Цели урока:
- Создать условия для повышения познавательной активности и самостоятельности учащихся при обобщении знания и умения по курсу “География России” на основании выполнения творческих заданий.
- Развивать навык самоанализа учебной деятельности и самоконтроля за результатами учебного труда. Развивать психические свойства личности.
- Выявить отношение учащихся к России.
Форма организации: групповая.
Оборудование: учебный атлас по географии России, настенная контурная карта России, карточки-ассоциации по регионам России, карты самоконтроля, таблицы “Образ России”.
Ход урока
Вводное слово учителя. Учитель приветствует ребят и начинает урок с чтения отрывка из поэмы “За далью даль” А. Твардовского:
Мне дорог мир большой и трудный,
Я в нем – моей отчизны сын.
Я полон с ней мечтою чудной –
Дойти до избранных вершин.
Я до конца в походе с нею,
И мне все тяготы легки.
Я всех врагов ее сильнее:
Мои враги – ее враги.
Да, я причастен гордой силе
И в этом мире – богатырь
С тобой, Москва,
С тобой, Россия,
С тобою, звездная Сибирь!
Со всем – без края, без предела,
С чем людям жить и счастью быть.
Люблю! И что со мной ни делай,
А мне уже не разлюбить.
И той любви надежной мерой
Мне мерить жизнь и смерть до дна.
И нет на свете большей веры,
Что сердцу может быть дана.
Ученики вместе с учителем формулируют тему урока и определяют цели и задачи.
Решение творческих задач
Разминка:
1. Работа с картой. Знатоки, используя политико-административную карту, отвечают по 5 вопросов по географическому положению и составу экономических районов России:
Покажи на карте экономический район:
- самый маленький по величине территории;
- самый большой;
- самый густонаселенный;
- самый малонаселенный;
- самый западный;
- самый восточный;
- самый северный;
- самый южный;
- где находится самая большая республика в России;
- где мы живем;
- который граничит с Украиной;
- имеет самую протяженную морскую границу;
- в состав которого входит 5 областей, 2 республики, 1 автономный округ;
- не имеет выхода к океану;
- в составе больше всего автономных округов.
Имена лучших заносятся на “Доску Почета” в классе.
2. Репродуктивные задачи, контролирующие внимание, развивающие умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой; в форме цифрового диктанта.
Задания читаются быстро и один раз. Если высказывание верно -1, если неверно -0:
- Россия расположена в трех частях света;
- Россия занимает в мире 1-е место по величине территории, 7-е место по численности населения;
- основная причина снижения численности населения – демографическая;
- естественный прирост населения зависит от уровня рождаемости;
- предприятия машиностроения размещены по территории всей страны;
- в России основные ресурсы сосредоточены на западе, а население на востоке;
- формы организации труда химико-лесного комплекса – комбинирование и концентрация;
- Омская область поставляет в другие регионы продукцию машиностроения, нефтехимии, пищевой промышленности.
Результаты самопроверки заносятся в карту самоконтроля.
Задания на развитие памяти, внимания, наблюдательности, воображения:
1. Расшифровать предложенную схему и попробовать ее воспроизвести.
2. Задания “Карта-образ” на развитие ассоциативного мышления:
Что напоминает вам конфигурация России?
Какие ассоциации у вас в связи с этим возникают?
Какие ассоциации у вас возникают, когда говорят об Омской области, какой она вам представляется?
Результаты самопроверки заносятся в карту самоконтроля.
Задания на развитие логического мышления:
Определить, что лишнее и почему.
- Тыва, Бурятия, Хакасия, Якутия;
- Омск, Новосибирск. Томск, Тюмень, Кемерово. Барнаул.
Результаты самопроверки заносятся в карту самоконтроля.
Работа по группам
Определить названия экономических районов с помощью карточек-ассоциаций.
