Кроссворды "Морской бой"

Разделы: Физика, Внеклассная работа


Предлагаю один из способов работы с кроссвордами. Он легко воспринимается учениками и прост для учителя. Учащимся предлагается квадрат со стороной равной десяти клеткам. Вверху по горизонтали над квадратом записаны буквы от а до к, (кроме ё и й), а слева от квадрата по вертикали сверху вниз записаны числа от 1 до 10 . Такой квадрат известен вам по игре “морской бой”. Ответы записывайте сверху вниз. Ключевое слово записывается по горизонтали. Начало слова в клетке с первой координатой, а конец слова в клетке со второй координатой. Наглядное представление о квадрате можно получить, посмотрев на первый рисунок <Рисунок 1>. На нём представлены ответы на литературно-физический кроссворд (он приводится последним в моей статье).

Рис. 1

Я считаю, что подобные кроссворды удобны, так как для них не нужно рисовать замысловатые сетки, а вопросы можно раздать каждому ученику или записать на доске.

Кроссворд для учащихся 7 класса по материалу первой четверти.

а1-а9. Прибор для наблюдения за мелкими предметами./ б5-б8. Как называют любой предмет в физике./ в3-в10. Один из способов познания физики./ г2-г9. Явление самопроизвольного перемешивания веществ./ д1-д8. Учёный который догадался, что планеты вращаются вокруг Солнца./ е4-е6. Твёрдое состояние воды./ ж1-ж10. Древнегреческий физик, философ, теоретик./ з1-з9. Сотая часть метра./ и3-и10. Мельчайшая частица вещества./ к3-к10. Быстрота движения
Ключевое слово в строке а6-к6. Прибор для измерения времени.
Ответы: МИКРОСКОП, ТЕЛО, ПРАКТИКА, ДИФФУЗИЯ. КОПЕРНИК, ЛЁД, АРИСТОТЕЛЬ, САНТИМЕТР, МОЛЕКУЛА, СКОРОСТЬ.
Ключевое слово: СЕКУНДОМЕР.

Кроссворд для учащихся 7 класса по материалу второй четверти.

а2-а7 Смесь газов, составляющая атмосферу./ б4-б7 Мера взаимодействия тел./ в5-в10 Единица измерения силы./ г4-г8 Величина, измеряемая взвешиванием./ д2-д6 Тысячная часть килограмма./ е1-е8 Мелкая гиря для весов./ ж1-ж5 Величина, измеряемая в литрах./ з4-з6 Сила, действующая на опору./ и2-и10 Величина, равная массе одного кубического метра вещества./ к4-к10 Упругое тело согнутое спиралью.
Ключевое слово в строке а5-к5. Прибор для измерения силы.
Ответы: ВОЗДУХ, СИЛА, НЬЮТОН, МАССА, ГРАММ, РАЗНОВЕС, ОБЪЁМ, ВЕС, ПЛОТНОСТЬ, ПРУЖИНА.
Ключевое слово: ДИНАМОМЕТР.

Кроссворд для учащихся 7 класса по материалу третьей четверти.

а3-а10 Отношение силы к площади./ б4-б10 Единица измерения давления./ в1-в10 Огромный воздушный шар./ г3-г7 Машина для сильного сжатия./ д2-д8 Прибор для измерения атмосферного давления./ е3-е9 Груз для регулирования высоты полёта аэростата./ ж2-ж8 В его честь названа выталкивающая сила./ з3-з10 Прибор для измерения давления жидкостей и газов./ и1-и9 Может быть и шариковый и роликовый./ к1-к5 Трение …
Ключевое слово в строке а5-к5. Прибор для измерения силы.
Ответы: ДАВЛЕНИЕ, ПАСКАЛЬ, СТРАТОСТАТ, ПРЕСС, АНЕРОИД, БАЛЛАСТ, АРХИМЕД, МАНОМЕТР, ПОДШИПНИК, ПОКОЯ.
Ключевое слово: ВАТЕРЛИНИЯ.

