Цель: познакомить детей с традиционным русским костюмом, с народными обычаями и украшениями одежды, познакомить с процессом выращивания льна и его обработки, расширить словарь детей словами, обозначающими названия одежды и головных уборов, познакомить с новыми пословицами о труде.
I. Воспитатель: Дети, мы живем в великой стране, которая называется Россия. Наша страна огромна: есть здесь океаны и моря, горы и леса, реки и озера. Населяют ее люди разных национальностей: русские и украинцы, белорусы, татары. У нас в Сибири живут буряты, эвенки, тофы. А объединяет их всех язык, на котором они говорят – русский. Когда вы немного подрастете и пойдете в школу, то там, на уроках, учитель расскажет вам много интересного о нашей стране. А сегодня предлагаю вам послушать рассказ о том, как жили русские люди в старину, какую одежду носили. Вы хотите об этом узнать?
Русский народ очень талантливый и изобретательный. Много из того, что придумали ранее, мы используем и сейчас.
II. Прежде чем вы услышите рассказ о старине, я бы хотела узнать для чего людям нужна одежда?
(Защищает от холода, жары, оберегает от болезней).
Где шьют одежду?
(Ателье, швейные фабрики).
В старину на Руси не было швейных фабрик, женщины шили одежду сами.
Послушайте рассказ детей “Как льняная сорочка в поле выросла”
Рассказы детей:
Когда теплые весенние лучи прогрели землю от зимних холодов, вышли в поле крестьяне, разбросали маленькие блестящие зерна, посеяли лен. Вскоре появилась зеленая шелковистая травка. Она подросла, и на ней показались голубые цветочки.
Когда цветочки опали, люди повыдергивали лен с корнем, навязали снопов, поставили их на поле просохнуть. Когда лен просох, его потопили в речке и положили сверху камней, чтобы они не всплыли.
Вымоченный лен просушили, промяли, отколотили на дворе, прочесали железной расческой, и сделался лен мягким, шелковистым.
Длинными зимними вечерами спряли изо льна нитки. Затем соткали ткань, переплели все ниточки вместе.
Когда холст был готов, стали его на морозе морозить на снег расстилать. А весной расстилали его на травке, на солнышке и сбрызгивали водой. Сделался холст из серого белым. Теперь из него можно шить платья, рубашки, сорочки. Так льняная рубашка в поле выросла.
Воспитатель: Теперь поговорим об одежде, которую носили русские люди в старые времена. Повседневной одеждой мужчин были рубашка да штаны. Поверх рубахи надевали кафтан. Повторим это слово-кафтан. Послушайте какую потешку сочинили о кафтане.
Дети говорят диалог:
- Федул, чего губы надул?
- Кафтан прожег.
- А велика дыра?
- Остались одни рукава.
Если было холодно, под кафтан поддевали зипун, подбитый заячьим или собачим мехом. Как вы думаете, для чего надевали меховые зипуны?
/Мех хорошо держит тепло и спасает от переохлаждения/
Обязательной частью одежды у мужчин и женщин были пояс или кушак. Найдите в своей одежде эту деталь. Раньше на одежде не было карманов, они появились позже. На кушак подвешивали нож, топор, расческу, ложку, мешочек для денег.
Поначалу и богатые и бедные носили одинаковые шапки, напоминающие колпаки. Шапки были самые разные: остроконечные, округлые, с отворотами. Потом богатые стали шить себе из дорогих тканей: бархата, шелка. Женщины в городе и деревне носили одинаковые рубашки-сорочки.
Только бедные шили их из льна, а богатые из шелка. Поверх рубашки-сорочки надевали длинный сарафан, украшенные лентами, вышитыми узорами: цветами, солнцем, птицами и просто крестиком. По преданию вышитые узоры оберегали людей от болезней, наговоров, сглаза.. В долгие зимние вечера собирались девицы в горнице, пели песни, вышивали узорами свои одежды.
