Использование разноуровневых заданий на уроке информатики

Разделы: Информатика


Чтобы вооружить ребенка знаниями, воспитать интеллектуально развитую личность, стремящуюся к познанию, необходимо соблюдать современные требования к уроку. Они ставят перед нами задачу планомерно развивать личность путем включения в активную учебно-познавательную деятельность.

Учитывая индивидуальные особенности учащихся, возникает необходимость подбирать практические задания разного уровня.

Хотелось бы показать подобный подход на одной из изучаемых тем “Система счисления”.

На первом этапе изучения данной темы, после объяснения теоретического материала учащимся предлагается выполнить ряд заданий для его закрепления. Задания выдаются на карточках.

Пример 1

1008 ® ?10 10010 ® ?2

10016 ® ?10 1002 ® ?10

10016 ® ?2 1008 ® ?2

 Учащиеся, усвоившие материал, справляются с простым заданием очень быстро и получают новую карточку с более сложными примерами.

Пример 2

Упражнения

1.Переведите числа из 2-ой с/с в 8-ую, 16-ую с/с

1) 1001011102
2) 1000001112
3) 1110010112
4) 10001110112
5) 10110010112
6) 1100110010112

2.Переведите числа из 10-ой с/с в 8-ую, 16-ую с/с

1) 6910
2) 7310
3) 11310
4) 20310
5) 35110
6) 64110

3.Переведите числа из 8-ой с/с в 10-ую с/с

1) 358
2) 658
3) 2158
4) 3278
5) 5328
6) 7518

4.Переведите числа из 16-ой с/с в 10-ую с/с

1) D816
2) 1AE16
3) E5716
4) 8E516
5) FAD16
6) ADC16

 В это время у меня появляется возможность индивидуально работать с теми учениками, которые не до конца поняли принцип выполнения переводов из одной системы счисления в другую. Для этого я использую несколько подходов, в зависимости от группы детей, находящихся на уроке. Во-первых, это работа у доски с подробным рассмотрением каждого выполняемого действия. Во-вторых, это индивидуальная работа с каждым из учеников. После этого учащиеся выполняют выданные задания и получают карточку второго уровня.

Пример 3

Упражнения

1. Перевести числа из 10-ой с/с в 2-ую систему счисления:

1) 165
2) 198
3) 541
4) 849
5) 127
6) 195
7) 289
8) 513
9) 600
10) 720

2. Перевести числа из 2-ой в 10-ую систему счисления:

1) 110101
2) 100111
3) 1101100
4) 1011101
5) 11011101
6) 10010100
7) 111001010
8) 110001011

 К этому времени большинство учащихся успевает справиться со второй карточкой и получает дополнительно творческое задание “Построить по предложенным координатам рисунок, предварительно переведя их в одну из систем счисления”. Такие задания предлагались в еженедельном приложении “Информатика” к газете “Первое Сентября” № 37, октябрь 2000.

Суть такая: ученик получает карточку с таблицей, в которой обозначены номера точки и её координаты представленные в какой-либо системе счисления (но не десятичной). Надо выполнить перевод координат в десятичную систему счисления (восьмеричную или шестнадцатеричную) и отметить точку на координатной плоскости. (Работа выполняется на бумаге в клетку).

Пример 4

Даны координаты точек в 2-й системе счисления. Переведите их в 8-ю и постройте изображение.

№ точки

Двоичная

№ точки

Двоичная

№ точки

Двоичная

X

Y

X

Y

X

Y

1

0111

0001

8

0111

0110

15

1111

0100

2

0101

0011

9

1001

1000

16

10000

0001

3

0101

0100

10

1011

1000

17

1110

0011

4

0011

0100

11

1010

0111

18

0110

0011

5

0001

0101

12

1010

0110

19

0111

0010

6

0011

0111

13

1110

0101

20

0111

0001

7

0100

0111

14

10001

0111

     

В итоге учащиеся, правильно сделав перевод и соединив последовательно все точки, получают изображение какого-либо животного или предмета (рис. 1).

Рис. 1

В тоже время отставшие учащиеся стремятся поскорее выполнить свою карточку и получить такое же творческое задание. Можно сказать, что желание выполнить творческое задание стимулирует школьников как можно лучше справиться со своими карточками и приступить к процессу перевода координат и построения рисунка.

В конце урока школьникам предлагается продемонстрировать получившиеся картинки.

В качестве домашнего задания я предлагаю им самим нарисовать картинку, записать её координаты и перевести их в одну из изучаемых систем счисления. Такой подход позволяет развивать творческие способности учащихся. И применить не только полученные во время урока навыки при выполнении данной домашней работы, но и проявить себя художником - живописцем. Наиболее интересные работы становятся дополнительными заданиями для следующей группы учеников, которым предстоит изучать данную тему в следующем году.

Хочу привести два примера таких работ, одна из них - это представитель животного мира, работу выполнил теперь уже бывший выпускник нашего Лицея № 1, а вторая – кораблик, ученица создавшая его, учится в нашем лицее.

Пример 5

Даны координаты точек в 16-й системе счисления. Переведите их в 10-ю и постройте изображение.

№ точки

Шестнадцатеричная

№ точки

Шестнадцатеричная

№ точки

Шестнадцатеричная

X

Y

X

Y

X

Y

1

5

4

14

2

E

27

E

2

2

4

5

15

5

E

28

B

2

3

4

3

16

6

F

29

9

4

4

3

2

17

6

E

30

9

3

5

2

2

18

7

E

31

8

2

6

2

3

19

7

C

32

4

2

7

3

3

20

7

B

33

4

3

8

3

5

21

7

A

34

6

3

9

2

7

22

8

8

35

5

4

10

2

A

23

8

7

36

5

6

11

3

B

24

9

5

37

6

7

12

3

C

25

B

3

38

8

7

13

2

D

26

E

3

     

Результатом данной работы будет симпатичная собака (рис. 2).

Рис. 2

Пример 6

Даны координаты точек в 8-й системе счисления. Переведите их в 10-ю и постройте изображение.

№ точки

Восьмеричная

№ точки

Восьмеричная

№ точки

Восьмеричная

X

Y

X

Y

X

Y

1

1

11

14

17

32

27

22

12

2

1

13

15

20

31

28

24

14

3

5

13

16

21

31

29

31

14

4

6

12

17

21

27

30

31

12

5

12

12

18

20

26

31

23

4

6

12

16

19

20

21

32

21

4

7

6

16

20

22

17

33

20

3

8

3

21

21

20

15

34

10

3

9

3

23

22

17

15

35

7

4

10

5

27

23

16

16

36

6

4

11

6

30

24

30

16

     

12

7

30

25

14

13

     

13

11

32

26

15

12

     

Посмотрите какой славный парусник получается (рис. 3).

Рис. 3

Учащиеся приобретают навыки работы с числами в различных системах счисления, закрепляют их и применяют во время выполнения творческого задания. Эти знания потребуются им в дальнейшем при более глубоком изучении предмета в старших классах.

В заключении хотелось бы отметить, что такой подход к построению урока не только позволяет получить необходимые навыки работы с числами, но и развить творческий потенциал ребенка.