Кроссворд для учащихся 7 класса по материалу четвёртой четверти

а2-а8 Мера движения и взаимодействия./ б1-б10 Что свойственно энергии./ в5-в8 Один из простых механизмов./ г2-г9 Быстрота выполнения работы./ д2-д7 Что совершается при движении тела под действием силы./ е5-е8 Единица измерения мощности./ ж2-ж7 Произведение силы на плечо силы./ з1-з6 Диск или обод, вращающийся на оси./ и3-и10 Изменение положения тела в пространстве./ к1-к7 Сотая часть числа, использующаяся при записи КПД.
Ключевое слово в строке а5-к5. Положение плеч рычага.
Ответы: ЭНЕРГИЯ, СОХРАНЕНИЕ, ВИНТ, МОЩНОСТЬ, РАБОТА, ВАТТ, МОМЕНТ, КОЛЕСО, ДВИЖЕНИЕ, ПРОЦЕНТ.
Ключевое слово: РАВНОВЕСИЕ.

Кроссворд для учащихся 8 класса по материалу первой четверти.

а1-а7 Парообразование, идущее из жидкости./ б4-б10 Единица измерения количества теплоты./ в2-в10 Устройство, в котором внутренняя энергия топлива превращается в механическую энергию./ г2-г9 Удельная теплота / д1-д9 Перенос энергии потоками вещества./ е2-е10 Процесс превращения твердого тела в жидкость./ ж2-ж5 Конденсация водяного пара на растениях./ з1-з9 Характеристика содержания водяного пара в воздухе./ и1-и7 Вид теплового двигателя./ к1-к7 Деталь двигателя внутреннего сгорания.
Ключевое слово в строке а5-к5. Процесс увеличения температуры.
Ответы: КИПЕНИЕ, КАЛОРИЯ, ДВИГАТЕЛЬ, СГОРАНИЯ, КОНВЕКЦИЯ, ПЛАВЛЕНИЕ, РОСА, ВЛАЖНОСТЬ, ТУРБИНА, ПОРШЕНЬ.
Ключевое слово: НАГРЕВАНИЕ.

Кроссворд для учащихся 8 класса по материалу второй четверти.

а1-а7 Физик, занимавшийся изучением взаимодействия электрических зарядов./ б5-б9 Ученый, проводивший опыты по делению зарядов./ в5-в10 Материал, который используется в опытах по электризации./ г3-г7 Единица измерения электрического заряда./ д3-д7 Чертеж соединения электрических приборов в цепь./ е3-е5 Упорядоченное движение заряженных частиц./ ж3-ж10 Прибор, создающий и поддерживающий электрическое поле./ з1-з9 Прибор для измерения силы тока./ и1-и9 Одно из действий электрического тока./ к2-к9 Угольный стержень, как контакт в гальваническом элементе.
Ключевое слово в строке а5-к5. Другое название непроводника.
Ответы: ФАРАДЕЙ, ИОФФЕ, ЭБОНИТ, КУЛОН, СХЕМА, ТОК, ИСТОЧНИК, АМПЕРМЕТР, МАГНИТНОЕ, ЭЛЕКТРОД.
Ключевое слово: ДИЭЛЕКТРИК.

Кроссворд для учащихся 8 класса по материалу третьей четверти.

а1-а9 Короткое .../ б5-б6 Ученый, в честь которого назван закон для участка цепи./ в3-в6 Ученый, рассчитавший количество теплоты выделяемое проводником с током./ г2-г7 Изобретатель, усовершенствовавший электрическую лампу./ д1-д7 Прибор для регулирования силы тока./ е4-е8 Прибор, который используется для освещения./ ж2-ж9 Величина равная работе, совершенной в единицу времени./ з3-з10 Прибор для измерения мощности./ и1-и7 Деталь электронагревательных приборов./ к2-к6 Одна из величин, от которых зависит удельное сопротивление проводника.
Ключевое слово в строке а5-к5. Вещество, использующееся в электроприборах.
Ответы: ЗАМЫКАНИЕ, ОМ, ЛЕНЦ, ЭДИСОН, РЕОСТАТ, ЛАМПА, МОЩНОСТЬ, ВАТТМЕТР, СПИРАЛЬ, ДЛИНА.
Ключевое слово: КОНСТАНТАН.

