Цель: познакомить с понятием грамотность в широком смысле этого слова.
Задачи:
- Познакомить с понятием "грамотность"
- Вызвать желание быть грамотным человеком.
- Развивать чувство грамотности
- Воспитание уважения и любви к книге, как залога грамотного читателя.
План классного часа:
Название станции |
Задания |
Загадай-ка |
Загадки, пословицы |
Я это знаю! |
Словарные слова. |
Грамотей |
Мини-сочинение (работа в группе) «Что такое быть грамотным сегодня?» |
Моя летняя библиотека |
Оформить плакат - лист (А4) "Моя любимая книга" (из прочитанного за лето) (подготовка дома) в классе дети книжку-раскладушку и презентуют её. |
«Тетрадка в порядке» |
Группа представляет критерии оценки тетрадей, оценивает тетрадки (5 штук), потом выбирает победителя. |
Интерактивная игра |
1) тур (200 лет А.К.Толстой) |
1. Оргмомент
Звучит музыка, ребята рассаживаются по командам. (слайд 1,2)
ЧЕМУ УЧАТ В ШКОЛЕ
(Слова М. Пляцковского, Музыка В. Шаинского)
Буквы разные писать
Тонким пёрышком в тетрадь
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе....
Тема нашей встречи: 8 сентября - Международный день грамотности.
В своей резолюции, принятой на 14-й сессии, Генеральная конференция ЮНЕСКО признала необходимость совместных энергичных мер в международных усилиях по содействию грамотности во всем мире и провозгласила 8 сентября Международным днем распространения грамотности.
Учитель читает стихотворение (слайд 3)
СЛОВО ПРО СЛОВО
Автор: Ю. Энтин
Давайте представим, хотя бы на миг,
Что вдруг мы лишились журналов и книг,
Что люди не знают, что значит поэт,
Что нет Чебурашки, Хоттабыча нет.
Что будто никто никогда в этом мире,
И слыхом не слыхивал о Мойдодыре,
Что нету Незнайки, вруна-недотёпы,
Что нет Айболита, и нет дядя Стёпы.
Наверно нельзя и представить такого?
Так здравствуй же, умное, доброе слово!
Пусть книги, друзьями заходят в дома!
Читайте всю жизнь – набирайтесь ума!
- Действительно, без чтения книг, грамотным и умным стать не получится. Попробуйте объяснить высказывания великих людей. (слайд 4).
Библиотека — это открытый стол идей, за который приглашается каждый... (А.И. Герцен) (слайд 4)
Все трудное - легким в учении станет, коль будешь с хорошею книгою дружен. (Н. Хистроу) (слайд 5)
Дом в котором нет книг, подобен телу, лишенному души. (Цицерон) (слайд 6)
- Вам сегодня предстоит выяснить кто самый грамотный, начитанный, воспитанный. Каждой команде предстоит пройди испытания и в результате поумнеть, узнать что-то новое. За каждый правильный ответ - 1 балл. Домашнее задание 5 баллов. В конце нашей встречи мы подведём итоги.
Итак, всем удачи, в добрый путь!
2. Основная часть
1 тур. Загадай-ка. (загадки и пословицы о грамотности).
слайд 7 (картинка с гиперссылкой на задание).
Загадки:
Тридцать три сестрички –
Ростом невелички.
Если знаешь наш секрет,
Мы покажем целый свет. (Буквы)На странице букваря –
Тридцать три богатыря.
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей. (Алфавит)У стены большой и важный
Дом стоит многоэтажный.
Мы на нижнем этаже
Всех жильцов прочли уже. (Книжный шкаф)Сама мала, а ума придала. (Книга)
Поселились мудрецыВ застеклённые дворцы, в тишине наедине
Открывают тайны мне. (Книга)Белая бумага с фирменным штрихом.
Новгородец с нею исстари знаком. (Береста)По этой площади гуляют -
Свои следочки оставляют. (Бумага)
Земля кругла и велика, необозрима,
На мне же плоская она, вся различима. (карта)Царство книги — это зданье,
Дом познанья, дом друзей,
Благородное собранье
Мировых учителей. (Библиотека)Пером сеют,
Глазами жнут,
Головой едят,
Памятью переваривают. (Грамота)Голубочка бела
В избу влетела,
Что на свете видала,
Про все рассказала. (Газета)Еду по грядкам,
Рву без счету,
А все цело. (Чтение)
Адрес кроссворда: https://learningapps.org/watch?v=psjiijbv317
Пословицы: собери пословицу и объясни её значение.
