Зал оформлен шарами, буквами. На центральной стене корабль с парусом. На парусе “Кроссворд” (слова закрыты полосками непрозрачной бумаги с пустыми клеточками, по вертикали красными буквами выделено слово красноречие).
Логопед: Сегодня мы с вами отправляемся в удивительное путешествие в страну АБВГДейку.
За чистым-чистым полем,
За дремучим-дремучим лесом,
За шумным морем
Находится страна АБВГДейка
Но попасть в нее может только тот, кто научился правильно произносить звуки, кто знает буквы, кто умеет думать и конечно, у кого в груди бьется отважное сердце.
Давайте скажем волшебные слова хором и тогда невидимый волшебный занавес откроется, заплещутся волны, и мы станем участниками необычного морского путешествия.
Дети хором: – КРИБЛЕ-КРАБЛЕ-БУМС.
Звучит шумовое оформление (шум волн, морского прибоя). Выходит Буквоежка с азбукой в руках (на данную роль выбирается активный ребенок). В азбуке все страницы пустые.
Буквоежка: – Куда это вы собрались? Разве можно без меня отправляться в страну АБВГДейку. Я же самый главный Буквоежка. И корабль мне знакомый. Вон и парус на нем необычный.
– Что на нем изображено?
Дети: – Кроссворд.
Буквоежка: – А кроссворд этот тоже непростой. В нем зашифровано слово. Это слово можно будет прочитать, отгадав все 11 строчек. А без меня вам не отгадать.
– Что надо вставлять в кроссворд?
Дети: – Буквы.
Буквоежка: – А теперь отгадайте первое слово в кроссворде.
Не куст, а с листочками.
Не рубашка, а сшита.
Не человек, а рассказывает?
Дети: КНИГА, (открыть первое слово).
Буквоежка: – Ой, и правда книга (показывает свою книжку логопеду).
Логопед: – Да здесь почему-то страницы все пустые, букв нет.
Буквоежка: – Я их потерял (плачет).
Логопед: – Не расстраивайся Буквоежка, проходи к нам на борт, и мы все вместе отправимся в страну АБВГДейку.
Буквоежка: (встает у штурвала)
Соленый
ветер поднимается.
Поскрипывает мачта на ветру.
И парус силой наполняется.
Мы все сегодня вместе на борту.
Логопед:
Это кто здесь
грустит?
У кого кислый вид?
Эй, ребята, не зевай.
Песню дружно запевай.
Дети исполняют песню “АБВГДейка” (авторы: К. Шаинский и 3. Успенский – Песни-картинки вып. 19 МЛ. Советский композитор 1981 г.)
Вот вам стол, а вот скамейка.
Взяли в руки карандаш.
Это – АБВГДейка
В детский сад приходит наш.
Припев:
АБВГДейка, АБВГдейка – это учеба и
игра.
АБВГДейка, АБВГдейка – азбуку детям знать
пора.
Знать пора. Азбуку знать пора.
Ребенок читает стихотворение “Азбука”:
Что случилось, что случилось?
С печки азбука свалилась.
Больно вывихнула ножку
Прописная буква М.
Г – ударилась немножко.
Ж – рассыпалась совсем.
Потеряла буква Ю
Перекладину свою.
Очутившись на полу,
Потеряла хвостик У.
Ф – бедняжку, так раздуло –
Не прочесть её никак!
Букву Р перевернуло –
Превратило в мягкий знак.
Буква С совсем сомкнулась –
Превратилась в букву О,
Буква А, когда проснулась
Не узнала никого.
Логопед: (смотрит в бинокль) – Наш корабль находится в спортивном море. Я там что-то вижу.
Звучит музыка “Аэробика”. Дети выходят и строятся для выполнения ритмического упражнения “Аэробика”.
Дети-буквы рассказывают о себе.
“А”
А – начало алфавита.
Тем она и знаменита,
А узнать ее легко –
Ноги ставит широко.
“Э” Это – Э с открытым ртом и большущим языком
“Р” Буква Р на мачте парус, в даль плывет, небес касаясь.
“О” В старом дереве дупло, ну совсем как буква “О”
“Б” Буква Б – с большим брюшком, в кепке с длинным козырьком
“И”
На калитку посмотри:
Чем она не буква И?
Между двух прямых досок
Она легла наискосок.
“К”
Сигнальщик держит два флажка.
С флажками он – как буква “Ка”.
“А” Буква А, буква А – алфавита голова.
Логопед: (обращается к сидящим детям). – Какое слово у нас получилось?
Дети: АЭРОБИКА
Логопед: (обращается к Буквоежке) – Вот Буквоежка, мы отгадали, и второе слово этого кроссворда и открывает второе слово.
