Современная методика уделяет огромное внимание формированию и развитию творческих способностей учащихся. Опыт показывает, что больших успехов можно достичь при организации групповых форм работы. В качестве примера приведу разработку урока в 8 классе по теме “Климат и человек”. Эта тема позволяет применить групповую форму работы учащихся в сочетании с работой над творческими заданиями.
Цели урока:
Обучающая: на основе групповой формы работы учащихся раскрыть влияние основных климатических показателей на человека, особенности взаимодействия климата и человека.
Развивающая: продолжить формирование навыков работы с текстом учебника, дополнительной литературой, картами атласа, развивать умение делать выводы, сопоставляя различные точки зрения.
Воспитывающая: через осмысление влияния окружающего мира на человека воспитывать позитивное бережное, трепетное отношение к природе, окружающей среде, формировать чувство товарищества, умение работать в группе.
Тип урока: урок изучения, обобщения и первичного закрепления знаний.
Структура и основное содержание урока
Цель:
постановка и мотивация учебной
задачи в ходе вводной беседы с учащимися.
- Вводная беседа с целью актуализации опорных знаний учащихся по данному вопросу.
- Постановка учебной задачи.
Учитель предлагает вспомнить все, что ребята знают о климате и его влиянии на человека.
Учитель формулирует главную проблему урока: влияет ли климат на человека и как? Какова обратная связь? Учебная задача решается совместными усилиями всех групп. Каждая группа, работая с учебным элементом (УЭ), решает промежуточные УЗ, а на основе их выводов формулируется решение общей проблемы урока. Далее класс делится на группы и приступает к работе с УЭ.
УЭ № 1 КЛИМАТ И ЧЕЛОВЕК
1. Изучите схему “Климат и человек” и, используя учебник (с. 101-102) и полученные ранее знания, приведите примеры положительного и отрицательного влияния климата на здоровье, условия жизни и хозяйственную деятельность людей.
УЭ № 2. АГРОКЛИМАТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ
1. Используя текст учебника на с. 102 , дайте определение понятию агроклиматические ресурсы
2. Пользуясь текстом учебника на с. 102 и агроклиматической картой (рис. 4 6), заполните пропуски в схеме:
3. По карте “Агроклиматические ресурсы (с. 102 рис. 4 6) определите максимальную и минимальную сумму температур воздуха за период с температурами выше + 10 С
max ________________________
min ________________________
Цель: Попытка решения УЗ в результате работы с УЭ каждой группой.
Каждая группа помимо основного задания – работы с УЭ, должна придумать название группы и девиз (желательно использовать климатические термины и понятия).
В результате учебной деятельности каждая группа составляет опорный конспект, который и будет представляться на общее обозрение как итог работы. К оформлению опорных конспектов предлагается отнестись творчески, чтобы они были яркими, емкими и “говорящими”, т. е. несли определенную смысловую нагрузку.
На данном этапе учитель выступает в роли консультанта.
Цель: обобщить полученные на уроке знания и совместно попытаться решить УЗ.
Каждая группа защищает свою работу. Далее, в ходе собеседования решается УЗ урока. В заключительном слове учитель формулирует общий итог работы, еще раз проговаривает УЗ и ее решение, обобщает полученные знания и предлагает проверить их в ходе программированного диктанта.(промежуточный контроль перед итоговым тестированием).
Программированный диктант (да – дуга, нет – прочерк, каждый вопрос - 1 сантиметр)
1. Над территорией России господствуют ВМ всех типов.
2. Чем меньше Ку, тем суше климат.
3. Континентальный климат умеренного пояса распространяется на территории Западной Сибири.
4. Теплый фронт образуется при движении теплого воздуха в сторону холодного и приносит потепление и моросящие дожди.
5. Антициклон приносит зимой потепление и осадки.
6. Большая часть России лежит в умеренном климатическом поясе.
7. Муссонный климат характерен для побережья Северного Ледовитого океана.
8. Большая амплитуда годовых температур характерна для резко-континентального климата.
9. При Ку < 0,3 – недостаточное увлажнение.
10. Изменение изотерм январских температур на территории России происходит при движении с запада на восток.
Подведение итогов урока и оценка работы групп (возможна самооценка программированного диктанта по шаблону).
Домашнее задание творческого характера (разножанровые сообщения, кроссворды, ребусы, свои варианты программированных диктантов по теме “Климат” и др.)