Цели урока:
- Научить выделять опорные слова в тексте, определять по ним тему текста.
- Учить на основе опорных слов создавать текст или воссоздавать известный текст.
- Развивать устную речь, культуру речи и коммуникативные умения школьников.
Ход урока:
1. Речевая разминка (на доске)
Мышка сушек насушила.
Мышка мышек пригласила.
Мышки сушки кушать стали,
Зубы сразу же сломали.
– Прочитайте про себя написанное на доске.
– Прочитайте теперь вслух на одном выдохе.
– Прочитайте тихо.
– Прочитайте в быстром темпе.
– Что вы такое читали?
– Почему это чистоговорка?
– Что передают повторяющиеся звуки?
2. Актуализация знаний
– Чем является чистоговорка?
– Почему это текст?
– Что мы уже знаем про текст?
– Какова тема этого текста?
– Какая основная мысль этого текста?
– Какой заголовок можно дать?
3. Новый материал
– Заголовок текста дает нам возможность предположить тему текста и даже его основную мысль, т. е. его основное содержание.
– Посмотрите на наш текст. В нем выделены слова. Прочитаем их. Как вы думаете, почему они выделены? Можно по ним догадаться, о чем этот текст?
– Кто знает, как называют такие слова?
– Тема сегодняшнего урока – “Опорные слова” (запись на доске).
– Какие цели будут стоять перед нами?
На доске запись:
1. Выяснить…
2. Узнать…
3. Научиться…
4. Восстанавливать…
5. Создавать…
6. Развивать…
– Итак, почему эти слова называют опорными или ключевыми?
– Прочитаем правило на странице 12 (учебник Т.А. Ладыженской “Детская риторика в рассказах и рисунках” для 2-го класса).
– Какая роль у ключевых слов?
– Повторите чистоговорку (с доски стираются слова, кроме опорных) по ключевым словам.
4. Закрепление нового материала
а) Сейчас вы в группах читаете текст на карточке и выделяете опорные слова, учитывая основную мысль текста и то, чтоб они помогли пересказать.
Карточка № 1:
“Жил – был доктор. Он был добрый. Звали его Айболит. Больше всего на свете доктор любил зверей. В комнате у него жили зайцы. В шкафу у него жила белка. На диване жил колючий еж. В сундуке жили белые мыши. Но из всех своих зверей доктор Айболит любил больше всего утку Кику, собаку Авву, маленькую свинку Хрю – Хрю, попугая Карудо и сову Бумбу”. (К.И. Чуковский)
– Какие слова оказались у вас ключевыми?
Сверим с доской.
доктор еж добрый в сундуке Айболит мыши любил больше всего в комнате Кику зайцы Авву в шкафу Хрю-Хрю белка Карундо на диване Бумбу
– Перескажите текст по опорным словам.
– Кто автор текста? Как он называется?
б) Сейчас прочитайте опорные слова начала одной известной сказки.
На доске:
двадцать пять оловянных солдатиков
сыновьями оловянной ложки
очень красивы: ружье,
грудь колесом,
мундир красный с синим
– Как она называется? Кто ее автор? (Г.-Х. Андерсен)
Какова основная мысль?
– Кто может вспомнить начало этой сказки?
в) Напишите опорные слова к одной известной сказке без главных героев. А мы ее отгадаем.
Карточка № 2
“Золушка” Ш. Перро
“Белоснежка” Я. И В. Гримм
“Волшебник Изумрудного города” А. Волков
“Малыш и Карлсон” А. Линдгрен
– Что у вас получилось?
г) По опорным словам составьте свою сказку.
Карточка № 3:
Солнце
туча
поспорили
доброта.
– Прочитайте свои сказки.
– Какой заголовок можно дать сказке?
– Чему учит ваша сказка?
5. Итог урока
– Что мы узнали нового на уроке?
– Чему учились?
– Зачем нам это надо?
– Каким был для вас сегодняшний урок?
Расшифруем слово
“ р
и
т
о
р
и
к
а
а
н
в
т
а
н
о
к
д
т
о
в
з
т
р
т
о
е
р
е
в
е
о
и
с
р
ч
т
и
л
т
в
т
е
е
с
в
л
к
н
н
с
с
т
а
е
и
ы
ы
н
к
в
ю
к
й
й й
ы
и
е щ
т
й
й
н
и
у
ы
й
й
й
– Ваша само оценка своей работы на уроке.
(Красный – понравилось, я работал активно, многое узнал;
зеленый – было интересно, но я не всегда участвовал в общей работе,
синий – обычный урок, работал как всегда;
коричневый – было трудно, устал;
черный – не понравился, ничего нового не узнал).
6. Домашнее задание
Страница 14 задание 15 (по учебнику Ладыженской “Детская риторика в рассказах и рисунках” для 2-го класса).