Карточки – ассоциации (портреты знаменитых людей, муляжи продуктов питания, иллюстрации, книги и другие предметы):
№ | Ассоциативный ряд | Свои ассоциации | Экономический район |
1 | Озера, парусник, Эрмитаж, янтарь | ||
2 | Кремль, сердце, собор Василия Блаженного | ||
3 | Орел, чернозем, мука, магнит | ||
4 | Ветка, портрет А.М. Горького, карман | ||
5 | Автомобиль, Мамаев Курган, картина Репина “Бурлаки на Волге” | ||
6 | Яблоко, сахар, семечки подсолнечника, темные очки, панама, ракушка | ||
7 | Иван-чай среди горных пород, поделочные камни, этикетка от шоколада, кусочек металла, книга П. Бажова “Малахитовая шкатулка” | ||
8 | Болота, иллюстрация добычи нефти | ||
9 | Соболь, Красноярская ГЭС, заповедник “Столбы”, алюминиевая вилка, гербарный экземпляр лиственницы | ||
10 | Вулканы, морские котики, этикетка рыбных консервов, книга Н. Задорнова “Амур – Батюшка” | ||
11 | Клюква, озера, Кижи, портрет Ломоносова, древесина, кружева | ||
12 | Космический аппарат, степь, Тарские ворота, Казачий Никольский собор, этикетка сгущенного молока, ребус О + И = любовь |
Результаты занести в карту самоконтроля.
Образ России - как специфическое географическое знание
Используя таблицу, оценить характерные черты России по пятибалльной системе, выбирая один из признаков в строчке.
Составить образ страны и определить, как он изменился по сравнению с вашими представлениями в начале учебного года.
Образ России:
Баллы |
|||||||||||
Особенности |
+5 |
+4 |
+3 |
+2 |
+1 |
-1 |
-2 |
-3 |
-4 |
-5 |
Особенности |
большая |
маленькая |
||||||||||
уникальная |
обычная |
||||||||||
позитивная |
негативная |
||||||||||
красивая |
уродливая |
||||||||||
чистая |
грязная |
||||||||||
богатая |
бедная |
||||||||||
грамотная |
безграмотная |
||||||||||
производство развивается |
стоит на месте |
||||||||||
средний класс растет |
средний класс уменьшается |
||||||||||
открытая |
закрытая |
||||||||||
уверена в успехе |
не уверена в успехе |
||||||||||
душевна |
бездуховна |
||||||||||
терпелива |
нетерпелива |
||||||||||
глубина мысли |
поверхностность мысли |
||||||||||
инициатива |
лень |
||||||||||
точный расчет |
игра в удачу |
||||||||||
заглядывает в будущее |
оглядывается назад |
||||||||||
большая роль в международной жизни |
малая роль в международной жизни |
||||||||||
богата ресурсами |
бедна ресурсами |
||||||||||
идет вперед |
идет окольными путями |
Подведение итогов
Оценить результаты работы по картам самоконтроля, поставить себе оценку за урок. Определить в классе геоГРАФА и геоГРАФИНЮ.
Карта самоконтроля:
№ | Задания | Выполнено правильно | Частично выполнено |
1 | Разминка: | ||
2 | Задаю вопросы | ||
3 | Цифровой диктант | ||
4 | Воспроизведи схему | ||
5 | Задания - ассоциации | ||
6 | Что лишнее и почему | ||
7 | Работа в группах |
геоГРАФ геоГРАФИНЯ
Критерии оценок:
3 – три задания выполнены частично (---***);
5 – все задания выполнены правильно или пять заданий – правильные и одно – частично выполнено (++++++ или +++++*)
4 – все остальные случаи.
Заключительное слово учителя
Учитель благодарит учеников за урок и завершает его стихами С. Васильева “Опять в России”:
Русь моя родимая, Русь!
Смотрю на тебя, безбрежную,
то лиственную,то снежную,
смотрю –
и не насмотрюсь.
Движутся по небу облака.
вьются,клубятся,
стелются –
то дожди несут,
то метелицу
чередом издалека.
Словно струги на парусах!
Расспросить бы их, белогрудых,
сколько видели злата в рудах,
рыбы в рекахзверья в лесах.
Сколько кропили садов в цвету,
всходов от зноя застили,
в ведро ли плыли,в ненастье ли,
в эту сторону
или в ту.
Величаю тебя опять,
дорогая земля былинная,-
любуюсь полями,горами,
долинами,
славлю каждую высь и падь.
Каждую стежку пою твою,
славлю раннюю зорьку каждую,
с неустанной душевной жаждою
светлый стихиз ромашек вью.
Россияне мои, братья!
На юге ли вы, на севере,-
всем своим сердцем открытоверую
в вашу планиду я.
Как же не верить вам, если вы
силой Россию славите –
недра грызете,плотины ставите
от Амура
и до Невы.
…Чем ты старше, матушка Русь,
тем все больше глядишьмоложавою.
Счастлив я,
что с такой Державою
в боевом родстве нахожусь.
Слышу немолкнущий голос твой,
вижу,приемлю,
всечасно чую
крылатую русскую душу живую,
взор, окованный синевой.