Предлагаю один из способов работы с кроссвордами. Он легко воспринимается учениками и прост для учителя. Учащимся предлагается квадрат со стороной равной десяти клеткам. Вверху по горизонтали над квадратом записаны буквы от а до к, (кроме ё и й), а слева от квадрата по вертикали сверху вниз записаны числа от 1 до 10 . Такой квадрат известен вам по игре “морской бой”. Ответы записывайте сверху вниз. Ключевое слово записывается по горизонтали. Начало слова в клетке с первой координатой, а конец слова в клетке со второй координатой. Наглядное представление о квадрате можно получить, посмотрев на первый рисунок <Рисунок 1>. На нём представлены ответы на литературно-физический кроссворд (он приводится последним в моей статье).
Рис. 1
Я считаю, что подобные кроссворды удобны, так как для них не нужно рисовать замысловатые сетки, а вопросы можно раздать каждому ученику или записать на доске.
Кроссворд для учащихся 7 класса по материалу первой четверти.
а1-а9. Прибор для наблюдения за мелкими
предметами./ б5-б8. Как называют любой предмет в
физике./ в3-в10. Один из способов познания физики./
г2-г9. Явление самопроизвольного перемешивания
веществ./ д1-д8. Учёный который догадался, что
планеты вращаются вокруг Солнца./ е4-е6. Твёрдое
состояние воды./ ж1-ж10. Древнегреческий физик,
философ, теоретик./ з1-з9. Сотая часть метра./ и3-и10.
Мельчайшая частица вещества./ к3-к10. Быстрота
движения
Ключевое слово в строке а6-к6. Прибор для
измерения времени.
Ответы: МИКРОСКОП, ТЕЛО, ПРАКТИКА, ДИФФУЗИЯ.
КОПЕРНИК, ЛЁД, АРИСТОТЕЛЬ, САНТИМЕТР, МОЛЕКУЛА,
СКОРОСТЬ.
Ключевое слово: СЕКУНДОМЕР.
Кроссворд для учащихся 7 класса по материалу второй четверти.
а2-а7 Смесь газов, составляющая атмосферу./ б4-б7
Мера взаимодействия тел./ в5-в10 Единица измерения
силы./ г4-г8 Величина, измеряемая взвешиванием./
д2-д6 Тысячная часть килограмма./ е1-е8 Мелкая гиря
для весов./ ж1-ж5 Величина, измеряемая в литрах./
з4-з6 Сила, действующая на опору./ и2-и10 Величина,
равная массе одного кубического метра вещества./
к4-к10 Упругое тело согнутое спиралью.
Ключевое слово в строке а5-к5. Прибор для
измерения силы.
Ответы: ВОЗДУХ, СИЛА, НЬЮТОН, МАССА, ГРАММ,
РАЗНОВЕС, ОБЪЁМ, ВЕС, ПЛОТНОСТЬ, ПРУЖИНА.
Ключевое слово: ДИНАМОМЕТР.
Кроссворд для учащихся 7 класса по материалу третьей четверти.
а3-а10 Отношение силы к площади./ б4-б10 Единица
измерения давления./ в1-в10 Огромный воздушный
шар./ г3-г7 Машина для сильного сжатия./ д2-д8 Прибор
для измерения атмосферного давления./ е3-е9 Груз
для регулирования высоты полёта аэростата./ ж2-ж8
В его честь названа выталкивающая сила./ з3-з10
Прибор для измерения давления жидкостей и газов./
и1-и9 Может быть и шариковый и роликовый./ к1-к5
Трение …
Ключевое слово в строке а5-к5. Прибор для
измерения силы.
Ответы: ДАВЛЕНИЕ, ПАСКАЛЬ, СТРАТОСТАТ, ПРЕСС,
АНЕРОИД, БАЛЛАСТ, АРХИМЕД, МАНОМЕТР, ПОДШИПНИК,
ПОКОЯ.
Ключевое слово: ВАТЕРЛИНИЯ.
