Духовность – важнейший аспект в жизни каждого человека. Это то, что дает ощущение полноты жизни, наличие ее цели и смысла, понимания счастья и того, что жизнь есть важная тайна.
Духовность - это наше личное понимание, интимное ощущение своей глубинной природы, осознание того, что позволяет раскрываться тем глубинным потенциалам, которые находятся внутри нас. Мы живем, чтобы познать мир как внешний, так и внутренний, чтобы совершить нечто полезное, чтобы совершенствоваться. Важно постоянно искать истину, жить этим непреклонным поиском, держать в постоянном напряжении интеллектуальные силы, чтобы они не останавливали “Я” в своем развитии, не утратили гибкость, способности к обновлению.
Необходима способность, видеть себя не отдельно, отстраненно от мира, а в нем, в общении, взаимодействии, стремясь к образу идеального “Я”.
По мнению А.Петровского (советского психолога) человек духовен в той мере, в какой он задумывается над вопросами познания мира, себя, смысла и назначения своей жизни и стремится получить ответы.
Педантропологические науки помогают познать самого себя изнутри, строить свой мир, вскрывать проблемы внутренних конфликтов, искать истинные жизненные ценности, обрести гармонию внутреннего и внешнего мира.
Новые возможности духовного развития в области музыкального образования содержатся в таком огромном пласте музыкальной культуры как духовная музыка.
Духовная музыка – одно из средств, которое способно воздействовать на тот потенциал духовных и творческих способностей, возможностей, которые заключены в эмоциональной сфере человека. Необходимо содержанием такой музыки пробудить ту устремленность к Добру и Свету, которая заложена в каждой душе ребенка и может стать источником нравственности и гармонии личности.
Открытость, искренний интерес детей к религиозному искусству; принятие духовных образов, которые содержат музыкальное и изобразительное искусство; раскрепощенность, свободное самовыражение в исполнении песен с духовным содержанием; чистота, неподдельная искренность детей в своих высказываниях, чувствах – все это дало возможность разработать новый подход к данной программе, который бы глубже раскрыл внутренний мир ребенка, его духовную природу.
Урок музыки обретает возможность стать уроком человековедения. Собственный опыт проведения уроков с ориентацией на духовное развитие, совершенствование внутреннего мира ребенка стал результатом нового подхода к раскрытию содержания и возможностей духовной музыки, новому определению цели программы. Предмет “Духовная музыка” может быть важной составной частью предметов человековедческого цикла в школе, осуществляя свою цель: развитие духовной сферы ребенка, его сознания и подсознания, введение детей в мир духовной культуры (церковной, религиозной) как неотделимой части всей культуры человечества.
В основе реализации цели лежит принцип интеграции: использование звучащей духовной музыки, исполнение собственно церковных распевов, примеры религиозного содержания в изобразительном искусстве, слово из Библии, памятники архитектуры.
Духовная музыка помогает решать такие задачи, как:
Снятие скованности и эмоционального напряжения;
Побуждение к гармоничному общению, основой которого является доброжелательность, искренность;
Развитие способности к творческому воображению, раскрепощению;
Формирование эстетических потребностей;
Созерцание “себя изнутри”, настрой на позитивные чувства, мысли, поступки, желания.
В основе построения программы церковно-календарный круг как метроритм года, месяца, недели.
Решение задач осуществляется следующими принципами: не торопить, не навредить, принцип свободного выбора, своевременности, спонтанного творчества, добровольности, внутреннего убеждения в самораскрытии, принцип обратной связи. Ведущими методами должны быть: чувствование, слышание, видение, вхождение в звуковое пространство, вхождение в жизненное пространство. Использование приемов: наблюдение за своим внутренним “Я” и музыкой, (а не с музыкой), анализ и размышление, изменение своего внутреннего “Я”.