Давайте посмотрим, как это было. Девочки в русских сарафанах вышивают на пяльцах, приговаривая:
В первый раз вышивали, светел месяц со лунами,
Светел месяц со лунами, со чистыми звёздами.
Во второй раз вышивали красно солнце со лучами
Красно солнце со лучами, с тёплыми облаками.
В третий раз вышивали сине море со волнами
Сине море со волнами, с белыми облаками.
В четвёртый раз вышивали чисто поле со кустами
Чисто поле со кустами, со рыскучими зверями. Все вместе: серединку украшали светло-синими цветами.
Воспитатель: какие работящие девицы и сарафаны у них очень нарядные. В холодное время года надевали короткую кофту на лямках с застёжкой впереди, которая называлась душегрейка. Или надевали телогрею-кофту, сшитую по талии, с воротником и длинными рукавами.
В те давние времена женщине разрешалось ходить с непокрытой головой только дома. Голову покрывали вышитыми платками или головным убором, который назывался кокошник – вот таким. Зимой носили шапки, отороченные мехом.
А теперь рассмотрим обувь, какую носили русские люди в старину. Очень-очень давно ноги просто обматывали кусками кожи. На Руси широко распространены были лапти. Их плели из лыка - коры липы. Чтобы сделать одну пару лаптей, нужно было снять кору с 3-4 деревьев. Для тепла и мягкости внутрь клали солому. На ногах лапти держались с помощью верёвок. Их обматывали вокруг ноги. Позже стали шить сапоги.
Физминутка.
Дидактическая игра “Сравни”. Дети, посмотрите, перед вами портреты русских женщин. Рассмотрите их, найдите сходство и различие в одежде. Итак, что у них общего, чем отличаются элементы одежды. /Аналогичная работа с мужской одеждой/
Дети, как можно назвать народ, который много трудится, умеет шить красивую и удобную одежду. /Мастеровой, изобретательный, трудолюбивый, работящий/
Послушайте какие пословицы передаются из поколения в поколение русским народом о труде: /дети говорят пословицы/
Терпение и труд всё перетрут
Какова пряха, такова и на ней рубаха.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Труд человека кормит, а лень портит.
Ремесло есть-пить не просит, а само кормит.
О какой стране мы сегодня вели речь? О России написано много красивых слов. Вот такими красивыми словами я бы хотела закончить наше занятие:
“Для меня, Россия – белые берёзы,
Для меня, Россия – утренние росы,
Для меня Россия ты всего дороже,
До чего на маму ты мою похожа,
У моей России - длинные косички,
У моей России – светлые реснички,
У моей России – голубые очи,
На меня, Россия, ты похожа очень.
Ты, моя Россия, всех теплом согреешь,
Ты, моя Россия, песни петь умеешь,
Ты, моя Россия, неразлучна с нами,
Ведь Россия наша – это мы с друзьями.
Пока вы ещё маленькие, вы пока не можете ничего для России создать. Но вы можете сделать нашу страну крепкой и могучей, если будете любить своих друзей и близких, не будете ссориться. Давайте посмотрим друг на друга, улыбнёмся и не будем забывать, что мы с вами – россияне, народ очень мудрый, терпеливый, добрый.
“Если дружба велика – будет родина крепка”.
Всем спасибо за занятие.
Автор – воспитатель логопедической группы
Каминская Валентина Васильевна.
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ “Белая берёза – символ России”.
/для детей старшего дошкольного возраста/
Сохранить и передать детям культурное наследие предков. Дать знания о символе славянского культа России – берёзе. Познакомить детей с обычаями и обрядами, ритуалами, связанными с берёзой. Приобщать детей к русской народной культуре, воспитывать любовь к Родине, способствовать развитию духовности.
Дети входят в группу свободно под музыку, становятся вокруг берёзки.
Воспитатель: сегодня в гостях у нас берёзка, мы будем веселиться вокруг берёзки, петь песни, стихи читать, хороводы водить.