Звучит музыка “Я Водяной” – выходит Водяной с микрофоном “Караоке” и поет:
Я Водяной, я Водяной –
Никто не водится со мной.
Мои друзья – пиявки и лягушки –
Фу, какая гадость. Да ну её в болото,
А мне летать, а мне летать – охота.
Водяной: – На днях к берегу прибыло волной интересную книгу, но ее сильно потрепало море. Кое-где размыло слова и предложения, а где-то и страниц не хватает. Так вот, не захотите ли вы мне помочь и прочитать ее?
Логопед: – Мы с удовольствием тебе поможем.
Водяной: – А у вас есть, кто уже знаком с буквами?
Дети: Да-да-да.
Водяной:– Ну тогда начинаем.
Нет конца у строчки,
Кто придумает конец,
Тот и будет молодец.
Водяной читает стихи-загадки, а дети хором отвечают и, отыскав картинки- отгадки на мольберте, отдают их Водяному.
“Загадки – шутки”
В чаще голову задрав.
Воет с голоду ... жираф (Волк)
Кто в малине знает толк,
Косолапый бурый ... волк (Медведь)
Дочерей и сыновей
Учит хрюкать …муравей (Свинья)
Кто любит по ветвям носится?
Конечно, рыжая ... лисица (Белка)
Быстрее всех от страха несется ... черепаха (Заяц)
По горной круче проходил,
Обросший шерстью ... крокодил (Баран)
В теплой лужице своей
Громко квакал ... Бармалей (Лягушонок)
С пальмы вниз, на пальму снова
Ловко прыгает … корова (Обезьяна)
Водяной: – Поплыву к своим морским обитателям. Покажу им картинки в моей книге.
Логопед открывает третье слово.
Дети читают УГАДАЙКА
Логопед: (смотрит в бинокль) – Вижу на горизонте Русалку.
Русалка: – Меня послал Водяной. Он был такой довольный, что вы помогли восстановить книгу. Я вам сейчас спою песню, а вы отгадайте кто исполнитель этой песни.
Исполняется песня “Дельфин и Русалка” (песня исполняется под “Караоке”)
Логопед: Вот и еще одно слово открылось на нашем парусе (открывает четвертое слово).
Дети читают ПЕСНЯ.
Логопед: – Да жизнь на нашем корабле кипит в полную силу, но наверняка, вы все мечтаете попасть в страну АБВГДейку, и чтобы нас там встретили. А что делать, если эта страна находится на острове и туда очень редко заплывают корабли? Как нам туда послать сообщение?
Буквоежка: – Я вам помогу. Я хочу сказать, что есть такая традиция: “Бросать в море бутылку с посланием”.
Логопед: – Так давайте, мы эту традицию выполним. А для этого нам будут нужны помощники.
Проводится игра “Пошли послание”.
Выбирается две команды по 3 человека в каждой. Перед командами стоят столики с листочками бумаги, фломастерами, пластмассовыми трехсотграммовыми бутылками с крышками.
Логопед: – Ваша задача следующая: каждый должен написать на листочке свое имя, отнести на стул, где стоит бутылка, свернуть листок и опустить его в бутылку и возвратиться обратно. Последний ребенок закручивает крышку у бутылки и бросает её в море. Ну, а море это все наши зрители, сидящие в зале. И поэтому когда капитаны бросят бутылки – ловите, кто поймает, пусть держит у себя, потом узнаете зачем.
Звучит спортивная мелодия (на усмотрение музыкального руководителя) входят дети – рыбки. В руках у них обручи, скакалки, мячи.
Логопед: – Ребята, мы так с вами расшумелись, что нарушили покой рыбок. Поэтому они выплыли на поверхность моря. Давайте понаблюдаем за ними.
Гимнастический номер “РЫБКИ”.
Логопед: – Дети, а как выдумаете, как называется этот вид спорта?
Дети отвечают: ГИМНАСТИКА.
Логопед: – Вот мы отгадали и пятое слово кроссворда (открывает слово).
Буквоежка: – Земля, на горизонте земля. Вижу берег.
Логопед: – Ребята, мы попали в гавань Грамотеев. Жители АБВГДейки приготовили вам в подарок сюрприз и дарят игру “Букварик”. Но в эту игру играет тот, кто хорошо знает буквы.
Проводится игра “Букварик”
Набирается команда из пяти человек, каждый получает по букве слова “ШКОЛА”. Участники изображают буквы, остальные дети стараются прочитать это слово. В конце игры появляется Бармалей, переодетый в Красную Шапочку.
Он оттесняет букву “Л” и изображает “Д”.
