Классный час по теме "8 сентября - Международный день грамотности"

Разделы: Русский язык, Литература, Начальная школа, Внеклассная работа, Классное руководство, Презентация к уроку


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


Цель: познакомить с понятием грамотность в широком смысле этого слова.

Задачи:

  • Познакомить с понятием "грамотность"
  • Вызвать желание быть грамотным человеком.
  • Развивать чувство грамотности
  • Воспитание уважения и любви к книге, как залога грамотного читателя.

План классного часа:

Название станции

Задания

Загадай-ка

Загадки, пословицы

 Я это знаю!

Словарные слова.

Грамотей

Мини-сочинение (работа в группе) «Что такое быть грамотным сегодня?»

Моя летняя библиотека

Оформить плакат - лист (А4) "Моя любимая книга" (из прочитанного за лето) (подготовка дома) в классе дети  книжку-раскладушку и презентуют её.

«Тетрадка в порядке»

 Группа представляет критерии оценки тетрадей, оценивает тетрадки (5 штук), потом выбирает победителя.

Интерактивная игра

1) тур (200 лет А.К.Толстой)
2) тур (135 лет Жидкову)
3) тур Иван Сергеевич Соколов-Микитов
4) тур (120 лет Е.Щварцу)

1. Оргмомент

Звучит музыка, ребята рассаживаются по командам. (слайд 1,2)

ЧЕМУ УЧАТ В ШКОЛЕ

(Слова М. Пляцковского, Музыка В. Шаинского)

Буквы разные писать
Тонким пёрышком в тетрадь
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе....

Тема нашей встречи: 8 сентября -  Международный день грамотности. 

В своей резолюции, принятой на 14-й сессии, Генеральная конференция ЮНЕСКО признала необходимость совместных энергичных мер в международных усилиях по содействию грамотности во всем мире и провозгласила 8 сентября Международным днем распространения грамотности.

Учитель читает стихотворение (слайд 3)

СЛОВО ПРО СЛОВО 

Автор: Ю. Энтин 

Давайте представим, хотя бы на миг,
Что вдруг мы лишились журналов и книг,
Что люди не знают, что значит поэт,
Что нет Чебурашки, Хоттабыча нет.
Что будто никто никогда в этом мире,
И слыхом не слыхивал о Мойдодыре,
Что нету Незнайки, вруна-недотёпы,
Что нет Айболита, и нет дядя Стёпы.
Наверно нельзя и представить такого?
Так здравствуй же, умное, доброе слово!
Пусть книги, друзьями заходят в дома!
Читайте всю жизнь – набирайтесь ума!

- Действительно, без чтения книг, грамотным и умным стать не получится. Попробуйте объяснить высказывания великих людей. (слайд 4).

Библиотека — это открытый стол идей, за который приглашается каждый... (А.И. Герцен) (слайд 4)

Все трудное - легким в учении станет, коль будешь с хорошею книгою дружен. (Н. Хистроу) (слайд 5)

Дом в котором нет книг, подобен телу, лишенному души. (Цицерон) (слайд 6)

- Вам сегодня предстоит выяснить кто самый грамотный, начитанный, воспитанный. Каждой команде предстоит пройди испытания и в результате поумнеть, узнать что-то новое. За каждый правильный ответ - 1 балл. Домашнее задание 5 баллов. В конце нашей встречи мы подведём итоги.

Итак, всем удачи, в добрый путь!

2. Основная часть

1 тур. Загадай-ка. (загадки и пословицы о грамотности).

слайд 7 (картинка с гиперссылкой на задание).

Загадки:

Тридцать три сестрички –
Ростом невелички.
Если знаешь наш секрет,
Мы покажем целый свет. (Буквы)

На странице букваря –
Тридцать три богатыря.
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей. (Алфавит)

У стены большой и важный
Дом стоит многоэтажный.
Мы на нижнем этаже
Всех жильцов прочли уже. (Книжный шкаф)

Сама мала, а ума придала.  (Книга)
Поселились мудрецы

В застеклённые дворцы, в тишине наедине
Открывают тайны мне. (Книга)

Белая бумага с фирменным штрихом.
Новгородец с нею исстари знаком. (Береста)

По этой площади гуляют -
Свои следочки оставляют. (Бумага)
Земля кругла и велика, необозрима,
На мне же плоская она, вся различима. (карта)

Царство книги — это зданье,
Дом познанья, дом друзей,
Благородное собранье
Мировых учителей. (Библиотека)

Пером сеют,
Глазами жнут,
Головой едят,
Памятью переваривают. (Грамота)

Голубочка бела
В избу влетела,
Что на свете видала,
Про все рассказала. (Газета)

Еду по грядкам,
Рву без счету,
А все цело. (Чтение)

Адрес кроссворда: https://learningapps.org/watch?v=psjiijbv317

Пословицы: собери пословицу и объясни её значение.