Дети читают стихи: Берёза моя берёзонька,
Берёза моя белая,
Берёза кудрявая.
Стоишь ты, берёзонька,
Посередь долинушки,
На тебе, берёзонька,
Листья зелёные.
Под тобой, берёзонька,
Травка шелковая.
Близ тебя, берёзонька,
Красны девушки
Хоровод водят.
Дети заводят хоровод “Во поле берёза стояла”.
Воспитатель: Только мы развеселились, а тут дождь пошел, /звучит музыка дождя/
Дети читают стихи: Дождик, дождик, убывай,
Будет славный урожай:
В поле лён и бобы
В лесу ягоды, грибы,
В саду мак и сирень,
В огороде зелен хмель!
Радуга-дуга, Радуга-дуга
Отворяй ворота- Перекинься на луга
Ключиком-замочком, Коромыслом-колесом,
Шелковым платочком, Золотистым мостом!
Дети усаживаются на стулья. Воспитатель: А сейчас мы поговорим о нашей родной, русской берёзке.
Берёза – символ России, олицетворяющий, выражающий чистоту, красоту родной земли. В старые времена, да и сейчас, начиная с 14 апреля, люди собирали берёзовый сок и поили им больных и немощных, очищали кровь, лечили желудочные заболевания.
Берёза становилась центром многих русских праздников, гуляний, обрядов. Именно про это дерево сложена загадка:
С одного дерева
Да четыре угодья:
Первое от темной ночи свет /лучина/
Второе – некопаный колодец /сок/
Третье – старому здоровье /веник для бани/
Четвёртое - разбитому связь /береста/
В старину, когда не было электричества, линий электропередач, лампочек, долгое время изба освещалась лучиной.
При ее свете женщины и девушки пряли в долгие зимние вечера, пели песни, слушали сказки. Теперь такое освещение, при котором все становилось таинственным и чудесным, ушло в прошлое. Дети, мы с вами тоже попробуем посидеть при лучине в зимние темные дни. Лучину вставляли в светец, под светцом всегда стояло корытце, туда падали обгоревшие кусочки и гасли в воде – можно было не бояться пожара в деревянной избе.
Посмотрите, как это было, /зажигаю лучину, помещаю его в светец, вниз ставлю емкость с водой.
А это вторая отгадка – сок из `некопаного` колодца. А почему так говорят некопаный? Правильно, ведь сок у березы собирают, причем так, чтобы не нанести вред березе. Его и сейчас пьют, чтобы не болеть. Из молодых березовых листьев готовили витаминный напиток. Сейчас я вас угощу таким напитком /дети и гости угощаются чаем или приготовленным соком/.
А это что /показываю на березовый веник/? Русская баня всегда была полезна и молодым и старым, а какая баня без березового веника. Все хвори вылечит, душу радует, тело молодит. Незаменим в бане березовый веник, его предварительно распаривают в горячей воде, а потом парятся – хлещут себя веником, водой, в которой распаривали веник, прополаскивают волосы, чтобы стали легкими, шелковистыми. Ребята, сходите в баню со своими мамами, папами, потом расскажите о своих впечатлениях. Я вам сейчас покажу, как нужно пользоваться веником, /тихонько похлопываю детей/. А сейчас я пока уберу веник, оставлю его до бани.
На столе у меня еще одна отгадка. Почему в загадке говорится – разбитому связь? Правильно с помощью бересты можно связать, отремонтировать разбитое или сделать новую емкость для ягод, грибов, напитков – легкую и небьющуюся посуду. Вот посмотрите, какие есть у нас в избе туески, вазочки для хранения сыпучих продуктов – соли, чая, круп./Чтобы их сделать, нужно приложить много старания и терпения.