На занятиях применяются такие технологии как: музыкально-психологические тренинги, психопластика образно-чувственного самовыражения, чтение духовных текстов, пересказ притчей, чтение молитв, исполнение молитв и песен с духовным содержанием…
В программе учитывается потребность детей во внешней красоте и привлекательности, дружбе и любви. Необходимо включать в работу мысли и сердца с одинаковой интенсивностью, увеличивать нагрузку на интеллектуальное развитие (развитие сознания), опираться на развитие эмоционально-чувственной сферы (очищать от отрицательных эмоций подсознание), видеть поступки справедливые, учиться сострадать, осуществлять связь в микро- и макромире.
Следуя положениям антропологических наук, можно помочь детям открыть путь к своему совершенствованию на уроках “Духовной музыки”. Духовная музыка эмоционально очищает, помогает освободиться от обид внутри нас, тяжестей в душе, накопленных ранее. Духовные песнопения, слушание духовной музыки, радость совместного духовного осознания, возможность в этом общении поделиться появившимся духовным опытом, – все это представляет своего рода систему духовной поддержки, такую же, как мы имеем в природе. Духовная музыка помогает человеку вслушаться в свое внутреннее “Я” и почувствовать глубокую связь с ритмами вокруг нас, ритмами жизни.
“В самом деле, - писал Учитель Церкви св. Иоанн Златоуст, - какое из искусств сравнится с искусством образования души и просвещения ума?” И далее: “В этом искусстве главным является забота о душе, потому многое в общественной и частной жизни идет у нас не по нашему желанию, что мы не заботимся о духовном, прежде всего, а потом о житейском”. “Необходимо заботиться не о том, чтобы сказать больше, а говорить с пользой духовного обогащения ребенка.” Пробуждение мышления лежит в основе (по мнению св. И.Златоуста) бесед Иисуса Христа. Он, проповедуя притчами, отнюдь не пытался оставить слушателей в неведении. Напротив, он старался “возбудить их к вопросам”. Но важны не только ответы, но и вопросы учителя. В уроке же они не должны быть поверхностными.
Необходимо так же учесть советы Учителя О.М.Айванхова, касающиеся детей, в рамках предмета.
Первый совет: быть внимательными к тому, как мы говорим с детьми. Большое значение здесь имеет речевая интонация самого учителя, дабы не нарушить психологическую атмосферу урока, ту гармонию, которая царит в духовной музыке.
Второй совет: думать о качествах и добродетелях, упрятанных в душе и разуме ребенка, сосредотачиваться ни искорке божьей, которая в нем живет, научить делать его чудеса. Через Христа и его апостолов раскрывать перед детьми эти добродетели, а музыкой доносить до самых глубин души эти “святые истины”.
Третий совет: окружить детей атмосферой гармонии духовных образов.
Четвертый совет: давать детям безупречный пример, показывать ребенку свои недостатки и слабости. Дети же инстинктивно ищут возможность опереться на сильного, доброго, справедливого человека. Ребенок ищет опоры не только физически, но и психически. Примером здесь служит жизнь святых, подвижников, жизнь Иисуса Христа. Музыка же сама сильна духом, а звучание молитвы укрепляет дух.
Такие уроки создают особую психологическую атмосферу безопасности, доверия, стимулируют любознательность, осмысленное учение детей.
Духовная музыка способствует:
Нравственному пониманию своего внутреннего состояния, может быть, понять, почему оно такое, найти причину;
Общению самим с собой;
Ощущению гармонии внутри себя.
Учитель должен опираться на знания в области музыкального искусства, владеть методами педантропологических наук, которые помогут вести предмет “Духовная музыка” в курсе “человековедения”.
Содержание предмета раскрывается в нескольких направлениях:
Знакомство с церковью как памятником архитектуры, иконография;
Собственно музыка, звучащая в церкви во время богослужения, знакомство с песнопениями, литургией, всенощной;
Духовные образы в произведениях композиторов-классиков, духовные стихи;
Содержание церковно-славянских праздников.
