Интеграция видов искусств при изучении художественных направлений

Разделы: Литература, Музыка, МХК и ИЗО


Изучение художественного произведения может быть всесторонним только при раскрытии всех связей между ним и типологической группой произведений, то есть в системе того или иного художественного направления.

Категория “художественное направление” позволяет делать сравнительно-исторические обобщения в масштабах мирового культурного процесса и выявлять единую последовательность всех этапов развития, что способствует более полному осмыслению идейно-художественных особенностей конкретных произведений. Вместе с тем, понятие “направление” - одно из наиболее сложных понятий литературоведения – усваивается учащимися средней школы постепенно и с большим трудом, а потому требуется постоянная систематическая работа по изучению данной категории.

Урок “Романтизм и романтика в русской литературе, живописи и музыке” в 10 классе (по “Программе литературного образования” под редакцией В.Я. Коровиной) является примером подобной работы.

Романтизм представляет собой большую серьёзную тему не только для литературоведения, но и для методики. Поставив её применительно к школьному преподаванию литературы, мы попытались, опираясь на действующую программу, наметить некоторые перспективы решения этой темы.

На предлагаемом уроке изучаются особенности романтизма как художественного направления, анализируется трансформация романтической традиции в творчестве различных мастеров, рассматривается такая особенность творчества, возникшая под влиянием романтизма, как романтика.

Урок начинается с эмоционального вступления. Читается стихотворение Я.П. Полонского “Писатель, если только он…” (“В альбом К.Ш…”, 1864

* * *

Писатель, если только он
Волна, а океан – Россия,
Не может быть не возмущён,
Когда возмущена стихия.

Писатель, если только он
Есть нерв великого народа,
Не может быть не поражён,
Когда поражена свобода.

Слово учителя. Все мы в большей или меньшей степени живем в мире фантазии. Каждому из нас хочется от житейской прозы уйти в мир мечты, тем самым становясь романтиком. Мы называем романтическими величественные и яркие картины природы, прекрасные и значительные события человеческой жизни, чистую, поэтическую любовь.

Романтика, по словам К. Г. Паустовского, “не дает нам успокоиться и показывает всегда новые, сверкающие дали, иную жизнь, она тревожит и заставляет страстно желать этой жизни”.

Обратимся к “Толковому словарю русского языка” С. И. Ожегова и выясним лексическое значение слов “романтизм”, “романтик”, “романтика”, “романтический”, “романтичный”

Работа со словарем.

Романтизм. 1. Направление в искусстве конца XVIII – первой четверти XIX в., выступающее против канонов классицизма и характеризующееся стремлением к национальному и индивидуальному своеобразию, к изображению идеальных героев и чувств. 2. Направление в искусстве, проникнутое оптимизмом и стремлением показать в ярких образах высокое назначение человека. 3. Умонастроение, мироощущение, проникнутое идеализацией действительности, мечтательной созерцательности.

Романтик. 1. Последователь романтизма (в 1 и 2 знач.). 2. Человек, склонный к романтизму (в 3 знач.). 3. Человек, проникнутый романтикой, высокими чувствами.

Романтика. То, что содержит идеи и чувства, эмоционально возвышающие человека; условия жизни, обстановка, содействующие эмоционально возвышенному мироощущению.

Романтический. 1. см. Романтизм и Романтика. 2. То же, что Романтичный.

Романтичный. Проникнутый романтизмом (в 3 знач.), мечтательно-созерцательный.

Романтические настроения и переживания издавна влекли к себе поэтов, прозаиков, художников, композиторов, находили воплощение в разных видах искусства и в разные периоды времени. Особенно значительную, даже решающую роль сыграли они в судьбе одного из крупнейших художественных направлений, которое и получило название романтизма.

Сообщение темы урока: “Романтизм и романтика в русской литературе, живописи и музыке”.

Слово учителя. Обратим внимание на общую характеристику романтизма.

Сообщение учащегося. “Общая характеристика романтизма”.

Романтизм возникает в странах Западной Европы на рубеже XVIII–XIX веков как реакция на последствия Великой французской революции (1789–1794г.г.). Разочарование вызвал новый буржуазный общественный строй. Власть золота, перед которым не имели силы духовные человеческие ценности, породила сомнение в возможности преобразовать мир на разумных началах. Идеал справедливого мира стал казаться неосуществимым. На этом настроении и складывается романтизм - выражение неудовлетворенности действительностью, которое определило новый характер искусства во всех его видах и жанрах.

В целом западноевропейский романтизм существует как литературное направление до 30-х годов XIX века, когда на смену ему приходит критический реализм.

Характерной чертой романтизма является крайняя неудовлетворенность действительностью, противопоставление ей прекрасной мечты. Внутренний мир человека, его чувства, творческую фантазию романтики провозгласили подлинными ценностями, в противоположность ценностям материальным.

Отличительной особенностью романтического творчества является ярко выраженное отношение автора ко всему, что изображается в произведении.

Романтиков властно влекли к себе фантастика, народные предания, фольклор. Их манили дальние страны и минувшие исторические эпохи, прекрасный и величественный мир природы.

