Необычный огород – логопедическое пособие для игры "Соберем урожай"

Разделы: Работа с дошкольниками, Общепедагогические технологии


Цели:

  • активизация активного словаря по темам “овощи”, “фрукты”;
  • упражнять детей в их классификации, называть обобщающие понятия "овощи", "фрукты";
  • закрепить навык практического употребления женского и мужского рода в именах существительных; упражнять детей в ориентировке в пространстве.

Примерный словарь:

  • помидор, огурец, горох, лук, баклажан, кабачок, перец, репа, редиска, капуста, свекла, банан, апельсин, груша, гранат, абрикос, яблоко, слива..

Оборудование:

  • набор муляжей овощей и фруктов,
  • две корзины,
  • мягкая игрушка вороны Каркуши,
  • плотная ткань или синтетическое ковровое покрытие размером 2 х 2 м,
  • макет огорода с грядками, разложенными в виде лабиринта (грядки выполнены из плотной темной ткани или мешковины. Ширина грядки 20 см, длина 40 см, конфигурация грядок аналогична линиям лабиринта и конструируется на усмотрение педагога. При размещении грядок на полотне необходимо учесть расстояние междурядий 40 см, два сквозных прохода для входа и выхода).

Ход игры

Логопед подводит детей к домику. Рядом с домом расположен огород (грядки выполнены в виде лабиринта и на них разложены овощи и фрукты). Звучит музыкальное оформление “Деревенский двор” (мычание коровы, лай собаки, ржание лошади, крик петуха).

Л.: – Дети, мы пришли с вами в гости к бабушке и дедушке.

Л.: – Как вы думаете, где они живут? Как вы догадались?

Д.: – Они живут в деревне, за городом.

Л.: – Что расположено возле дома? Где растут овощи? Где растут фрукты?

Д.: – В огороде, в саду.

Логопед обращает внимание на беспорядок в огороде.

Л.: – Ребята, посмотрите, здесь что-то случилось. Каркуша мне подсказывает, что недавно прошел сильный ураган. Давайте поможем дедушке с бабушкой, навести порядок в огороде и собрать урожай.

Л.: – Что здесь лежит на грядках? А как по другому можно сказать?

Д.: – Овощи, фрукты.

Л.: – Овощи будем собирать в правую корзинку, фрукты – в левую корзину. В огород мы заходим и выходим из него только там, где есть открытое пространство. Ходим по дорожкам, на грядки не наступаем.

Логопед поочередно вызывает детей и дает им определенную инструкцию.

Л.: – Ксюша, ты должна найти овощ, про который можно сказать ОН.

– Вова, принеси фрукт, про который можно сказать ОНА и т. д.

Дети выполняют задание, сортируя овощи и фрукты.

Д.: – Это груша, про неё можно сказать она. Это фрукт, поэтому я кладу её в левую корзинку и т.д.

На грядке осталось одно яблоко.

Л.: – Как можно сказать про яблоко?

Д.: – Про яблоко говорят ОНО.

Логопед дарит яблоко вороне Каркуше.

Л.: – Вот мы с вами собрали урожай овощей и фруктов. Дедушка с бабушкой будут нам благодарны.

В конце игры можно предложить детям прочитать стихи для Каркуши про овощи и фрукты.

Огурцы и помидоры,
Есть морковка и салат,
Лук на грядке, перец сладкий
И капусты целый ряд.

В саду созрели сливы,
Яблоки и груши.
До чего ж они красивы
На здоровье кушай.