Кроссворд для учащихся 7 класса по материалу четвёртой четверти
а2-а8 Мера движения и взаимодействия./ б1-б10 Что
свойственно энергии./ в5-в8 Один из простых
механизмов./ г2-г9 Быстрота выполнения работы./
д2-д7 Что совершается при движении тела под
действием силы./ е5-е8 Единица измерения мощности./
ж2-ж7 Произведение силы на плечо силы./ з1-з6 Диск
или обод, вращающийся на оси./ и3-и10 Изменение
положения тела в пространстве./ к1-к7 Сотая часть
числа, использующаяся при записи КПД.
Ключевое слово в строке а5-к5. Положение плеч
рычага.
Ответы: ЭНЕРГИЯ, СОХРАНЕНИЕ, ВИНТ, МОЩНОСТЬ,
РАБОТА, ВАТТ, МОМЕНТ, КОЛЕСО, ДВИЖЕНИЕ, ПРОЦЕНТ.
Ключевое слово: РАВНОВЕСИЕ.
Кроссворд для учащихся 8 класса по материалу первой четверти.
а1-а7 Парообразование, идущее из жидкости./ б4-б10
Единица измерения количества теплоты./ в2-в10
Устройство, в котором внутренняя энергия топлива
превращается в механическую энергию./ г2-г9
Удельная теплота / д1-д9 Перенос энергии потоками
вещества./ е2-е10 Процесс превращения твердого
тела в жидкость./ ж2-ж5 Конденсация водяного пара
на растениях./ з1-з9 Характеристика содержания
водяного пара в воздухе./ и1-и7 Вид теплового
двигателя./ к1-к7 Деталь двигателя внутреннего
сгорания.
Ключевое слово в строке а5-к5. Процесс увеличения
температуры.
Ответы: КИПЕНИЕ, КАЛОРИЯ, ДВИГАТЕЛЬ, СГОРАНИЯ,
КОНВЕКЦИЯ, ПЛАВЛЕНИЕ, РОСА, ВЛАЖНОСТЬ, ТУРБИНА,
ПОРШЕНЬ.
Ключевое слово: НАГРЕВАНИЕ.
Кроссворд для учащихся 8 класса по материалу второй четверти.
а1-а7 Физик, занимавшийся изучением
взаимодействия электрических зарядов./ б5-б9
Ученый, проводивший опыты по делению зарядов./
в5-в10 Материал, который используется в опытах по
электризации./ г3-г7 Единица измерения
электрического заряда./ д3-д7 Чертеж соединения
электрических приборов в цепь./ е3-е5
Упорядоченное движение заряженных частиц./ ж3-ж10
Прибор, создающий и поддерживающий
электрическое поле./ з1-з9 Прибор для измерения
силы тока./ и1-и9 Одно из действий электрического
тока./ к2-к9 Угольный стержень, как контакт в
гальваническом элементе.
Ключевое слово в строке а5-к5. Другое название
непроводника.
Ответы: ФАРАДЕЙ, ИОФФЕ, ЭБОНИТ, КУЛОН, СХЕМА, ТОК,
ИСТОЧНИК, АМПЕРМЕТР, МАГНИТНОЕ, ЭЛЕКТРОД.
Ключевое слово: ДИЭЛЕКТРИК.
Кроссворд для учащихся 8 класса по материалу третьей четверти.
а1-а9 Короткое .../ б5-б6 Ученый, в честь которого
назван закон для участка цепи./ в3-в6 Ученый,
рассчитавший количество теплоты выделяемое
проводником с током./ г2-г7 Изобретатель,
усовершенствовавший электрическую лампу./ д1-д7
Прибор для регулирования силы тока./ е4-е8 Прибор,
который используется для освещения./ ж2-ж9
Величина равная работе, совершенной в единицу
времени./ з3-з10 Прибор для измерения мощности./
и1-и7 Деталь электронагревательных приборов./ к2-к6
Одна из величин, от которых зависит удельное
сопротивление проводника.
Ключевое слово в строке а5-к5. Вещество,
использующееся в электроприборах.
Ответы: ЗАМЫКАНИЕ, ОМ, ЛЕНЦ, ЭДИСОН, РЕОСТАТ,
ЛАМПА, МОЩНОСТЬ, ВАТТМЕТР, СПИРАЛЬ, ДЛИНА.
