Урок русского языка по программе А.В. Поляковой

Разделы: Начальная школа


Тема: Обстоятельство – второстепенный член предложения.

Цель:

  • развитие умения отличать обстоятельство от дополнения;
  • развитие навыков связанной письменной и устной речи;
  • развитие фонематического слуха.

1. Ребята, я рада видеть вас подтянутыми, аккуратными, настроенными на урок и отправиться с вами на поиски ответов на интересующие вас вопросы. Прочтите дату. Какой частью речи выражено название числа? От какого числительного образовано?

Обратите внимание на орфограмму, запишите в тетрадях.

2. Словарно-орфографическая работа.

МАЛИНА

Прочтите новое словарное слово, что оно обозначает ?

Назовите орфограмму. запомните. А чтобы вам легче было сориентироваться при запоминании. послушайте внимательно маленькую справку.

Знаете ли вы, что ученые по- разному раскрывают происхождение слова малина ?

Одни ученные считают, что название м а л и н а произошло от корня мал: малиновая ягода состоит из многих малых ягодок- зернышек. Другие считают. Что ягода получила свое имя за свой темно-красный. малиновый цвет.

Как вы поняли, откуда в слове безударный гласный “а”?

Что можете сказать об этом слове как о части речи ?

А что вы знаете об этом растении?

Запишите.

3. Проверка домашнего задания.

  • Какие трудности встретили при выполнении домашнего упражнения ?
  • О чем хотели спросить ?
  • Прочитайте сначала предложения, в которых обстоятельства выражены существительными.
  •  

4. Постановка учебной задачи.

Действительно, бывают случаи, когда очень трудно разобраться, где обстоятельство, а где дополнение.

А почему вы спутали обстоятельство и дополнение ?

Дети: Обстоятельство и дополнение часто бывают выражены существительными. Значит, нам необходимо выяснить, как отличать эти второстепенные члены безошибочно.

5. Комментированное письмо.

Предлагаю прокомментировать написание данного предложения.

С куста аппетитно свисали крупные ягоды малины.

Разберите предложение по членам предложения и частям речи.

Назовите обстоятельство, какой частью речи оно выражено?

Дети: обстоятельство – аппетитно, выражено наречием.

С куста - …….

Почему вы спорите ?

Дети: К этому существительному можно поставить два вопроса :

С чего ? – с куста.

Откуда ? – с куста, поэтому неясно, одни утверждают, что это обстоятельство, другие – дополнение.

Ребята, вспомните формулировку определения дополнения.

Вспомните и расскажите формулировку определения. В чем разница?

Дети: Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей, обстоятельство не отвечает на вопросы косвенных падежей.

Приведите свои примеры.

Работа в парах.

Один приводит пример предложения, другой определяет название второстепенного члена так, чтобы прозвучало предложение с определением и дополнением.

6. Работа с учебником.

Прочтите в учебнике вывод. Верный ли мы нашли ответ?

7. Самостоятельная работа.

Ознакомьтесь с заданием упражнения 248. Что вам поможет верно выполнить работу? Прочитайте образец рассуждения упражнения. Выполните разбор предложения, используя рассуждение.

  • Определяю, отвечает ли слово на вопрос косвенного падежа:
НЕТ    ДА

 

  • Определяю, обозначает ли слово место или время, или способ действия.
ДА  НЕТ

 

Вывод: член предложения- обстоятельство. Вывод: член предложения -  дополнение.

 

 

Физминутка

Попишите, почитайте,
Поднимитесь, пошагайте,
Покричите, помолчите,
Попишите, постучите,
Помашите,потянитесь,

Поморгайте, улыбнитесь,
Посидите, пошепчите,
Успокойтесь, подремлите,
А теперь все поднимайтесь
И за дело принимайтесь.

8. Игра “Сам себе редактор”

Цель: развитие навыка грамотной речи и оформления ее на письме.

Прочтите выдержки из детских сочинений.

“За один день Геракл очистил все конюшни от навоза царя Авгия”

Что вас развеселило?

Дети: Предложение построено неверно. Из прочитанного можно понять, что Геракл чистил навоз царя Авгия.

Измените порядок слов в предложении, сохранив смысл сказанного, и запишите верный вариант. Проконтролируйте записи в тетрадях друг у друга.

Каким членом предложения является “за один день”?

Да, ребята, часто вы записываете мысль, не успев обдумать правильность построения.

“Я взял графин, расстегнул ему воротник и плеснул в лицо холодной водой”

Дети: Сказано неверно, получается, расстегнул воротник графину.

“Торговка вяленой воблой торчала между ящиками”

Дети: Торговка торчала как рыба.

Какой вопрос поставили бы вы: торчала между ящиками чем? Или торчала где? Между ящиками.

Назовите обстоятельство в этом предложении.

Дети: между ящиками – обстоятельство места действия.

9.Составь предложение по схеме:

.-.-.-.-

=======

________

обстоятельство

сказуемое

определение

подлежащее

10. Обобщение.

Ребята, что нового для себя вы сегодня открыли?

Какими знаниями воспользуетесь в дальнейшем?