Правописание "о" и "е" в окончаниях имен существительных после шипящих и "ц"

Разделы: Русский язык, Начальная школа, Общепедагогические технологии


Тема: Правописание О и Е в окончаниях имён существительных после шипящих и Ц.

Цель: Создание условий для формирования исследовательской деятельности учащихся начальных классов через включение их в учебное исследование.

Задачи:

1. Увидеть проблему, сформулировать её, поставить цель для исследования.
2. Спланировать ход работы и зафиксировать результаты в отчётном листе.
3. Проанализировать результаты исследования, сделть вывод.
4. Продолжить развивать мыслительные операции: анализа, сравнения, обобщения.
5. Продолжить формировать волевые качества , коммуникативные отношения.

Оборудование: задание и инструктаж для каждой группы.

ХОД УРОКА.

I. Организационный момент.

II. Активизация мыслительной деятельности:

1. Чистописание.

На доске написаны буквы: Ж, Ш, Ч, Ц, Щ.

У. Прочитайте буквы. Что общего у этих букв? Какая буква “лишняя” в этом ряду, по какому признаку?

Д. Буква Ж, т.к. обозначает звонкий согласный звук (ж), остальные- глухие звуки.
В слабой позиции буква Ж может обозначат и глухой согласный звук (ш).
В данном ряду может быть “лишней” буква Ц, т.к. все остальные буквы обозначают все шипящие звуки.

Рассматриваются все варианты, предложенные детьми. Учитель останавливается на варианте, что Ш, Ж ,Ч, Щ - шипящие, а Ц нет. На доске вывешивается карточка.

Ш, Ж, Ш, Щ- шипящие.

У. Сегодня повторим написание строчной и прописной буквы Ц. Будем следить за наклоном прямых элементов буквы Ц, а также за длиной петли.

Учитель показывает образец на доске. Учащиеся контролируют себя по листу- помощнику, который подкладывается под страницу тетради. Лист-помощник - это разлинованный лист с линиями под углом в 65 градусов.

2. Мотивация.

У. Мы изучили правописание падежных окончаний имён существительных 1-го и 2-го склонения. Я думаю, вы сегодня порадуете всех своими знаниями и умениями. Давайте вспомним правила проверки падежных окончаний имён существительных 1-го и 2-го склонения. ( В ходе беседы на доску вывешиваются опорные таблицы.)

1. Падежные окончания имён существительных 1-го и 2-го склонения.

1склонение 2 склонение

И.п.
Р.п.
Д.п.
В.п.
Т.п.
П.п.

-а, -я
-ы, -и
-е
-у, -ю
-ой, -ей(ёй)
-е
-о, -е, нулевое
, -я
-у, -ю
-я, -о, -е
-ом, -ем
-е


2. Как проверить падежные окончания   существительных.

  • Определить падеж и склонение. Вспомнить , какое окончание надо писать.

Например: на перине 1 скл., в П.п.
за лесом
2скл., в Т.п. -ом

  • Подставить слово- помощник.

Например: на перине 1 скл.( на сестре 1 скл.),
у яблони
1 скл. ( у земли 1 скл.),
за лесом
2 скл. ( за столом2 скл.),
об олене
2 скл. ( о коне 2 скл.).

III. Введение знаний.

1. Постановка учебной проблемы.

У. В данных словах вставить орфограммы, объяснить.

На доске записаны слова:

за школ…й
над пашн…й
перед дуб…м
под камн…м
за мес…ц…м
с каш…й
за стор…ж…м

Ученики пишут в тетрадях, выделяя части слов с орфограммами, доказывая. После выполнения задания - фронтальная проверка. Один ученик отвечает, другие сигнализируют карточками – светофорами правильность ответа. На доске появляется продолжение записи.

за школой – 1 скл., в Т.п. -ой, или за сестрой ,
над пашней –1 скл., в Т.п. -ей, или над землёй,
перед дубом – 2 скл., в Т.п. -ом, или столом,
за месяц...м – словарь, 2 скл. , в Т.п. -ом или -ем?
с каш...й – 1 скл., в Т. п. -ой или -ей?
за сторож...мсторожка, 1 скл., в Т.п. -ом или -ем?

