Цель:
Приобщать детей к традиционному народному песенному творчеству, научить понимать народную мудрость.
Задачи:
- Учить детей различать жанры русской народной песни, учить выразительно исполнять песни разного характера.
- Развивать у детей умение различать и передавать в движении характер музыкального произведения, свободно ориентироваться в пространстве.
- Воспитывать самостоятельность, желание проявлять себя в пении, в пляске.
- Развивать чувство ансамбля, умение правильно играть на шумовых музыкальных инструментах.
Оборудование:
- люлька с куклой;
- иллюстрации с голубками;
- ложки деревянные, шумелки, бубен, колокольчик;
- аудиокассета “Светит месяц”.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Дети входят в русскую избу под русскую народную мелодию “Русский хоровод”.
М.Р. предлагает детям прослушать новую колыбельную песенку “Люли, люли, люленьки” и просит выйти одного ребенка и показать, что надо под эту песню делать.
М.Р. Что это за песня? Как она называется? А почему она так называется? Раньше кроватки делали так, чтобы их можно было покачивать. Они назывались колыбелью, от слова “колебать” или “качать”. А кто такие гуленьки?
М.Р. показывает картинку и изображением голубя, объясняет.
- Гуленьки – так ласково называют голубей. Слышали вы, как разговаривают голуби? Они воркуют гур – гур. Какое настроение этой колыбельной: она спокойная, светлая, ласковая А какую колыбельную знают детки?
“У кота воркота”
М.Р. – А теперь, внимание.
Веселая словесная игра, ждет вас детвора! Ты малыш, не ленись, язычком потрудись.
- Шесть мышат в камыше шуршат.
Шуточная песня “Как повадился коток”.
Эта песня шуточная. Русский народ очень любит шутку, песни, прибаутки и сочиняет много веселых радостных шуточных песен.
Знает русский наш народ
Много песен, много шуток
И веселых прибауток.
Сел сверчок в уголок,
Таракан на шесток.
Сели, посидели, песню запели.
Ну и мы сейчас начнем,
Дружно песню запоем.
“2 веселых гуся”
Ну-ка мальчики, вставайте.
Живо пляску начинайте.
“Пляска с платочками”
Ну, ребята, молодцы!
Танцевали от души.
М.Р. (поет) Я пойду да разойдусь
По зеленой, по траве.
Заиграли гармонисты
Все волнуется во мне.
Сейчас я вам исполняла частушку.
Частушка – это коротенькие плясовые песенки, которое исполнялись на гуляньях, посиделках.
Девочки их сейчас исполнят, а мы дружно, как умеем, так и спляшем.
Частушки
М.Р. А сейчас пора нам встать
Да в игру поиграть.
Только надо посчитать
Чтобы Зайку выбирать.
Считалка: Ту–ка, ту-ка, пузырь молока, кто его выпьет, тот и выйдет.
Игра - хоровод “Мы на луг ходили”
М.Р. У меня есть колокольчики и ложки. Кто хочет поиграть немножко?
Оркестр “Как у наших у ворот”.
“Рождество Христово”
Цель: способствовать
- расширению у детей знаний о празднике Рождества;
- знакомству с христианской культурой;
- воспитанию любви, доброты, справедливости.
Ход мероприятия:
- Дети, я принесла елочку, давайте нарядим ее игрушками, которые вы сделали сами в группе и на занятиях Дизайн–студии, и будем праздновать с вами “Рождество”.
- В России Рождество празднуется в январе, когда елка еще стоит в доме. Ее вечнозеленые ветви напоминают нам о даре вечной жизни. Рождество – это не только религиозный праздник. Это великий, светлый, радостный праздник. Праздник доброты, благородства, любви, справедливости.
Исполнение песни “Яркая звездочка”.
Ребенок: Мы украсим елочку
Яркою звездой,
Оплетем мы елочку
Нитью золотою.
Ребенок: Как красив на елочке
Праздничный наряд!
На ее иголочках
Огоньки горят.
Ребенок: И на сердце сладостно,
Весело, светло.
Всем сегодня радостно –
Рождество пришло.
Ребенок: Есть страны, где люди от века не знают
Ни вьюг, ни сыпучих снегов.
Там только нетающим снегом сверкают
Вершины гранитных хребтов.
Ребенок: Цветы там душистее, звезды крупнее,
Светлей и нарядней весна,
И ярче там перья у птиц, и теплее
Там дышит морская волна.