Программа имеет два раздела.
Первый раздел – подготовительный, включает задания, которые направлены на:
установление внутренних связей в группе, с учителем;
снятие эмоционального напряжения;
свободное самовыражение в рассказах, сказках, рисунках;
самопознание через музыкальные образы, ритмы; сочинение сказок о своей жизни и о том, что ее окружает.
Духовные образы вводятся в занятия постепенно через знакомство с праздниками: Новый год, Рождество Христово и другие, а так же слушание духовной музыки. Все это подготовит детей к восприятию второго раздела программы.
Второй раздел - темы этого раздела являются опорными в реализации цели программы и должны разрабатываться учителем в соответствии с возрастными особенностями детей. Количество часов на каждую тему может быть определено учителем по его желанию. Расширять и углублять ту или иную тему учитель может в зависимости от восприятия ее детьми, их заинтересованностью.
Например:
Храм – это место собирания духовной и душевной культуры народа: музыки, живописи, архитектуры, литературы.
Храм – это главная святыня земли русской.
Храм – это внешняя и внутренняя красота и гармония.
Колокольный звон – это проникновение в сокровенный мир чувств, мыслей и чаяний наших предков, осознание личностно-значимого смысла колокольного звона для русских людей в различных жизненных ситуациях.
Икона – духовный опыт, стоящий за трудом иконописца, позволяющий воспринять и осмыслить весть, передаваемую через века. Здесь всюду гармония и отсутствие безобразия и беспорядка. В иконе самое главное “приходит оттуда”, через внешние видимые формы выражен внутренний мир человека, некая тайна. Икона сама обращается к молящемуся. Человек же в молитвенном содержании должен раскрыть душу, чтобы принять то, что несет в себе икона – ее гармонию, ее свет.
Жизнь святых подвижников – образ для подражания, имеет большую ценность в воспитании. Личный путь любого человека уникален. Когда мы читаем Жития святых, то видим разные пути нравственного совершенствования. Из жизни святых становится понятным, что чем ближе к Богу, тем неповторимее личность. И напротив, если люди из года в год духовно нищают, то все больше и больше стирается их неповторимость, индивидуальность.
Церковно-православные праздники – это духовное наследие народа, его традиции. Обрядовые формы православного богослужения – это кристаллизация духовного опыта русского народа.. Внешние формы богослужения, церковные песнопения православного прихода в той или иной местности России имеют свой особый колорит. Однако при этом сохраняется общий духовный строй.
Все темы имеют широкое общечеловеческое значение, они значительны и серьезны. Через связь духовного искусства с жизнью осознаются главные этические законы – Любви, Добра, Справедливости, по которым должен жить человек, нравственные ценности наполняют истинным смыслом жизнь человека. Очень важно воспитать в человеке способность видеть красоту окружающего мира, ощущать себя в гармонии с этим миром.
Темы программы могут быть общими для разного возраста детей, но, разрабатывать содержание уроков по этим темам, использовать методы необходимо с учетом психолого-возрастных особенностей развития детей.
Темы программы могут углубляться по содержанию, совершенствоваться, чтобы раскрыть полнее богатство духовного и образно-чувственного мира ребенка, реализовать его душевно-духовные возможности.
На уроках необходимо использовать методы психокоррекции, арттерапии, релаксации, созерцание и другие, направленные на психическое и физическое здоровье детей. Урок для ребенка должен стать частицей его жизни, поэтому учителю надо умело пользоваться голосом, жестами, мимикой, вместе проживать этот урок с детьми. Чтобы педагогический процесс был более личностно-ориентированным, необходимо опираться на знания педантропологических наук и возможности музыкального искусства. Музыка же в данной программе становится одним из средств в реализации цели в духовном развитии ребенка.
Результат – это отношение детей, интерес, который они проявляют к содержанию предмета. Дети ощущают себя на занятиях комфортно, у них появляется желание поделиться своим состоянием, чувствами, высказать свои мысли, то есть существует личная востребованность в таких занятиях.