Ключевое слово: КОНСТАНТАН.
Кроссворд для учащихся 8 класса по материалу четвёртой четверти
а1-а8 Единица измерения оптической силы линзы./
б4-б9 Ученый, обнаруживший взаимодействие
проводника с током и магнитной стрелки./ в4-в9
Прибор с магнитной стрелкой./ г5-г9 Прозрачное
тело ограниченное сферическими поверхностями./
д3-д10 Неполное перекрывание светового потока./
е1-е9 Часть электромагнита./ ж1-ж6 Прибор с северным
и южным полюсом./ з1-з10 На ней печатаются
фотографии./ и2-и8 Несколько витков
изолированного проводника./ к1-к5 Точка
пересечения лучей у линзы.
Ключевое слово в строке а5-к5. Вид транспорта.
Ответы: ДИОПТРИЯ, ЭРСТЕД, КОМПАС, ЛИНЗА, ПОЛУТЕНЬ,
СЕРДЕЧНИК, МАГНИТ, ФОТОБУМАГА, КАТУШКА, ФОКУС.
Ключевое слово: ТРОЛЛЕЙБУС.
Кроссворд для 9 класса по материалу темы "Законы движения тел".
а5-а8. Единица измерения перемещения./ б6-б10.
Величина, измеряемая в секундах./ в1-в7. … отсчета./
г2-г10. Быстрота изменения скорости./ д4-д8. Тело,
размерами которого можно пренебречь./ е5-е8. Длина
траектории./ ж3-ж10. Быстрота движения./ з3-з10. Автор
гелиоцентрической модели./ и4-и10. Итальянский
ученый, изучавший равноускоренное движение и
оспоривший многие утверждения Аристотеля./ к1-к7.
Явление прямолинейного, равномерного,
свободного движения.
Ключевое слово в строке а7-к7. Линия, по которой
движется тело.
Ответы: МЕТР, ВРЕМЯ, СИСТЕМА, УСКОРЕНИЕ, ТОЧКА,
ПУТЬ, СКОРОСТЬ, КОПЕРНИК, ГАЛИЛЕЙ, ИНЕРЦИЯ.
Ключевое слово: ТРАЕКТОРИЯ.
Кроссворд для учащихся 9 класса по материалу темы "Законы взаимодействия тел".
а2-а10. … тяготение./ б1-б6. Автор трех законов
механики./ в3-в8. Средство передвижения в космосе./
г2-г8. Первый космонавт./ д1-д10. Притяжение тел друг
к другу./ е2-е8. Свободное … тел./ ж3-ж9. Ученый,
руководивший созданием первой ракеты./ з6-з10.
Часть ракеты. /и3-и8. Самая большая планета
Солнечной системы./ к1-к7. Произведение массы и
скорости.
Ключевое слово в строке а6-к6. Свойство тел
сохранять свою скорость.
Ответы: ВСЕМИРНОЕ, НЬЮТОН, РАКЕТА, ГАГАРИН,
ГРАВИТАЦИЯ, ПАДЕНИЕ, КОРОЛЁВ, СОПЛО, ЮПИТЕР,
ИМПУЛЬС.
Ключевое слово: ИНЕРТНОСТЬ.
Кроссворд для учащихся 9 класса по материалу темы "Механические колебания и волны".
а1-а10. Колебания с частотой больше 20000 раз в
секунду./ б4-б10. Твердое тело, совершающее
колебания около неподвижной точки./ в5-в9.
Колебания, распространяющиеся в пространстве./
г1-г8. Явление совпадения собственной частоты и
частоты вынуждающей силы./ д3-д5. Никто его не
видывал, а слышать – всякий слыхивал, без тела, а
живет оно, без языка – кричит./ е5-е10. Одна из
характеристик звука./ ж4-ж9. Время одного
колебания./ з3-з9. Число колебаний в единицу
времени./ и1-и9.Наибольшее отклонение от положения
равновесия./ к4-к7. Величина, равная одному
колебанию в секунду.
