Логические упражнения на уроках математики во 2-м классе.
Недельный ритм.
№ 1
1.
__ + __
__ + __ = 8
__ + __
__ + __5 + __ = 7
9 – __ = 5
__ – 6 = 3
__ + __ = 02. Поставь знак “ >, < ,= ”.
1 дес. 3 ед. __ 4 дес.
10 ед. __ 1 дес.
1 дес. __ 0 ед.3.Составь слово, сложив буквы. кот+сор = (росток) риф+пас = (сапфир) сор+рак = (корсар)
№ 2
1.
6 + __ = 9
7 + __ = 9
5 + __ = 9
(название компонентов)6 + х = 9
х = 9 – 6
х = 3 – искомое число
6 + 3 = 9
- Назови три признака геометрических фигур.
- Сложи буквы, получи слово. зоб+лик =(лобзик) бор+сук =(брусок) коса+бал =(колбаса)
№ 3
- Найди отрезок и докажи. ( Прямая, угол, ломаная, отрезок).
- Сравни.
1 м. __ 99 см.;
15 см. __ 5 см.;
1 см. __ 10 см.;
1 м. __ 1 см. - Объясни решение (название компонентов).
- Сложи слоги, получи слова. кора+бок=(коробка) окно+ла =(колонка) тема + сан=(сметана)
№ 4
- Объясни решение (название компонентов).
- Найди прямые углы и выпиши их номера. Назови три признака каждой геометрической фигуры. (Прямоугольник, четырёхугольник).
- Поставь после каждой цифры плюс или минус так, чтобы равенство было верным.
- Не долго думая. Скажите, сколько в комнате кошек, если в каждом из четырёх углов комнаты сидит по одной кошке, против каждой кошки сидит по три кошки и на хвосте у каждой кошки сидит по кошке? (4)
0 + 1 + 2 – 3 + 4 + 5 + 6 – 7 – 8 + 9 = 9
№ 5
- Задание с прямоугольником (пособие “бусинка”).
- Сравни.
5 дм. __ 50 см.;
2 дм. 5 см. __ 3 дм.;
2 см. __ 2 дм.;
0 дм. __ 0 см.
Найди сумму длин сторон четырёхугольника.
№ 6
- Поставь после каждой цифры плюс или минус так, чтобы равенство было верным.
- Составь четыре примера. 9 4 13
- Продолжи запись.
0 + 1 + 2 + 3 – 4 + 5 – 6 + 7 – 8 + 9 = 9
№ 7
№ 8
1. Впиши недостающие цифры в примеры, замени их соответствующими буквами и прочитай слово.
7 – 3 + 4 +__ = 10
9 – 6 + 2 + __= 10
6 + 8 – 1 – __= 10
5 – 4 + 2 + __= 10
4 + 5 – 7 + __= 10
2 + 3 + 4 + __= 10
8 + 1 – 3 + __= 10
1 + 7 – 4 + __= 10
1 = Н
5 = Р
2 = П
6 = К
3 = А
7 = З
4 = И
8 = Д
(праздник)
2. Занимательная рамка ( с.33)
- Объясни. 10 – х = 3
- Когда у ослика Иа-Иа был хвост, то длина его вместе с хвостом равнялась 2 м. Когда Винни нашёл хвост у совы, длина его была 5 дм. Какова длина ослика без хвоста? (2 м. Хвост Иа-Иа всегда висит и к длине отношения не имеет).
№ 9
- Найди прямой угол. Докажи. (острый угол, прямой угол, тупой угол).
- Угадай число. Составь примеры.
- Ребусы.
__ – __ = 7
__ – __ = 6
__ + __ = __ 8
__ + 4 = 3 __
№ 10
- Ребусы.
__ – __ = 4
__ – __ = 8
30 + __ = __ 9
60 + __ = __ 8 - Какие числа можно вставить, чтобы выполнялось условие? 11 – х = __ ( > ) (3)
- Хитрые примеры.
Вместо вопросительных знаков подставь названия цифр так, чтобы получились слова.