Кроссворд для учащихся 8 класса по материалу четвёртой четверти

а1-а8 Единица измерения оптической силы линзы./ б4-б9 Ученый, обнаруживший взаимодействие проводника с током и магнитной стрелки./ в4-в9 Прибор с магнитной стрелкой./ г5-г9 Прозрачное тело ограниченное сферическими поверхностями./ д3-д10 Неполное перекрывание светового потока./ е1-е9 Часть электромагнита./ ж1-ж6 Прибор с северным и южным полюсом./ з1-з10 На ней печатаются фотографии./ и2-и8 Несколько витков изолированного проводника./ к1-к5 Точка пересечения лучей у линзы.
Ключевое слово в строке а5-к5. Вид транспорта.
Ответы: ДИОПТРИЯ, ЭРСТЕД, КОМПАС, ЛИНЗА, ПОЛУТЕНЬ, СЕРДЕЧНИК, МАГНИТ, ФОТОБУМАГА, КАТУШКА, ФОКУС.
Ключевое слово: ТРОЛЛЕЙБУС.

Кроссворд для 9 класса по материалу темы "Законы движения тел".

а5-а8. Единица измерения перемещения./ б6-б10. Величина, измеряемая в секундах./ в1-в7. … отсчета./ г2-г10. Быстрота изменения скорости./ д4-д8. Тело, размерами которого можно пренебречь./ е5-е8. Длина траектории./ ж3-ж10. Быстрота движения./ з3-з10. Автор гелиоцентрической модели./ и4-и10. Итальянский ученый, изучавший равноускоренное движение и оспоривший многие утверждения Аристотеля./ к1-к7. Явление прямолинейного, равномерного, свободного движения.
Ключевое слово в строке а7-к7. Линия, по которой движется тело.
Ответы: МЕТР, ВРЕМЯ, СИСТЕМА, УСКОРЕНИЕ, ТОЧКА, ПУТЬ, СКОРОСТЬ, КОПЕРНИК, ГАЛИЛЕЙ, ИНЕРЦИЯ.
Ключевое слово: ТРАЕКТОРИЯ.

Кроссворд для учащихся 9 класса по материалу темы "Законы взаимодействия тел".

а2-а10. … тяготение./ б1-б6. Автор трех законов механики./ в3-в8. Средство передвижения в космосе./ г2-г8. Первый космонавт./ д1-д10. Притяжение тел друг к другу./ е2-е8. Свободное … тел./ ж3-ж9. Ученый, руководивший созданием первой ракеты./ з6-з10. Часть ракеты. /и3-и8. Самая большая планета Солнечной системы./ к1-к7. Произведение массы и скорости.
Ключевое слово в строке а6-к6. Свойство тел сохранять свою скорость.
Ответы: ВСЕМИРНОЕ, НЬЮТОН, РАКЕТА, ГАГАРИН, ГРАВИТАЦИЯ, ПАДЕНИЕ, КОРОЛЁВ, СОПЛО, ЮПИТЕР, ИМПУЛЬС.
Ключевое слово: ИНЕРТНОСТЬ.

Кроссворд для учащихся 9 класса по материалу темы "Механические колебания и волны".

а1-а10. Колебания с частотой больше 20000 раз в секунду./ б4-б10. Твердое тело, совершающее колебания около неподвижной точки./ в5-в9. Колебания, распространяющиеся в пространстве./ г1-г8. Явление совпадения собственной частоты и частоты вынуждающей силы./ д3-д5. Никто его не видывал, а слышать – всякий слыхивал, без тела, а живет оно, без языка – кричит./ е5-е10. Одна из характеристик звука./ ж4-ж9. Время одного колебания./ з3-з9. Число колебаний в единицу времени./ и1-и9.Наибольшее отклонение от положения равновесия./ к4-к7. Величина, равная одному колебанию в секунду.
Ключевое слово в строке а5-к5. Устойчивое положение маятника.
Ответы: УЛЬТРАЗВУК, МАЯТНИК, ВОЛНА, РЕЗОНАНС, ЭХО, ВЫСОТА, ПЕРИОД, ЧАСТОТА, АМПЛИТУДА, ГЕРЦ.
Ключевое слово: РАВНОВЕСИЕ.