Излюбленные жанры романтической литературы – фантастические повести и драмы, волшебные сказки, где действуют чудесные силы, добрые и злые волшебники.

Романтические герои всегда в конфликте с обществом. Они – изгнанники, странники. Одинокие, разочарованные, герои бросают вызов несправедливому обществу и превращаются в бунтарей, мятежников.

Романтики видоизменили и обновили старые жанры, создали новые – такие, как исторический роман, лиро-эпическая поэма, фантастическая повесть-сказка. Они открыли бесценные сокровища народного искусства, сблизили литературу с фольклором.

Слово учителя. Рассмотрим черты романтизма на примере творчества русских поэтов, писателей, художников и композиторов.

Индивидуальное сообщение.“ Особенности русского романтизма”.

Первые романтические произведения появились в России в самом начале XIX в. В 1820-е годы романтизм стал главным событием литературной жизни, литературной борьбы, центром оживленной и шумной журнально-критической полемики.

Русский романтизм возник в иных условиях, чем западноевропейский. В России он сформировался в эпоху, когда стране ещё только предстояло вступить в полосу буржуазных преобразований. В нем сказалось разочарование передовых русских людей в существующих крепостнических порядках, неясность их представления о путях исторического развития страны. С другой же стороны, в русском романтизме выразилось начавшееся пробуждение общенациональных сил, стремительный рост общественного и личного самосознания.

Вполне естественно, что русский романтизм отличался от западноевропейского.

Во-первых, романтические настроения и художественные формы представлены как бы в смягченном варианте.

Во-вторых, для русского романтизма характерна связь с другими литературными направлениями.

С романтизмом связаны в русской литературе имена величайших ее представителей – А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и Н.В. Гоголя, выдающихся лириков Е.А. Баратынского, В.А. Жуковского, Ф.И. Тютчева.

Романтической мечтой русской живописи стала Италия. Именно там создали свои лучшие полотна А.А. Иванов, К.П. Брюллов, О.А. Кипренский, Сильв.Ф. Щедрин.

К.П. Брюллова интересовало далёкое прошлое этой страны. Результатом его творческих исканий стала картина “Последний день Помпеи”. Любовью к прекрасной итальянке Ане-Марии Фалькуччи была озарена жизнь О.А. Кипренского. Сильв. Ф. Щедрин, названный искусствоведами “итальянцем из России”, запечатлел в своих картинах прекрасную природу Италии – море, скалы, пещеры, гроты, создав в русской живописи жанр романтического пейзажа.

В музыке романтизм сформировался в 20-е годы XIX века. Для творчества композиторов – романтиков характерно обращение к жанрам, связанным с литературой (опера, песня), использование более свободных, по сравнению с их предшественниками, форм.

Произведения А.А. Алябьева, А.Н. Скрябина пронизаны яркой эмоциональностью и лиризмом. Композиторы стремились передать всё богатство внутреннего мира человека.

Слово учителя. В развитии русского романтизма обычно выделяют три главных периода.

1801–1815г.г. – период зарождения романтического направления в России. В это время романтизм тесно связан с классицизмом и – главное – с сентиментализмом, внутри которого он, по сути дела, и развивается. Родоначальниками русского романтизма принято считать
К.Н. Батюшкова и В.А. Жуковского.

Так как на первом этапе своего развития романтизм был очень близок к сентиментализму, рассмотрим черты сентиментализма и романтизма в балладе В.А. Жуковского “Светлана”

Сообщение учащегося. “Черты сентиментализма и романтизма в балладе В. А. Жуковского “Светлана””.

Баллада Жуковского “Светлана” связана с русскими обычаями и поверьями, песенно-сказочной традицией. Предмет баллады – гадания девушки в крещенский вечер. Образ Светланы – первый в русской поэзии художественно убедительный, психологически правдивый образ русской девушки. Она то молчалива и грустна, тоскуя по безвестно исчезнувшему жениху, то пуглива и робка во время гадания, то рассеянна и встревожена, не зная, что её ждёт – это типично для сентиментализма. Романтизм баллады – в условном пейзаже, необычном происшествии, в указании на то, что главное и вечное – в каком-то ином мире, а земная жизнь кратковременна. С образом Светланы автор связывает мысль о торжестве любви над смертью. В. А. Жуковский приобрёл славу оригинального писателя именно как создатель баллад.

Слово учителя. Баллада “Светлана” настолько поражала своей необычностью и оригинальностью, что и спустя десятилетия в искусстве появлялись своеобразные отзывы на неё.

Создание проблемной ситуации. Задание классу. Можно ли рассматривать картину К.П. Брюллова как иллюстрацию к балладе В.А. Жуковского?

Картину Брюллова можно считать своеобразной иллюстрацией к балладе. Художник передал очарование юности, воспроизвел привлекательный и изящный девичий мир. Перед зрителями именно “милая Светлана”, которая грустит о женихе. Колорит картины созвучен цветовой гамме баллады. Комната, изображенная на полотне, темная, а в балладе “темна даль” дороги, “темно в зеркале” во время гадания. В обоих произведениях особым символом является свеча. Именно огонек свечи способен победить злые силы, дать покой, веру в счастье.

