- Общие положения.
В настоящее время стала очевидна необходимость серьезной модернизации школьного образования и связано это прежде всего с тем, что в российском обществе все больше возрастает потребность в человеке, который обладал бы внутренней свободой самореализации и чувством личной ответственности, способном к адаптации в современном обществе. Для формирования данных качеств в сфере социализации личности ребенка необходимо создать ряд дополнительных социально–педагогических условий.
Одним из таких условий является внедрение в систему общеобразовательной школы системы предпрофильной подготовки 9–ти классников и профильного обучения учащихся 10–11–х классов.
Учитывая специфику общеобразовательных школ поселков Алябьевский и Малиновский, где кадровое, материально–финансовое и методическое обеспечение отдельно взятой общеобразовательной школы, не позволяет реализовать в полном масштабе все запросы и потребности обучающихся в профильной подготовке, возникает необходимость в создании нормативных и организационных оснований по интеграции условий образовательных учреждений (общего и дополнительного образования), расположенных в поселках Малиновском, Алябьевский, Пионерском по реализации предпрофильной и профильной подготовки обучающихся.
Таким образом, цель эксперимента – разработка и реализация необходимых нормативов и организационной структуры, психолого–педагогических условий, реализующих систему предпрофильной подготовки и профильного обучения обучающихся, с переводом ее в систему постоянного функционирования, с учетом специфики сельской местности, определяется практической значимостью для жителей южной зоны муниципального образования “Советский район”.
Разработка и апробация модели многопрофильной школы п. Малиновский предполагает разработку и апробацию эффективных, мобильных моделей предпрофильного и профильного обучения старшеклассников в рамках муниципальной образовательной сети с учетом специфики сельской местности.
2. Нормативно–правовое обеспечение эксперимента
Опытно–экспериментальная площадка “Многопрофильная школа в условиях сельской местности и рабочего поселка на базе Малиновской средней школы” создана распоряжением №871–р от 25 июня 2003 года главы муниципального образования “Советский район”, в рамках проведения эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования в соответствии с концепцией модернизацией российского образования на период до 2010 года, национальной доктриной образования и федеральной программой развития образования.
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п. Малиновский реорганизована путем присоединения к ней муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы п. Алябьевский распоряжением №872–р от 25 июня 2003 года главы муниципального образования “Советский район”.
Программа эксперимента разработана в соответствии с концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования (утвержденной приказом Минобразования России от 18.07.02г. №2783) планом–графиком введения профильного обучения на старшей ступени общего образования (приложение к распоряжению Минобразования от 30.09.02г. №970–13 “Об утверждении Плана–графика введения профильного обучения на старшей ступени общего образования”, на основании письма МО РФ от 09.07.2003г. №13–51–144/13 “О проекте базисного учебного плана для среднего (полного) общего образования и приложений №1,2 к нему; письма МО РФ от 20.08.2003г. №03–51–157 ин/13–03 “Об организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы в рамках эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования на 2003/2004 учебный год” и приложения к нему; Положения об опытно–экспериментальной площадке в системе образования Советского района №477 от 29.09.03г.
3. Цели и задачи эксперимента.
Общая цель эксперимента: разработка и реализация модели многопрофильной школы, реализующей систему предпрофильной подготовки и профильного обучения старшеклассников в соответствии с их запросами и востребованностью на рынке труда в образовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования, с учетом специфики сельской местности и рабочего поселка.
Цель эксперимента по предпрофильной подготовке: разработка и апробация адекватной модели (варианта) предпрофильной подготовки выпускников основной школы, к условиям сельской местности, в рамках муниципальной образовательной сети.
