В соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании” содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создания условий для её самореализации. Добиться этого позволит введение на старшей ступени общеобразовательной школы профильного обучения, благодаря которому учащийся осознает себя субъектом профессионального выбора. Профильное образование позволит более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся. Оно направлено на реализацию личностно ориентированного учебного процесса. Образование должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным.
Становится очевидным, что образование, ориентированное на личность обучаемого, не может не быть и социально ориентированным. На нынешнем этапе выпускник школы должен стать социально и профессионально активной личностью, обладающей высокой компетентностью, мобильностью и профессионализмом. Формирование этих качеств возможно при широком внедрении личностно ориентированного образования. Оно основывается на методологическом принципе, согласно которому ученик должен стать и объектом и субъектом обучения. Это значит надо учитывать, прежде всего, его потребности, мотивы, цели, способности, активность, интеллект и другие индивидуально-психологические особенности.
Таким образом, профильное обучение сможет предоставить учащимся возможность раскрыть их познавательные интересы и, тем самым, реализовать личностно ориентированный подход в обучении, достоинствами которого являются: во-первых, внимание к внутреннему миру ученика, развитию личности школьника в процессе учения; во-вторых, поиск новых методов, форм и средств обучения.
Важное место в личностно ориентированном обучении отводится технологиям образования – психодиагностике, дискуссиям, лекциям, организационно – деятельностным, ролевым и имитационным играм и др.
Одним из основных принципов в дидактике был и остаётся принцип активности ученика в процессе обучения. Этот принцип подразумевает качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.
Учителю необходимо преобразовывать учебный процесс – из скучного однообразного в радостный, охотно выполняемый. Одним из путей достижения этого является разнообразие педагогических технологий, применяемых в педагогическом процессе. Более всего интересна для учащихся либо поисковая, исследовательская деятельность, либо деятельность, предполагающая свободный выбор задания, так как именно в этом случае учащиеся чаще всего достигают успеха.
Активность учащихся сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий, т.е. применяемой педагогической технологии. В игровой технологии главную идею и основу эффективности результатов составляют средства, активизирующие деятельность учащихся.
Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, анализ результатов, в котором личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается её добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.
В отличие от игры вообще педагогическая игра обладает чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно – познавательной направленностью.
При проведении уроков физики часто используется игровая технология. В ней дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Дидактические игры позволяют учащимся применять знания, умения и навыки, полученные ими в ходе учебного процесса в практической деятельности; развивать общеучебные и трудовые навыки.
Для учащихся старшего школьного возраста мною разработана деловая игра “Физическое лото” по теме “Газовые законы” (10 класс). Игра построена по принципу обычного лото, но вместо традиционных “бочонков” с числами используются пронумерованные карточки с заданиями.
Игра может быть рассчитана на индивидуальную, парную или групповую работу учащихся. Каждый играющий получает карту с ответами на 5 заданий, размещённых в квадратах, и контрольный листок аналогичного размера и разметки.
Когда ведущий предъявляет задание, играющий должен найти в одном из квадратов на своей карте ответ и записать номер задания (предъявленной карточки) в аналогичный квадрат контрольного листка. Побеждает тот, кто нашёл большее число правильных ответов, или (как в обычном лото), кто первым заполнил все квадраты контрольного листка.
Таким образом, схема игры следующая: задание ® поиск ответов на карте ® фиксация найденного ответа в контрольном листке ® новое задание.
Достоинством игры является то, что она может проводиться по трём уровням сложности, что позволяет использовать её в классах различного профиля и уровня подготовки. На первом уровне А учащимся в качестве заданий предлагаются карточки, на которых изображены графики изопроцессов в определённых осях координат. Карты ответов маркируются по вариантам от А1 до А20 и содержат название участков графика изопроцесса для идеального газа и указание осей координат. Все карты ответов различны, и ответ на любые из заданий может встретиться у нескольких учащихся: например ответы на задание А №1 есть на картах А1, А5, А9.
На втором уровне сложности В1 в качестве задания предъявляется карточка с текстовым названием участков (от одного до четырёх) графиков изопроцессов и указанием осей координат. На картах ответов серии В даны графики изопроцессов в осях координат Р(V), Р( Т), V(Т). Карты ответов маркированы от В1 до В20.
Задания третьего уровня сложности предлагаются на карточках серии С1, содержащих изображение графика в определённых осях координат. Учащийся в процессе игры должен найти на своей карте график данного процесса, перестроенный в других осях координат. Это непростая задача, но элемент соревновательности, присущий любой игре, ускоряет процесс овладения языком графиков, что немаловажно в физике.
Разработанная мною игра помогает закрепить у учащихся знания по теме “Газовые законы”; учит перестраивать графики изопроцессов, и что немаловажно, позволяет потратить на закрепление данного материала немного времени.
Данная игра может быть использована при закреплении материала по теме “Газовые законы” в 10 классе; для проведения зачёта по теме; в качестве итогового повторения. Её можно проводить и на уроке и как внеклассное мероприятие, в рамках “недели физики” в школе.