Цели:
- учить выделять из слов на слух и дифференцировать согласные звуки [к, к', п, п'], давать им характеристику;
- узнавать графический образ букв;
- формировать навык чтения сочетаний букв, слов предложений;
- расширить кругозор об окружающем мире.
I. Мотивация обучения.
Мне сегодня хочется предложить вам стать путешественниками. А кто такие путешественники? Для чего они отправлялись в путь? Но ведь у нас урок чтения, за чем отправимся мы в дорогу? (За звуками и буквами.)
Для чего нам нужны буквы и звуки?
II. Работа по изучению нового материала.
1. Морское путешествие.
У меня есть корабль, правда он разобран. Кто попробует собрать его?
- На доске:
- Достаточно ли нам одного судна? (Нет, нужно два, так как один для букв, другой – для звуков.)
- Значит, второй корабль будет невидимым. Почему я так утверждаю? (Звуки невидимые, их можно только услышать.)
- Итак, приготовились. Команда, встать. Поднять флаг! Раз-два, взяли! Ещё раз дружно! Завести моторы! (Дети имитируют движения.)
- А кто самый главный на борту корабля? (Капитан – командир.)
2. Звукобуквенный анализ слова “капитан”.
Я медленно произнесу слово, а вы постарайтесь посчитать, сколько звуков в этом слове? А сколько слогов? Как вы узнали? Какой слог ударный?
Произнесите слово. Какой первый звук в данном слове? Приведите примеры слов, в которых есть точно такой же звук. (Жду ошибки или провоцирую сама: “кино”.)
Итак, какие звуки мы погрузили на корабль-невидимку? А что необходимо погрузить на второй? Отправляемся в путь, курс на озеро Букв.
На доске нарисовано озеро, на нём лодочки, вместо паруса у них различные буквы, причём есть строчные и заглавные.
- Может, кто-то из вас знает букву, обозначающую звуки [к, к']?
- Для чего нам нужны две буквы? На что похожа буква ка?
На прямую палочку
Справа села галочка.
Там поныне и сидит,
Буквой К на нас глядит.
3. Мне сейчас передали из машинного отделения, что у нас вышел из строя двигатель.
- Что же нам делать? (Поднять парус.) А что такое парус? Поработайте в группах, ответьте на этот вопрос.
- Как же узнать кто из вас прав? (Можно посмотреть в словаре.) “Словарь русского языка” С.И Ожегова. Страница 399.
- Какой звук вы слышите в начале слова “парус”? Расскажите об этом звуке.
- А если после звука [п] я произнесу звук [и]. Что произойдёт? Верно, в русском языке есть и звук [п] и звук [п'] .
- Дополните слог пи до слова. (Пирог, пирожное, пирамида, писк, писатель, пижама, письмо и т.д.)
- А знаете ли вы слова, в которых твёрдый [п]?
- Найдите на озере Букв букву пэ. Какие ассоциации возникают, когда смотрите на неё?
Влез на букву озорник,
Он решил,
Что п – турник.
4. Физминутка.
На нас надвигается шторм. Что такое шторм? А штиль? Приглашаю вас к игре. Скажу слово “шторм” – вы изображаете волны, а если услышите слово “штиль”, то волны прячутся. (1 минута). На море туман. Но у нас на борту есть чуткие локаторы. Они нас выведут на верный путь. Сжали глаза – широко открыли, вверх–вниз, влево–вправо, круговые движения
5. Работа с “Азбукой” стр. 54.
- В нижней части страницы рассмотрите рисунки, прочитайте, что написано. Наверное, авторы учебника ошиблись. Ведь капитан – это командир корабля. Что вы думаете по этому поводу? (Капитан – воинское звание, капитан – в спортивных соревнованиях.) См. “Словарь русского языка” С.И Ожегова, страница 216.
- Какое задание вам хочется выполнить на этой странице. (Подвести к “слепому” рисунку, раскрашивание.)
- Физминутка. Матросы любят свой корабль, содержат его в чистоте. Будем драить палубу, покажите, как это можно сделать. Натянем паруса. Поднимемся на мачты. Поплывём на лодке с помощью вёсел.
- Страница 55. Работа с текстом. Прочитайте название текста. Как бы вы хотели прочитать этот текст.
- Жужжащее. О чём прочитали?
- А каким способом можете ещё прочитать? (Хором). Покажите, как вы умеете это делать? Что делает кок?
- На доске:
- Найдите в тексте предложения, которые можно изобразить подобной схемой.
- Не бывает путешествий без загадок. Мы попали в залив “Кроссвордов”. (Отгадать, напечатать, разделить на группы).
- А вот ещё буквенный кроссворд. Какие буквы спрятались?
- Какой предмет находится за этой дверью? (Пожарный кран.) Для чего он нужен? Найдите спрятавшиеся слова (пол, лак, он, кон).
- Мы приближаемся к побережью “Скороговорок”. Ученик, умеющий хорошо читать, читает, остальные следят. Затем хором читаем медленно, после этого быстро.
III. Итог урока.
Наше путешествие подходит к концу. Завтра мы вновь отправимся в путь за новыми знаниями. Если сегодня вам было интересно, весело, то поставьте “+” на странице 54. А мне очень понравилось, как вы работали: вы думали, дружно выполняли задания, помогали друг другу искать точные ответы. Замечательная у меня команда! Спасибо вам за радость, которую вы мне доставили!