Учителю дают большую информацию о внутренней жизни детей рисунки, высказывания, составления молитв, которые иногда даже вскрывают серьезные, глубоко скрытые личностные проблемы ребенка.
Практическая значимость программы состоит в том, что она делает педагогический процесс более личностно-ориентированным на уроке, может быть использована в работе с детьми младшего школьного возраста, среднего школьного возраста, с разным уровнем развития детей, включая соответствующие возрасту способы и приемы обучения и воспитания; сам учитель не является наблюдателем со стороны, он тоже вместе с детьми проходит этапы духовного развития, проявляет свои личностные качества, становится, может быть, мудрым наставником. Содержание программы ориентирует учителя на освоение современных знаний наук о человеке и их реализацию в духовном развитии детей в предметах музыкально-эстетического цикла.
I. РАЗДЕЛ
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
Цель: установление духовной, творческой связи с окружающей музыкой, осознание своей индивидуальности.
Используемые задания: ласковое пение имен, рассказ о любимой музыке, сочинение сказок, фантазирование, создание образов в рисунках.
Темы: “Моя музыкальная визитная карточка”, “Музыка и моя мечта”, “Краски музыки”, особенности звучания духовной музыки.
ЛИТЕРАТУРА
Петрусинский В.В. На пути к совершенству. Искусство экспромта – М., 1995.
Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе – М., Российское педагогическое агенство, 1995.
Тагильцева Н.Г. Воспитание эмоциональной культуры – Екатеринбург, 1995.
Чистякова М.И. Психогимнастика – М.,1995
Юдина Е.И. Мой первый учебник по музыке и творчеству – М.,1997.
Н.Лопатина, М. Скребцова. Книга для занятий по духовному воспитанию – М., “Сфера”, 1998.
II. РАЗДЕЛ
КРАСОТА И ГАРМОНИЯ ВНЕШНЕГО
И ВНУТРЕННЕГО МИРА ЧЕЛОВЕКА
Цель: осознание ценностных потребностей в жизни человека.
Тема 1
Храм – место духовного единения людей.
ЛИТЕРАТУРА
Кошмина И. Духовная музыка: мир красоты и гармонии – М., 1995.
Православная газета – Екатеринбург, 1996,1997.
Впервые в храме- Церковь святителя Николая, 1996.
Писманик М.Г. Религия в истории и культуре России – Пермь, 1995.
Репродукции храмов: жур. “Юный художник”. 1989,1990.
Музыка: (пение) Бортнянский Д. Многолетие; Филатова И. Церквушки России; Кошмина И. Осень – время года золотое.
Музыка: (слушание) Чайковский П. Херувимская
Тема 2
Колокола на Руси как национальная святыня русского народа.
ЛИТЕРАТУРА
Глазырина Е. Ребенок и музыка. – Екатеринбург, Уральский гос.пед.университет, 1996.
Журналы: “Музыкальная жизнь”, 1989; “С нами Бог”, 1994, № 6.
Музыка: (слушание) Благовест – праздничные перезвоны г.Владимира; Колокольный звон Новодевичьего монастыря; Рахманинов С.- Колокола. Ростовские звоны.
Музыка: (пение) Кошмина И. Пасхальный благовест.
Тема 3
Духовные образы. Человек перед иконой
ЛИТЕРАТУРА
Репродукции икон с изображением Богородицы, Святых.
Такталова Л. Русская икона – Владимир, 1993.
Философия русского религиозного искусства – М, 1993.
Музыка: (слушание) Величание Богородице, “Достойно есть величия ТЯ”, “Земле русская” – стихира Святым, Величание святому благоверному Александру Невскому.
Музыка: (пение) “Кротостью с небес светя” - современные христианские песни – М., 1994; “Богородице Дево, радуйся” - греческий распев.