Слово учителя. Романтизм в России продолжает развиваться. Мы переходим к рассмотрению его второго этапа.

1816-1825г.г. – время интенсивного развития романтизма. Теперь романтизм выступает как самостоятельное направление и становится центральным событием литературной жизни. Важнейшим явлением этого периода стала деятельность писателей – декабристов и творчество ряда замечательных лириков: Д.В. Давыдова, П.А. Вяземского, Е.А. Баратынского. Но центральной фигурой русского романтизма был, конечно, А.С. Пушкин.

Ученик читает наизусть стихотворение А.С. Пушкина “К морю” (на фоне звуков природы – шума моря).

Слово учителя. Стихотворение А.С. Пушкина – это своеобразное послание, в котором поэт делится с морем, как с другом, самыми сокровенными мыслями и чувствами. В этом произведении можно увидеть все особенности пушкинского романтизма.

Индивидуальная исследовательская работа “Особенности пушкинского романтизма в стихотворении “К морю””.

В стихотворении А.С. Пушкина “К морю” два идейно-художественных центра: образ моря и образ лирического героя. Поэт прощается со “свободной стихией”, в которой он видит друга, вспоминает о прогулках по берегу моря. Автор видит море в покое и в гневе, сожалеет, что не смог “восторгами поздравить море”, т.к. душа рвалась прочь. Мы видим, что море воспринимается поэтом как живое существо.

Важнейшее место отводится переживаниям лирического героя, который на берегу моря вспоминает о “гробнице славы”, т.е. месте заточения Наполеона. Наполеон для романтиков – образец свободолюбия. Появляется в произведении образ и другого певца свободной стихии-Байрона. Лирический герой Пушкина дает оценку “просвещения ” и “тирана” и обещает не забыть торжественной красоты моря.

Стихотворение содержит два контрастных чувства: глубокую грусть от прощания с морем, от несбывшихся надежд и твердую силу, гордость.

Слово учителя. Стихотворению А.С. Пушкина “К морю” наиболее созвучны картины И.К. Айвазовского, хотя и написанные во второй половине ХIХ в., но романтические по духу.

Заочная экскурсия “Море в полотнах И.К. Айвазовского”.

Яркий представитель русской романтической школы, Айвазовский создавал свои произведения по воображению. Художник говорил, что сюжет картины слагается у него в памяти как сюжет стихотворения у поэта.

И.К.Айвазовский в соавторстве с И.Е.Репиным создает портрет знаменитого поэта “Прощание А.С.Пушкина с морем”. Когда смотришь на это полотно, возникает ощущение, что слышишь слова Пушкина: “Прощай, свободная стихия!”

Как и великого поэта, Айвазовского влекла морская стихия, поэтому во многих полотнах главной темой является тема противоборства человеческого духа с беспощадной силой бушующего моря:

Смиренный парус рыбарей,
Твоею прихотью хранимый,
Скользит отважно средь зыбей –
Но ты взыграл, неодолимый,
И стая тонет кораблей.

(“К морю”)

Таковы полотна “Море”, “Буря на Черном море”, “На Черном море начинает разыгрываться буря”, “Девятый вал”. Но как стихи А.С.Пушкина проникнуты верой в лучшее, так и полотна И.К.Айвазовского содержат детали, символизирующие надежду (образы солнечного луча, берега присутствуют в картинах, изображающих кораблекрушение).

Слово учителя. В этот же период развития романтизма А.С. Пушкин создает так называемые “южные” поэмы: “Кавказский пленник”, “Бахчисарайский фонтан”, “Братья-разбойники” и “Цыганы”.

Индивидуальное сообщение “Черты романтизма в поэме “Цыганы””.

Действие “Цыган” разворачивается в экзотической обстановке: на фоне бессарабских степей, по которым кочуют “телеги мирных цыганов”. Жизнь их напоминает поэтический миф о золотом веке, когда люди находились в состоянии гармонии.

Сюда, стремясь к естественной жизни, попадает герой поэмы – Алеко. Прошлое его покрыто романтической завесой тайны, которая прорывается лишь изредка: Алеко рассказывает о “неволе душных городов”, которые он вынужден был покинуть:

Там люди, в кучах за оградой,
Не дышат утренней прохладой…
Любви стыдятся, мысли гонят,
Торгуют волею своей,
Главы пред идолами клонят
И просят денег да цепей.

В таборе Алеко начинает жить вольной жизнью, но в его душе кипят страсти, принесённые из прошлого. “Они проснутся: погоди!” – как бы предупреждает его автор. И предсказание сбывается. Земфира разлюбила Алеко. Как часто бывает в романтических произведениях, развязка поэмы трагична: Алеко убивает Земфиру и её любовника. Автор устами старого цыгана выносит Алеко приговор: “Ты для себя лишь хочешь воли”.

Слово учителя. “Южные” поэмы как бы завершают определенный этап творческих поисков Пушкина. А трагические события 1825 года проводят резкую грань между вторым и третьим периодами развития романтизма в России. Рассмотрим особенности третьего периода.