Ребенок: В такой-то стране ароматною ночью,
При шепоте лавров и роз,
Свершилось великое чудо воочию, -
Родился младенец – Христос!
Ребенок: Еще те звезды не погасли,
Еще заря сияет та,
Что озарила миру ясли
Новорожденного Христа!
Ведущий: Первыми из людей, получившими весть о рождении Младенца, были пастухи, которые пасли стада неподалеку от города Вифлеема.
3-5 мальчиков исполняют “Танец пастухов” (еврейская народная мелодия).
Инсценировка:
“Пастухи сидят у костра”.
Ребенок: Ветер по траве бежит волною,
Чуть мерцает в темноте костер.
Небеса с сияющей луною
Словно звездный шелковый шатер.
Ребенок: Ночь благоухает лавром тонко,
Серебрится в ручейке вода.
У костра беседуют негромко
Пастухи, пасущие стада.
Ребенок: То были времена чудес,
Сбывалися слова пророка:
Сходили ангелы с небес!
Звезда катилась от востока.
Девочки исполняют “Танец ангелов”.
Ангел: Мы, Ангелы Божьи, в небе летаем,
Радость великую всем возвещаем.
Ликуйте, пастухи!
Прощены вам все грехи!
Ангел: Вы пойдите, пастухи,
Чуду подивитесь!
Вы пойдите, пастухи,
Богу поклонитесь!
Ангелы улетают (под звон колокольчиков).
Пастухи: Мы пойдем, пастухи,
Чуду подивиться.
Мы пойдем пастухи,
Богу поклониться.
(Пастухи уходят).
Ведущий: Когда ангелы улетели, пастухи, оставив скот, отправились в Вифлеем, чтобы поклониться Божественному младенцу.
Почему же Всевышний открыл эту тайну простым людям, пастухам? Чем заслужили они милость Божию? Потому что пастухи были добрыми людьми с чистыми сердцами.
Правильно! Не Царям, не сильным мира сего ангел возвестил о рождении Спасителя мира, а бедным, занятым простым мирным трудом людям, у которых доброе сердце и чистая душа.
Ребенок: В вышине бездонной
Звёздочка горит,
Труд смиренный, скромный
Богом не забыт.
Ребенок: Первыми в пещеру
Пастухи пришли.
Искренняя вера. –
Это соль земли.
Ребенок: Кротость и терпенье,
Жизнь совсем проста,
Бедным утешенье
Эта ночь свята!
Взрослые исполняют песню "Маленький Иисус"
Над пещерой, где родился Божественный Младенец, в ту ночь засияла необычайно яркая звезда. Она возвестила людей о том, что в мир пришел Спаситель.
Ребенок: В небе звездочка зажглась золотая.
Эта звёздочка была не простая
Ярче всех, та звезда сияла,
Нам к спасенью путь озаряла.
Ведущий: По звезде нашли дорогу к пещере, в которой родился Спаситель, мудрецы Востока - волхвы. Они пришли поклониться Младенцу и принесли Ему дары! Золото, ладан и мирру.
Ребенок: Принесли Младенцу мудрецы
С дивными подарками ларцы.
Слиток золота в одном ларце лежал,
И сиял он ярче, чем заря.
Этот дар волшебный означал,
Что Христа величают как Царя.
Видеозапись (м/ф, фрагмент) "Поклонение волхвов".
Ребенок: Мой Спаситель был дитя,
Таким маленьким, как я.
Слушал он всегда во всём
Папу с мамой день за днём.
Ребенок: Мой Спаситель был дитя,
Таким маленьким, как я.
Папу с мамой он любил,
Только правду говорил.
Ребенок: Я Спасителя люблю,
Всегда правду говорю,
И хочу сильней всего
Быть похожим на него.
Взрослые исполняют песню “Рождественский мотив” (Чудо из чудес).
Праздник великий настал уже снова,
Всюду веселье пиры, торжество.
Вспомним, какое поведал нам слово
Тот, чье справляем сейчас Рождество
Ведущий: Еще хочу я Вам сказать:
Для чего Христос родился?
Дети: Для спасенья только нас
Для чего он к нам явился?
Чтоб поздравить с праздником всех Нас!
Действующие лица:
Ведущий: взрослый
Пастухи, ангелы: дети
Музыкальный репертуар:
Песни:
1. "Яркая звёздочка".
2. "Маленький Иисус"
3."Рождественский мотив".
4. "Божья Мать Младенца на руках качала.
5. "Белый снег белешенький".
(взрослые)
Танцы:
1. "Танец пастухов".
2. "Танец ангелов".