Кроссворд для учащихся 9 класса по материалу темы "Электромагнитное поле".

а3-а10.Автор теории электромагнитного поля./ б4-б8. Величина, которая обозначается буквой Ф./ в1-в5. Единица магнитного потока./ г3-г7. Единица силы тока./ д2-д9. Характеристика магнитного поля./ е3-е7. Единица магнитной индукции./ ж5-ж9. Частица света./ з2-з8. Несколько витков изолированного проводника./ и5-и8. Русский ученый, принимавший участие в разработке генераторов электрический энергии./ к2-к8. Ученый, открывший явление электромагнитной индукции.
Ключевое слово в строке а5-к5. Название молекулы в работах Ломоносова.
Ответы: МАКСВЕЛЛ, ПОТОК, ВЕБЕР, АМПЕР, ИНДУКЦИЯ, ТЕСЛА, КВАНТ, КАТУШКА, ЛЕНЦ, ФАРАДЕЙ.
Ключевое слово: КОРПУСКУЛА.

Кроссворд для учащихся 9 класса по материалу темы "Строение атома и атомного ядра".

а3-а9. Устройство для осуществления управляемой ядерной реакции./ б5-б10. Общее название для протона и нейтрона./ в1-в9. Ученый, открывший радиоактивность./ г2-г10. Альфа, бета, гамма .../ д5-д10. Самопроизвольное превращение одного химического элемента в другой./ е2-е9. Ученый, открывший закон о взаимосвязи массы и энергии./ ж4-ж10. Разновидности химического элемента, которые отличаются массой атомных ядер./ з5-з9. Элементарная частица, имеющая дробный заряд./ и3-и9. Город, в котором была построена первая атомная электростанция./ к3-к6. Единица поглощенной дозы излучения.
Ключевое слово в строке а6-к6. Химический элемент.
Ответы: РЕАКТОР, НУКЛОН, БЕККЕРЕЛЬ, ИЗЛУЧЕНИЕ, РАСПАД, ЭЙНШТЕЙН, ИЗОТОПЫ, КВАРК, ОБНИНСК, ГРЕЙ.
Ключевое слово: КУРЧАТОВИЙ.

Кроссворд по загадкам.

а4-а9 Раскрашенное коромысло // Через реку повисло.
б4-б7 Зимой греет, весной тлеет, // Летом умирает, осенью оживает.
в3-в7 Без рук, без ног по полю рыщет // Поет да свищет, Деревья ломает, // К земле траву преклоняет.
г1-г6 Летит огневая стрелка, // Никто её не поймает: Ни царь, ни царица, // Ни красна девица.
д3-д7 Вокруг носа вьется, // А в руки не дается.
е5-е8 Вечером наземь слетает, // Ночь на земле пребывает, // Утром опять улетает.
ж4-ж10 День и ночь кричит, // А голос не устает.
з5-з8 Попутчица за мною ходит вслед, // Мне от нее ни зла ни пользы нет.
и3-и5 На всякий зов дает ответ, // А ни души ни тела нет.
к2-к7 Голубой платок, красный колобок, // По платку катается, морям улыбается.
Прочтите ключевое слово в строке а5-к5.
Ответы: РАДУГА, СНЕГ, ВЕТЕР, МОЛНИЯ, ЗАПАХ, РОСА, ВОДОПАД, ТЕНЬ, ЭХО, СОЛНЦЕ.
Ключевое слово: АНТИПРОТОН.

Физико-поэтический кроссворд.

а5-а10. В.Я.Брюсов. Смерть рыцаря Ланцелота.

Хватают рыцари мечи и рубятся сплеча.
Как искры от ночной свечи, - так искры от меча.

Какое явление приводит к появлению искр от мечей?