Задачи:
- Определение образовательных учреждений, составляющих муниципальную образовательную сеть; отработка различных звеньев оптимизации взаимодействия ОУ в рамках сетевой формы;
- организация информационной работы для ОУ, учащихся, родителей, населения; получение и обобщение обратной связи, учет выявленных ориентаций обучающихся в профилизации;
- организация образовательного процесса в выпускных классах основной школы и методической работы с кадрами, с учетом проведения эксперимента по введению предпрофильного обучения учащихся 9 класса в ОУ, реализующих программы среднего (полного) общего образования;
- предварительное проектирование сети профильного обучения на 2004/05 учебный год (профильные группы) на основании запросов учащихся и их родителей; организация профессиональных проб учащихся;
- отработка системы интегральной накопительной оценки и варианта построения образовательного рейтинга, выпускников основной школы (портфолио); отработка варианта формирования профильных групп на 2004–2005 учебный год.
Цель эксперимента по профильному обучению: разработка и апробация адекватной модели (варианта) профильного обучения на старшей ступени общего образования к условиям сельской местности в рамках муниципальной образовательной сети.
Задачи:
- создание организационных и содержательных условий для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования в профильных группах;
- проектирование эффективной организационной модели профильного обучения в рамках муниципальной образовательной сети за счет изменений в содержании и структуре образовательного процесса;
- проектирование эффективного дифференцированного учебного плана для профильных групп учащихся старшей школы;
- подготовка и переподготовка кадров для работы в системе профильного обучения;
- повышение материально–технической базы образовательного учреждения (многопрофильной школы).
4. Этапы эксперимента.
Этап | Срок | Цель этапа эксперимента | Задачи этапа эксперимента |
I Организационно–подготовительный |
2003–2004 учебный год | Разработка модели многопрофильной школы, реализующей систему предпрофильной подготовки и профильного обучения старше–классников в соответствии с их запросами и востребованностью на рынке труда в образовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования, с учетом специфики сельской местности и рабочего поселка. | – разработка и регистрация
нормативно–правовой базы эксперимента; – создание муниципальной образовательной сети; – разработка алгоритма формирования профильных групп в классах старшей ступени; – подготовка и переподготовка кадров для работы в системе профильного обучения; – повышение материально–технической базы многопрофильной школы; – разработка адекватной модели (варианта) предпрофильной подготовки выпускников основной школы к условиям сельской местности в рамках муниципальной образовательной сети; – разработка адекватной модели (варианта) профильного обучения на старшей ступени общего образования к условиям сельской местности в рамках муниципальной образовательной сети. |
II Конструктивно–формирующий |
|
Реализация модели многопрофильной школы, реализующей систему предпрофильной подготовки и профильного обучения старше–классников в соответствии с их запросами и востребованностью на рынке труда в образовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования, с учетом специфики сельской местности и рабочего поселка. | – внедрение модели предпрофильной
подготовки с учетом специфики сельской
местности и рабочего поселка в рамках
муниципальной образовательной сети; – внедрение модели профильного обучения с учетом специфики сельской местности и рабочего поселка; – ресурсное обеспечение избранных профилей обучения, элективных курсов; – учебно–методическое обеспечение избранных профилей обучения, элективных курсов; – расширение рамок муниципальной образовательной сети; – проектирование и реализация технологического мониторинга эксперимента. |
III Корректировочный |
2007–08 уч.год | Обобщение и оценка результатов эксперимента по разработке и реализации модели многопрофильной школы, реализующей систему предпрофильной подготовки и профильного обучения старше–классников в соответствии с их запросами и востребованностью на рынке труда в образовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования, с учетом специфики сельской местности и рабочего поселка. | – проведение внешней экспертизы
опытно–экспериментальной работы; – корректировка программы развития многопрофильной школы. |
5. Прогнозируемый результат:
- Готовность учащихся 9 классов к выбору профиля обучения в старшей школе или конкретного места получения полного среднего образования в 2004–2005 учебном году:
- выраженность ценностных ориентаций, связанных с профилем обучения и соответствующими ему направлениями послешкольного образования;
- представленность индивидуально выраженных целей профильного обучения;
- информационная подготовленность в отношении значимости профильного обучения для дальнейшего продолжения образования, жизненного социального самоопределения;
- наличие опыта приложения усилий (проб) по освоению образовательного материала, ключевых компетенций, востребованности в профиле.