слайд 8 (картинка с гиперссылкой на задание).

  1. Азбука к мудрости ступенька.
  2. Без наук как без рук.
  3. Выбирай книгу, как выбираешь друга.
  4. Грамоте учиться – всегда пригодится.
  5. Для ученья нет старости.
  6. За книгой умом двигай.
  7. Золото добывают из земли, а знания из книг.
  8. Испокон века книга растит человека.
  9. Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.
  10. Книга не пряник, а к себе манит.
  11. С книгами знаться – ума набраться.
  12. Учить – ум точить.
  13. Хлеб питает тело, а книга разум.
  14. Хорошая книга – лучший друг.
  15. Хорошая книга ярче звездочки светит.
  16. Мир освещается солнцем, а мир знаньем.
  17. Неграмотный как слепой, а книга глаза открывает.
  18. Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
  19. Одна хорошая книга лучше многих сокровищ.
  20. С грамотой вскачь, а без грамоты хоть плачь.

Адрес задания: https://learningapps.org/watch?v=psyb23a0a17

2 тур. Я это знаю! (проверка знаний словарных слов).

1) слайд 9 (картинка с гиперссылкой на задания).

1 текст:

М_сквой – ст_лицей весь народ гордится. Здра_ствуй, ст_лица, здра_ствуй, М_сква, здра_ствуй, м_сковское небо. В наш гор_д на гастроли приехал ст_личный театр.

Адрес задания: https://learningapps.org/display?v=p7or8da2a17

2 текст:

Мы любим свой кла__. В кла__е чисто. Д_журный открыл окно. Зазвенел звонок. Уч_тель вошёл в кла__. Уч_ники встали. Начался урок письма.

Адрес задания: https://learningapps.org/display?v=prgtciim217

2) мини-сочинение (работа в группе) «Что такое быть грамотным сегодня?»

3 тур. Моя летняя библиотека.

Домашнее задание.

слайд 10.

Задание: Оформить плакат - лист (А4) "Моя любимая книга" (из прочитанного за лето) (подготовка дома).

Группе даётся 5-10 минут для презентации книжки-раскладушки.

Учащиеся могут сделать электронную презентацию (как домашнее задание).

4 тур. Тетрадка в порядке.

слайд 11

В этой тетрадке…
Все в полном порядке…
Ни клякс, ни помарок
Не видно в тетрадке,
И в ней не найти
Неверный ответ,
И как не верти,
Ошибок в ней нет.
И никакой
Тут нет
Загадки:
Всегда все в порядке,
Все в полном порядке
В никем не исписанной,
Чистой
Тетрадке…
(М. Кудинов)

Группам  представляется составить критерии оценки тетрадей, после учащиеся оценивают тетрадки (5 штук), потом выбирают победителя или победителей по номинациям: "Самый аккуратный", "Самый грамотный/ Грамотей", "Чистюля" и т.д.

Примерные критерии оценки тетрадей:

  1. Аккуратность
  2. Чистота
  3. Грамотность

5 тур. Интерактивная игра.

слайд 12

1) тур (200 лет А.К.Толстой) слайд 13

  1. У отца был мальчик странный,
    Необычный - деревянный.
    Но любил папаша сына.
    Что за странный
    Человечек деревянный
    На земле и под водой
    Ищет ключик золотой?
    Всюду нос сует он длинный.
    Кто же это?.. (Буратино)
  2. По мотивам какой сказки была написана повесть-сказка "Золотой ключик или Приключения Буратино"?
    "Приключения Пиноккио. История деревянной куклы". 
  3. Кто автор этой повести-сказки "Золотой ключик или Приключения Буратино"? (Алексей Толстой)
  4. В каком году была написана повесть - сказка? (В 1936 году)
  5. В какой газете были напечатаны первые страницы сказки? (В "Пионерской правде")
  6. Чем нос Буратино отличался от носа Пиноккио?
    (Нос Пиноккио удлинялся только тогда, когда он врёт)
  7. Как полено, из которого получился Буратино, попало к папе Карло?
    (Ему его подарил е столяр Джузеппе по прозванию "Сизый нос")
  8. Из чего сделал одежду папа Карло для Буратино? (Курточку из коричневой бумаги, ярко-зеленые штанишки, туфли из старого голенища, шапочку из старого носка)
  9. Сколько сольдо получил Буратино за "Азбуку"? (4 сольдо)
  10. Как называлась пьеса в театре Карабаса Барабаса?
    ("Девочка с голубыми волосами или 33 подзатыльника")
  11. В качестве чего хотел использовать Карабас Барабас Буратино?
    (В качестве дров)
  12. После чего Карабас отпустил Буратино?
    (Когда Буратино рассказал, где находится нарисованный очаг)
  13. Как звали мошенников, которые отобрали деньги у Буратино?
    (Лиса Алиса и кот Базилио)
  14. Кого пригласила Мальвина лечить Буратино? (Знахарей Богомола, Жабу и Сову)
  15. Как назывался театр, в котором стал выступать Буратино и его друзья?
    ("Молния")

2) тур (135 лет Жидкову) слайд 28

Вопросы викторины распечатать, можно представить в виде ромашки. Учащиеся тянут лепесток и отвечают.