В третий, последекабрьский период (1826–1840г.г.), романтизм получает самое широкое распространение в русской литературе. Он обретает новые черты, завоевывает новые жанры, захватывает в свою орбиту все новых писателей.

Вершинные достижения романтизма 1830-х годов – творчество М.Ю. Лермонтова, ранние произведения Н.В. Гоголя, лирика Ф.И. Тютчева.

Наиболее яркое романтическое произведение М.Ю. Лермонтова – это поэма “Демон”

Выразительное чтение наизусть отрывка из поэмы “Демон” (“Печальный Демон, дух изгнанья… Припомнить не имел он силы!”

Исследовательская работа учащегося “Образ Демона в произведениях М.Ю.Лермонтова, А. Рубинштейна, М.А. Врубеля”.

М.Ю. Лермонтов создал уникальное по силе воздействия на читателя произведение – поэму “Демон”. Неслучайно спустя много лет появляется опера А. Рубинштейна “Демон” и картина М. Врубеля “Демон сидящий”. Герои всех этих произведений в чём-то схожи и чем-то отличаются. Лермонтовский Демон мятежен, непримирим, знающ и мудр, прекрасен и коварен, вместе с отрицанием в его душе живёт и жажда идеала, стремление к восстановлению гармонии. Демон в опере отличается от лермонтовского гордого “духа отрицания”, мятежного борца против Бога. Демон у Рубинштейна – одинокий, страдающий – ищет сочувствия и любви (в этом он близок герою картины Врубеля). Неслучайно партия Демона основана на мягких, певучих, плавных мелодических линиях (“Не плачь, дитя”, “ На воздушном океане”).

Врубелевский Демон прекрасен и юн, полон сверхчеловеческой мощи и, как у Лермонтова, одинок, охвачен тоской, но в отличие от поэмы, в которой Демон – “Царь познанья и свободы”, в картине преобладает чувство безграничной, непреодолимой тоски. Жгучая тоска светится в глазах, она мучительно сковывает руки Демона. И если в опере Демон пытается излить свою тоску Тамаре, то на полотне он один на один с Космосом, он изображён на фоне бездонного простора Вселенной.

Слово учителя. Продолжает период развития романтизма творчество Н.В. Гоголя, А. И. Куинджи, Н.А.Римского-Корсакова.

Чтение наизусть отрывка из повести Н. В. Гоголя “Майская ночь, или Утопленница” (“Знаете ли вы украинскую ночь… Очаровательная ночь!”)

Исследовательская работа. “ Природа и человек в творчестве романтиков”.

Природа и человек – главные темы творчества Гоголя, Куинджи и Римского-Корсакова. Картины А. И. Куинджи, посвященные Украине, появились спустя много лет после выхода произведений Н. В. Гоголя. От работ художника веяло забытой романтикой, зритель словно возвращался в ту Малороссию, которую показывал в своих произведениях Гоголь.

Украинское село изображено на картине А. И. Куинджи “Вечер на Украине”, построенной на контрасте света и тени. Пространство погружается во мрак, белые хаты, потонувшие в садах, освещаются последними солнечными лучами. Возникает ощущение, что именно в этом селе, расположенном на пригорке, и происходило действие гоголевских повестей.

Романтизм “Вечеров…” жизнен, своеобразно объективен. Н. В. Гоголь поэтизирует ценности, действительно существующие. Его привлекает все сильное, яркое, заключающее избыток жизненных сил, он раскрывает красоту народной жизни в границах романтической художественной системы.

Н. В. Гоголь показывает жизнь, преображенную народной фантазией. Создавая радостный мир мечты, он нередко обращается к “нестрашной”, комической фантастике, так часто встречающейся в народных сказках. Черти и ведьмы в “Вечерах… ” перенимают ухватки, манеру поведения обыкновенных людей, вернее, комедийных персонажей. “Черт … не на шутку разнежился у Солохи: целовал ей руку с такими ужимками, как заседатель у поповны”.

Только в двух повестях (“Вечер накануне Ивана Купалы” и “Страшная месть”) фантастическое приобретает зловещий характер.

В “Вечерах… ” Гоголь довел до совершенства романтическое искусство перевода обыкновенного в необыкновенное, превращения действительности в сновидение, в сказку. В “Майской ночи”: “Непреодолимый сон быстро стал смыкать ему зеницы… “Нет, эдак я засну еще здесь!”- говорил он, подымаясь на ноги и протирая глаза. Оглянулся: ночь казалась перед ним еще блистательнее…”– и далее реальное все более “отступает”, и развертывается чудесный сон Левка.

Изображенная в повестях украинская природа поражает буйной яркостью красок, каким-то неистовым размахом и мощью, захватывая нас, читателей, радостным изумлением писателя перед красотой мира.

Звучат фрагменты из оперы Н. А. Римского-Корсакова “Майская ночь”.

Дар создавать почти зримые образы – одна из самых сильных сторон и композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова.

