Открытый урок по биологии в 7-м классе
Этапы урока:
- Самооценка (2–3 минуты).
- Биологический диктант – уровень А (3–4 минуты).
- Тест – уровень А и В (из трех заданий, 10минут).
- Контрольная практическая работа (определение трех растений изученных семейств цветковых растений по гербариям, используя карточки для определения растений) – уровень В (15–20 минут).
- Определение растений семейств, которые ранее не изучались (описать два растения, пользуясь определителями растений) – уровень С (5–7 минут).
- Подведение итогов.
Цели:
- в ходе заданий, полученных на уроке, оценить уровень усвоения теоретического материала и освоение навыков практической работы по данной теме;
- сравнить с самооценкой учащихся.
Задачи:
Обучающая:
- умение осуществлять взаимоконтроль,
- закрепление знаний на этапе итогового контроля по теме (при взаимопроверке).
Развивающая:
- на основе базовых знаний уровень – А, умение сравнивать, приводить примеры, анализировать и делать выводы – уровень В и С.
Воспитывающая:
- умение правильно (адекватно) оценивать уровень своих знаний.
Ход урока:
I. Учащимся предлагается выставить себе оценку, которая отражала бы, по их мнению, уровень освоения ими материала по теме.
II. Биологический диктант.
Уровень А
Какие признаки присущи (укажите номера признаков):
1 вариант: однодольным растениям.
2 вариант: двудольным растениям.
- Параллельное жилкование.
- Дуговое жилкование.
- Семена из двух семядолей.
- Стержневая корневая система.
- Сетчатое жилкование.
- Семена из одной семядоли.
- Мочковатая корневая система.
Следующие три задания учащиеся выполняют по карточкам (тест).
III. (1). Выпишите номера признаков, которыми обладают представители семейства:
1 вариант. Бобовые | 2 вариант. Розоцветные |
1. Листья трочатосложные,
перистосложные или пальчатосложные с
прилистниками. 2. Плод-стручок или стручочек. 3. Венчик цветка состоит из четырех лепестков. 4. Плод – боб. 5. На корнях образуются вздутия, в которых живут бактерии, усваивающие азот воздуха. 6. Цветок имеет один пестик и шесть тычинок. 7. Цветок имеет один пестик и десять тычинок. 8. Тычинок в цветке много. 9. Венчик цветка состоит из пяти не- одинаковых лепестков, сложенных как приподнятые крылья бабочки. 10. Околоцветник состоит из четырех чашелистиков и четырех лепестков. |
1. Цветок имеет один пестик и шесть
тычинок. 2. Венчик цветка сростнолепестный, состоит из пяти лепестков. 3. В цветке пестиков много или один. 4. Венчик цветка состоит из четырех свободных лепестков. 5. В цветке много тычинок. 6. Венчик цветка раздельнолепестный, состоит из пяти лепестков одинаковой формы. 7. Чашечка цветка состоит из четырех свободных чашелистиков. 8. Чашечка цветка состоит из пяти свободных чашелистиков. 9. Плод – семянка. 10. Плод – ягода или коробочка. |
Уровень В
III. (2). Выпишите номера растений, относящихся к семейству:
1 вариант. Лилейные | 2 вариант. Сложноцветные |
1. Тюльпан лесной 2. Василек луговой 3. Пырей ползучий 4. Лук репчатый 5. Рябина обыкновенная 6. Спаржа лекарственная 7. Лилия кудреватая 8. Рожь посевная 9. Алоэ древовидное 10. Чина лесная |
1. Мать-и-мачеха обыкновенная 2. Клевер белый 3. Василек луговой 4. Астра китайская 5. Картофель 6. Ноготки лекарственные 7. Ромашка аптечная 8. Белена черная 9. Подсолнечник однолетний 10. Земляника лесная |
III. (3) Выпишите номера групп растений семейства
1 вариант. Злаковые | 2 вариант. Пасленовые |
против них запишите названия растений относящихся к этим группам | |
Пищевые: Кормовые: Сорные: |
Декоративные:
Лекарственные: |
1. Мятлик луговой 2. Тимофеевка луговая 3. Овсюг 4. Кукуруза 5. Сахарный тростник 6. Рис посевной 7. Рожь посевная 8. Пырей ползучий 9. Просо посевное 10. Ковыль перистый |
1. Картофель 2. Красавка белладонна 3.Петунья гибридная 4. Перец однолетний 5. Томат 6. Табак душистый 7. Белена черная 8. Дурман обыкновенный 9. Баклажан 10. Физалис обыкновенный |
Выполнив работу, учащиеся обмениваются работами и оценивают работу соседа по парте, выставляют оценку в лист учета (взаимопроверка). Возможны два варианта: учащиеся самостоятельно оценивают правильность ответов, либо проверяют тесты по готовому ключу.
Консультанты выставляют оценки с листов учета на экран учета знаний по теме.
Ф.И. учащегося | Самооценка | Биологический диктант | Тест | Контрольная практическая работа |
IV. Контрольная практическая работа
Задание: Определить к какому семейству и классу относятся выданные им растения (каждому по три гербария, относящихся к разным семействам), определить название этих растений и описать растение, пользуясь карточками-определителями.
V. Учащиеся, которые работают в быстром темпе, выполняют по желанию дополнительное задание (уровень С)
Задание: Описать два растения, принадлежащих к семействам цветковых растений, ранее не изучавшимся (не предусмотренные программой), пользуясь определителями культурных, декоративных и дикорастущих полезных растений. Задание записано на карточках.
В ходе урока при выполнении третьего задания у некоторых учащихся проверяется контрольная практическая работа, чтобы проследить совпадение самооценки и оценок, полученных учащимися за знание теории и овладения практическими навыками. На следующем уроке учитель, проверив правильность ответов и объективность выставления оценок при взаимопроверке и оценив практическую часть, делает анализ работы.
Можно добавить дополнительные варианты, разнообразив тестовое задание, используя признаки, виды и применение растений различных семейств: крестоцветные, розоцветные, бобовые, сложноцветные, пасленовые, лилейные, злаковые, а так же мальвовые, касатиковые, губоцветные, луковые, ландышевые, маковые, маревые, тыквенные (уровень С). Значение по восьми перечисленным, последним семействам предполагает углубленное изучение материала по биологии в 6–7 классах для тех школ, которые дают его по ученикам авторов Корчагиной В. А. или Серебряковой Т. И., Еленевского А. Г., Гуленковой М. А. и др., но обязательное для ребят, которые готовятся к выступлениям на районных, городских олимпиадах по биологии. Поэтому это уже уровень творческий (уровень С).
Ключи к ответам:
Биологический диктант:
1 вариант: 1; 2; 6; 7
2 вариант: 3; 4; 5
Тест: III (1)
1 вариант: 1; 4; 5; 7; 9
2 вариант: 3; 5; 6; 8
Тест: III (2)
1 вариант: 1; 6; 7; 9
2 вариант: 1; 3; 4; 6; 7; 9
Тест: III (3)
1 вариант:
- пищевые: 4; 5; 6; 7; 9
- кормовые: 1; 2; 4; 9
- сорные: 1; 2; 3; 8; 10
2 вариант:
- пищевые: 1; 4; 5; 9
- декоративные: 3; 6
- лекарственные: 2; 7; 8; 10
При составлении тестовых заданий были использованы материалы книги А.М. Розенштейна “Самостоятельные работы учащихся по биологии” (Растения) – “Просвещение” 1988 г. с. 83–112.