Развитие творческих способностей учащихся по немецкому языку на уроках и во внеурочное время

Разделы: Иностранные языки, Внеклассная работа


Я работаю учителем немецкого языка 29-й год, и мне кажется, что теперь я имею право поделиться своим накопленным педагогическим опытом, хотя, справедливости ради, надо отметить, что я всегда с огромным удовольствием делюсь своими педагогическими находками со всеми коллегами, кто также влюблён в свою профессию, для которых быть учителем – превыше всего, потому что в этом – смысл жизни (хотя, конечно, нельзя забывать о собственной семье, чтобы быть полностью счастливым человеком).

Может быть, то, о чём хочу поведать в этой статье, пригодиться кому-нибудь, и тогда мне будет вдвойне приятно.

Итак, что значит, развивать творческие способности ученика, для чего это надо делать?

Убеждена, что все согласятся с таким мнением, что каждый человек талантлив по-своему, а заметить талант, помочь ему вырасти – дело нелёгкое. Большую роль в этом благородном деле играет учитель. Но не каждый педагог в состоянии это сделать (да простят меня коллеги), так как учитель сам должен быть нестандартным, не таким, как все, одержимым, имеющим огромное желание сделать жизнь своих учеников интереснее через свой предмет, а вызывая и развивая интерес к предмету, можно достигнуть замечательных результатов. Когда учитель видит, как радуются своим успехам его ученики, можно считать, что жизнь прожита не зря, а это для любого человека очень важно.

Слава Богу, наступили такие времена, когда учитель может творить, проявляя инициативу в своих начинаниях, когда одна из концепций модернизации образования в области иностранных языков гласит: от послушания к инициативе, то есть приветствуется и поощряется инициатива современного школьника, так как на первый план выдвигается задача воспитывать думающих, развитых, ищущих личностей, которые могли бы быть в состоянии самостоятельно добывать знания, предлагать что-то новое, интересное, а потом и осуществлять задуманное.

На протяжении всех лет работы в школе я старалась быть в курсе всего нового, передового, интересного. Внимательно изучая работу педагогов-наваторов, я старалась осторожно применять и использовать на своих уроках интересный дополнительный материал. В 80-е годы XX века была очень популярна методика использования опорных конспектов знаменитого советского педагога Шаталова. Тогда я работала в Лосино-Петровской средней школе №2 Московской области, директор которой, В. С. Гершович, был большим поклонником этой методики. Преподавал он историю, обязал всех учителей школы посещать его семинары по новой методике и просто “заразил” всех нас этим новшеством. В конце 80-х годов в школу съехались учителя со всей страны на большой семинар, где учителя делились своими наработками, среди которых тогда была и я, а ученики с удовольствием рассказывали о преимуществах усвоения учебного материала с помощью опорных конспектов, которые можно использовать на всех без исключения предметах. В общем, это надо было видеть! Прошли годы, нашлись большие критики этой методики, всё постепенно затихло, но даже и сегодня кое-что на своих уроках я применяю (главное, что дети воспринимают материал с большим интересом). В моих архивных материалах хранятся образцы опорных конспектов, как напоминание о прекрасном времени педагогической деятельности учительства всей страны.

С 1975 года я являюсь постоянным читателем прекрасного научно-методического журнала “Иностранные языки в школе”, главным редактором которого является Надежда Петровна Каменецкая, когда-то работавшая у нас на Пресне в школе №82, с учителями которой, на протяжении последних 10 лет, у меня самые тёплые, плодотворные отношения. Журнал всегда предлагал каждому учителю интереснейший материал для работы с учениками: бери, используй, не ленись. В третьем номере журнала за 1996 год я прочитала обращение к учителям немецкого языка, из которого я узнала, что с 4-ого по 8 августа 1997 года в Амстердаме будет проходить фестиваль под девизом “Таким я вижу тебя, мир, таким я тебя ощущаю”. Все творческие материалы можно отправлять в Вену, на адрес союза учителей немецкого языка как иностранного. В июле 1996 года я отослала некоторые материалы творческой работы с учащимися, как на уроках, так и во внеурочное время. Это были фотоматериалы поставленных мной сказок на немецком языке, видеокассеты, творческие работы учащихся. Из Австрии я получила ответ, из которого узнала, что быть приглашенными на фестиваль мы не можем из-за финансовых трудностей, а все мои материалы займут достойное место во время проведения этого интересного мероприятия.