Ключевое слово в строке а5-к5. Устойчивое
положение маятника.
Ответы: УЛЬТРАЗВУК, МАЯТНИК, ВОЛНА, РЕЗОНАНС, ЭХО,
ВЫСОТА, ПЕРИОД, ЧАСТОТА, АМПЛИТУДА, ГЕРЦ.
Ключевое слово: РАВНОВЕСИЕ.
Кроссворд для учащихся 9 класса по материалу темы "Электромагнитное поле".
а3-а10.Автор теории электромагнитного поля./ б4-б8.
Величина, которая обозначается буквой Ф./ в1-в5.
Единица магнитного потока./ г3-г7. Единица силы
тока./ д2-д9. Характеристика магнитного поля./ е3-е7.
Единица магнитной индукции./ ж5-ж9. Частица света./
з2-з8. Несколько витков изолированного
проводника./ и5-и8. Русский ученый, принимавший
участие в разработке генераторов электрический
энергии./ к2-к8. Ученый, открывший явление
электромагнитной индукции.
Ключевое слово в строке а5-к5. Название молекулы в
работах Ломоносова.
Ответы: МАКСВЕЛЛ, ПОТОК, ВЕБЕР, АМПЕР, ИНДУКЦИЯ,
ТЕСЛА, КВАНТ, КАТУШКА, ЛЕНЦ, ФАРАДЕЙ.
Ключевое слово: КОРПУСКУЛА.
Кроссворд для учащихся 9 класса по материалу темы "Строение атома и атомного ядра".
а3-а9. Устройство для осуществления управляемой
ядерной реакции./ б5-б10. Общее название для
протона и нейтрона./ в1-в9. Ученый, открывший
радиоактивность./ г2-г10. Альфа, бета, гамма .../ д5-д10.
Самопроизвольное превращение одного
химического элемента в другой./ е2-е9. Ученый,
открывший закон о взаимосвязи массы и энергии./
ж4-ж10. Разновидности химического элемента,
которые отличаются массой атомных ядер./ з5-з9.
Элементарная частица, имеющая дробный заряд./
и3-и9. Город, в котором была построена первая
атомная электростанция./ к3-к6. Единица
поглощенной дозы излучения.
Ключевое слово в строке а6-к6. Химический элемент.
Ответы: РЕАКТОР, НУКЛОН, БЕККЕРЕЛЬ, ИЗЛУЧЕНИЕ,
РАСПАД, ЭЙНШТЕЙН, ИЗОТОПЫ, КВАРК, ОБНИНСК, ГРЕЙ.
Ключевое слово: КУРЧАТОВИЙ.
Кроссворд по загадкам.
а4-а9 Раскрашенное коромысло // Через реку
повисло.
б4-б7 Зимой греет, весной тлеет, // Летом умирает,
осенью оживает.
в3-в7 Без рук, без ног по полю рыщет // Поет да
свищет, Деревья ломает, // К земле траву
преклоняет.
г1-г6 Летит огневая стрелка, // Никто её не поймает:
Ни царь, ни царица, // Ни красна девица.
д3-д7 Вокруг носа вьется, // А в руки не дается.
е5-е8 Вечером наземь слетает, // Ночь на земле
пребывает, // Утром опять улетает.
ж4-ж10 День и ночь кричит, // А голос не устает.
з5-з8 Попутчица за мною ходит вслед, // Мне от нее ни
зла ни пользы нет.
и3-и5 На всякий зов дает ответ, // А ни души ни тела
нет.
к2-к7 Голубой платок, красный колобок, // По платку
катается, морям улыбается.
Прочтите ключевое слово в строке а5-к5.
Ответы: РАДУГА, СНЕГ, ВЕТЕР, МОЛНИЯ, ЗАПАХ, РОСА,
ВОДОПАД, ТЕНЬ, ЭХО, СОЛНЦЕ.
Ключевое слово: АНТИПРОТОН.
Физико-поэтический кроссворд.
а5-а10. В.Я.Брюсов. Смерть рыцаря Ланцелота.
Хватают рыцари мечи и рубятся сплеча.
