Тема: Обстоятельство – второстепенный член предложения.
Цель:
- развитие умения отличать обстоятельство от дополнения;
- развитие навыков связанной письменной и устной речи;
- развитие фонематического слуха.
1. Ребята, я рада видеть вас подтянутыми, аккуратными, настроенными на урок и отправиться с вами на поиски ответов на интересующие вас вопросы. Прочтите дату. Какой частью речи выражено название числа? От какого числительного образовано?
Обратите внимание на орфограмму, запишите в тетрадях.
2. Словарно-орфографическая работа.
МАЛИНА
Прочтите новое словарное слово, что оно обозначает ?
Назовите орфограмму. запомните. А чтобы вам легче было сориентироваться при запоминании. послушайте внимательно маленькую справку.
Знаете ли вы, что ученые по- разному раскрывают происхождение слова малина ?
Одни ученные считают, что название м а л и н а произошло от корня мал: малиновая ягода состоит из многих малых ягодок- зернышек. Другие считают. Что ягода получила свое имя за свой темно-красный. малиновый цвет.
Как вы поняли, откуда в слове безударный гласный “а”?
Что можете сказать об этом слове как о части речи ?
А что вы знаете об этом растении?
Запишите.
3. Проверка домашнего задания.
- Какие трудности встретили при выполнении домашнего упражнения ?
- О чем хотели спросить ?
- Прочитайте сначала предложения, в которых обстоятельства выражены существительными.
4. Постановка учебной задачи.
Действительно, бывают случаи, когда очень трудно разобраться, где обстоятельство, а где дополнение.
А почему вы спутали обстоятельство и дополнение ?
Дети: Обстоятельство и дополнение часто бывают выражены существительными. Значит, нам необходимо выяснить, как отличать эти второстепенные члены безошибочно.
5. Комментированное письмо.
Предлагаю прокомментировать написание данного предложения.
С куста аппетитно свисали крупные ягоды малины.
Разберите предложение по членам предложения и частям речи.
Назовите обстоятельство, какой частью речи оно выражено?
Дети: обстоятельство – аппетитно, выражено наречием.
С куста - …….
Почему вы спорите ?
Дети: К этому существительному можно поставить два вопроса :
С чего ? – с куста.
Откуда ? – с куста, поэтому неясно, одни утверждают, что это обстоятельство, другие – дополнение.
Ребята, вспомните формулировку определения дополнения.
Вспомните и расскажите формулировку определения. В чем разница?
Дети: Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей, обстоятельство не отвечает на вопросы косвенных падежей.
Приведите свои примеры.
Работа в парах.
Один приводит пример предложения, другой определяет название второстепенного члена так, чтобы прозвучало предложение с определением и дополнением.
6. Работа с учебником.
Прочтите в учебнике вывод. Верный ли мы нашли ответ?
7. Самостоятельная работа.
Ознакомьтесь с заданием упражнения 248. Что вам поможет верно выполнить работу? Прочитайте образец рассуждения упражнения. Выполните разбор предложения, используя рассуждение.
- Определяю, отвечает ли слово на вопрос косвенного падежа:
НЕТ | ДА |
- Определяю, обозначает ли слово место или время, или способ действия.
ДА | НЕТ |
Вывод: член предложения- обстоятельство. | Вывод: член предложения - дополнение. |
Физминутка
Попишите, почитайте,
Поднимитесь, пошагайте,
Покричите, помолчите,
Попишите, постучите,
Помашите,потянитесь,
Поморгайте, улыбнитесь,
Посидите, пошепчите,
Успокойтесь, подремлите,
А теперь все поднимайтесь
И за дело принимайтесь.
8. Игра “Сам себе редактор”
Цель: развитие навыка грамотной речи и оформления ее на письме.
Прочтите выдержки из детских сочинений.
“За один день Геракл очистил все конюшни от навоза царя Авгия”
Что вас развеселило?
Дети: Предложение построено неверно. Из прочитанного можно понять, что Геракл чистил навоз царя Авгия.
Измените порядок слов в предложении, сохранив смысл сказанного, и запишите верный вариант. Проконтролируйте записи в тетрадях друг у друга.
Каким членом предложения является “за один день”?
Да, ребята, часто вы записываете мысль, не успев обдумать правильность построения.
“Я взял графин, расстегнул ему воротник и плеснул в лицо холодной водой”
Дети: Сказано неверно, получается, расстегнул воротник графину.
“Торговка вяленой воблой торчала между ящиками”
Дети: Торговка торчала как рыба.
Какой вопрос поставили бы вы: торчала между ящиками чем? Или торчала где? Между ящиками.
Назовите обстоятельство в этом предложении.
Дети: между ящиками – обстоятельство места действия.
9.Составь предложение по схеме:
.-.-.-.- |
======= |
________ |
|
обстоятельство |
сказуемое |
определение |
подлежащее |
10. Обобщение.
Ребята, что нового для себя вы сегодня открыли?
Какими знаниями воспользуетесь в дальнейшем?