Известно, что одна из самых сложных тем курса русского языка является тема “Непроверяемые гласные и согласные в корне слова”, иными словами, правописание словарных слов, т.к. эти слова нельзя проверить, а нужно “запоминать или проверять по словарю”. А как же запомнить такое огромное количество слов? Разумеется, легче тем, у кого хорошая зрительная память, кто много читает. К сожалению, среди сегодняшних школьников таких немного. Что же делать им? Я предлагаю следующие приемы работы.
1 ЭТАП – знакомство со словарными словами
Слова для запоминания нужно каким-то способом
группировать. Например, так.
Слова, в которых в “опасных” местах пишутся
| А-А | О-О | |
| АвАнгард | кАбАла | дОскОнально |
| АрмАтура | кАтАкомбы | кОмпОновка |
| БАлАган | кАтАклизм | кОрпОрация |
| ВАндАл | кАвАлерия | кОнглОмерат |
| ВАкАнсия | мАкулАтура | кОпОшиться |
| ДиАпАзон | мАлАхит | нОвОкаин |
| КАрАкатица | нАвАждение | рОтОнда |
| КАрАвай | нАфтАлин | |
| ТрАнспАрант | пАрАдокс | |
| -А- | -О- | ||
| бАнальный | кАвычки | бОгема | кОнверсия |
| бАгровый | пАмфлет | бОйкот | кОгорта |
| вАтрушка | пАритет | бОрдюр | кОрифей |
| гАлактика | пАром | вОлынка | кОлибри |
| кАлач | пАродия | кОнфорка | кОралл |
| кАлитка | кАнтата | кОбура | пОртьера |
| кАморка | стрАтегия | кОчан | пОрхать |
| кАбала | ярмАрка | кОрдон | спОнтанный |
| -Е-И- | -И-Е- |
| вЕнтИлятор | бИссЕктриса |
| вЕстИбюль | вИнЕгрет |
| вЕрнИсаж | дИлЕтант |
| дЕлИкатес | гИпотЕза |
| пЕрИферия | дИрЕктива |
| пЕрИскоп | дИссЕртация |
| пЕрИпетии | дИвЕрсант |
| прЕзИдент | ИнтЕллект |
| сЕмИнар | лИнолЕум |
| фЕстИваль | стИпЕндия |
| -Е-Е- | -И-И- |
| вЕтЕран | дИвИзия |
| дЕзЕртир | дИрИжабль |
| мЕцЕнат | дИвИденд |
| прЕтЕндент | дИрИжер |
| прЕцЕдент | дИскрИмИнация |
| рЕпЕтиция | ИждИвение |
| рЕвЕранс | ИнцИдент |
| рЕфЕрендум | лИквИдация |
| тЕмпЕрамент | нИгИлист |
| фЕдЕрация | прИвИлегия |
| -Л- | -ЛЛ- | |
| аЛюминий | артиЛЛерия | интеЛЛигент |
| аЛогизм | аЛЛергия | иЛЛюминация |
| баЛанс | аЛЛигатор | иЛЛюзия |
| баЛюстрада | апеЛЛяция | дистиЛЛированный |
| вентиЛяция | баЛЛон | кораЛЛ |
| гаЛерея | бациЛЛа | баЛЛада |
| диЛер | баЛЛ | бюЛЛетень |
| коЛичество | баЛЛаст | коЛЛектив |
| кристаЛьный | беЛЛетристика | капиЛЛяр |
| эЛегия | интеЛЛект | коЛЛаж и т.д. |
То же самое можно сделать и с другими
согласными.
Кроме того, есть целый ряд слов, в которых прибавляют
ненужный гласный или согласный. Такие
слова я даю отдельно (с кратким пояснением).
| Благословение (после В нет Л) | нюанс (после Н нет Ь) |
| Вдохновение (после В нет Л) | прецедент (перед Д нет Н) |
| Дерматин( после А нет Н) | продюсер (после Д нет Ь) |
| Дикобраз(после О нет второго О) | стипендиат (перед конечным Т нет Н) |
| Интриган, интриганка (после второго Н нет Т) | ханжество (после Е нет Н) |
| Инцидент(после второго И нет Н) | эскорт (после Э нет К) |
| Компрометация (после Е нет Н) | юрисконсульт (после первого С нет Т) |
| Констатация (после первого А нет Н) | мюзикл ( после М нет Ь) |
(Слова , в которые “вставляют” ненужный согласный, взяты из книги Т.Ф. Ивановой, Т.А, Черкасовой “Русская речь в эфире” - М.: Рус. яз., 2002)
2 ЭТАП – заучивание (домашнее задание).
Предлагаю для заучивания слова по группам.
Например: задание №1 слова на –А-А-; -О-О-; задание
№2 слова на –А-; -О- и т.д. Когда записываю на доске
(или распечатываю для каждого) слова, то
обязательно объясняю значение каждого слова.
Учащимся нужно не только знать написание слов, но
и их лексическое значение.
В качестве домашнего задания можно также
предложить самим составить связный текст,
используя как можно больше словарных слов.
Например. Закончите предложенный текст.
Однажды бывший импресарио Иннокентий в
очередной раз досконально изучал страничку в
утренней прессе с предложениями о
вакансиях. Диапазон предлагаемых профессий
был широк: от банального водителя троллейбуса
до продюсера мюзикла…
3 ЭТАП – проверка усвоения.