кар + __ + дж = картридж
по + __ + л = подвал
с + __ + жка = стрижка
р + __ + а = родина
№ 11
- 1. + или —
6 __ 2 = 5 __ 3
8 __ 3 = 11 __ 6
8 __ 2 = 18 __ 8
7 __ 4 = 6 __ 5 - Какие числа можно вставить, чтобы выполнялось условие. 15 – х = __ (<)
- Хитрые примеры.
ак + __ + са = актриса
__ + янин = семьянин
смор + __ + а = смородина
те + __ + с = тетрис - Cколько их? У мальчика столько же сестёр, сколько и братьев, а у его сестры вдвое меньше сестёр, чем братьев. Сколько в этой семье братьев и сколько сестёр? (4 брата и 3 сестры)
№ 12
- Где сумма больше?
10 8
9 7
16 14 - Объясни.
- Задачи на смекалку (с. 50 – 51)
№ 13
- Найди среди фигур прямоугольник. ( Пятиугольник,
прямоугольник, треугольник, квадрат).
– Назвать три признака прямоугольника.
– Сумма длин сторон прямоугольника 16 см. Чему могут быть равны стороны? (5 и 3, 7 и 1, 6 и 2) - Составь примеры.
- На столе лежат три счётные палочки (спички). Не прибавляя ни одной, сделай из трёх – четыре. III ( I V )
№ 14
- Продолжи ряд чисел: 12, 23, 34, 45, …, …, 78, … . (+11)
- Найди прямоугольник, назови номер. (Треугольник,
ромб, трапеция, прямоугольник)
Назови три признака прямоугольника.
Сумма длин сторон прямоугольника 12 см. длина 4 см., чему равна ширина? - Чудо-Юдо рыба-кит проглотило новгородского купца Садко вместе с лодкой. Купец весил 100 кг., лодка – вдвое больше. На сколко килограмм потяжелело Чудо-Юдо, если самого Садко оно выплюнуло обратно? (на 200 кг.)
№ 15
- Сравни.
5 кг. + 2 кг. и 10 кг.
2 л. – 1 л. и 0 л.
6 кг. – __ кг. > 1 кг. - Положи три счётные палочки, добавь к ним ещё две так, чтобы получилось 8. (V III)
№ 16
- Выложите “равенство”. VI – IV = IX (6 – 4 = 9)
- Какие условия должны выполняться при равенстве?
- Исправь ошибку.
( V + IV = IX
5 + 4 = 9
VI + IV = X
6 + 4 = 10)
- Найти ломаную, отрезок. (Кривая, отрезок, луч, прямая, ломаная). Назвать признаки.
- Задачи на смекалку (с.66, 69)
№ 17
- Составить четыре примера. Объяснить. (Проверка сложения вычитанием) 15 5 20
- Построить квадрат со стороной 4 см. Раздели квадрат так, чтобы получились одинаковые треугольники. Найди сумму длин сторон квадрата.
- Ребусы.
__ 7 + __ = 3 __
__ 8 – __ = 20
__ 9 – __ = 40 - Занимательные рамки (с.72).
№ 18
- Построить квадрат. Назвать три признака. Обозначить прямые углы.
- Магический квадрат (с.73)
- Пользуясь только сложением, записать число 28 при помощи пяти двоек. (22+2+2+2)
№ 19
- Объясни. х + 0 = 15 х – 7 = 20
- Ребусы.
__ – __ = 94
__ – __ = 92
75 + __ = 75
64 – __ = 64 - Крокодил Гена устроился на работу. Сидит перед зоопарком с гармошкой и всем именинникам поёт песню. За день он спел 28 девочкам, 19 мальчикам, 8 тётям и 3 дядям. Сколько именинников порадовал Гена? (58)
№ 20
- Как удобно решить?
(17 + 6) + 3
(10 + 6) + 30 - Вставь пропущенный знак действия и число.
60 __ __ = 30
70 __ __ = 90
28 __ __ = 20
85 __ __ = 5
№ 21
- Как удобно решить?
18 – (8 + 1)
12 – (2 + 7) - Вставь пропущенный знак действия и число.
30 __ __ = 50
36 __ __ = 30
67 __ __ = 7
80 __ __ = 60
№ 22
- >, < или =.
