Традицией нашего филиала является проведение научно-методических недель кафедр филиала. Подобные недели позволяют искать и внедрять новые педагогические идеи, нетрадиционные формы обучения. В рамках недели кафедры лингвистики в течение последних 3-х лет я провожу практическое занятие по английскому языку в форме марафона.
В основе урока лежала идея организации соревнования (по типу спортивной эстафеты, но которую я назвала “марафоном”, в принципе название не столь важно), которое позволило бы вовлечь в обучение и (или) контроль в один временной промежуток (за одно занятие) несколько групп. В течение 2-х академических часов группы проходили 3 этапа, меняли три разных аудитории, выполняли три задания за ограниченное время. Одним из главных условием, помимо соблюдения временных параметров, было выполнение как минимум одного задания каждым участником команды.
Опыт проведения соревнования показал, что в условиях коллективного соревнования значительно повышается мотивация изучения иностранного языка, реализуется индивидуальный подход при распределении заданий, развивается дух коллективизма, ответственности перед своей командой. Данная идея позволяет организованно, быстро и эффективно провести интересное, нетрадиционное контрольное занятие по определенной теме.
Ниже предлагается сценарий марафона, который проводился среди студентов 1 курса дневного отделения МИТСО, изучающих английский язык (средний уровень). В марафоне участвовали одновременно 6 групп. Тема, которая объединила все этапы марафона, – Настоящее Простое и Настоящее Продолженное (Present Simple, Present Continuous).
Методические цели занятия:
- Проверка уровня знаний студентов по теме “Present Simple, Present Continuous” и навыков употребления глаголов в указанных временах.
- Контроль навыка аудирования (восприятие форм Present Simple, Present Continuous, восприятие общего содержания текста в Present Simple).
- Контроль навыка понимания и последующего озвучивания видеосюжета.
Воспитательные цели занятия:
- Развитие духа командного соревнования.
- Воспитание способности коллективного выполнения задания.
- Формирование и развитие организаторских способностей студентов.
Культорологические цели:
- Знакомство с распорядком дня безработного в Англии.
- Знакомство с традиционным ужином американской семьи.
Описание хода лингвистического марафона
Занятие проводится в виде соревнования между группами одного курса (потока) в течение одной пары. Каждая группа должна пройти три этапа марафона, выполнить задания на каждом этапе в течение 15 мин. Перед началом марафона команда выбирает старшего (капитана, командира, координатора), задача которого заключается в распределении обязанностей среди участников команды, организации и координации работы группы при прохождении каждого этапа. Каждый правильный ответ группы приносит команде один балл. Выигрывает команда, которая набирает наибольшее количество баллов после прохождения всех этапов марафона, при этом команда должна соблюдать временной режим прохождения этапов. Этапы проводятся в разных аудиториях. Это значит, что группа должна уметь быстро, не создавая много шума и суеты переходить из одной аудитории в другую.
Основной методической единицей организации контроля является тест, который позволяет оптимизировать процесс контроля. Тесты составлены с учетом того, что в группах есть студенты с различной степенью подготовки. Предполагается, что координатор распределяет тесты среди участников, самостоятельно определяя потенциальные способности членов команды. Каждый участник выполняет поученное задание индивидуально, либо все задания выполняются коллективно всеми членами группы. Решение об индивидуальном или коллективном выполнении принимает вся группа.
В начале марафона все участники занятия (это могут быть от 3-х до 6-ти групп) собираются в большой аудитории. Преподаватель, координатор марафона, представляет этапы марафона, объявляет порядок прохождения группами этапов и раздает координаторам учетные листки групп. В учетных листках отражается порядок прохождения этапов группой, а также номера заданий каждого этапа с клеточками для проставления количества набранных баллов. После этого студенты и преподаватели расходятся по этапам. Кроме преподавателей кафедры в проведении конкурса нам помогали студенты старших курсов.