Проверку можно проводить:
а) в виде словарного диктанта (при этом
проверяется не только то, как ребята усвоили
правописание этих слов, но и то, как они знают их
лексическое значение).
Например:
Словарный диктант № 1: Богема, багровый,
ватрушка, кочан, кордон, порхать, кантата,
ярмарка, пародия, спонтанный, корифей,
колибри, каблук, кавычки, когорта, банальный,
коралл, бойкот, волынка, кабала, галактика,
памфлет, каморка, калитка, конфорка, конверсия,
кобура, паритет, стратегия, портьера, паром,
калач.
Задание к диктанту.
- Подчеркните волнистой линией слово, значение которого следующее: “искусство планирования какой-либо деятельности на длительную перспективу” (стратегия).
- Подчеркните пунктиром слово, значение которого “злободневное публицистическое произведение остросатирического характера, создаваемое с целью социально-политического обличения кого-либо или чего-либо” (памфлет).
- Подчеркните одной чертой слово, значение которого “прекращение отношений с кем-либо в знак несогласия с чем-либо”(бойкот)
- Подчеркните двумя чертами слово, значение которого “самопроизвольный, возникающий вследствие внутренних причин, без непосредственного воздействия извне” (спонтанный)
- Подчеркните “точкой-тире” (-.-.-.) слово, имеющее значение “слой творческой интеллигенции, не имеющей устойчивого дохода, ведущей беспорядочную, беспечную жизнь” (богема).
Словарный диктант № 2: алогизм, дилер, количество, бюллетень, балласт, галерея, коралл, баллада, коллега, коллежский, коллоквиум, интеллект, элегия, баллон, стеллаж, троллейбус, иллюзия, баланс, кристальный, апелляция, атолл, аллегория, бацилла, колледж, алюминий, беллетристика, коллектив, каллиграфия, коллаж.
Задание к диктанту.
- Подчеркните волнистой линией слово, значение которого следующее: “обжалование решения суда в вышестоящей инстанции; обращение за поддержкой” (апелляция).
- Подчеркните пунктиром слово, значение которого “наклеивание на какую-либо основу материалов разного цвета и фактуры для получения изображения” (коллаж).
- Подчеркните одной чертой слово, значение которого “художественная повествовательная литература, “легкое чтиво” (беллетристика).
- Подчеркните двумя чертами слово, значение которого “ беседа преподавателя со студентами с целью выяснения и повышения их знаний” (коллоквиум).
- Подчеркните “точкой-тире” (_._._.) слово, значение которого “равное соотношение между чем-либо; средства, находящиеся в распоряжении какого-либо предприятия” (баланс).
б) в виде теста.
Тесты могут быть двух видов: можно проверять
только усвоение правописания слов или еще и
знание их лексического значения.
Тест № 1. Укажите номера слов, в которых нет пропущенных букв.
| 1. дил…ер | 4. драм…а | 7. конъю…ктура | 10. интриган…ка |
| 2. юрис…консульт | 5. дерма…тин | 8. э..скорт | 11. искус…ный |
| 3. эл…егия | 6. ил…юзия | 9. эм…грация | 12. деф…ект |
(Ответ: 1, 2, 3, 4, 5, 8, 9, 10, 11, 12)
Тест № 2. Укажите номера слов, в которых пропущена буква А.
| 1. б…йкот | 4. п…ритет | 7. нафт…лин | 10. б…рдюр |
| 2. п…рхать | 5. к…морка | 8. к…нфорка | 11. к…вычки |
| 3. кат…клизм | 6. доск…нально | 9. сп…нтанный | 12. ярм…рка |
(Ответ: 3, 4, 5,7, 11, 12)
Тест № 3. Укажите номера слов, в которых пропущена буква И.
| 1. пер…петии | 4. д…зертир | 7. д…рижер | 10. д…версант |
| 2. д…ликатес | 5. реп…тиция | 8. дир…жабль | 11. ижд…вение |
| 3. л…нолеум | 6. инт…ллект | 9. мец…нат | 12. прив…легия |
(Ответ: 1, 3, 7, 8, 10, 11, 12)
Тест № 4. Укажите номера слов, в написании или толковании которых есть ошибка.
1. Cпонтанный (ответ) – тщательно продуманный;
2. Индифферентный (человек) – безразличный;
3. Банальный (ответ) – обычный, заурядный;
4. Кашемир – тонкая шерстяная ткань;
5. Колосальный – огромный, громадный;
6. Компоновать-складывать в тару, убирать;
7. Беллетристика – повествовательная литература
,“легкое чтиво”;
8. Парадокс – неожиданность;
9. памфлет – злободневная сатирическая статья;
10.паритет – соглашение.
(Ответ: 1, 5, 6, 8, 10)
1. Спонтанный – возникающий вследствие внутренних причин, без непосредственного воздействия извне.
5. КолоССальный (от слова колоСС – статуя, колонна громадных размеров).
6. Компоновать – складывать из частей целое.
8. Парадокс – мнение, расходящееся с общепринятым.
10. Паритет – равенство, равноправие сторон.
Использованная литература:
1. Ожегов С.И.Словарь русского языка \ Под ред. Н.Ю.
Шведовой.- М.: Рус. яз, 1988
2. Иванова Т.Ф.Русская речь в эфире. Комплексный
справочник \ Т.Ф. Иванова, Т.А.Черкасова.- М.: Рус.
яз., 2002
3. Орфографический словарь русского языка \ Под
ред. С.Г. Бархударова и др. – М.: Рус. яз, 1986.