Вот, видите ребята, сколько в березе тайн хранится. А вот если хорошо подумать, то в березе не 4, а 44 угодья. И одно из них то, что хороша она в любое время года, а особенно весной и ранней осенью/показать иллюстрации/. Как можно сказать об осенней березе/золотое платье, солнечная одежда/. А весной береза похожа на девицу, с молодыми нежными листьями, висячими сережками.
Очень много есть песен, в которых славят красоту березы, ее сравнивают с красотой юной девушки, которая в песне называется Березкиной сестрицей. Послушайте стихотворение /под тихую, спокойную музыку/
Ельня, Ельня березонька,
Ельня, Ельня кудревата,
Кудревата, беловата,
Похотел пан жениться
На душе красной девице,
На березовой сестрице…
Раньше, в далекие времена, когда наши бабушки и дедушки были совсем молодыми, существовал такой обычай – завивать ветки березы, либо сплетать их между собой, пригибая их к земле, приплетая к цветущим травам. При этом загадывали желания, загадывали о своей судьбе.
Одну березку срубали, приносили домой, наряжали в лучшую одежду, украшали платками, бусами, лентами, которые снимали с себя. Нарядив березу, называли “гостенькой”, “цветком”, “кумушкой”. Сейчас мы с вами повторим этот обычай, обряд. Нарядим нашу березку. Дети снимают с себя бусы, ленты, надевают на березку.
Встаем в хоровод вокруг березки:
Встанем в хоровод вокруг березки.
Березынька веселенькая,
Кудрявенькая, зелененькая,
Кудрявенькая, зелененькая,
Завивайся-ка
Да во весь год, Нам веселым быть
Да весь год!
Дети, когда люди наряжали березку, они говорили друг другу хорошие, добрые слова, хвалили друг друга, говорили о своей любви, о том, кто кому нравится. Давайте подружимся, чтобы никогда не ругаться, не обижаться, не ссориться.
Хором, стоя в парах , дети произносят слова:
Ай, кумушки-голубушки
Подруженьки мои
Кумитеся, любитеся,
Любите меня,
Пойдите во зеленый сад
Возьмите меня
Завьем венки на все деньки,
На все праздники!
Авторы: Ильина Татьяна Александровна - старший воспитатель
Голубева Галина Васильевна- воспитатель.
Спортивный фольклорный праздник/ для младших дошкольников/
“ Весну встречай, в хоровод вставай”.
Цель: Продолжать знакомить детей с культурой русского народа, учить чувствовать и понимать красоту художественного слова, прививать духовный, творческий патриотизм, любовь к Родине, воспитание интереса к традициям русского народа. Развивать силу, быстроту, меткость, ловкость, используя народные подвижные игры, малые фольклорные жанры.
Ведущий: Ребята, сегодня у нас с вами весенний праздник, вот и гостей, сколько пришло/ на праздник приглашаются родители/ посмотреть, какие вы сильные да ловкие, ведь мы с вами русские люди, а тем более - сибиряки, а русский народ всегда славился своей силой, выдержкой, трудолюбием. Но прежде, чем начинать игры, веселые соревнования, давайте немного отдохнем, ведь нам надо набираться сил.
Дети присаживаются на корточки, ведущий читает потешки под колыбельную мелодию.
Ай баю, баю, баю
Жил дедочек на краю
У него полно ребят,
Все по лавочкам сидят
Кашу с маслицем едят.
Баю, баюшки, баю,
Колотушек надаю.
Колотушек двадцать пять,
Будут дети крепко спать.
Вот проснулся петушок,
Встала курочка,
Просыпайся мой дружок,
Встань, мой Юрочка.
Дети просыпаются, встают, выполняют движения в соответствии с текстом потешки.
Еду, еду к бабе, к деду
На лошадке, в красной шапке
По ровненькой дорожке
В старом лапоточке,
По рытвинам, по кочкам
Все прямо, да прямо,
А потом вдруг – бух, в яму!
Ой, а кто это там под кустиком сидит? Догадайтесь.
Комочек пуха,
Длинное ухо,
Прыгает ловко –
Любит морковку.
