Тема. Алгоритмизация и программирование.
Цели и задачи:
- Проверить знание теории по теме “Организация ветвления на языке Паскаль”.
- Научить решать задачи по теме “Организация ветвления на языке Паскаль”.
- Активизировать знания по теме “Организация ветвления на языке Паскаль” для решения задач по данной теме.
Ход занятия:
- I. Организационный момент (3 минуты)
- II. Проверка домашнего задания (7 минут)
- III. Проверка знания теории по теме “Организация ветвления на языке Паскаль” (7 минут)
- IV. Решение задач:
а) всем классом – фронтальная работа (8 минут),
б) в парах – парная работа (9 минут) - V. Краткий разбор домашнего задания на следующее занятие (3 минуты)
- VI. Подведение итогов урока (3 минуты)
Организационный момент.
Повторение темы прошлого занятия по опорному конспекту по теме: “Организация ветвления на языке Паскаль” в форме устного опроса.
Опорный конспект по теме “Организация ветвления на языке Паскаль”
Определение. Ветвление – это такая форма организации действий, при которой в зависимости от выполнения или невыполнения некоторого условия совершается либо одна, либо другая последовательность действий.
В Паскале ветвление организуется с помощью двух операторов: IF и CASE.
IF<условие> THEN<оператор1> [ELSE<оператор2>];
CASE <выражения – селектор>of
<к1>: <оператор 1>[;
<к2> : <оператор 2>;
<k n > : <оператор n > ELSE <оператор> ]
END;
К1, К2,…,Кn – константа или диапазон значений.
А теперь вспомните, пожалуйста, картину В. Васнецова “Витязь на распутье”. Давайте опишем эту картину: сидит витязь на коне перед камнем, на котором высечены слова: “Направо пойдёшь - коня потеряешь, налево пойдёшь – жизнь потеряешь”. Скажите, с точки зрения алгоритмизации и программирования, что написано на камне? “рис. 1”. (Это ветвление в полной форме: если витязь пойдёт направо, но останется жив, если налево, то погибнет)
Рис. 1
Проверка домашнего задания.
Два ученика оформляют на доске решения домашних задач
- Найти минимальное число из двух, вводимых с клавиатуры.
- Найти максимальное число из трех, вводимых с клавиатуры.
Пока ребята оформляют свои решения, проводится краткий опрос по теории:
- Что такое ветвление?
- Какие виды ветвления бывают?
- Как ветвление реализуется на языке Паскаль?
- Как выглядят полная и краткая формы оператора IF?
- Формат оператора CASE?
После опроса проверяем решение домашних задач, акцентируя внимание на использовании оператора IF и приступаю к проверке знания теории по теме “Организация ветвления на языке Паскаль”.
Проверка знания теории по теме “Организация ветвления на языке Паскаль”
Знание теории по теме “Организация ветвления на языке Паскаль” проверяются разными методами (разноуровневый подход) в зависимости от способностей учащихся по предмету: слабым ученикам предлагается тест, остальные учащиеся пишут проверочную работу.
ТЕСТ:
Вопрос 1: Ветвление применяется для:
а) выполнения одних или других действий в зависимости от выполнения или невыполнения некоторого условия
б) выполнения одних или других действий
в) выполнения некоторых действий в зависимости от условия
Вопрос 2: Ветвление применяется в полной форме
а) при невыполнении некоторого условия нужно произвести какие-то действия
б) при выполнении некоторого условия нужно произвести какие-то действия
в) при выполнении некоторого условия нужно произвести одни действия, а при его невыполнении - другие
Вопрос 3: Ветвление применяется в краткой форме
а) при выполнении некоторого условия нужно произвести какие-то действия
б) при выполнении некоторого условия нужно произвести одни действия, а при его невыполнении - никаких
в) при невыполнении некоторого условия нужно произвести какие-то действия
Вопрос 4: На языке Паскаль ветвление организуется с помощью операторов:
а) readln, writeln
б) if, case
в) присваивания, go to
Вопрос 5: Оператор IF в полной форме записывается так:
а) if <условие>then <оператор1> else <оператор2>
б) if <условие>then <оператор1> else <оператор2>
в) if <условие>then <оператор1>.
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА.
Вариант № 1.
Вопрос 1: Дайте понятие разветвляющегося алгоритма.
Вопрос 2: Изобразите блок-схему полной формы ветвящегося алгоритма.
Вопрос 3: Напишите формат оператора CASE.
Вариант № 2
Вопрос 1: Дайте понятие разветвляющегося алгоритма.
Вопрос 2: Изобразите блок-схему неполной формы ветвящегося алгоритма.
Вопрос 3: Напишите формат оператора IF.
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ
а) Всем классом
Решаем у доски задачи, используя карточки “Задачи по теме “Организация ветвления на языке Паскаль”. Решаем задачи № 1,5.
(Карточки раздаются каждому ученику).
Карточка “Задачи по теме “Организация ветвления на языке Паскаль”
Задача № 1: Ввести число. Если оно неотрицательно, вычесть из него 50, в противном случае прибавить к нему 100. (Написать программу, начертить блок-схему).
Задача № 2: Ввести 2 числа. Если их произведение отрицательно, умножить его на –2 и вывести на экран, в противном случае увеличить его в 1,5 раза и вывести на экран. (Написать программу, начертить блок-схему).
Задача № 3: Ввести 2 числа. Вычесть из большего меньшее.
Задача № 4: Ввести число. Если оно четное, разделить его на 4, если нечетное - умножить на 5.
Задача № 5: Ввести рост человека. Вывести на экран “ВЫСОКИЙ”, если его рост превышает 180 см, и “НЕ ОЧЕНЬ ВЫСОКИЙ” в противном случае.
Задача № 6: Составить программу, которая спрашивает возраст человека и, если ему 18 лет и больше, сообщает “Замечательно. Вы уже можете водить автомобиль”, а в противном случае – “К сожалению, водить автомобиль Вам рановато”.
Задача № 7: Составить программу вычисления значений функции для любого х по желанию пользователя:
Задача № 8: У младенца Кузьки вылезло уже s зубов, а у его бабы Дуси осталось w зуба. Задать с помощью генератора случайных чисел 2 целых числа от 0 до 5 – значения для s и w. У кого зубов больше?
Задача № 9: Вовочка, любитель стрелять из рогатки, 7 раз попадал в милицию. Ввести с клавиатуры целое положительное число – № попадания. Определить результат: 4,6,7 – милиционеры вставляли новое стекло, 2,5 – новое стекло вставлял папа Вовочки, 1, 3 – стекло не разбилось.
Задача № 10: Составить программу, которая запрашивает ввод трех значений температуры и проверяет, есть ли среди них температура таяния льда?
Задача № 11: Вводятся три значения ускорения свободного падения. Программа должна проверить, есть ли среди них ускорение свободного падения.
Задача № 12: Составить программу, которая запрашивает ввод формул трех кислот и проверяет, есть ли среди них формула серной кислоты?
Задача № 13: Составить программу, которая запрашивает ввод температуры тела человека и определяет, здоров он или болен (здоров при 36 < t < 37)?
б) решение задач в парах.
Парная работа за компьютером по карточкам – заданиям.
Карточки-задания:
Краткий разбор домашнего задания на следующее занятие.
Дома решают две задачи – № 2 и № 8. Для задачи № 8 идет объяснение понятия генератора случайных чисел и его использование при решении данной задачи.
Подведение итогов занятия.
Разбираем вопросы учащихся. Оценка работ учащихся комментируется, объясняются допущенные оценки. Завершается занятие.