“Я с детства своего обожал “Вечера на хуторе”, и “Майская ночь” нравилась мне, чуть ли не преимущественно перед всеми повестями этого цикла. Жена моя, еще, будучи моей невестой, часто уговаривала меня написать когда-нибудь оперу на этот сюжет. Мы вместе с ней читали эту повесть в день, когда я сделал ей предложение. С тех пор мысль о “Майской ночи” не покидала меня”, – вспоминал композитор четверть века спустя после начала работы над этой оперой.

Для Н. А. Римского-Корсакова Н. В. Гоголь был одним из самых любимых писателей. Его острый, порою причудливый юмор, полные жизни, необыкновенно сочные бытовые сценки и типы, элемент фантастики, дивные, окутанные светлой романтической дымкой картины природы, наконец, превосходный, живописный язык – все это неотразимо притягивало композитора.

И потому так завораживает слушателя своей красотой музыкальный пейзаж “Украинская ночь” из оперы “Майская ночь”. Могучая природа живет, дышит, поет свою заветную песню.

И роскошная весенняя ночь Украины не просто фон, на котором развиваются события. Природа отзывается на чувства людей, не нарушено родство человека с землей, небом, водой, не ушло живое восприятие мира.

Слово учителя. После 40-х годов XIX века романтизм утратил свое господствующее положение, но не исчез вовсе. Завершителем романтического направления в русской литературе может быть назван Ф.И.Тютчев не только по сути своего творчества, но и по обстоятельствам личного, биографического свойства.

Художественная судьба Тютчева оказалась вдвойне необычна. Не только позднее признание отличало ее. Это была судьба последнего русского романтика, творившего в эпоху торжества реализма и все-таки сохранившего верность принципам романтического искусства.

Стихи Тютчева знакомы нам с детства. Всем памятны его "Весенняя гроза", "Чародейкою зимою…", "Зима не даром злится…", "Весенние воды" – поэтически проникновенные зарисовки русской природы. Вообще преобладание пейзажей – едва ли не самая приметная черта тютчевской лирики. И все же пейзажной назвать ее нельзя: картины природы служат поэту лишь средством выражения глубоких, напряженных, трагических раздумий о жизни и смерти, о человеке и мироздании.

Природа у Тютчева изменчива, динамична. Не знающая покоя, она вся в борьбе противоположных сил, столкновении стихий, в беспрерывной смене дня и ночи, круговороте времен года.

Самое же главное – природа в стихах поэта очеловечена, одухотворена. Словно живое, мыслящее существо, она чувствует, дышит, радуется и грустит.

Прекрасный, вечный мир природы, родственный душе человека, выступает у Тютчева как противоположность, как антипод мира человеческих отношений, человеческой деятельности.

Звучит романс С.В.Рахманинова на слова Ф.И.Тютчева "Весенние воды", при этом учащиеся не только слушают музыкальное произведение, но и внимательно рассматривают картину И.Остроухова "Последний снег. Абрамцево".

Проблемное задание. Расскажите о своем восприятии звукообразов весенней природы в произведениях различных видов искусства (см. выше.).

Звучит романс С.В.Рахманинова на стихи Ф.И.Тютчева, и, кажется, будто слышишь звуки весны, страстную, образную, убедительную "речь" природы. Композитор передает упоение жизнью – и музыка, вторя словам поэта, то льется бесконечной, широкой мелодией, то бурлит, подобно стремительным вешним потокам. Такое же ощущение радости жизни возникает, когда смотришь на картину И.Остроухова "Последний снег. Абрамцево" и словно погружаешься в волшебный мир пробуждающейся природы. На душе становится светло и радостно.

Слово учителя. Природа гармонична, а человеческому обществу далеко до идеала. И поэтому к художественному опыту романтизма не раз обращаются творческие личности на протяжении не только XIX ,но и XХ века.

С большой силой романтические традиции продолжаются в произведениях молодого Максима Горького. Его герои – незаурядные личности, они страстно стремятся выйти за привычные “мещанские” рамки жизни, готовы пожертвовать собой ради свободы, ради других людей. Неслучайно Горький отказывается от привычных прозаических жанров и пишет сказки, поэмы в прозе, песни. Обратимся к художественным особенностям “Песни о Буревестнике”

Выразительное чтение “Песни о Буревестнике” (возможно использование звукового эффекта – записи шума моря).

Вопрос классу. Подумайте, какие черты романтизма можно увидеть в этом произведении.

В “Песне о Буревестнике” можно увидеть следующие приметы романтизма: действие разворачивается в необычной обстановке – на фоне морской стихии; герой свободолюбивый, гордый, произведение проникнуто мечтой о свободе; тон речи приподнятый, взволнованный. Для “Песни” характерна красочность языка: эпитеты (“над седой равниной моря”, “изумрудные громады” и др.), сравнения (“буревестник, чёрной молнии подобный” и др.), олицетворения (“море ловит стрелы молний” и др.).

Слово учителя. Мы убедились, что А. М. Горький создаёт прекрасный образ моря. В немногих словах нарисована величественная панорама, достойная кисти мариниста. Действительно, в начале ХХ века в живописи появляется много морских пейзажей, одним из которых является полотно А. А. Рылова “ В голубом просторе”.

