дедушке.
Л.: – Как вы думаете, где они живут? Как вы догадались?
Д.: – Они живут в деревне, за городом.
Л.: – Что расположено возле дома? Где растут овощи? Где растут фрукты?
Д.: – В огороде, в саду.
Логопед обращает внимание на беспорядок в огороде.
Л.: – Ребята, посмотрите, здесь что-то случилось. Каркуша мне подсказывает, что недавно прошел сильный ураган. Давайте поможем дедушке с бабушкой, навести порядок в огороде и собрать урожай.
Л.: – Что здесь лежит на грядках? А как по другому можно сказать?
Д.: – Овощи, фрукты.
Л.: – Овощи будем собирать в правую корзинку, фрукты – в левую корзину. В огород мы заходим и выходим из него только там, где есть открытое пространство. Ходим по дорожкам, на грядки не наступаем.
Логопед поочередно вызывает детей и дает им определенную инструкцию.
Л.: – Ксюша, ты должна найти овощ, про который можно сказать ОН.
– Вова, принеси фрукт, про который можно сказать ОНА и т. д.
Дети выполняют задание, сортируя овощи и фрукты.
Д.: – Это груша, про неё можно сказать она. Это фрукт, поэтому я кладу её в левую корзинку и т.д.
На грядке осталось одно яблоко.
Л.: – Как можно сказать про яблоко?
Д.: – Про яблоко говорят ОНО.
Логопед дарит яблоко вороне Каркуше.
Л.: – Вот мы с вами собрали урожай овощей и фруктов. Дедушка с бабушкой будут нам благодарны.
В конце игры можно предложить детям прочитать стихи для Каркуши про овощи и фрукты.
Огурцы и помидоры,
Есть морковка и салат,
Лук на грядке, перец сладкий
И капусты целый ряд.
В саду созрели сливы,
Яблоки и груши.
До чего ж они красивы
На здоровье кушай.