Учетная карточка группы
10-10 / 10-25 |
10-30 / 10-45 |
10-50 / 11-05 |
Группа А 11 | |||
1 этап (тестирование) |
2 этап (аудирование) |
3 этап (видеосюжет) |
|
|||
№ теста |
баллы |
№ теста |
баллы |
критерии |
баллы |
|
Тест № 1 |
Тест № 1 |
1. Правильность составления диалога (10 бал-лов максимально). |
||||
Тест № 2 |
Тест № 2 |
2. Озвучивание (10 баллов максимально). |
||||
Тест № 3 |
Тест № 3 |
|||||
Тест № 4 |
Тест № 4 |
|||||
Тест № 5 |
Тест № 5 |
|||||
Тест № 6 |
Тест № 6 |
|||||
Тест № 7 |
Тест № 7 |
|||||
Тест № 8 |
Тест № 8 |
|||||
Тест № 9 |
Тест № 9 |
|||||
Тест № 10 |
||||||
Итого |
Итого |
Итого |
I ЭТАП
“Грамматика – зарядка для ума”
Группе предлагается в течение 15 минут выполнить следующие грамматические тесты по правилам образования и употребления Present Indefinite (Simple) и Present Continuous. Координатор группы совместно с участниками распределяют тесты в группе. (Тесты и ключи к ним смотри в Приложении 1).
II ЭТАП
“Кто рано ложится и рано встает, тому Бог подает”
На данном этапе студентам предлагается прослушать 2 раза текст. Затем группе раздаются задания по прослушанному тексту. На выполнение заданий отводится 15 минут. (Текст аудиозаписи и тексты к нему смотри в Приложении 2).
III ЭТАП
“Сытый голодному – не товарищ”
На данном этапе группе предлагается просмотреть небольшой видеосюжет. Он длится около 1,5 минуты. Видеосюжет представляет бытовую сцену ужина традиционной американской семьи.
После первого просмотра группа получает реплики героев просмотренного видеосюжета, не соединенные в логической последовательности. Команда должна составить диалог, соответствующий диалогу видеосюжета. (Траснкрипт видеосюжета смотри в Приложении 3).
Затем команде предлагается просмотреть сюжет и проверить правильность составления диалога. Когда работа над составлением диалога завершена, участники группы должны распределить роли и озвучить видеосюжет, который будет предъявляться без звука.
При третьем показе звук отключается, и слова произносятся студентами. Слаженность работы команды, точность выполнения задания и артистическое озвучивание оцениваются следующим образом:
- Правильно восстановленный диалог – 10 баллов (1 ошибка 9 баллов и т. д.)
- Озвучивание (соблюдение очередности реплик, правильное чтение)– 10 баллов.
После прохождения всех этапов группы собираются в одной аудитории для подведения итогов. Результаты всех групп на всех этапах вносятся в итоговую ведомость и после подсчета, который занимает 2-3 минуты, результаты объявляются студентам. Группа-победитель награждается сладким призом, который вручается координатору.
Надеюсь, что моя разработка получит дальнейшее развитие. Идею “этапности” можно заполнить другими темами с другими заданиями. Главное – соблюдать принцип временного ограничения и разноуровневых заданий для того, чтобы дать возможность посильного участия каждого студента.
Приложение 1.
Этап 1
ГРАММАТИЧЕСКИЙ ТЕСТ
ТЕСТ 1
Укажите номера слов и словосочетаний, требующих употребления Present Simple (Indefinite):
- usually
- now
- at present
- at the moment
- seldom
- by 10 o’clock
- every time from 2 to 4
- every day
- often
- since tomorrow
- sometimes
- twice a week
- all day long
- rarely
- every year
ТЕСТ 2
Укажите номера слов и словосочетаний, требующих употребления Present Progressive (Continuous):
- usually
- now
- at present
- at the moment
- seldom
- by 10 o’clock
- every time from 2 to 4
- every day
- often
- since tomorrow
- sometimes
- twice a week
- this afternoon
- rarely
- every year
ТЕСТ 3
Укажите номера глаголов, которые не употребляются в Present Progressive (Continuous):
- to know
- to doubt
- to love
- to seem
- to go
- to find
- to do
- to mind
- to remember
- to understand
- to turn
- to believe
- to like
- to come
- to take
- to taste
- to be
- to stay
- to hate
- to try
- to forget
- to prefer
- to help
- to need
- to want
ТЕСТ 4
Укажите номера глаголов, которые употребляются в Present Progressive (Continuous):
- to come
- to take
- to taste
- to be
- to stay
- to hate
- to try
- to forget
- to prefer
- to help
- to need
- to want
- to help
- to need
- to bring
- to become
- to write
ТЕСТ 5
Укажите номера предложений, при переводе которых необходимо употребить Present Progressive (Continuous):
- Что это за запах? Что это горит?
- Он всегда нам много помогает.
- Земля вертится вокруг Солнца
- Зачем ты носишь эту смешную шляпу?
- Я всегда встаю в 7 часов.
- Не бери эту книгу. Аня ее читает.
- Ты часто ходишь в кино?
- Ты меня не слушаешь. О чем ты думаешь?
- Джон сейчас принимает ванну.
