Тема: Правописание О и Е в окончаниях имён существительных после шипящих и Ц.
Цель: Создание условий для формирования исследовательской деятельности учащихся начальных классов через включение их в учебное исследование.
Задачи:
1. Увидеть проблему, сформулировать её,
поставить цель для исследования.
2. Спланировать ход работы и зафиксировать
результаты в отчётном листе.
3. Проанализировать результаты исследования,
сделть вывод.
4. Продолжить развивать мыслительные операции:
анализа, сравнения, обобщения.
5. Продолжить формировать волевые качества ,
коммуникативные отношения.
Оборудование: задание и инструктаж для каждой группы.
ХОД УРОКА.
I. Организационный момент.
II. Активизация мыслительной деятельности:
1. Чистописание.
На доске написаны буквы: Ж, Ш, Ч, Ц, Щ.
У. Прочитайте буквы. Что общего у этих букв? Какая буква “лишняя” в этом ряду, по какому признаку?
Д. Буква Ж, т.к. обозначает звонкий согласный
звук (ж), остальные- глухие звуки.
– В слабой позиции буква Ж может
обозначат и глухой согласный звук (ш).
– В данном ряду может быть “лишней”
буква Ц, т.к. все остальные буквы обозначают все
шипящие звуки.
Рассматриваются все варианты, предложенные детьми. Учитель останавливается на варианте, что Ш, Ж ,Ч, Щ - шипящие, а Ц нет. На доске вывешивается карточка.
Ш, Ж, Ш, Щ- шипящие.
У. Сегодня повторим написание строчной и прописной буквы Ц. Будем следить за наклоном прямых элементов буквы Ц, а также за длиной петли.
Учитель показывает образец на доске. Учащиеся контролируют себя по листу- помощнику, который подкладывается под страницу тетради. Лист-помощник - это разлинованный лист с линиями под углом в 65 градусов.
2. Мотивация.
У. Мы изучили правописание падежных окончаний имён существительных 1-го и 2-го склонения. Я думаю, вы сегодня порадуете всех своими знаниями и умениями. Давайте вспомним правила проверки падежных окончаний имён существительных 1-го и 2-го склонения. ( В ходе беседы на доску вывешиваются опорные таблицы.)
1. Падежные окончания имён существительных 1-го и 2-го склонения.
|
2. Как проверить падежные окончания существительных.
|
III. Введение знаний.
1. Постановка учебной проблемы.
У. В данных словах вставить орфограммы, объяснить.
На доске записаны слова:
за школ…й
над пашн…й
перед дуб…м
под камн…м
за мес…ц…м
с каш…й
за стор…ж…м
Ученики пишут в тетрадях, выделяя части слов с орфограммами, доказывая. После выполнения задания - фронтальная проверка. Один ученик отвечает, другие сигнализируют карточками – светофорами правильность ответа. На доске появляется продолжение записи.
за школой – 1 скл., в Т.п. -ой, или за сестрой ,
над пашней –1 скл., в Т.п. -ей, или над землёй,
перед дубом – 2 скл., в Т.п. -ом, или столом,
за месяц...м – словарь, 2 скл. , в Т.п. -ом или -ем?
с каш...й – 1 скл., в Т. п. -ой или -ей?
за сторож...м – сторожка, 1 скл., в Т.п. -ом или -ем?
У. Сколько же в нашем классе мнений? Почему?
– Что особенного вы заметили в словах,
где не можем объяснить написание?
– Какая у вас возникает тема урока?
При затруднении учитель предлагает обратить
внимание на основу слов, на шипящие согласные и Ц.
На доске записывается тема урока. “ Правописание
О и Е в окончаниях имен существительных после
шипящих и Ц”.
2. Поиск решения.
У. Я предлагаю вам поработать в группах, провести исследовательскую работу и самостоятельно раскрыть этот “секрет” правописания О и Е в окончаниях существительных после шипящих и Ц.
Дети работают в группах. Задание даётся на рабочих листах с отпечатанными словами для наблюдения и инструкцией.
3. Словарный материал для наблюдения.
1 группа анализирует слова 1 –го склонения с основой на шипящий звук.
за тучей, над рощей, со свечой, с лапшой
2 группа анализирует слова 1 –го склонения с основой на Ц.
с овцой, за больницей, с птицей, с ленцой
3 группа анализирует слова 2-го склонения с основой на шипящий звук.
над чертежом, с кирпичом, за ландышем, с малышом
4 группа анализирует слова 2-го склонения с основой на Ц.
с певцом, за красавцем , с молодцем , перед огурцом
4. Инструкция.
1. Прочитай слово.
2. Найдите ударную гласную, поставьте знак
ударения.
3. Под безударной гласной в окончании поставь
точку.
4. Выделите окончание.
5. Выделите основу. Обратите внимание на какой
звук оканчивается основа, подчеркните букву.
6. Обратите внимание, какая гласная буква стоит в
ударных окончаниях, какая - в безударных.
7. Сделайте вывод.
5. Вывод.
Выдаются заготовки на листах:
|
IV. Воспроизведение знаний.
1. Отчет групп.
2. У. Сравните выводы всех групп. Выведите
общее правило.
– Узнали ли мы , когда надо писать О и Е в
окончаниях существительных после шипящих и Ц?
– Сравните свой вывод с правилом в
учебнике на стр.147.
– Нужно ли дополнить план проверки
падежных окончаний имен существительных?
На доске под двумя пунктами плана появляется третий.
3. В окончании существительных после
шипящих и Ц под ударением пишем О, без ударения –
Е.
|
3. Применение знаний.
У. Давайте вернёмся к словам, в которых мы не смогли объяснить правописание окончаний и выясним , кто был прав.( Проверка, применяя алгоритм.)
У. А теперь применим полученные знания при выполнении другого задания. Напишите существительные с предлогами. Докажите правильность написания окончания существительных.
На доске: за ( нож), с ( орлица), перед ( Серёжа), с ( борщ), под ( кожа).
В тетрадях учеников: за ножом, с орлицей, перед Серёжей, с борщом, под кожей.
У. Выберите имена существительные из данных слов, где будете применять это правило.
На доске: Адрес, столица, вагон, вокзал, улица, квартира, февраль, север, лестница, магазин, больница.
У. Запишите предложение под диктовку.
Ребята с учительницей пошли в театр.
– Назовите все орфограммы.
V. Итог урока.
– Что каждый из вас сегодня узнал на
уроке?
– Где будем применять свои знания?
VI. Домашнее задание.
Из словаря учебника выбрать имена существительные с основой на шипящий звук и Ц, составить с ними предложения, употребив их в творительном падеже.
(Количество и место проведения физкультминуток учитель организует по мере необходимости учащимся.)
Литература.
1. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). По системе Л. В. Занкова. Москва, 2000г.
2. А. В. Полякова. 2 класс ( 1-3). Москва, “Просвещение”, 1998г.
3. Е. Л. Мельникова. Проблемное обучение: теория, технология, применение (опорные сигналы к авторскому курсу).