слайд 8 (картинка с гиперссылкой на задание).
- Азбука к мудрости ступенька.
- Без наук как без рук.
- Выбирай книгу, как выбираешь друга.
- Грамоте учиться – всегда пригодится.
- Для ученья нет старости.
- За книгой умом двигай.
- Золото добывают из земли, а знания из книг.
- Испокон века книга растит человека.
- Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.
- Книга не пряник, а к себе манит.
- С книгами знаться – ума набраться.
- Учить – ум точить.
- Хлеб питает тело, а книга разум.
- Хорошая книга – лучший друг.
- Хорошая книга ярче звездочки светит.
- Мир освещается солнцем, а мир знаньем.
- Неграмотный как слепой, а книга глаза открывает.
- Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
- Одна хорошая книга лучше многих сокровищ.
- С грамотой вскачь, а без грамоты хоть плачь.
Адрес задания: https://learningapps.org/watch?v=psyb23a0a17
2 тур. Я это знаю! (проверка знаний словарных слов).
1) слайд 9 (картинка с гиперссылкой на задания).
1 текст:
М_сквой – ст_лицей весь народ гордится. Здра_ствуй, ст_лица, здра_ствуй, М_сква, здра_ствуй, м_сковское небо. В наш гор_д на гастроли приехал ст_личный театр.
Адрес задания: https://learningapps.org/display?v=p7or8da2a17
2 текст:
Мы любим свой кла__. В кла__е чисто. Д_журный открыл окно. Зазвенел звонок. Уч_тель вошёл в кла__. Уч_ники встали. Начался урок письма.
Адрес задания: https://learningapps.org/display?v=prgtciim217
2) мини-сочинение (работа в группе) «Что такое быть грамотным сегодня?»
3 тур. Моя летняя библиотека.
Домашнее задание.
слайд 10.
Задание: Оформить плакат - лист (А4) "Моя любимая книга" (из прочитанного за лето) (подготовка дома).
Группе даётся 5-10 минут для презентации книжки-раскладушки.
Учащиеся могут сделать электронную презентацию (как домашнее задание).
4 тур. Тетрадка в порядке.
слайд 11
В этой тетрадке…
Все в полном порядке…
Ни клякс, ни помарок
Не видно в тетрадке,
И в ней не найти
Неверный ответ,
И как не верти,
Ошибок в ней нет.
И никакой
Тут нет
Загадки:
Всегда все в порядке,
Все в полном порядке
В никем не исписанной,
Чистой
Тетрадке…
(М. Кудинов)
Группам представляется составить критерии оценки тетрадей, после учащиеся оценивают тетрадки (5 штук), потом выбирают победителя или победителей по номинациям: "Самый аккуратный", "Самый грамотный/ Грамотей", "Чистюля" и т.д.
Примерные критерии оценки тетрадей:
- Аккуратность
- Чистота
- Грамотность
5 тур. Интерактивная игра.
слайд 12
1) тур (200 лет А.К.Толстой) слайд 13
- У отца был мальчик странный,
Необычный - деревянный.
Но любил папаша сына.
Что за странный
Человечек деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой?
Всюду нос сует он длинный.
Кто же это?.. (Буратино) - По мотивам какой сказки была написана повесть-сказка "Золотой ключик или Приключения Буратино"?
"Приключения Пиноккио. История деревянной куклы". - Кто автор этой повести-сказки "Золотой ключик или Приключения Буратино"? (Алексей Толстой)
- В каком году была написана повесть - сказка? (В 1936 году)
- В какой газете были напечатаны первые страницы сказки? (В "Пионерской правде")
- Чем нос Буратино отличался от носа Пиноккио?
(Нос Пиноккио удлинялся только тогда, когда он врёт) - Как полено, из которого получился Буратино, попало к папе Карло?
(Ему его подарил е столяр Джузеппе по прозванию "Сизый нос") - Из чего сделал одежду папа Карло для Буратино? (Курточку из коричневой бумаги, ярко-зеленые штанишки, туфли из старого голенища, шапочку из старого носка)
- Сколько сольдо получил Буратино за "Азбуку"? (4 сольдо)
- Как называлась пьеса в театре Карабаса Барабаса?
("Девочка с голубыми волосами или 33 подзатыльника") - В качестве чего хотел использовать Карабас Барабас Буратино?
(В качестве дров) - После чего Карабас отпустил Буратино?