45 + 5 __ 45 – 5
37 + 20 __ 37 + 2
20 + 60 __ 60 + 20 - Реши разными способами.
6 + ( 4 + 3)
8 + (6 + 4) - Объясни решение.
х – 5 = 13 - Чтобы разозлить Чебурашку и Крокодила Гену, старуха Шапокляк сделала 12 пакостей Гене, 19 – Чебурашке и 39 – обоим вместе. Сколько пакостей старуха сделала зря, если они так ни разу и не рассердились? (70)
№ 23
- 14 = __ дес. __ ед.
3 дес. 5 ед. = __ ед.
50 = __ дес. __ ед.
18 = __ дес. __ ед.
0 дес. 3 ед. = __ ед.
1 дес. 0 ед. = __ ед. - Ребусы.
- Сумма длин сторон прямоугольника 18 см. Чему
могут быть равны стороны?
Начерти прямоугольник. ( 1 и 8, 2 и 7, 3 и 6, 5 и 4 )
№ 24
- + или –
35–(5+2) = (35–5) • 2
(40+8)–30 = (40–30) • 8
53–(6+3) = (53–3)• 6 - Найди на рисунке квадрат. (Прямоугольник, квадрат). Назови три признака квадрата. Начерти квадрат со стороной 5 см. Чему равна сумма длин всех сторон?
- Объясни.
№ 25
- Выпиши примеры с ответом 6.
8 – 3
9 – 3
7 + 2
3 + 3
1 + 5
6 – 0 - + или –
36 – (2 + 6) = (36 – 6) __ 2
28 – (8 + 1) = (28 – 8) __ 1
(50 + 2) – 20 = (50 – 20) __ 2 - Определение времени по часам.
№ 26
- Продолжи ряд: 11, 24, 37, …, … (+ 13)
- Нанесите 9 точек в тетради в форме квадрата. Перечеркните все точки четырьмя прямыми линиями, не отрывая карандаша от бумаги.
№ 27
- Замени суммой одинаковых слагаемых.
18 = 2 +
18 = 3 + - Составь примеры, используя умножение и деление. 2 4 8
- Назови три признака геометрических фигур. (Точка, отрезок, луч, кривая, ломаная, треугольник, прямоугольник.)
- Магический квадрат (с. 114).
№ 28
- Замени суммой одинаковыхслагаемых.
12 = - + или –
34 __ 20 __ 8 = 22
80 __ 17 __ 6 = 57
№ 29
- Составь четыре примера, используя умножение и деление. 3 6 18
- Сосчитай. (Замена умножением)
8+8+8
5+5+5+5+5
27 – 9 – 9 – 9
(27 – 3•9)
56 – 7 – 7 – 7
56 – 7 · 3
№ 30
- Объясни.
х – 9 = 10
20 – х = 10 - Сосчитай.
9 + 9 + 9
7 + 7 + 7 + 7
64 – 6 – 6
48 – 8 – 8 – 8 - Магический квадрат.
№ 31
- Объясни.
17 – х = 7
х – 10 = 10 - Сосчитай.
6 + 6 + 6 + 6
4 + 4 + 4 + 4 + 4
72 – 9 – 9 – 9
27 - 3 – 3 – 3 – 3 - + или –
(60 + 5) – 3 = (60 – 3) __ 5
83 – (40 + 3) = (83 – 40) __ 3 - Магические рамки.
Логические упражнения на уроках математики в 3-м классе.
№ 1
- Составь 4 примера, используя числа 12, 15, 27 на сложение и вычитание. Доказать выбор.
- Распределить числа на две группы. Определить
признак деления на группы.
2 12 3 46 8 81 6 72 4 91 (однозначные и двузначные числа). - Летело 20 ворон. Охотник убил двух. Сколько ворон осталось?
№2
- Распредели данные выражения на группы. Укажи
признак разбиения.
83+16 74–18 25+17 16–9 67+11 38–16 - Составь уравнения, используя числа 38, 16. Назвать признак уравнения. (а+16=38 или 38–а=16).
- Летели гуси: один впереди, а два позади, один позади и два впереди, один между двумя и трое в ряд. Сколько гусей? (3).
№3
- Распределить данные выражения на группы.
Указать признак разбиения.