Викторина по рассказам о животных «Что я знаю о животных»?

1. Как пьёт слон? (хоботом набирает воду и выдувает её в рот);
2. Какая птица складывает рыбу в мешок? (пеликан);
3. Чем питается орёл? (мелкими зверушками, птицами, зайцами);
4. Может ли медведь залезть на дерево? (может, как и обезьяна);
5. Зачем кенгуру кармашек на животе? (домик для маленького кенгурёнка);
6. Какая птица самая высокая? (страус, она ростом выше человека);
7. Может ли крокодил победить быка? (да, когда бык купается, крокодил его утянет в воду и ждёт, когда он утонет);
8. Что общего у крокодила, утконоса и курицы? (крокодил и утконос несут яйца, как и курица);
9. Как своих детей кормит утконос? (утконос ложиться на спину, а детёныши носиками тыкаются в живот, в надавленную ямку стекает молоко и они клювиками пьют его, как из чашечки);
10. Как скат защищается от врагов? (на его хвосте есть нарост – тонкая пилочка, им он может порезать ноги лошади и человеку).

3) тур Иван Сергеевич Соколов-Микитов (17 (29) мая 1892 — 20 февраля 1975) (слайд 29 с гиперссылкой)

Любовь к природе, как, впрочем, и всякая человеческая любовь, несомненно, закладывается в нас с детства. (И.С.Соколов-Микитов)

Познавательная игра «Правда или вымысел?»

Ответ принимается от каждой команды. За правильный ответ – присуждается очко.

1. Умеет ли белка плавать? (правда);
2. Могут ли бобры строить двухэтажные домики? (правда);
3. Можно ли выманить из норки бурундучка с помощью ивовой дудочки? (правда);
4. Может ли крупная рыба поймать горностая? (правда, если он в воде);
5. Можно ли приручить выдру, как собаку? (можно, она будет ловить рыбу);
6. Могут ли муравьи тащить груз, который тяжелее их веса? (могут);
7. Существует ли в природе «муравьиное масло»? (да, оно лечебное);
8. Можно ли по рогам лося установить его возраст? (да, с каждым годом на рогах прибавляется отросток);
9. Может ли паук спускаться под воду? (да, паук-водолаз носит на брюшке пузырь с воздухом);
10.Может ли птица ползать по стволу вниз головой? (да. Эта птица – поползень);
11.Правда ли, что воробьи зимой улетают на юг? (нет - это выдумка)
13.Когда мыши вырастают они становятся крысами? (нет)

Адрес задания: https://learningapps.org/display?v=p0cjjkcyc17

4) тур (120 лет Е.Щварцу) Знакомство с писателем.

слайд 30

О писателе: https://www.youtube.com/watch?v=7c0ikYOGGQI

Сказка: https://www.youtube.com/watch?v=ThSUYvqqxHw

3. Рефлексия

Продолжите фразу: "Чтобы быть грамотным нужно...."

4. Подведение итогов. Награждение.

Молодцы, я думаю вы с пользой провели этот час, итак, наши победители....

Список литературы.

1. Пословицы http://deti.cbs-angarsk.ru/detyam/stihi_pesni_zagadki/primeti/poslovitsi_i_pogovorki_k_mejdunarodnomu_dnyu_gramotnosti.html

2. Загадки: http://www.proza.ru/2012/02/14/728

3. Викторина http://kladraz.ru/blogs/vera-valerevna-ljapina/viktorina-s-otvetami-po-povesti-skazke-a-tolstogo-zolotoi-klyuchik-ili-priklyuchenija-buratino-dlja-2-klasa.html

4. «Страницы книг расскажут о природе»: работа с произведениями писателей-юбиляров 2017 года (К.Г.Паустовский, Д.Н.Мамин-Сибиряк, Б.С.Житков, И.С.Соколов – Микитов, Ю.Я.Яковлев) Методические рекомендации. http://odb-45.ru/data/im08.pdf

5. https://www.youtube.com/watch?v=lIIyscJrbSQ Е.Щварц.