Урок чтения в период обучения грамоте в 1-м классе по системе Л.В. Занкова (1—4). Тема: "Буквы, обозначающие звуки [к, к', п, п']"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • учить выделять из слов на слух и дифференцировать согласные звуки [к, к', п, п'], давать им характеристику;
  • узнавать графический образ букв;
  • формировать навык чтения сочетаний букв, слов предложений;
  • расширить кругозор об окружающем мире.

I. Мотивация обучения.

Мне сегодня хочется предложить вам стать путешественниками. А кто такие путешественники? Для чего они отправлялись в путь? Но ведь у нас урок чтения, за чем отправимся мы в дорогу? (За звуками и буквами.)

Для чего нам нужны буквы и звуки?

II. Работа по изучению нового материала.

1. Морское путешествие.

У меня есть корабль, правда он разобран. Кто попробует собрать его?

  • На доске:

  • Достаточно ли нам одного судна? (Нет, нужно два, так как один для букв, другой – для звуков.)
  • Значит, второй корабль будет невидимым. Почему я так утверждаю? (Звуки невидимые, их можно только услышать.)
  • Итак, приготовились. Команда, встать. Поднять флаг! Раз-два, взяли! Ещё раз дружно! Завести моторы! (Дети имитируют движения.)
  • А кто самый главный на борту корабля? (Капитан – командир.)

2. Звукобуквенный анализ слова “капитан”.

Я медленно произнесу слово, а вы постарайтесь посчитать, сколько звуков в этом слове? А сколько слогов? Как вы узнали? Какой слог ударный?

Произнесите слово. Какой первый звук в данном слове? Приведите примеры слов, в которых есть точно такой же звук. (Жду ошибки или провоцирую сама: “кино”.)

Итак, какие звуки мы погрузили на корабль-невидимку? А что необходимо погрузить на второй? Отправляемся в путь, курс на озеро Букв.

На доске нарисовано озеро, на нём лодочки, вместо паруса у них различные буквы, причём есть строчные и заглавные.

  • Может, кто-то из вас знает букву, обозначающую звуки [к, к']?
  • Для чего нам нужны две буквы? На что похожа буква ка?

На прямую палочку
Справа села галочка.
Там поныне и сидит,
Буквой К на нас глядит.

3. Мне сейчас передали из машинного отделения, что у нас вышел из строя двигатель.

  • Что же нам делать? (Поднять парус.) А что такое парус? Поработайте в группах, ответьте на этот вопрос.
  • Как же узнать кто из вас прав? (Можно посмотреть в словаре.) “Словарь русского языка” С.И Ожегова. Страница 399.
  • Какой звук вы слышите в начале слова “парус”? Расскажите об этом звуке.
  • А если после звука [п] я произнесу звук [и]. Что произойдёт? Верно, в русском языке есть и звук [п] и звук [п'] .
  • Дополните слог пи до слова. (Пирог, пирожное, пирамида, писк, писатель, пижама, письмо и т.д.)
  • А знаете ли вы слова, в которых твёрдый [п]?
  • Найдите на озере Букв букву пэ. Какие ассоциации возникают, когда смотрите на неё?

Влез на букву озорник,
Он решил,
Что п – турник.

4. Физминутка.

На нас надвигается шторм. Что такое шторм? А штиль? Приглашаю вас к игре. Скажу слово “шторм” – вы изображаете волны, а если услышите слово “штиль”, то волны прячутся. (1 минута). На море туман. Но у нас на борту есть чуткие локаторы. Они нас выведут на верный путь. Сжали глаза – широко открыли, вверх–вниз, влево–вправо, круговые движения

5. Работа с “Азбукой” стр. 54.

  • В нижней части страницы рассмотрите рисунки, прочитайте, что написано. Наверное, авторы учебника ошиблись. Ведь капитан – это командир корабля. Что вы думаете по этому поводу? (Капитан – воинское звание, капитан – в спортивных соревнованиях.) См. “Словарь русского языка” С.И Ожегова, страница 216.
  • Какое задание вам хочется выполнить на этой странице. (Подвести к “слепому” рисунку, раскрашивание.)
  • Физминутка. Матросы любят свой корабль, содержат его в чистоте. Будем драить палубу, покажите, как это можно сделать. Натянем паруса. Поднимемся на мачты. Поплывём на лодке с помощью вёсел.
  • Страница 55. Работа с текстом. Прочитайте название текста. Как бы вы хотели прочитать этот текст.
  1. Жужжащее. О чём прочитали?
  2. А каким способом можете ещё прочитать? (Хором). Покажите, как вы умеете это делать? Что делает кок?
  3. На доске:

  • Найдите в тексте предложения, которые можно изобразить подобной схемой.
  • Не бывает путешествий без загадок. Мы попали в залив “Кроссвордов”. (Отгадать, напечатать, разделить на группы).
  • А вот ещё буквенный кроссворд. Какие буквы спрятались?
  • Какой предмет находится за этой дверью? (Пожарный кран.) Для чего он нужен? Найдите спрятавшиеся слова (пол, лак, он, кон).
  • Мы приближаемся к побережью “Скороговорок”. Ученик, умеющий хорошо читать, читает, остальные следят. Затем хором читаем медленно, после этого быстро.

III. Итог урока.

Наше путешествие подходит к концу. Завтра мы вновь отправимся в путь за новыми знаниями. Если сегодня вам было интересно, весело, то поставьте “+” на странице 54. А мне очень понравилось, как вы работали: вы думали, дружно выполняли задания, помогали друг другу искать точные ответы. Замечательная у меня команда! Спасибо вам за радость, которую вы мне доставили!