Как искры от ночной свечи, - так искры от меча.
Какое явление приводит к появлению искр от мечей?
б1-б6. Ф.И.Тютчев. Как неожиданно и ярко.
Как неожиданно и ярко, на влажной неба синеве,
Воздушная воздвиглась арка в своем минутном торжестве!
Один конец в леса вонзила, другим за облака ушла –
Она полнеба обхватила и в высоте изнемогла.
Какое явление описано в стихотворении?
в6-в9. Э.Ростан. Певец зари, ода Солнцу.
О Солнце!.. Там, где тень от лип густа и ароматна,
Кидаешь ты такие пятна, что жалко мне ступать по ним.
Что является источником упомянутых пятен?
г1-г6. Угадайте название стихотворения И.А.Бунина.
Но откуда б, в ветре и тумане, ни швыряло пеной через борт,
Верю – он опять поймает Nord, крепко сплю, мотаясь на диване.
д3-д8. Закон этого ученого правит в былине О Святогоре–Богатыре.
Слезает Святогор с добра коня. Ухватил он сумочку обемя рукама,
Поднял сумочку повыше колен, - и по колена Святогор в землю угряз,
А по белу лицу не слезы, а кровь течет. Где Святогор угряз, тут и встать не мог.
е4-е6. Н.А.Некрасов. Кому на Руси жить хорошо.
Никто его не видывал, а слышать – всякий слыхивал,
Без тела, а живет оно, без языка – кричит.
О каком явлении идет речь?
ж1-ж6. Ф.И.Тютчев. Успокоение.
Гроза прошла – еще курясь, лежал высокий дуб, перунами сраженный,
И сизый дым с ветвей его бежал по зелени, грозою освеженной.
Какое явление сразило дуб?
з2-з6. И.А.Бунин. Бушует полая вода…
Дымятся черные бугры, и утром в воздухе нагретом
Густые белые пары напоены теплом и светом.
О каком явлении идет речь?
и3-и7. Угадайте название стихотворения И.А.Бунина.
В кипящей пене валуны, волна, блистая, заходила –
Ее уж тянет, тянет Сила всходящей за морем луны.
Во тьме кокосовых лесов горят стволы, дробятся тени –
Луна глядит – и, в блеске, в пене, спешит волна на тайный зов.
к3-к7. Проведите аналогию к стихотворению А.Ахматовой.
Молюсь оконному лучу – он бледен, тонок, прям.
Какой прибор дает тонкий, прямой луч?
а6-к6. В данной строке находится ключевое слово. Это физическая величина, заданная в сказке П.П.Ершова "Конек-Горбунок".
Ну-с, так едет наш Иван за кольцом за окиян
Горбунок летит, как ветер, и в почин на первый вечер
Верст сто тысяч отмахал и нигде не отдыхал.
Ответы: ВЕЧЕР, РАДУГА, СВЕТ, КОМПАС, ОТЛИВ, ЭХО,
МАЯТНИК, ТУМАН, МОЛНИЯ, ОТРАЖЕНИЕ.
Ключевое слово: РАССТОЯНИЕ.
Литературно-физический кроссворд.
а2-а9. Ж.Верн. Опыт доктора Окса.
По теории доктора Окса, все замечательные свойства человеческого духа – доблесть, остроумие, воображение – обусловлены воздействием особого газа, который он умел получать "в больших количествах и без особых затрат, причём он не пользовался марганцевокислым натрием … а попросту разлагал слегка подкисленную воду с помощью изобретённой им батареи".
Какой газ хотел использовать доктор Окс?
б4-б9. Ж.Верн. Робур-Завоеватель.
"Окружённое серебристой бахромою, оно походило на гигантский раскрытый веер, занимавший половину небосвода. Во все стороны от него расходились яркие электрические лучи; некоторые из них, постепенно угасая, достигали зенита… То было поистине величественное зрелище!"
Назовите явление. Оно бывает и южным и северным.
в3-в10. Г.Р.Хаггард. Копи царя Соломона.