- Не выключай музыку! Я ее слушаю.
- Я люблю иногда слушать классическую музыку.
- Его никогда нет дома, когда я ему звоню.
- Кто там играет на фортепиано?
- Мой брат играет в баре по воскресеньям.
- Выключай телевизор! Никто его не смотрит.
- Куда ты так торопишься?
ТЕСТ 6
Укажите номера предложений, при переводе которых на английский язык необходимо употребить Present Simple (Indefinite):
- У нас на обед всегда бывает сыр.
- У нас на обед сыр, а у вас?
- Я не совсем понимаю, что Вы имеете в виду.
- Мы уезжаем в 11 часов.
- Они всегда опаздывают на 5 минут.
- Иногда мы вместе гуляем вечером.
- Вы говорите по-немецки? – Очень плохо.
- Посмотри, с каким удовольствием он поет.
- Твой друг учится в институте?
- Сегодня мы пообедаем вместе.
- Мы всегда обедаем вместе.
- В данный момент мама говорит по телефону.
- Мама говорит по телефону по два часа.
- Луна вертится вокруг Земли
- Зачем ты носишь такую теплую одежду?
- В эти дни мы проводим много времени в библиотеке, так как мы готовимся к экзамену.
ТЕСТ 7
Укажите правильный вариант написания -ing формы следующих глаголов:
- to run – a) running, b) runing, c) runyng
- to put – a) puting, b) putting, c) puteing
- to take – a) taking, b) takeing, c) takking
- to have – a) havving, b) haveing, c) having
- to leave – a) leaveing, b) leaving, c) leavyng
- to go – a) going, b) goeing, c) goyng
- to write – a) writeing, b) writing, c) writting
- to lie – a) lieing, b) liying, c) lying
- to die – a) dieing, b) diying, c) dying
- to play – a) playing, b) plaing, c) plaeyng
ТЕСТ 8
Укажите правильный вариант формы глагола в Present Simple (Indefinite) в 3-ем лице единственного числа:
- to run – a) runs, b) runes
- to be – a) are, b) is
- to take – a) takes, b) takeis
- to have – a) haves, b) has
- to leave – a) leaves, b) leavs
- to go – a) gos, b) goes
- to write – a) writes, b) writs
- to lie – a) lies, b) lyes
- to do – a) dos, b) does
- to play – a) plays, b) playes
ТЕСТ 9
Укажите правильный вариант временной формы глагола
- Where is John? He (to play) football in the yard.
- is playing
- is not playing
- plays
- I not (to like) the picture you (to look) now.
- am not liking, are looking
- don’t like, look
- don’t like, are looking
- He (to read) books in three languages, and now he (to read) a French novel.
- is reading, reads
- reads, is reading
- is reading, is reading
- She usually (to do) her homework at home.
- do
- does
- is doing
- In autumn many birds (to fly) to the South.
- fly
- are flying
- flies
- What that woman (to do) there? She (to sell) vegetables.
- is doing, sells
- is doing, is selling
- does, sells
- What are you (to buy) here? I (to buy) an English textbook.
- are buying, am buying
- buy, am buying
- buy, buy
- Look! How many birds (to fly) high up in the air!
- are flying
- fly
- is flying
- There are many children in the garden. Some of them (to run).
- are not running
- run
- are running
- Where you (to go) now? I (to go) to the library.
- are going, am going
- are going, go
- are going, are going
ТЕСТ 10
Укажите правильный вариант временной формы глагола
- I (to eat) porridge every day.
- am eating
- am eatting
- eat
- We (to do) our shopping in the afternoon.
- do
- are doing
- is doing
- Every year he (to spend) his holidays in France.
- is spending
- spends
- spend
- I (to live) in Glasgow, which is my hometown.
- am living
- live
- lives
- It (to rain), take your umbrella!
- rains
- rain
- is raining
- The sun (to rise) in the east.
- rises
- is rising
- rise
- Leave me alone, I (to work).
- work
- is working
- am working
- Fetch a doctor! The poor man (to die)!
- is dying
- dies
- doesn’t die
- You (to have) a letter for me?
- do you has
- are you having
- do you have
- He (to read) newspapers every day.