б1-б6. Ф.И.Тютчев. Как неожиданно и ярко.

Как неожиданно и ярко, на влажной неба синеве,
Воздушная воздвиглась арка в своем минутном торжестве!
Один конец в леса вонзила, другим за облака ушла –
Она полнеба обхватила и в высоте изнемогла.

Какое явление описано в стихотворении?

в6-в9. Э.Ростан. Певец зари, ода Солнцу.

О Солнце!.. Там, где тень от лип густа и ароматна,
Кидаешь ты такие пятна, что жалко мне ступать по ним.
Что является источником упомянутых пятен?

г1-г6. Угадайте название стихотворения И.А.Бунина.

Но откуда б, в ветре и тумане, ни швыряло пеной через борт,
Верю – он опять поймает Nord, крепко сплю, мотаясь на диване.

д3-д8. Закон этого ученого правит в былине О Святогоре–Богатыре.

Слезает Святогор с добра коня. Ухватил он сумочку обемя рукама,
Поднял сумочку повыше колен, - и по колена Святогор в землю угряз,
А по белу лицу не слезы, а кровь течет. Где Святогор угряз, тут и встать не мог.

е4-е6. Н.А.Некрасов. Кому на Руси жить хорошо.

Никто его не видывал, а слышать – всякий слыхивал,
Без тела, а живет оно, без языка – кричит.

О каком явлении идет речь?

ж1-ж6. Ф.И.Тютчев. Успокоение.

Гроза прошла – еще курясь, лежал высокий дуб, перунами сраженный,
И сизый дым с ветвей его бежал по зелени, грозою освеженной.

Какое явление сразило дуб?

з2-з6. И.А.Бунин. Бушует полая вода…

Дымятся черные бугры, и утром в воздухе нагретом
Густые белые пары напоены теплом и светом.

О каком явлении идет речь?

и3-и7. Угадайте название стихотворения И.А.Бунина.

В кипящей пене валуны, волна, блистая, заходила –
Ее уж тянет, тянет Сила всходящей за морем луны.
Во тьме кокосовых лесов горят стволы, дробятся тени –
Луна глядит – и, в блеске, в пене, спешит волна на тайный зов.

к3-к7. Проведите аналогию к стихотворению А.Ахматовой.

Молюсь оконному лучу – он бледен, тонок, прям.

Какой прибор дает тонкий, прямой луч?

а6-к6. В данной строке находится ключевое слово. Это физическая величина, заданная в сказке П.П.Ершова "Конек-Горбунок".

Ну-с, так едет наш Иван за кольцом за окиян
Горбунок летит, как ветер, и в почин на первый вечер
Верст сто тысяч отмахал и нигде не отдыхал.

Ответы: ВЕЧЕР, РАДУГА, СВЕТ, КОМПАС, ОТЛИВ, ЭХО, МАЯТНИК, ТУМАН, МОЛНИЯ, ОТРАЖЕНИЕ.
Ключевое слово: РАССТОЯНИЕ.

Литературно-физический кроссворд.

а2-а9. Ж.Верн. Опыт доктора Окса.

По теории доктора Окса, все замечательные свойства человеческого духа – доблесть, остроумие, воображение – обусловлены воздействием особого газа, который он умел получать "в больших количествах и без особых затрат, причём он не пользовался марганцевокислым натрием … а попросту разлагал слегка подкисленную воду с помощью изобретённой им батареи".

Какой газ хотел использовать доктор Окс?

б4-б9. Ж.Верн. Робур-Завоеватель.

"Окружённое серебристой бахромою, оно походило на гигантский раскрытый веер, занимавший половину небосвода. Во все стороны от него расходились яркие электрические лучи; некоторые из них, постепенно угасая, достигали зенита… То было поистине величественное зрелище!"

Назовите явление. Оно бывает и южным и северным.

в3-в10. Г.Р.Хаггард. Копи царя Соломона.