Бармалей: – И мне подарочек.
Логопед: – Постой же, какая странная Красная Шапочка. Иди сюда девочка. Скажи-ка , кто, куда и с чем тебя послал однажды?
Бармалей: – Пожалуйста. Однажды мой папа послал меня к дедушке отнести колбаски и сыла.
Логопед: – Правильно ребята? (Ответ детей)
– А как было в сказке? (Ответ детей)
Логопед: – Девочка, а кто встретился тебе на пути?
Бармалей: – Я знаю! По пути я встлетил АСТОБУС!
Логопед: – А кого на самом деле встретила Красная Шапочка?
Дети: – Волка!!!
Бармалей: – Ой, и велно, волка. А еще дологой я пела песенку:
Если долго, долго, долго мы не будем
слуСать маму.
Будем пачкаться и дЛаться и еще при этом вЛатъ,
Если долго, долго, долго будем пеЛед тем смеяться,
То тогда пЛидется-дется, всем нам в АфЛику беЗать.
Припев:
А-А, в АфЛике
гоЛы вот такой ВиСыны,
А-А в АфЛике Леки вот такой СиЛины,
А-А обезьяны каСалоты,
А-А кЛокодилы, бегемоты,
А-А и Селеный попугай.
Если долго, долго, долго будем куСатъ
за обедом,
ЛазбЛасаем все игЛуСки и не будем убиЛать.
И еще пЛи этом-этом, будем злиться и лениться,
То пЛидется педагогам тоже в АфЛику беЗатъ.
Припев: тот же
Логопед: – Красная Шапочка! А что это у тебя спрятано в корзинке? (указывает на кинжал)
Бармалей: – А…, это моя пилочка для ногтей.
Дети и логопед: – Мы тебя узнали. Ты Бармалей.
Бармалей: – Да, я стЛашный и коваЛный Лазбойник БаЛмалей .Люблю я кусать маленьких и пухленьких детей. Я знал, что ваш коЛабль занесет в Лазбойничье течение, и Вам несдобЛовать.
Логопед: – Бармалей, а что это ты так слова интересно произносишь. Они у тебя не так уж красиво звучат.
Бармалей: – Да вот, я еще не все звуки умею выговаЛиватъ. Вот поэтому я и злой. Мне очень стыдно, что вот такие КаЛапузы лучше меня говоЛят. Я тоже хочу также говоЛить.
Логопед: – Бармалейчик, это же не беда. Я тебе помогу. Приходи, ко мне заниматься, и у тебя тоже все получится. А для этого надо хорошо потрудиться. Обращается к детям – правда, дети!
Дети: – Да!
Логопед к Бармалею:
Стать добрым волшебником ну-ка
попробуй.
Тут хитрости вовсе не нужно особой.
Понять и исполнить желанье другого
Одно удовольствие, честное слово!
Бармалей:
Ах! Зачем мне
эти злодеяния?
Негодяем Зить уЗ не хочу.
СобеЛу цветов букет огЛомный
И дЛузьям на память подаЛю.
Игра “Собери букет”.
Игру проводит Бармалей. Цветы разбросаны по залу. 4 (красный, желтый, белый, розовый) круга – серединки лежат в разных углах зала. Дети под музыку ходят по залу. Потом поднимают цветы и собирают их в букет по цвету (сигнал – цветной кружок). Игра повторяется 3 раза. Бармалей меняет цветные сигнальные кружки.
Дети читают стихи о цветах:
1-й ребенок.
Мы из цветов составили букеты,
Подбирая цветок за цветком.
И душистое свежее лето
Вместе с нами приходит в наш дом.
2-й ребенок.
Мы давно вас считали друзьями.
Дети наших садов и полей.
Мы ухаживать будем за вами,
Чтоб на клумбах росли вы пышней.
Логопед: (обращает внимание детей на кроссворд) – Как вы думайте, какое слово здесь спряталось? Я вам подскажу. Оно начинается на букву “Ц”. Вот мы отгадали и еще одно слово – ЦВЕТОК. Ребята, нас уже ждут на мысе “БУКВАРИЯ”. Чтобы узнать следующее слово, вам надо отгадать загадку.
Логопед загадывает загадку:
Они и летом и зимой любят жить одна в
одной.
Принесите им сапожки, и пойдут плясать ...
(матрешки).
Вот мы отгадали и это слово – МАТРЕШКИ (открывает седьмую полоску)
Логопед: (смотрит в бинокль) – Я вижу, что нас уже встречают жители “БУКВАР ИИ”.
Выходят дети, наряженные матрешками.
1-й ребенок:
Пять кукол деревянных,
Круглолицых и румяных.