Искусствоведческий анализ образной системы картины А. А. Рылова “В голубом просторе”. Картина А. А. Рылова “В голубом просторе”, как бы принимая эстафету, передаёт романтическую взволнованность.

По небу величаво плывут облака и, широко распластав крылья, летят белогрудые красавцы- лебеди. Они движутся навстречу весне, и ничто не остановит их могучий вольный полёт.

Лаконичен и выразителен ритм картины, в данном случае – это мотив убегающих волн. Они всё уменьшаются, исчезая из нашего поля зрения у линии горизонта. Следует отметить волнообразный ритм полёта птиц над волнующимся океаном, летящие волнистые облака, волнистую гряду гор и наполненные ветром паруса шхуны. Именно эти образы помогли художнику создать романтическое, полное света и радости полотно.

Слово учителя. Произведения одних авторов рубежа XIX – XX вв. представляют собой призывную песнь свободы сильных, отважных сердец. Творчество других, прежде всего – символистов, наполнено ощущением катастрофичности жизни, не позволяющим искать спасения в сфере идеала и даже мечтать о преобразовании жизни. Одним из таких поэтов был Ф. Сологуб.

Выразительное чтение стихотворения Ф. Сологуба “В тихий вечер на распутьи двух дорог…”

Задание классу. Докажите, что данное стихотворение написано в духе романтизма.

Это стихотворение принадлежит лиро-эпическому жанру. Событие (встреча с колдуньей и сказанные ею слова) для автора важнее, чем чувства лирического героя. Таинственная атмосфера (“чародейные слова, “вражьи силы”, “тихая мгла”), время (“в тихий вечер”) и место (“на распутьи двух дорог”: по фольклорным представлениям, нечисть обитает именно на перекрестках и на распутьях) встречи создают тот фон, на котором реализуется заключенный в стихотворении символический смысл.

“Благодарный камень”, подаренный лирическому герою ”молодой колдуньей”, воплощает в себе вечную жизнь: “Только жить, все жить ты будешь без конца”. Но жизнь, безвольно принятая в дар, ничем не заполненная, жизнь “не для счастья, иль удачи, иль венца” лишена смысла. Рано или поздно герою “станет скучно” – и тогда он может избавиться от рокового талисмана, просто-напросто оборвав веревку (здесь слышится отголосок древних представлений о судьбе как о нити, в любую минуту готовой прерваться). Смерть трактуется как проявление воли, ведущее к освобождению от земных чар: “Бросишь камень, станешь волен и умрешь.”

Легкая, изящная форма стихотворения контрастирует с его мрачным содержанием. Шестистопный хорей с парной рифмовкой придает информации напевность и широту дыхания. В тексте нет синтаксических переносов: каждая строчка представляет собой интонационно замкнутую фразу. Анафорические повторы союза “и”, разговорные словечки и конструкции (“чуть жива”, “не захочешь, не умрешь” и т. д.) также оживляют словесную ткань. Звуковая структура украшена преобладанием нарядного “р”, особенно в сочетании с другими согласными (“ПРоклятых”, “ВРажьих”, “баГРяный”, “БРосишь”, “уМРешь” и др.).

Слово учителя. Если герой Ф. Сологуба решил приобрести бессмертие в обмен на счастье, любовь, то героиня картины М. Нестерова “За приворотным зельем” надеется на помощь колдуна в любви.

Сочинение-миниатюра по личным впечатлениям от картины М. В. Нестерова “За приворотным зельем”.

Одно из самых необычных произведений М. В. Нестерова – картина “За приворотным зельем”. “Светлый” романтик М. Нестеров обратился к мистическим мотивам. Мрачный лес, болото, поросшее камышами, ветхая изба, к которой ведет едва заметная тропинка. Видимо, нечасто люди ходят к старому колдуну. Только несчастливая любовь могла привести героиню к этому дому. Девушка, словно цветок выделяется ярким пятном на картине. Эта героиня ищет счастья в любви, точнее, хочет его купить, неслучайно художник особенно тщательно вырисовывает узорчатый кошелек. Но возможно ли это? Как зловещее предзнаменование горят гроздья рябины, развешанные под крышей, и о чем-то страшном напоминает дверной замок, по форме похожий на секиру. Таким образом, можно прийти к выводу, что прекрасное чувство любви за деньги приобрести невозможно.

Слово учителя. В русских сказках, в произведениях русских писателей, художников, композиторов нередко изображается “нечистая сила”. Вспомним великолепные “портреты” чертей, леших и ведьм, сделанные Пушкиным и Гоголем, Мусоргским и Римским-Корсаковым, Билибиным и Васнецовым.

Исследовательская работа. Образы нечистой силы в произведениях художников и композиторов.