"С каждой минутой… тьма неумолимо и величественно наплывала на лунные кратеры. Казалось, что огромный бледный шар приблизился к земле и стал ещё больше. Луна приобрела медный оттенок, а затем та часть её поверхности, которая не была ещё охвачена мраком, стала пепельно-серой… Кольцо тени всё больше и больше закрывало луну – оно теперь уже заволокло более половины её кроваво-красного диска… а багровая мгла сгущалась всё больше и больше."

Какое явление вы узнаёте в отрывке?

г1-г9. А.М.Волков. Волшебник Изумрудного города.

"Скоро путешественники оказались среди необозримого макового поля. Запах мака усыпляет, но Элли этого не знала и продолжала идти, беспечно вдыхая сладковатый и усыпляющий аромат… Веки её отяжелели, и ей ужасно захотелось спать".

Какое явление усыпляло Элли?

д3-д9. И.С.Лесков. Соборяне.

"Реяли молнии; с грохотом несся удар за ударом, и вдруг Туберозов видит пред собою тёмный ствол дуба, и к нему плывёт светящийся, как тусклая лампа, шар; чудная искра посредине дерева блеснула ослепляющим светом, выросла в ком и разорвалась. В воздухе грянуло страшное бббах!.. Дерево было как ножом срезано у самого корня и лежало на земле…"

Как называют молнию, описанную в эпизоде?

е2-е10. А.Р.Беляев. Последний человек из Атлантиды.

"У самого берега возвышался знаменитый Посейдонский маяк – одно из мировых чудес. Он имел форму конуса, усечённая вершина которого, казалось, упиралась в небесный свод. Маяк был сложен из громадных каменных кубов красного, чёрного и белого цвета, расположенных красивым узором… Бронзовые зеркала собирали свет и бросали в океан на много десятков миль".

На каком явлении основано действие подобного маяка?

ж1-ж8. К.Г.Паустовский. Подарок.

Дед Митрий узнал о том, что в Москве для приготовления пищи используют электрический ток. Он спросил о нём у Рувима: "А ты этот электрический ток видал? Как же ты его видал, когда он видимости не имеет, вроде как воздух?"

Назовите частицу, движение которых образуют электрический ток?

з4-з8. Г.Х.Андерсен. Снежная королева.

"Герда начала читать "Отче наш"; было так холодно, что дыхание девочки сейчас же превращалось в густой …".

Во что превращалось дыхание Герды?

и4-и10. А.П.Чехов. Степь.

"Егорушка… разбежался и полетел с полуторасаженной вышины. Описав в воздухе дугу, он упал в воду, глубоко погрузился, но дна не достал; какая-то сила, холодная и приятная на ощупь, подхватила его и понесла обратно наверх. Он вынырнул и… опять нырнул… Опять та же сила, не давая ему коснуться дна и побывать в прохладе, понесла его наверх".

Вспомните учёного, в честь которого названа сила, помешавшая Егорушке?

к4-к9. Ж.Верн. Пятнадцатилетний капитан.

Негоро положил под компас железный брусок. "Железо притянуло к себе стрелку компаса… стрелка сместилась на четыре румба… после того, как из-под нактоуза был убран железный брусок, стрелка компаса заняла вновь нормальное положение и указывала своим остриём прямо на магнитный полюс".

Как называется тело, к которому притягивается железо?

а5-к5. В данной строке находится ключевое слово. Оно обозначает письменную форму искусства.

Ответы: КИСЛОРОД, СИЯНИЕ, ЗАТМЕНИЕ, КОНВЕКЦИЯ, ШАРОВАЯ, ОТРАЖЕНИЕ, ЭЛЕКТРОН, ТУМАН, АРХИМЕД, МАГНИТ.
Ключевое слово: ЛИТЕРАТУРА.

Последние три кроссворда я использую на внеклассных мероприятиях, а первые тринадцать являются тематическими и рассчитаны на 10-15 минут работы на уроке без использования дополнительной литературы. В крайнем случае. ответы можно искать в учебнике. Буду рад получить отзывы и узнать о подобной работе других учителей. Например, я использую кроссворды в виде, который показан в таблице. Нужно угадать формулы, соответствующие числам в таблице.