- Готовность выпускников старшей школы к сознательному выбору будущей профессии с учетом потребностей рынка труда и конкретного места получения дальнейшего образования высшего, начального профессионального образования, среднего профессионального образования или работы (к началу трудовой деятельности):
- выраженность ценностных ориентаций, связанных с профилем обучения и соответствующими ему направлениями послешкольного образования;
- представленность индивидуально выраженных целей сознательного выбора будущей профессии с учетом потребностей рынка труда и конкретного места получения дальнейшего образования или работы;
- Снятие перегрузки, рост качественной успеваемости по профилирующим предметам от процента общей успеваемости.
6. Организация и финансовое обеспечение эксперимента.
- Организационный аспект.
Модель многопрофильной школы в условиях сельской местности и рабочего поселка реализуется за счет целенаправленного и организованного привлечения ресурсов разных образовательных учреждений, расположенных в поселках Малиновский, Алябьевский, Пионерский.
Концентрация ресурсов двух школ поселков Малиновский, Алябьевский и ММУК поселка Пионерский позволяет осуществлять организацию почти всех профилей, рекомендованных Министерством образования РФ.
Процесс обучения старшеклассников организуется следующим образом:
– освоение общеобразовательных курсов обучающимися происходит на базе своих школ. Освоение же профильных и элективных учебных курсов происходит на базе способного ОУ к обеспечению учебного процесса по данной части учебного плана;
– распределение обучающихся происходит по профильным группам в постоянных одновозрастных коллективах на основании результатов тщательной диагностики, рейтинговой карты, портфолио, запросов учащихся и родителей;
– комплектация и количество профильных групп может колебаться в зависимости от количества и дифференциации запросов учащихся и их родителей (лиц, их заменяющих).
Учитывая специфику сельской местности и не очень большую наполняемость в школе, а также необходимость соблюдать интересы обучающихся и декларированный государством принцип создания равных возможностей для детей в системе профильного обучения, нижний предел наполняемости профильных групп должен быть не менее 9 учащихся.
Верхний предел наполняемости профильной группы устанавливается в количестве 20 человек. В случае, если количество детей на профиле составляет 20 и более обучающихся, то создаются две профильные группы.
Такой подход имеет ряд преимуществ, заключающихся в значительной организационной полноте модели:
- чередование пребывания в постоянном и временном детских коллективах (свой класс и профильная группа в другой школе) позволяет взаимно компенсировать недостатки закрытой системы, каковой является школа;
- пребывание во временном коллективе позволяет обучающимся проигрывать разные социальные роли, что будет способствовать формированию у них коммуникативной культуры, усвоению норм межличностного общения;
- чередование общеобразовательной и профильной направленности в учебной деятельности позволяет обучающимся сохранять баланс между “я должен” и “я хочу”.
Обучение на всех профилях проводится в помещениях школы п. Алябьевский, Малиновский и ММУК п. Пионерский.
Руководство муниципальной средней общеобразовательной многопрофильной школы п. Малиновский создает Координационный Совет по профильному обучению, куда входит директор школы п. Малиновский, ММУК п. Пионерский, научный консультант назначенный ДОНФКиС.
- Финансовый аспект.
Реализация данной организационной модели требует дополнительного финансирования.
В штатное расписание школы вводятся:
- 1 ставка заместителя директора по научно–методической работе;
- 1 ставка психолога – профконсультанта;
- 1 ставка методиста;
- 20% – доплаты работникам школы, участвующим в эксперименте.
- Временной аспект.