"С каждой минутой… тьма неумолимо и величественно наплывала на лунные кратеры. Казалось, что огромный бледный шар приблизился к земле и стал ещё больше. Луна приобрела медный оттенок, а затем та часть её поверхности, которая не была ещё охвачена мраком, стала пепельно-серой… Кольцо тени всё больше и больше закрывало луну – оно теперь уже заволокло более половины её кроваво-красного диска… а багровая мгла сгущалась всё больше и больше."
Какое явление вы узнаёте в отрывке?
г1-г9. А.М.Волков. Волшебник Изумрудного города.
"Скоро путешественники оказались среди необозримого макового поля. Запах мака усыпляет, но Элли этого не знала и продолжала идти, беспечно вдыхая сладковатый и усыпляющий аромат… Веки её отяжелели, и ей ужасно захотелось спать".
Какое явление усыпляло Элли?
д3-д9. И.С.Лесков. Соборяне.
"Реяли молнии; с грохотом несся удар за ударом, и вдруг Туберозов видит пред собою тёмный ствол дуба, и к нему плывёт светящийся, как тусклая лампа, шар; чудная искра посредине дерева блеснула ослепляющим светом, выросла в ком и разорвалась. В воздухе грянуло страшное бббах!.. Дерево было как ножом срезано у самого корня и лежало на земле…"
Как называют молнию, описанную в эпизоде?
е2-е10. А.Р.Беляев. Последний человек из Атлантиды.
"У самого берега возвышался знаменитый Посейдонский маяк – одно из мировых чудес. Он имел форму конуса, усечённая вершина которого, казалось, упиралась в небесный свод. Маяк был сложен из громадных каменных кубов красного, чёрного и белого цвета, расположенных красивым узором… Бронзовые зеркала собирали свет и бросали в океан на много десятков миль".
На каком явлении основано действие подобного маяка?
ж1-ж8. К.Г.Паустовский. Подарок.
Дед Митрий узнал о том, что в Москве для приготовления пищи используют электрический ток. Он спросил о нём у Рувима: "А ты этот электрический ток видал? Как же ты его видал, когда он видимости не имеет, вроде как воздух?"
Назовите частицу, движение которых образуют электрический ток?
з4-з8. Г.Х.Андерсен. Снежная королева.
"Герда начала читать "Отче наш"; было так холодно, что дыхание девочки сейчас же превращалось в густой …".
Во что превращалось дыхание Герды?
и4-и10. А.П.Чехов. Степь.
"Егорушка… разбежался и полетел с полуторасаженной вышины. Описав в воздухе дугу, он упал в воду, глубоко погрузился, но дна не достал; какая-то сила, холодная и приятная на ощупь, подхватила его и понесла обратно наверх. Он вынырнул и… опять нырнул… Опять та же сила, не давая ему коснуться дна и побывать в прохладе, понесла его наверх".
Вспомните учёного, в честь которого названа сила, помешавшая Егорушке?
к4-к9. Ж.Верн. Пятнадцатилетний капитан.
Негоро положил под компас железный брусок. "Железо притянуло к себе стрелку компаса… стрелка сместилась на четыре румба… после того, как из-под нактоуза был убран железный брусок, стрелка компаса заняла вновь нормальное положение и указывала своим остриём прямо на магнитный полюс".
Как называется тело, к которому притягивается железо?
а5-к5. В данной строке находится ключевое слово. Оно обозначает письменную форму искусства.
Ответы: КИСЛОРОД, СИЯНИЕ, ЗАТМЕНИЕ, КОНВЕКЦИЯ,
ШАРОВАЯ, ОТРАЖЕНИЕ, ЭЛЕКТРОН, ТУМАН, АРХИМЕД,
МАГНИТ.
Ключевое слово: ЛИТЕРАТУРА.
Последние три кроссворда я использую на внеклассных мероприятиях, а первые тринадцать являются тематическими и рассчитаны на 10-15 минут работы на уроке без использования дополнительной литературы. В крайнем случае. ответы можно искать в учебнике. Буду рад получить отзывы и узнать о подобной работе других учителей. Например, я использую кроссворды в виде, который показан в таблице. Нужно угадать формулы, соответствующие числам в таблице.