- read
- reads
- is reading
КЛЮЧИ
- Тест 1 – 1, 5, 7, 8, 9, 11, 12, 14, 15
- Тест 2 – 2, 3, 4, 13
- Тест 3 – 1, 2, 3, 4, 8, 9, 10, 12, 13, 16, 19
- Тест 4 – 1, 2, 4, 5, 7, 10, 13, 15, 16, 17
- Тест 5 – 1, 4, 6, 8, 9, 10, 13, 15, 16
- Тест 6 – 1, 3, 5, 6, 7, 9, 11, 13, 14
- Тест 7 – 1a, 2b, 3a, 4c, 5b, 6a, 7b, 8c, 9c, 10a
- Тест 8 – 1a, 2b, 3a, 4b, 5a, 6b, 7a, 8a, 9b, 10a
- Тест 9 – 1a, 2c, 3b, 4b, 5a, 6b, 7a, 8a, 9c, 10a
- Тест 10 – 1c, 2b, 3b, 4b, 5c, 6a, 7c, 8a, 9c, 10b
Приложение 2.
Этап 2.
АУДИРОВАНИЕ
Тext
A day in the life of Peter Maxwell
Peter Maxwell is unemployed. He is 24.
“I usually get up at about 8 o’clock. Then I have breakfast – coffee or tea and some
toasts. After this I go down to the library and read the paper. There are a lot of us at
the library. We never say we are unemployed but we know. I look at all the possible jobs
in the papers (This takes about a minute!). I read the sports and the arts pages, and soon
it is time for lunch, so I go off down to the shops for bread, milk, fresh vegetables and
25 pence worth of cheese. I like shopping, and I like cooking now too. On the way back
from the shops I buy a local paper and look at the jobs advertisements aver lunch (soup
and bread and butter).
After “lunch” on Mondays and Wednesdays I go to a carpentry class. These classes are
free for unemployed people. It is important to do a lot of thing when you are unemployed.
You need a routine for the day. On the other days of the week I go for walks if the
weather is all right, or I read. At about 6 o’clock I start preparing the Big Meal of
the day. I take a lot of time over this. It’s usually vegetables and cheese, or
sometimes spaghetti. After supper my wife and I read, or play chess. Every Friday we go to
a pub, or to the cinema. I don’t watch TV much. Usually at 10.30 we turn off the heater
and go t bed.”
ТЕСТ 1
Выберите нужный предлог:
- I go down ( a) - to, b) – at, c) – in ) the library.
- There a lot of us ( a) - to, b) – at, c) – in ) the library.
- I look ( a) - to, b) – at, c) – on ) all the possible jobs ( a) - in, b) – at, c) – down ) the paper.
- Soon it is time ( a) - for, b) – at, c) – from ) lunch.
- I look ( a) - at, b) – on, c) – in ) the job advertisements ( a) - at, b) – on, c) – over ) lunch.
ТЕСТ 2
Дополните предложения выбором одного из правильных вариантов:
- Peter Maxwell usually gets up …
- at 8 o’clock and has his coffee or tea with some toast for breakfast.
- at 7 o’clock and has his coffee or tea with some toast for breakfast.
- at 8 o’clock and has his coffee with milk for breakfast.
- After breakfast he goes…
- to the library to read an interesting book.
- to the library to read the latest news in the newspaper.
- to the library to read the advertisements about jobs.
- When it is time for lunch he …
- goes to the shops to buy some food.
- goes to the shops to have lunch.
- goes to the shops to buy sets and ice-cream.
- For lunch he usually eats …
- soup and bread and cheese.
- soup and bread and butter.
- soup and bun and cheese.
- He goes to carpentry classes because …
- he wants to get a new trade.
- he likes to study.
- they are free for the unemployed.
ТЕСТ 3
Дополните предложения выбором одного из правильных вариантов:
1. After breakfast Peter Maxwell goes…
- to the library to read an interesting book.
- to the library to read the latest news in the newspaper.
- to the library to read the advertisements about jobs.
2. Peter Maxwell goes to carpentry classes because …
- he wants to get a new trade.
- he likes to study.
- they are free for the unemployed.
3. He prepares the Big Meal of the day …
- at about five o’clock.
- at about six o’clock.
- at about seven o’clock.
4. Peter takes a lot of things for the Big Meal: …
- it’s usually vegetables and cheese.
- it’s usually potatoes and cheese.
- it’s usually vegetables and meat.
5. They go to the pub …
- every Sunday.
- every Friday.
- Every Monday.
ТЕСТ 4
Укажите номера ложных высказываний:
ТЕСТ 5
Укажите номера верных высказываний:
- It doesn’t take Peter long to prepare the Big Meal.
- Usually Peter goes to a pub or the cinema on Friday, sometimes he watches TV.
- After lunch on Mondays and on Wednesdays Peter goes to a carpentry class.