Художники и композиторы неоднократно изображали нечистую силу. Пример тому – леший на картине М. Врубеля “Пан”. Художник смело перевоплотил эллинского бога природы в существо, близкое русской мифологии. Огромную роль играет русский пейзаж с низкими сырыми лугами, чахлыми березами и мелким кустарником. Фигура Пана сливается с фоном. Голубизна его проницательно – мудрых глаз перекликается с синевой речки, с цветами фиалок. Кажется, что герой вырос из земли, а его седые волосы похожи на кудрявые ветви березы. Герой Врубеля – настоящий русский леший – символ старой и мудрой природы.

Герои русских сказок словно оживают и на полотнах В. Васнецова: тут и Аленушка, сидящая у омута, и Иван – царевич, скачущий через завороженный лес на сером волке, и герои, летящие на волшебном ковре – самолете.

Но самый яркий образ славянской мифологии, несомненно, Баба – Яга. Именно ее мы можем увидеть на картинах И. Билибина, который был одним из лучших иллюстраторов сказок. У Билибина это старая и мощная колдунья, вид у нее страшный, разъезжает она в ступе, дом стоит посреди мрачного леса. Художник выделяет определенные детали – то помело в руках Бабы – Яги, то черепа со светящимся глазницами, но, тем не менее, все – таки чувствуется, что колдунья может иногда подобреть, помочь другим героям, хотя и по – особому: “Вытащила Баба – Яга Василису из горницы и вытолкала за ворота, сняла один череп с горящими глазами и накинула на палку и подала ей, сказав: “ Вот тебе огонь для мачехиных дочек, возьми его”.

Не менее художественны образы нечистой силы также в музыкальных зарисовках композиторов М.П. Мусоргского и А.К. Лядова.

Звучит часть №9 из фортепианного цикла М.П.Мусоргского “Картинки с выставки”.

В одной из самых крупных и блестящих частей (№9) под названием “Избушка на курьих ножках” из фортепианного цикла “Картинки с выставки” М.П. Мусоргский рисует сказочный образ Бабы-Яги. Композитор увидел этот персонаж именно в гротескном, сказочно-народном понимании. В Бабе-Яге есть нечто жуткое, зловещее. Вот свистнула она и понеслась в своей ступе, погоняя помелом. От пьесы так и веет былинным размахом, русской удалью.

Для Мусоргского Баба-Яга – мощная “нечистая сила”, сметающая всё на своём пути. Фантастический элемент воплощён композитором музыкальными средствами, например, картина написана в до мажоре, используются угловатые обороты мелодии, непривычные последовательности аккордов - всё это подчёркивает сказочность образа. Вместе с тем в музыке налицо и несомненная связь с народным элементом. Как всегда у Мусоргского, выражение разгулявшейся силы связывается с появлением народно-плясовых ритмов.

Такая Баба-Яга устрашает, но человек оказывается сильнее её.

Как и М.П. Мусоргский, горячо любил русское народное искусство А.К. Лядов. Особенно увлекала его фантастика русских сказок: ” Дайте сказку, дракона, русалку, лешего, дайте – чего нет, только тогда я счастлив”, – говорил композитор и принимался делать музыкальные зарисовки, да такие, что дух захватывало у близких ему людей.

Лучшие оркестровые произведения – симфонические сказки Лядова “Баба-Яга”, “Волшебное озеро” и “Кикимора” продолжают “сюжетную линию” Бабы-Яги Мусоргского. Фантастические образы нечистой силы здесь также выразительны и зримы.

Звучит симфоническая сказка А.К.Лядова “Баба-Яга”.

Составляя программу к “Бабе-Яге”, А.К. Лядов отобрал из сказки о Василисе Прекрасной отрывки, связанные только с характеристикой Бабы-Яги. Образ привлёк его сочетанием сказочной “жути” и причудливости, созданных народной фантазией. Линия той же характеристичности, но выраженная более гротескно, продолжена в “Кикиморе”, основой которой послужила славяно-русская мифология. Кикимора вместе с Бабой-Ягой принадлежит к злым силам “преисподней”. Тембровая палитра обоих сочинений поражает изобретательностью, яркой образностью, звукоизобразительностью. Необычайно ярок второй раздел “Кикиморы”. Образность музыки, рисующей Кикимору, которая “стучит, гремит от утра до вечера, с вечера до полуночи, свистит, шипит…”, по колористичности может сравниться лишь с “шабашом ведьм” Мусоргского из фантазии” Ночь на Лысой горе”.

Обе оркестровые пьесы рисуют сказочных чудищ - злых, таинственных, но совсем не страшных и даже немного смешных.

Кикимору качает в люльке кот-баюн, мурлыкающий тихую колыбельную песню. Жилище Бабы-Яги окружает лес, в котором то трещат сухие сучья, то хрустят ломкие жёлтые листья…

Природа незримо присутствует во всех симфонических произведениях композитора. В одном из них, по словам Лядова, вообще нет ничего, кроме природы. Это - “Волшебное озеро”, где достигло вершины его оркестровое мастерство. “Ах, как я его люблю! – писал сам автор об этом сочинении. – Как оно картинно, чисто, со звёздами и таинственностью в глубине!”