В нашей школе есть театр на немецком языке. Это моя гордость. Ему скоро 10 лет! В основном мы ставим сказки, которые, оказывается, очень нравятся нашим детям: нравится участвовать в спектаклях и нравится смотреть. В театральных постановках заняты как учащиеся средней школы, так и младшие школьники. В нашем репертуаре такие спектакли, как “Золушка”, “Бременские музыканты”, “Колобок” (2 версии), “Теремок”, “Репка”, “Золотой гусь” (2 версии), “Звездный талер” и многое другое. Я стараюсь увлечь этой работой максимальное число учащихся. Что касается детей с прекрасной памятью, которым легко дается иностранный язык, то им ничего не стоит выучить любую роль (хотя мне приходится много сил потратить на то, чтобы это было артистично – не у всех это получается сразу), а как быть со слабыми учениками. У меня была слабенькая по немецкому языку ученица, Перепёлкина Даша, но это прирождённая актриса. У неё была роль петуха в “Бременских музыкантах”, она предлагала сама даже какие-то очень оригинальные моменты в своей игре. Ей было очень трудно выучить текст, но несмотря ни на что она очень старалась. А что в результате?! Равнодушных зрителей не могло и быть, когда она появлялась на сцене. Некоторые спектакли мы снимаем на видеокамеру или фотографируем. У меня уже несколько фотоальбомов, показывая которые новым ученикам, я чувствую, что и у них появляется интерес к этой работе. А ведь спектакль, как известно, это не только игра актеров, это и костюмы, это и декорации, это и музыкальное оформление, и многое другое. Так вот звукорежиссёрами у меня были далеко не отличники, но присутствуя на всех наших репетициях, как здорово потом они справлялись со своей миссией во время показа спектакля. Если честно, то я всегда очень волновалась больше всего за музыкальное оформление, так как мне важнее было находиться с актерами, а не со звукорежиссёром, но всегда всё заканчивалось великолепно. Так было в Доме учителя в 1998 году, когда мы участвовали в фестивале “Театр драмы” с “Золотым гусем”, так было в Российско-немецком доме, когда мы показывали “Колобка”, а сколько в собственной школе?!

В качестве уникального примера хочется привести выдержку из статьи “А да “немцы” моего ученика Христича Димы, который, посещая кружок журналистики, написал свою статью в газету “Юная Москва” от 30 октября 1998 года. Тогда ему было 11 лет, сегодня он учится в 11-м классе. “…А недавно мы выступали на I Московском фестивале драмы (в Доме учителя)… На фестивале среди немецких групп все были из спецшкол, кроме нашей школы! … Наша школа показывала спектакль “Золотой гусь” по мотивам одноименной сказки братьев Гримм. Для нас не так важен был результат (хотя мы и взяли призы за музыкальное оформление и артистизм), как первое выступление на такой сцене. После выступления у меня долго не сходил грим с лица, но ещё дольше длилась радость, которой я заразился на сцене!!!”

Меня часто спрашивают, а когда можно готовить эти спектакли, ведь у учителя и так большая нагрузка. На это могу ответить просто: для любимого дела всегда найдется время; ведь кто хочет, тот делает, а кто не хочет, тот ищет оправдания. Хотя оправдания у меня были тоже: всегда большая учебная нагрузка, классное руководство, нет ни одного свободного (методического) дня; только последний 2002/2003 год я живу с семьей в новой отдельной квартире, а до этого жуткие жилищные условия с соседями и т.д. и т.п. Но ведь если вспомнить великих людей, то свои шедевры они творили, будучи в тяжелейших материальных условиях: в бедности, нищете. Именно тогда приходит вдохновение… Мне до великих людей, конечно, далеко, но что-то общее с ними я вижу. У меня муж, двое детей ( кстати, оба- мои бывшие ученики). Наверное, наша сплоченность, взаимопонимание в семье, настоящая любовь помогли мне и помогают сейчас осуществлять мои планы. Я стараюсь успевать везде: дома быть хорошей женой, любящей и понимающей своих детей мамой, их помощником и советчиком. Конечно, это нелегко, но я осознано жертвую собой. Мои ученики, видя мой ритм жизни, не позволяют себе в основной своей массе быть расхлябанными.