а) 5+18 3+24 16+18 25+15 8+35
б) 60–12 57–11 70–13 85–24 90–38
2. Составить 4 примера (+ и –). Доказать правильность выбора. 60 30 90.
3. Какие 3 числа, если их сложить или перемножить дают один и тот же результат? (1,2,3. 1+2+3=6 и 1•2•3=6).
№4
- Записать все возможные двузначные числа в порядке убывания, используя цифры 2,6,7. В записи числа одна и та же цифра не должна повторяться. (76, 72, 67, 62, 27, 26).
- Самое большое число записать в виде суммы разрядных слагаемых. (76=70+6).
- Решить уравнение. 96–а=54.
- Одно яйцо варится 5 минут. Сколько минут надо варить 6 яиц?
№5
- Распределить числа на группы. 3 24 5 18 134 215 29 6 100. Выделить признаки каждой группы.
- Составить числа.
2дес. 8ед.=
5дес.2ед.=
1ед. 1раз.
4 ед.2раз.=
1сот.3дес.1ед.=
2сот.4дес.0ед.=
3ед.1раз. 5ед.2раз. 2ед.3раз.= - В каком слове 100 г? (Стог).
№6
- Заменить сложение умножением.
35+35+35+35+35
19+19+18+18
21+21+21+21+21+21. - Заменить умножение сложением.
24•4
61•3
12• 4+13•1. - Сравни.
15•4 и 15•5
190+30 и 190–30 - Что у зайца сзади, а у цапли спереди? (ц)
№7
- Записать соответствующие случаи табличного
умножения.
8 16 20 32 36 40
2•4
4•2 - Составить и решить уравнения, используя числа 4 24(х и :).
- Когда руки бывают местоимением? (когда они вы-мы-ты).
№8
- Составь 4 примера, докажи выбор.(* и :). 5 6 30.
- Что вы заметили в числовом ряду
360 280 240 200?
Как можно продолжить ряд? (-40; 160 120 80 40 0). Уменьшить числа в 10 раз.
При умножении каких множителей получаются эти числа? 36 32 28 24 20 16 12 8 4 0? - Записать 5 чисел в порядке возрастания, в каждом из которых 2 дес. (Например: 24, 25,26,27,28).
- Кто на своей голове лес носит? (олень).
№9
- Вместо __ поставь нужный знак так, чтобы
равенства были верными.
36__9=4
27__9=3
60__30=30
4__26=30
5__4=20
9__4=36
10__5=2
42__0=42 - Дан прямоугольник АВСД. Длина равна 5см, а ширина на 2см меньше. Чему равен периметр прямоугольника?
- Записать только ответы.
4сот.+4дес.+3ед.
3ед.+3дес.
5ед.+2дес.+3сот.
(443,33,325).
№10
- 10 15 20 25 30 35. Записать соответствующие случаи
умножения.
Какие примеры на деление можно получить? - Реши уравнение. 25:х=5
- Записать 5 чисел в порядке убывания, в которых 3 десятка.
- Сколько месяцев в году имеют 28 дней? (все).
№11
- Найди число.
(__–30)•5=100
(68+__):30=3. - Заполни пропуски.
60__ =6дм
5дм=5__
4дм2см=42__
9__ >80дм - Вычисли.
(92-68):1+25
81-36+24+5•4 - Что можно приготовить, но нельзя съесть? (Уроки).
№12
- Дан прямоугольник, периметр которого 12см, ширина 2см. Чему равна длина? (4см).
- Вычисли.
37•1+54–27
(24+16):8
40–(35–24)+81 - Из чисел 2 42 24 7 составьте и решите примеры.
__•__–__:__ (2•24–42:7=42) - Как с помощью одной спички образовать на столе треугольник? (Положить на край стола наискосок).
№13
- Дан квадрат, периметр которого 20см. Чему равна сторона квадрата?
- Заполни пропуски.
5__ =50см
28дм=2__ 8__
7дм3см=73__
40дм < 1__ - Из чисел 24 6 3 16 составить и решить примеры
__•(__–__):__ ( 3•(24–16):6=4, 6•(24-16):3=16). - На какой вопрос нельзя ответить да? (Вы спите?)
№14
- Дан прямоугольник АВСД. Длина – 8см, ширина в 2 раза меньше. Чему равен периметр прямоугольника?
