Урок "Волшебная восьмерка" (курс "Человек и природа")

Разделы: Начальная школа


Общедидактическая цель: восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объекте изучения.

ТДЦ.

Образовательный аспект: познакомить с кругами кровообращения, с различными видами сосудов; показать, что сердце – насос.

Развивающий аспект: научить определять и называть органы системы кровообращения, создать условия для развития мышления и речи учащихся, для развития совместного поиска ответа на поставленную задачу.

Воспитательный аспект: создать условия для воспитания коммуникативной культуры, умения работать в парах и группах, выслушивать и уважать мнение других.

Оборудование: схема движения крови по организму, таблица “Сердце и основные сосуды системы кровообращения”, муляж сердца, шесть таблиц (для работы в группах), листочки (для рефлексии – по количеству детей).

Организационный момент.

Учитель здоровается, желает всем хорошего дня и рабочего настроения. Предлагает учащимся проверить готовность к занятию.

Постановка учебной задачи. Подготовка к основному этапу

1) Актуализация знаний.

Учитель раздаёт вопросы группам.

– Перечислите системы органов человека, которые мы уже изучили. Какова их роль?

– Какие газы поглощают и выделяют клетки тела человека?

После небольшого обсуждения в группах один человек от группы отвечает на поставленные вопросы.

2) Постановка учебной задачи.

Учитель: Послушайте диалог детей. О какой системе мы сегодня будем говорить?

Диалог.

Девочка: Была бы я клеткой, я бы жила около лёгких: там всегда кислорода много.

Мальчик: Нет особого смысла. От лёгких вся кровь, насыщенная кислородом, идёт прямо к сердцу. А уж сердце накачивает кровь во все органы, - даже самые дальние от него, – кому сколько надо.

Предположения детей.

3) Рефлексия.

Отметьте на листочках: много или мало вы знаете по этой теме, на каком уровне.

Рисунок 1

4) Формулировка темы.

Учитель: Давайте посмотрим, как она называется в учебнике (открывается тема на доске “Волшебная восьмерка”).

– Кто знает, почему же система кровообращения называется волшебной, да ещё восьмёркой? (Предположения детей).

– Напишите каждый для себя задачу урока. (Дети на листочках записывают задачу. Выслушивается несколько задач, формулируется единая для всех.

Открытие нового.

1. Диалог.

– Для чего нужна кровь в организме?

– Она движется или стоит на месте?

– Опыт в определении пульса.

Пульс – это и есть движение крови.

– Почему, где она движется? (по сосудам).
А может по одному? Давайте проверим.

2) Работа в группах.

Задание: проверить наши предположения, прочитать текст учебника на странице 29 и закончить таблицу.

  1. А___________________________________
  2. Откуда движется?

    _______________________________________

  3. Что несёт
    _______________________________________
  1. В___________________________________
  2. Куда движется?
    _______________________________________
  3. Что несёт?
    _______________________________________

Таблицы вывешиваются на доску, обсуждаются, проверяются, создается единый ответ.

3) Работа в паре. Учебник, страница 28 , № 1 .

Укажи стрелками, что кровь несёт в клетки тела, а что – обратно.

углекислый газ ЖИВАЯ КЛЕТКА кислород

вредные отходы питательные вещества

Один ученик выполняет работу на доске. Проверка.

– Как называются сосуды, несущие кровь к сердцу?

– А от сердца?

– Какие ещё сосуды входят в кровеносную систему? (Капилляры). Каково их значение?

– Так один или несколько сосудов?

4) – Что заставляет кровь двигаться по сосудам?

Рассказ учителя о сердце: Сердце – это наш мощный неутомимый насос. Сокращаясь 60–80 раз в минуту, сердце за год проталкивает через себя 3000 тонн крови (запись на доске). Этот объём мог бы занять целый товарный поезд. Оно не останавливается ни на одну секунду, даже когда мы спим или задерживаем дыхание. Если сердце остановится, то тут же клетки останутся без пищи и кислорода и человек погибнет. Сожмите руку в кулак, он показывает размеры вашего сердца.

Вывод: сердце и сосуды образуют целую систему.

5) Давайте рассмотрим путь крови (таблица на доске, у детей – учебник на странице 28).

К доске выходит подготовленный заранее ученик, который задаёт учащимся вопросы.

– Почему на таблице кровь разного цвета? (Насыщенная кислородом, насыщенная углекислым газом).

– Посмотрите, где она поменяла цвет? (В лёгких и в тканях).

– Как думаете, почему в лёгких поменялся цвет? (Кислород поменялся на углекислый газ).

– Откуда началось движение крови? (От сердца).

– Куда дальше двигается кровь?

– А из лёгких?

– Эта часть пути называется малым кругом кровообращения (показывает указкой).

– А из сердца?

– Эта часть пути называется большим кругом кровообращения (показывает указкой).

– А теперь обведите в учебнике по таблице движение крови.

– Кто понял, почему систему кровообращения назвали волшебной восьмёркой?

– Какова главная функция кровеносной системы? (Высказывания детей).

Учебник, страница 30, чтение основного вывода (проверка предположений).

Закрепление

1) Учебник, страница 30, № 3 (рис. 2).

Рисунок 2

Задание:

Подпиши на рисунке артерии, вены и капилляры пальца руки. Раскрась кровь, богатую кислородом, красным цветом, а богатую углекислым газом – синим.

Самопроверка: учитель вывешивает правильный ответ (правильный рисунок), учащиеся оценивают себя знаками плюс или минус.

2) Учебник, страница 31, № 8. Учащиеся выводят правила поведения.

Задание:

Пока у человека бьётся сердце – он живет. Сердце нужно беречь. Ответь устно на вопросы и сформулируй правила поведения:

Полезны ли для сердца занятия физкультурой?

Правило 1. ______________________________________________________________________

Сразу ли при нагрузке сердце начинает биться чаще?

Правило 2. ______________________________________________________________________

Итог

1) Рефлексия. Отметьте на линеечке – на каком уровне усвоение.

2) Закончите предложение:

На следующий урок я поставлю для себя задачу _______________________________, потому что

___________________________________________________________________________________

– Что же мы ещё не знаем? (Что такое кровь).