Когда мне надо проверить домашнее задание у моих учеников, я не спрашиваю, что было на дом задано, т.к. дети знают, что без плана на урок я не приду, а домашнее задание я всегда даю в начале урока. Поэтому я часто спрашиваю их: “Как вы готовились к встрече с Ольгой Ивановной?” Какую бы работу дети ни писали, они знают: к следующему уроку они обязательно узнают о своих результатах.

Огромную роль в моей работе играет кабинет немецкого языка. Там всегда чисто и уютно, всегда живые цветы. Когда-то я услышала от методиста по немецкому языку в МИПКРО (сегодня МИОО), что в кабинете иностранного языка парты должны стоять в виде буквы “П”. Ведь именно здесь мы учим как нигде на других общению друг с другом. Материал на стендах – в основном детище моих учеников. Даже алфавит немецкого языка самодельный (хотя можно было купить в магазине). Есть стенды с фотографиями лучших учеников и лучшими творческими работами, карты Германии и немецкоязычных стран, сделанные руками учащихся. Регулярно помещаю на выставку лучшие работы после каждой пройденной темы. Очень много в шкафах творческих поделок, созданных руками моих учеников. Всё это надо увидеть собственными глазами. Может быть, поэтому, когда незнакомый человек входит в кабинет, обязательно чувствует необычайно тёплую атмосферу этого помещения.

В моей работе уже много хороших традиций. С пятиклассниками ежегодно провожу праздник немецкого букваря, с шестиклассниками – осенний праздник, с семиклассниками – открытый урок, посвященный Москве (разная тематика), все дети с 5-го по 11-й классы участвуют в ежегодной Неделе иностранных языков, которая предполагает конкурсы-чтецов на немецком языке, стенгазет, творческих работ и поделок, конкурс инсценировок, интеллектуальный марафон и т.д. На уроках очень часто провожу ролевые игры; каждый ученик рано или поздно побывает в роли “учителя”, часто прошу проверять домашнее задание с выставлением оценок друг другу в парах (проверка слов, монологических высказываний и т.д.). Детям нравится оценивать себя и других, да этому действительно надо учить. Каждый ученик готовит домашнее задание, исходя из своих умений и возможностей. Обязательное для всех, задание выполняется каждым индивидуально. Очень часто провожу уроки-соревнования как внутри одной группы, так и между параллелями.

Обожаю заниматься проектной деятельностью со своими учениками. Это бывает мини - проекты и долгосрочные проекты. Ученики в течение 3-х лет, начиная с 5-го класса, пишут “Книгу о себе”, с 8-го по 9-й классы – немецко–русский разговорник. Во время итоговой аттестации 9 и 11-классники защищают рефераты. Конечно, это огромный совместный труд учителя и ученика. Но что получается в результате? Ученики ушли из школы, оставив мне на память такие рефераты, как “Немецкий язык в школе №87”, “Роль иностранного языка в моей жизни”, “Германия и немецкоязычные страны”, “Жизнь и творчество великих немецких поэтов И. Гёте, Ф. Шиллера, Г. Гёйне” и другие.

Огромную работу мы проводим в интерклубе “Друзья Баварии” с 1998 года, президентом которого является Воинов В. П. Мы участвовали в Международном проекте “Мир воды 2000” и фестивале в г. Амстердаме “Таким я тебя вижу, мир, таким я тебя ощущаю!” Мы приняли участие в конкурсе закладок-шпаргалок, организованном издательством “Март”. По окончании школы на последнем уроке мои ученики пишут мне небольшое сочинение на тему: “Мои раздумья об уроках немецкого языка”. Я их все храню, потому что они излучают такую положительную энергию, что чувствуешь себя вечно молодой.

Я могла бы ещё очень много рассказать удивительно интересного о работе с моими учениками, но надо соблюдать регламент по правилам данного фестиваля “Открытый урок”.

В заключении хочу процитировать покойного Ю. Никулина: “Счастье, когда утром хочется идти на работу, а вечером с работы домой”. Я счастлива!!! Благодаря моим близким и родным, моим ученикам и коллегам по работе.

Да здравствует ученик!!!

Без тебя не было бы нашей удивительно прекрасной профессии.