Реализуемая модель может иметь разные уровни организации занятий общеобразовательными и профильными предметами. Вариативность данного аспекта может предполагать следующее чередование:
1–й вариант: разделение расписания на общеобразовательный блок и блок профильного обучения в течение дня;
2–й вариант: по дням (общеобразовательные и профильные дни);
3–й вариант: смешанный (сочетание первого и второго варианта)
Оптимальным является 3–й вариант, предусматривающий использование системы распределенного и концентрированного обучения, причем распределенному обучению соответствуют общеобразовательные курсы, а концентрированному – профильные и элективные.
7. Циклограмма опытно–экспериментальной работы
№ п/п |
Наименование мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
1. | Разработка и регистрация Устава муниципальной средней общеобразовательной многопрофильной школы п. Малиновский. | Октябрь 2003 | Директор школы |
2. | Разработка и утверждение на педагогическом совете программы эксперимента. | Октябрь 2003 |
Директор школы, зам. директора по НМР |
3. | Утверждение штатного расписания многопрофильной школы. | Сентябрь 2003,2004,2005,2006 | Директор школы, гл. бухгалтер |
4. | Подготовка расчета необходимых затрат и сметы расходов на содержание многопрофильной школы п. Малиновский. | Сентябрь 2003,2004,2005,2006 |
Директор школы, зам. директора по НМР, гл. бухгалтер |
5. | Формирование групп учащихся для организации предпрофильной подготовки в 8–9 классах | Май 2004,2005.2006 |
Зам. директора по УВР,
педагог–психолог, кл. руководители. |
6. | Изучение запросов и потребностей учащихся и родителей 9–ых классов на профильное обучение. | Март, апрель 2003,2004,2005,2006 |
Зам. директора по УВР,
педагог–психолог, кл. руководитель |
7. | Организация курсовой переподготовки для учителей, работающих в профильных классах. | В течение 2003–2006гг. | Директор школы, зам. директора по НМР, методист |
8. | Заказ учебников и учебно–методических комплексов для предпрофильного и профильного обучения. | Январь 2003,2004,2005,2006 |
Директор школы, зав. библиотекой, зам. директора по НМР |
9. | Приобретение учебно–наглядных пособий для профилирующих образовательных областей. | В течение года | Директор школы, зам. директора по АХЧ |
10. | Формирование профильных классов: 10а – естественно–научный, 10б,в – технологический |
Август 2003 | Зам. директора по УВР, зам. директора по НМР, педагог–психолог |
11. | Разработка учебного плана для
профильных классов: – базовый компонент; – профильные курсы; – элективные курсы. |
Август 2003, 2004,2005,2006 | Зам. директора по УВР, зам. директора по НМР |
12. | Экспертиза и утверждение программ, тематического планирования по профильным и элективным курсам. | Август, сентябрь 2003,2004,2005,2006 | Зам. директора по УВР, зам. директора по
НМР, методист, руководители МО |
13. | Введение в учебный план 8 класса курса “Твоя профессиональная карьера” | Сентябрь 2003, 2004,2005,2006 |
Зам. директора по УВР, зам. директора по НМР |
14. | Введение в учебный план 9 класса курса “Профессиональные пробы” | Сентябрь 2003, 2004,2005,2006 | Зам. директора по УВР, зам. директора по НМР |
15. | Обеспечение учебниками, учебно–методическими комплексами преподавания профильных и элективных курсов | Сентябрь, октябрь 2003, 2004,2005,2006 | Зав. библиотекой, зам. директора по АХЧ |
16. | Разработка положения об опытно–экспериментальной площадке “Многопрофильная школа п. Малиновский”. | Декабрь 2003 | Зам. директора по НМР |
17. | Разработка положения о предпрофильной подготовке выпускников основной школы. | Декабрь 2003, январь 2004 | Зам. директора по НМР |
18. | Разработка положения о профильном обучении в школе старшей ступени. | Декабрь 2003, январь 2004 | Зам. директора по НМР |