У. Сколько же в нашем классе мнений? Почему?
Что особенного вы заметили в словах, где не можем объяснить написание?
Какая у вас возникает тема урока?

При затруднении учитель предлагает обратить внимание на основу слов, на шипящие согласные и Ц.
На доске записывается тема урока. “ Правописание О и Е в окончаниях имен существительных после шипящих и Ц”.

2. Поиск решения.

У. Я предлагаю вам поработать в группах, провести исследовательскую работу и самостоятельно раскрыть этот “секрет” правописания О и Е в окончаниях существительных после шипящих и Ц.

Дети работают в группах. Задание даётся на рабочих листах с отпечатанными словами для наблюдения и инструкцией.

3. Словарный материал для наблюдения.

1 группа анализирует слова 1 –го склонения с основой на шипящий звук.

за тучей, над рощей, со свечой, с лапшой

2 группа анализирует слова 1 –го склонения с основой на Ц.

с овцой, за больницей, с птицей, с ленцой

3 группа анализирует слова 2-го склонения с основой на шипящий звук.

над чертежом, с кирпичом, за ландышем, с малышом

4 группа анализирует слова 2-го склонения с основой на Ц.

с певцом, за красавцем , с молодцем , перед огурцом

4. Инструкция.

1. Прочитай слово.
2. Найдите ударную гласную, поставьте знак ударения.
3. Под безударной гласной в окончании поставь точку.
4. Выделите окончание.
5. Выделите основу. Обратите внимание на какой звук оканчивается основа, подчеркните букву.
6. Обратите внимание, какая гласная буква стоит в ударных окончаниях, какая - в безударных.
7. Сделайте вывод.

5. Вывод.

Выдаются заготовки на листах:

В окончаниях существительных после__________

Под ударением пишем_____, без ударения_______.

IV. Воспроизведение знаний.

1. Отчет групп.

2. У. Сравните выводы всех групп. Выведите общее правило.
Узнали ли мы , когда надо писать О и Е в окончаниях существительных после шипящих и Ц?
Сравните свой вывод с правилом в учебнике на стр.147.
Нужно ли дополнить план проверки падежных окончаний имен существительных?

На доске под двумя пунктами плана появляется третий.

3. В окончании существительных после шипящих и Ц под ударением пишем О, без ударения – Е.

Например: свечой, плащом, тучей, месяцем.


3. Применение знаний.

У. Давайте вернёмся к словам, в которых мы не смогли объяснить правописание окончаний и выясним , кто был прав.( Проверка, применяя алгоритм.)

У. А теперь применим полученные знания при выполнении другого задания. Напишите существительные с предлогами. Докажите правильность написания окончания существительных.

На доске: за ( нож), с ( орлица), перед ( Серёжа), с ( борщ), под ( кожа).

В тетрадях учеников: за ножом, с орлицей, перед Серёжей, с борщом, под кожей.

У. Выберите имена существительные из данных слов, где будете применять это правило.

На доске: Адрес, столица, вагон, вокзал, улица, квартира, февраль, север, лестница, магазин, больница.

У. Запишите предложение под диктовку.

Ребята с учительницей пошли в театр.

Назовите все орфограммы.

V. Итог урока.

Что каждый из вас сегодня узнал на уроке?
Где будем применять свои знания?

VI. Домашнее задание.

Из словаря учебника выбрать имена существительные с основой на шипящий звук и Ц, составить с ними предложения, употребив их в творительном падеже.

(Количество и место проведения физкультминуток учитель организует по мере необходимости учащимся.)

Литература.

1. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). По системе Л. В. Занкова. Москва, 2000г.

2. А. В. Полякова. 2 класс ( 1-3). Москва, “Просвещение”, 1998г.

3. Е. Л. Мельникова. Проблемное обучение: теория, технология, применение (опорные сигналы к авторскому курсу).