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут
Кукла первая толста.
А внутри она пуста.
2-й ребенок:
Разнимается она на две половинки,
В ней живет еще одна кукла в серединке.
Эту куколку открой –
Будет третья во второй.
3-й ребенок:
Половинку отвинти, плотную притертую
–
И сумеешь ты найти куколку четвертую.
Вынь ее да посмотри,
Кто в ней прячется внутри.
4-й ребенок:
Прячется в
ней кукла пятая , пузатая.
А внутри – пустая. В ней живет шестая.
Эта куколка меньше всех,
Чуть побольше, чем орех.
Вот, поставленные в ряд,
Сестры – куколки стоят.
Все вместе: Сколько куколок здесь есть?
И ответим – кукол шесть.
Танец “Матрешки” (музыка и движения подбираются на усмотрение музыкального руководителя).
Логопед: – Посмотрите на наш кроссворд. Нам уже осталось совсем немножко отгадать его. Как вы думаете, какое слово здесь спрятано? Я вам подскажу. Последняя буква “Ц”. И мы только что с вами это видели.
Дети: – ТАНЕЦ.
Логопед: – Ребята, а теперь нам пора показать свою смекалку.
Буквоежка: (смотрит в бинокль) – Вон еще буквы показались.
Выходят дети-буквы Д, К, Р, Щ, Т (у них в руках необычные картинки – ребусы)
Логопед: (обращается к путешественникам) – Вы должны их отгадать эти ребусы.
Дети-буквы исполняют частушки: “Веселые частушки” (сл, А Шибаева. См. Ушаков Н. Внеклассные занятия по русскому языку в нач. классах М., Просвещение 1971 г.)
Все вместе:
Не давали
буквам дела.
Им безделье надоело.
Надоело им скучать.
И пошли озорничать
1-й ребенок:
Вот какая
смехота ... !
“Р” свалилась на кота .
Кот не кот теперь, а крот
Роет он подземный ход.
2-й ребенок:
“К” в карман к монтеру – прыг,
А в кармане ролики.
Из кармана в тот же миг
Выскочили кролики.
3-й ребенок:
Как-то вздумали газели
С буквой “Т” затеять игры.
И за это чуть не съели
Их безжалостные тигры.
4-й ребенок:
Букву “Д” на
дне пруда
Отыскали раки.
С той поры у них беда,
То и дело драки.
5-й ребенок:
Буква “Ш” из слова шутка
Захотела погулять
А без “Ш” смешная утка
Побежала в пруд нырять.
Логопед: – Что сейчас нам исполнили буквы?
Дети: – ЧАСТУШКИ.
Логопед: – Вот мы и еще слово отгадали (открывает слово).
А сейчас настало время вспомнить про нашу морскую почту. Что мы бросали в море?
Дети: – Бутылки.
Логопед: (обращается к родителям) – Я прошу выйти тех, кто обнаружил необычные находки, взяв себе в помощь своего ребенка.
Игра с родителями и их детьми:
Задание № 1. Пропеть мелодию песенки “В траве сидел кузнечик” голосами разных животных и птиц. Логопед показывает картинки для каждой пары (ГУСЬ, КОРОВА)
Задание № 2. Рассказать скороговорку.
– От топота копыт пыль по полю летит.
– Проворонила ворона вороненка.
Задание № 3. Кто больше завяжет бантиков? (натягивается веревка со свисающими концами ленточек и по команде логопеда, игроки завязывают бантики).
Логопед: – Молодцы, наверное, вы уже догадались, какое же слово спряталось в кроссворде.
Дети: – ИГРА.
Логопед: – Вот наше путешествие подошло к концу. Мы с вами побывали в этой удивительно-сказочной стране АБВГДейке, но вы не раз еще вернетесь в эту страну. А что же за слово здесь было зашифровано?
(Логопед снимает полоску и дети читают слово).
Дети: читают ПЕСНЯ.
Дети исполняют песню “До свидания, детский сад”.
Ребенок читает стихотворение “Читалочка” С.Маршака.
Как хорошо уметь читать! Не надо к маме
приставать.
Не надо бабушку трясти: “Прочти, пожалуйста!
Прочти!”.
Не надо умолять сестрицу: “Ну, прочитай еще
страницу”.
Не надо звать, не надо ждать, а можно взять и
прочитать!
Логопед: Дети, давайте теперь прочитаем, что же за слово у нас получилось?
Дети: КРАСНОРЕЧИЕ
Логопед: – Вы за этот год многому научились. И, конечно, много внимания мы обращали на нашу речь. Так пускай же ваша речь будет плавной, выразительной, грамотной и конечно красивой.