19. | Разработка и заполнение рейтинговой карты предпрофильных предпочтений девятиклассников, портфолио. | Декабрь 2003, январь 2004,2005,2006 | Зам. директора по НМР, кл. руководители |
20. | Общешкольное родительское собрание “О профильном обучении”. | Декабрь 2003,2004,2005,2006 | Директор школы, зам. директора по НМР, зам. директора по УВР |
21. | Инструктивно–методическое совещание для классных руководителей 9–ых классов “Рейтинговая карта предпрофильных предпочтений девятиклассников; портфолио” | Декабрь 2003,2004,2005,2006 | Зам. директора по НМР, методист |
22. | Совещание для учителей “О профильном обучении” | Декабрь 2003,2004.2005,2006 | Зам. директора по НМР, зам. директора по УВР |
23. | Классные родительские собрания в 9–ых классах “Рейтинговая карта предпрофильных предпочтений девятиклассников; портфолио” | Декабрь 2003, январь 2004,2005,2006 | Кл. руководители |
24. | Классные часы для девятиклассников “Готовность к профессиональной определенности” | Январь, февраль 2004,2005,2006 | Педагог–психолог |
25. | Классные часы для девятиклассников: – “О профильном обучении”; –“Рейтинговая карта предпрофильных предпочтений, портфолио” |
Январь 2004,2005,2006 | Зам. директора по НМР, кл. руководители |
26. | Диагностическое тестирование девятиклассников по программе “Выбор” на базе ММУК п. Пионерский. | Декабрь 2003,2004,2005,2006 | Методист, кл. руководители |
27. | Диагностическое тестирование девятиклассников по профессиональной определенности, профконсультации, профориентационные игры, тренинги | Январь, февраль, март | Педагог–психолог, психолог–профконсультант |
28. | Предварительное проектирование состава профильных групп в классах старшей ступени на 2004–2005 учебный год | Конец марта 2004 | Зам. директора по НМР, методист, кл. руководители 9 кл. |
29. | Предварительное проектирование учебного плана для профильных групп в классах старшей ступени на 2004–2006 учебный год (базовые, профильные, элективные курсы) | Апрель 2004,2005,2006 | Зам. директора по УВР, зам. директора по НМР |
30. | Мониторинг профессиональной определенности девятиклассников. | В течение учебного года | Зам. директора по ВР, зам. директора по НМР, психолог–профконсультант. |
31. | Окончательное формирование профильных групп в классах старшей ступени на 2004–2005 учебный год | Конец июня | Зам. директора по НМР, зам. директора по УВР, психолог–профконсультант |
32. | Создание муниципальной образовательной сети. | Январь 2004 | Директор школы |
33. | Создание образовательной карты близлежащей территории. | Январь, февраль 2004,2005,2006 | Зам. директора по НМР, психолог–профконсультант |
34. | Изучение спроса рынка труда | Январь, февраль 2004,2005.2006 | Психолог–профконсультант |
35. | Обеспечение подготовленными кадрами УВП профильных групп в классах старшей ступени | Конец июня 2004,2005,2006 | Директор школы |
36. | Мониторинг опытно–экспериментального процесса в профильных и предпрофильных классах (контрольные срезы, анкетирование и т.д.) | По итогам учебного года | Зам. директора по НМР |
37. | Подготовка анализа деятельности о ходе эксперимента “Многопрофильная школа в условиях сельской местности и рабочего поселка” | Конец июня 2004,2005,2006 | Директор школы, зам. директора по НМР |
38. | Участие в конкурсах исследовательских работ (ученических и педагогических) | В течение года | Методист |
39. | Работа ученического школьного научного общества | В течение года | Методист |
40. | Работа творческого семинара “Профильное обучение” | В течение года | зам. директора по НМР |
41. | Организация работы по самообразованию педагогов “образовательные технологии в системе профильного обучения” | В течение года | Методист |
42. | Организация и проведение итоговой аттестации выпускников основной школы (экзамены по выбору) в соответствии с профилизацией. | Март, июнь 2004 | Зам. директора по УВР |
43. | Расширение муниципальной образовательной сети | Сентябрь 2005 | Директор школы |