Тема 4
Молитва как особое состояние души человека”
ЛИТЕРАТУРА
Духовный рост продолжается. Пособие – М.,1995.
Журналы: “С нами Бог”- М., Гармония, 1993-1997.
Иванова С. “Введение во храм Слова”. – М., 1994.
Молитвослов для маленьких – М., 1993.
Святитель Феофан Затворник. О молитве – М., Православное братство, 1997.
Молитвы: (слушание) Архангельский А. - Всенощная; Никольский А. - Литургия; Чайковский П. - Детский альбом; Чесноков П. - Да исправится молитва моя.
Пение: молитвы
Тема 5
Введение во храм Слова
ЛИТЕРАТУРА
Библия для детей. Евангелие. Духовные стихи.
Иванова С. Введение во храм Слова – М., Школа ПРЕСС, 1994.
Священная история для детей – Ташкент, Прометей, 1991.
Музыка: (слушание) Духовный стих “Голубиная книга” (фрагмент).
Чтение Евангелие от Матфея.
Тема 6
Идеи героизма и подвига в рассказах о Святых и подвижниках
ЛИТЕРАТУРА
Десятников В. Подвижники – М., Просвещение, 1993.
Православные святые – СПб, 1995.
Селиванов Ф. Русские народные духовные стихи – Марийский гос. университет, 1995.
Репродукции икон святых.
Музыка: (слушание) Стихира преподобному Сергию Радонежскому; Тропарь, святому благоверному Александру Невскому; Чайковский П. - Увертюра “1812 год”; Тропарь кресту и молитва за Отечество.
Музыка: (пение) И.Кошмина. Как пламя свеч колеблется.
Тема 7
Церковно-православные праздники,
их значение в осмыслении детьми национальной сопричастности
ЛИТЕРАТУРА
Рассказы для детей. Перед праздником – М., Центр гуманитарного образования, 1990.
Православный календарь.
Энциклопедия зимних праздников – СПб., Респекс, 1995.
Музыка: (слушание) Величание Богородице; Тропарь на Рождество Христово; Величание на Рождество Христово; Колядки “Ангелы в небе”.
Музыка: (пение) Кошмина И. Вербы, Христос Воскрес; Филатова З. Под Рождество, Воскресение Христово и другие соответствующие праздникам песнопения (по выбору).
Тема 8
Божественный свет – источник энергии человека
ЛИТЕРАТУРА
Айванхов О.М. Древо познания добра и зла, Взгляд на невидимое, и др. – М. Собрание сочинений изв., с 1992-1996.
Л.Горюнова. Добротолюбие – М. Жизнь. Творчество. Детство., 1994.
Азбука любви – М., 1996.
Суворов А. Школа взаимной человечности. – М., 1995.
Суворов А. Достоинство – М., 1997.
Рахлевская Л. Самопознание – М., Томск, 1996.
Музыка: Марченко Е. Песни и мелодии радостеи – Екатеринбург, 1997. (слушание и пение)
Количество часов по каждой теме учитель варьирует в зависимости от возраста детей и наличия учебного материала. Данная программа апробирована в МУ “Школа № 80” г. Северска Томской области с 1996 года.
ЛИТЕРАТУРА
Айванхов О.М. Древо познания добра и зла.
Зеньковский В.В. Психология детства.
Зеньковский В.В. Вопросы христианской антропологии.
Кошмина И. Программа “Духовная музыка: мир красоты и гармонии”. М.,1995.
Ничипоров Б.В. Введение в христианскую психологию.
Рахлевская Л.К. Самопознание в процессе изучения педагогической антропологии.
Рахлевская Л.К. Педагогическая антропология (человековедение) в системе непрерывного образования.
Розин В. Психологическая практика. Эзотерический опыт.
Штейнер Р. Антропологический путь познания.
Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека – М., 1998.
Маслоу А. Самоактуализация психология личности – М., 1992.