- Заполни пропуски.
3м+28см=___ см
5р+70к=___к
_р+__к=630к - Найди число.
4дес.+4сот.
5ед.+2дес.+1сот. - Сравни.
6+6+6 и 6•2
6•0 и 6•1
№15
- Сравни.
8•2 и 8+8+8
8•0 и 8•1 - Вычисли.
17+63:7
(51+12):9+41 - Найди числа.
8ц+42кг=___ кг
__ц+___кг=913кг
__м+__см=370см
__р+___к=409к - Зубы есть, а рта нет. Что это такое? (пила).
№16
- 1. Что заметили в числовом ряду 400 350 300 250? Как
можно продолжить этот ряд? (-50)
Уменьшите числа в 10 раз. 40 35 30 25 20 15 10 5 0. При умножении каких множителей получаются такие произведения? - Найди число.
26+6__=__4
7__–39=__9
124 + 1__=__61 - Представь 0 с помощью цифр от 1 до 4. Знак
умножения и скобки не применять. (12:3–4=0).
Расставь между цифрами 1,2,3,4 математические знаки так, чтобы в результате получилось число 3. (1+2•3–4=3)
№17
- Используя числа 6,54 составь уравнения и реши. (6•а=54, 54:а=6).
- Найди число.
__:20=4
__•12=72
32+__=32 - Изобрази число 6 единицей, двойкой, тройкой,
четверкой. ((1+23):4=6 )
Представь число 20 четырьмя первыми значащими цифрами без скобок. (1+23–4). - Продавщица в магазине
Взвесила Алеше дыню
Гирей массой килограмм
И двумя – по 200 грамм
Сколько граммов весит дыня,
Купленная в магазине? (1400грамм)
№18
- Записать числа в порядке возрастания, в которых 24 десятка. (240,241,242,243,244 или )
- Дан прямоугольник АВСД. Ширина – 3см, а длина в 3 раза больше. Найти периметр прямоугольника.
- Представь число 1 цифрами 1,2,3, знаками
математических действий и скобками. ( (1+2):3=1 ).
Вырази число 7 единицей, двойкой, тройкой. ( 1+2•3=7). - Что находится между горой и долиной? ( и ).
№19
- Дан прямоугольник АВСД со сторонами 5см и 3см. Найди площадь.
- Сравни.
1ч и 60с
2кг 5г и 25г
40дм 3см и 4м - Представь число 9 цифрами 1,2,3. Скобки не
применять. ( 12–3=9).
Изобрази 36 цифрами 1,2,3. (12•3=36)
№20
- Дан прямоугольник АВСД. Длина – 8см, ширина в 4 раза меньше. Найди площадь и периметр.
- Расставь между числами 1,2 и3 знаки
математических действий, чтобы в результате
получилось 6. Знаки сложения не использовать. (1•2•3=6).
Запиши число 5 цифрами 1,2,3. Скобки не применять. (1•2+3=5). - Тогда три года сыну было
Отцу же – больше в 9 раз.
Сейчас - 12 Валентину.
А сколько лет отцу сейчас? (36 лет)
№21
- Дан квадрат АВСД со стороной 5см. Найти периметр и площадь.
- Сравни.
15•4 и 15•5
8•6 и 12•4
190+30 и 190 –30
0•5 и 15+0 - Вырази число 4 с помощью четырех цифр 7. (77:7–7).
- Представь число 6 посредством трех цифр 7. (7–7:7).
№22
- Дан прямоугольник АВСД , площадь которого 24см2, длина – 6см. Чему равна ширина прямоугольника? Периметр?
- Составь уравнение, используя числа 12, 48. (12•a=48, 48:а=12)
- Напиши число 4 тремя пятерками. (5–5:5=4)
- Запиши число 16 посредством четырех пятерок. (55:5+5=16).
№23
- Площадь прямоугольника АВСД 63см2 , ширина – 7см. Найди длину прямоугольника, периметр.
- Найди число.