“Волшебное озеро” – сказочная симфоническая картина. На сохранившемся эскизе одного из её эпизодов рукой Лядова сделан рисунок озера с камышами и елями на берегу, вполне реальный “прообраз” сочинения. В произведении нет программной основы, передано лишь состояние волшебства. Но это не просто отвлечённая музыкальная картина, рождённая фантазией художника. Согретая тёплым человеческим чувством музыка “Волшебного озера” в высшей степени поэтична и жизненна.

Таким образом, искусству А.К. Лядова и М.П. Мусоргского присущи яркая образность, благородство выражения, удивительная мера вкуса.

Слово учителя. Одних авторов влекла старина, славянская древность, их любимые герои – порождение народной фантазии. Других, как и в эпоху романтизма, звали неведомые страны. Таким является лирический герой поэзии Н. Гумилёва – завоеватель, путешественник, мудрец, солдат.

Н. С. Гумилёв – мастер сказки (“неоромантической”, как он сам говорил), новеллы, его привлекают исторические сюжеты, далёкие экзотические страны, бурные страсти.

Литература и география тесно переплетаются в его творчестве. Любимое его развлечение – вычерчивать на карте маршруты великих путешественников. В своих стихах Гумилёв странствует по разным континентам и городам.

Индивидуальное творческое задание. Составить карту странствий Н.С.Гумилёва.

Подготовить выразительное чтение стихотворений Н.С.Гумилёва на фоне симфонической картины П. Бородина “В Средней Азии”.

Слово учителя. Романтизм – это ещё и стремление соединить прекрасную мечту с жизнью, показать, что возможно осуществление любых надежд. В книге А. Грина “Алые паруса” мы видим, как исполняется предсказанное чудо.

Жанр необычен – феерия, т. е. волшебная сказочная пьеса. Но “Алые паруса” – это не пьеса, здесь нет ничего сверхестественного. Ассоль и Грей сами творят чудо. Можно сказать, они, как режиссёры, “ставят пьесу” о собственной судьбе, в которой серость реального отступает перед воображаемым.

Выразительное чтение отрывка из феерии А. Грина “Алые паруса” (“ … Ты будешь большой, Ассоль … поздравить тебя с приездом”) на фоне музыки из оперы-былины Н. А. Римского- Корсакова “Садко”)

Вопрос классу. Нужны ли нашему времени мечтатели, каким был А. Грин?

Слово учителя. Герои Грина – люди смелые, простодушные, как дети, гордые, самоотверженные и добрые. Они окружены свежим, благоухающим воздухом гриновской природы – совершенно реальной, берущей за сердце своим очарованием.

Сказка нужна не только детям, но и взрослым. Она вызывает волнение – источник высоких человеческих страстей. В этом её ценность, и в этом ценность невыразимого подчас словами обаяния произведений А. Грина

В 60-е гг. XX века в русской литературе на первый план выходит герой, которому свойственны поиски романтики в жизни. Отражением этих поисков стала авторская песня.

Работа с термином. Поясните, что такое авторская песня.

Авторская песня – это стихотворение, положенное на музыкальную ритмичную основу, исполняемое, как правило, в сопровождении гитары. Музыкально и интонационно авторская песня родилась из городского романса, студенческой, дворовой песни.

Слово учителя. Песни авторов-исполнителей разнообразны по сюжетам и проблематике, отличаются самобытной образной системой. Герои Б. Окуджавы – “чудак портной”, “заезжий музыкант”, “часовые любви”, “дежурный по апрелю”. В произведениях В. Высоцкого недоступные горные вершины, ветер странствий, морские просторы зовут за собой. Забытой романтикой наполнены туристские, студенческие песни Ю. Визбора, М. Щербакова.

Послушайте песню Ю.Визбора “Домбайский вальс”.

Искренний голос, юмор, обаяние интонации и стихи, звучащие как обычная речь, помогали простым и обыденным вещам проявить свою глубину и красоту, привносили романтику в будни.

Итак, на сегодняшнем уроке мы пришли к такому выводу: пока живёт человечество, будет жить и мечта о счастливом будущем, о прекрасном – и пусть не всегда достижимом, но все-таки прекрасном. Поэтому-то в каждом из нас, в большей или меньшей степени, живёт и будет жить романтик.

Выразительное чтение стихотворения Я. П. Полонского “Мое сердце – родник…”.

Мое сердце – родник; моя песня – волна,
Пропадая вдали, – разливается…
Под грозой – моя песня, как туча, темна,
На заре – в ней заря отражается.
Если ж вдруг вспыхнут искры нежданной любви
Или на сердце горе накопится –
В лоно песни моей льются слезы мои,
И волна уносить их торопится.

1856

Таким образом, принципы построения интегрированных уроков литературы и других видов искусства направлены на формирование у школьников целостного представления о культуре как важнейшей области художественной деятельности человечества. Это находит выражение и в способах организации урока, основанных на комплексном использовании произведений литературы, живописи, музыки, и в особенностях их содержания, отражающего конкретные темы-образы, темы-ситуации, наконец, в системе творческих заданий, активизирующих самостоятельность учеников, их творческое воображение и творческие способности.