- He usually gets up at nine o’clock.
- Sometimes at 10.30 he and his wife turn off the heater and go to bed.
ТЕСТ 6
Укажите вариант соответствующего русского эквивалента:
- at about 8 o’clock:
- 25 pence worth of cheese:
- on the way back from the shop:
- These classes are free for unemployed people:
- I take a lot of time over this:
а) в 8 часов;
b) около 8 часов;
c) после 8 часов.
а) сыра на 25 пенсов;
b) сыра по 25 пенсов;
c) сыра за 25 пенсов.
а) спиной к магазину;
b) по пути в магазин;
c) по дороге из магазина.
а) Безработные посещают эти занятия, потому что
свободны.
b) Эти занятия бесплатны для безработных,
c) Эти классы свободны для безработных.
а) После этого у меня остается много времени.
b) Я трачу на это много времени.
c) Я освобождаю для этого много времени.
ТЕСТ 7
Укажите вариант соответствующего русского эквивалента:
- At about 10.30 we turn off the heater and go to bed:
- There are a lot of us in the library:
- It’s usually vegetables and cheese, or sometimes spaghetti:
- I look at all the possible jobs in the papers:
- Оn the other days of the week:
а) В 10.30 мы включаем обогреватель и идем спать.
b) В 10.30 мы переключаем обогреватель и идем спать.
c) В 10.30 мы выключаем обогреватель и идем спать.
а) Нас в библиотеке очень много.
b) Для нас есть много библиотек.
c) Для нас есть мало библиотек.
а) Это всегда овощи и сыр и обычно спагетти.
b) Это всегда овощи и сыр или иногда спагетти.
c) Это обычно овощи и сыр или иногда спагетти.
а) В газетах я ищу все возможные предложения
работы.
b) В газетах я просматриваю все возможные
предложения работы.
c) В газетах я отмечаю все возможные предложения
работы.
а) в другие дни недели;
b) в другой день недели;
c) в следующий день недели.
ТЕСТ 8
Укажите верный вариант пропущенного слова:
- Then I have breakfast: coffee or tea, and … toast.
- There are a lot of us … the library.
- I look … the possible jobs in the papers (it takes about a minute).
- These classes are … for unemployed people.
- It’s important to do a lot of things … you are unemployed.
a) a sum;
b) some;
c) several.
a) in;
b) at;
c) into.
a) at;
b) for;
c) on.
a) free;
b) fee;
c) tea.
a) if;
b) when;
c) where.
ТЕСТ 9
Укажите верный вариант пропущенного слова:
- We … say we are unemployed but we know.
- On the back from the shops I buy a local paper and look … the job advertisements over lunch.
- On the other days f the week I go for walks … the weather’s all right, or I read.
- Every Friday we go to a pub … to the cinema.
- Usually at 10.30 we turn … the heater and go to bed.
a) never;
b) usually;
c) ever.
a) at;
b) for;
c) after.
a) when;
b) but;
c) if.
a) and;
b) but
c) or.
a) up;
b) off;
c) out.
Ключ 1
- a)
- b)
- b)a)
- a)
- a) c)
Ключ 2
- a)
- c)
- a)
- b)
- c)
Ключ 3
- c)
- c)
- b)
- a)
- b)
Ключ 4
1, 3, 4, 5.
Ключ 5
2, 3.
Ключ 6
- b)
- a)
- c)
- b)
- b)
Ключ 7
- c)
- a)
- c)
- b)
- a)
Ключ 8
- b)
- a)
- a)
- a)
- b)
Ключ 9
- a)
- a)
- c)
- c)
- b)
Приложение 3.
Этап 3.
ПРОСМОТР И ОЗВУЧИВАНИЕ ВИДЕОСЮЖЕТА
At Stewards’ place in the evening
(видеосюжет взят из видеокурса Family Album U.S.A.,
Father Susan Marilyn Robbie All Helen Richard Helen Robbie Father Marilyn Richard Helen Richard Helen |
Robbie, the dinner was terrific! Yes, it was delicious. What’ for dessert? Oh! I forgot dessert. Robbie! Don’t worry, we’ve got lots of ice-cream. Oh, I’d love some ice-cream. Well! There is chocolate and coffee and a little vanilla. I’ll have vanilla. Is that all right with everyone? I’ll have chocolate. Me, too. Uh, one scoop of chocolate and one scoop of coffee for me. Robbie, will you help me to serve? I keep thinking about that bag of film. 8 rolls. A whole day’s work. And good stuff, too. Don’t worry, Richard. Someone will find it. |