Ну, конечно же – это зайчик, смотрите, как он дрожит, наверное, нас боится. Ребята, давайте, чтобы он нас не боялся, превратимся в зайчат.
Влево, вправо повернись и в зайчонка превратись.
Наши зайки веселились, их головки закружились.
Прыг-скок, прыг-скок, оторвался каблучок.
Чтоб ботинки починить, надо гвоздики прибить.
Покажи-ка башмачок, посмотри-ка на носок.
Ох, устали наши ножки, мы похлопаем в ладошки.
Надо ручкам отдыхать, их скорей уложим спать.
Влево-вправо повернись и в ребяток превратись
Раздается “плач” зайчика.
Ведущий: Зайчик, почему ты плачешь? Что с тобой случилось? Зайчик рассказывает, как попросилась к нему лиса переночевать, да его же и выгнала.
Не плачь, зайчик, мы поможем твоему горю. Наши дети смелые, сильные и ни какая, даже самая хитрая, лиса их не напугает. Ведущий предлагает детям помочь зайчику выгнать лису.
Дети бросают в избушку мешки с песком со словами “поди лиса вон”. Лиса с криком убегает.
Ведущий: Испугалась лиса, убежала. Зайчик благодарит детей за помощь.
Ведущий: А теперь, ребята, встаем в наш весенний хоровод и порадуемся вместе с зайкой. “Хоровод”Мы на луг ходили”.
Раздается стук в дверь – входит скоморох.
Скоморох: Здравствуйте, хозяева и гости дорогие, я прибыл сюда вас повеселить, посмешить, позабавить.
Ведущий: А кто ты таков? Чей будешь?
Скоморох: Я скоморох Прошка.
У меня игр и забав полное лукошко.
Собирайся народ, становись в хоровод,
Без толчей, без спешки, все ли на месте.
Игра: Горелки. Дети встают в круг, хором произносят считалку
Пчелы в поле полетели,
Зашуршали, загудели,
Сели пчелы на цветы,
Мы играем, водишь ты.
Водящий встает в круг, дети хором произносят:
Гори, гори ясно, чтобы не погасло,
Глянь на небо, птички летят, колокольчики звенят
Раз, два, три, не воронь, лети, как огонь!
Дети разбегаются, водящий пытается их осалить.
Скоморох: Ах, вы славные ребятки, отгадайте-ка загадки
/загадывает загадки о весенних явлениях/
Скоморох: Что за славный денек, собирайся народ у ворот,
Станем кругом ходить, да весну веселить.
Русская народная игра “Поцелуйчики”
Ведущий: Сияет солнышко с утра, и вы готовились заранее
Ребята, начинать пора спортивные соревнования.
Кто быстрее. Перетяни канат.
Ведущий: Вот снова пришло время играть, но сначала отгадайте загадки:
Тает снежок, ожил лужок,
День прибывает, когда это бывает?
Ярче солнышко сверкай и земельку согревай
Зеленейте стебельки, расцветайте все цветы.
Из-за моря вереницей поскорей вернитесь птицы.
Ведущий предлагает поиграть в игру “Ловлю птицу на лету”
Дети хором говорят считалку: Тели, тели – птицы пели
Взвились в небо, полетели.
Стали птицы гнезда вить,
Кто не вьет тому водить.
Выбирается водящий, он ловит детей после слов,
Которые дети произносят, стоя в кругу:
Мы птички невелички, любим по небу летать, ты попробуй нас догнать.
Далее скоморох играет с детьми в игру с бубном:
Дети передают бубен друг другу со словами:
Ты катись веселый бубен быстро-быстро по рукам
У кого веселый бубен, тот потешку скажет нам.
В заключение скоморох:
Славно мы повеселились,
Поиграли, порезвились
Я принес в честь праздника угощенье знатное,
Конфеты, бублики для веселой публики.
/угощает детей/
Автор: старший воспитатель Ильина Т. А.