__х6=48
54:__=9
48–__=48 - Вычисли. 38+47-(25-16):3+25:5
- Вырази число 7 посредством четырех пятерок. (5+(5+5):5=7)
- Представь число 9 с помощью пяти цифр 5. ( (5•5-5):5+5).
№24
- Площадь прямоугольника АВСД – аb см2 ,
ширина равна b. Чему равна длина
прямоугольника и площадь? (аb:b=а
см, (а+b)•2–Р)
Найди площадь и периметр при а=17см, b=4см. - Записать числа в виде суммы разрядных слагаемых: 925, 846, 705, 1121.
- Записать числа, в которых:
42дес.,
1сот.2дес.3ед.,
10сот., 5дес.0ед.
(420, 123, 1000,50). - Представь число 2 с помощью четырех шестерок без
скобок. (6:6+6:6=2).
Записать число 5 тремя шестерками (6-6:6=5).
№25
- Дан прямоугольник АВСД. Длина – 25см, ширина в 5 раз меньше. Найди площадь и периметр.
- Найди числа.
__дм + __см=28см
__м + __дм =35дм
__ч + __мин=150мин - Представь число 14 посредством пяти цифр 6. (6+6+(6+6):6=14)
Вырази число 17 посредством четырех цифр 6. (66:6+6=17).
№26
- Составить пять последовательных чисел в порядке убывания, в которых 61 десяток.
- Вычисли.
261•3
121•__= 484
25•0
61 : 0
0 : 15
(43 – 36)•9+25:5+(16 – 9) - Напиши число 25 пятью шестерками. ( 6•6–66:6=25).
№27
- Замени сложение умножением.
а+а+а+а+(а–1)
35+35+35+35-35+35
с+с+с+с+b
Исправь ловушки, сосчитай. - Найди число.
__ • 60 = 120
40 • __ = 400
__ • __ = 450 - Найди число.
83 • __=9(ост.2)
45:__ = 11(ост.1)
123:__ = 60(ост.3). - Напиши число 2 тремя восьмерками. ((8+8):8=2)
Вырази число 4 с помощью четырех цифр 8. (8•8:(8+8)=4).
№28
- Я мигнул, и в тот же миг
Предо мною гном возник
По прозванью гномик Миг
Не успел я и мигнуть
И промолвить что – нибудь,
Он мелькнул и вновь пропал.
Я мгновенье подождал –
Снова гнома увидал.
Я мигал, и то и дело
Он являлся, пропадал...
Так минута пролетела.
Сколько раз в течение одной минуты появлялся гномик Миг? Кто этот гномик? (60раз, Секунда). - Составь уравнения на сложение и вычитание, используя числа 340,510.
- Представь число 9 четырьмя восьмерками. ((8•8+8):8=9)
Запиши число 13 пятью цифрами 8. ((88+8+8):8=13)
№29
- Дан прямоугольник АВСД , площадь которого 36см2. Найти длину, ширину прямоугольника.
- Найди единицу измерения.
70___ =7дм
84дм=8__ 4__
5дм3см=53___
8___ > 70дм - Вычисли. 60+40:20+(24+16):8
- Изобрази число 3 с помощью четырех девяток.
((9+9+9):9=3).
Вырази число 5 пятью цифрами 9. ((99-9):(9+9)=5).
№30
- Сравни.
7км и 980м
5ц и 485кг
2км30м и 2300м
2ч и 95мин - Из данных выражений составить одно равенство и
одно неравенство.
2153•2
2351•2
12918:3
(2153•2=12918:3 2153•2>2351•2) - Напиши число 8 тремя девятками. (9–9:9=8).
Представь число 10 тремя девятками. (9:9+9=10)
№31
- Сравни.
3т 256кг и 3т3ц
4мин20с и 320с
5ч15мин и 320мин - Вычисли.
480–80•3+60+25:5–18 (287) - Изобрази число 63 посредством пяти цифр 9. (9•(9+9)–99=63).
№32
- Дан прямоугольник АВСД со сторонами 1см 7мм и 3см. Вычислить площадь и периметр.
- Вычисли.
360–60•3+20+25:(12–7)–26 - Изобрази число 15 пятью семерками. ((7•7+7):7+7=15