(Когда Буратино рассказал, где находится нарисованный очаг) - Как звали мошенников, которые отобрали деньги у Буратино?
(Лиса Алиса и кот Базилио) - Кого пригласила Мальвина лечить Буратино? (Знахарей Богомола, Жабу и Сову)
- Как назывался театр, в котором стал выступать Буратино и его друзья?
("Молния")
2) тур (135 лет Жидкову) слайд 28
Вопросы викторины распечатать, можно представить в виде ромашки. Учащиеся тянут лепесток и отвечают.
Викторина по рассказам о животных «Что я знаю о животных»?
1. Как пьёт слон? (хоботом набирает воду и выдувает её в рот);
2. Какая птица складывает рыбу в мешок? (пеликан);
3. Чем питается орёл? (мелкими зверушками, птицами, зайцами);
4. Может ли медведь залезть на дерево? (может, как и обезьяна);
5. Зачем кенгуру кармашек на животе? (домик для маленького кенгурёнка);
6. Какая птица самая высокая? (страус, она ростом выше человека);
7. Может ли крокодил победить быка? (да, когда бык купается, крокодил его утянет в воду и ждёт, когда он утонет);
8. Что общего у крокодила, утконоса и курицы? (крокодил и утконос несут яйца, как и курица);
9. Как своих детей кормит утконос? (утконос ложиться на спину, а детёныши носиками тыкаются в живот, в надавленную ямку стекает молоко и они клювиками пьют его, как из чашечки);
10. Как скат защищается от врагов? (на его хвосте есть нарост – тонкая пилочка, им он может порезать ноги лошади и человеку).
3) тур Иван Сергеевич Соколов-Микитов (17 (29) мая 1892 — 20 февраля 1975) (слайд 29 с гиперссылкой)
Любовь к природе, как, впрочем, и всякая человеческая любовь, несомненно, закладывается в нас с детства. (И.С.Соколов-Микитов)
Познавательная игра «Правда или вымысел?»
Ответ принимается от каждой команды. За правильный ответ – присуждается очко.
1. Умеет ли белка плавать? (правда);
2. Могут ли бобры строить двухэтажные домики? (правда);
3. Можно ли выманить из норки бурундучка с помощью ивовой дудочки? (правда);
4. Может ли крупная рыба поймать горностая? (правда, если он в воде);
5. Можно ли приручить выдру, как собаку? (можно, она будет ловить рыбу);
6. Могут ли муравьи тащить груз, который тяжелее их веса? (могут);
7. Существует ли в природе «муравьиное масло»? (да, оно лечебное);
8. Можно ли по рогам лося установить его возраст? (да, с каждым годом на рогах прибавляется отросток);
9. Может ли паук спускаться под воду? (да, паук-водолаз носит на брюшке пузырь с воздухом);
10.Может ли птица ползать по стволу вниз головой? (да. Эта птица – поползень);
11.Правда ли, что воробьи зимой улетают на юг? (нет - это выдумка)
13.Когда мыши вырастают они становятся крысами? (нет)
Адрес задания: https://learningapps.org/display?v=p0cjjkcyc17
4) тур (120 лет Е.Щварцу) Знакомство с писателем.
слайд 30
О писателе: https://www.youtube.com/watch?v=7c0ikYOGGQI
Сказка: https://www.youtube.com/watch?v=ThSUYvqqxHw
3. Рефлексия
Продолжите фразу: "Чтобы быть грамотным нужно...."
4. Подведение итогов. Награждение.
Молодцы, я думаю вы с пользой провели этот час, итак, наши победители....
Список литературы.
1. Пословицы http://deti.cbs-angarsk.ru/detyam/stihi_pesni_zagadki/primeti/poslovitsi_i_pogovorki_k_mejdunarodnomu_dnyu_gramotnosti.html
2. Загадки: http://www.proza.ru/2012/02/14/728
3. Викторина http://kladraz.ru/blogs/vera-valerevna-ljapina/viktorina-s-otvetami-po-povesti-skazke-a-tolstogo-zolotoi-klyuchik-ili-priklyuchenija-buratino-dlja-2-klasa.html
4. «Страницы книг расскажут о природе»: работа с произведениями писателей-юбиляров 2017 года (К.Г.Паустовский, Д.Н.Мамин-Сибиряк, Б.С.Житков, И.С.Соколов – Микитов, Ю.Я.Яковлев) Методические рекомендации. http://odb-45.ru/data/im08.pdf
5. https://www.youtube.com/watch?v=lIIyscJrbSQ Е.Щварц.