Игра «Быки и коровы» и «Математические карты»

Разделы: Начальная школа

Классы: 2, 3, 4, 5, 6

Ключевые слова: математическая игра, занимательная математика, быки коровы


Игра “Быки и коровы”

Игра “БЫКИ–КОРОВЫ” - замечательная логическая игра, не требующая специальных приспособлений. В нее можно играть в любых ситуациях: дома, на даче, в поездках и даже в ожидании очередей.

Игра развивает умение сравнивать и анализировать.

Играют двое. Каждый загадывает число из четырех неповторяющихся цифр (ноль в игре используется, но на первом месте стоять не может).

Задача противника отгадать число из 10 попыток.

Противник называет любое 4-хзначное число, у которого цифры также не повторяются Его необходимо написать под своим загаданным числом, чтобы было удобно сравнивать цифры. При совпадении цифр названного числа с загаданным говорится “БЫК”. Бык означает, что цифра отгадана и стоит в нужной позиции (например, в задуманном числе первая цифра 3 и в названном противником – тоже первая 3 – это бык.). Корова означает, что цифра отгадана, но она стоит не в своей позиции. Путем логических рассуждений и проверки ответов необходимо угадать все 4 цифры числа и их порядок. Выигрывает тот, кто первым угадает число противника. Например, загадано 3749 и победитель называет 3749.

Игра с числами на самом деле не очень сложна, так как цифр всего 10 и повторяться они не могут. Ее могут освоить дети даже 8-9 лет.

Пример игры:

3749 – загаданное число

3589 – называет противник – ваш ответ – 2 быка. (3 и 9 стоят на своих местах)

7628 – называет противник – ваш ответ – 1 корова. (только 7 есть в числе, но не на своем месте).

Значит, из первого числа используются 2 цифры, а из второго только одна (но какие после первого ответа определить невозможно). Дальше, называя следующие числа, надо вычислить сами цифры и их порядок.

По двум ответам определить используется ли цифра 8 в загаданном числе нельзя – надо пробовать другие числа и сравнивать, какой ответ получаешь. Например, 8601 – ни одной цифры в загаданном числе нет. Значит, и в первом, и во втором числе цифры 6 и 8 можно зачеркнуть и дальше пробовать числа без этих цифр.

4973 – называет противник – ваш ответ – 4 коровы (т.е. все цифры правильные, а вот их порядок – нет). А вот ответ: 3 быка 1 корова быть не может, так как если три цифры стоят на своем месте, то и четвертая – тоже.

ИГРА “Быки и коровы” со словами

После освоения игры с числами интереснее перейти на игру со словами.

В русском языке очень много слов из 4 букв (играем всегда в значащие слова). А сочетание букв могут быть самые разные: и 3 согласных 1 гласная, и 2 на 2, и 1 на 3. Не используется только твердый знак и слова типа МАМА, ФАРА, РАМА, ОКНО, ТОРТ и т.д., где 2 одинаковые буквы. Принцип игры остается тем же: буква на своем месте – бык, буква есть в слове, но не на своем месте, - корова.

Играть можно на любом клочке бумаги, годится даже пол-листочка или исписанный с одной стороны, а заставляет сравнивать и логически мыслить, так как надо все время заниматься перестановками и анализом – где же все-таки бык и какой он? Например, противник может загадать и пруд, и прут, и порт – и замена даже одной буквы приводит уже к новому слову, а иногда одни и те же буквы могут быть в разном порядке – и будет два разных слова, например, лето и тело. Себе на листочке сбоку для подсказки удобно выписывать алфавит и проверять разные варианты подстановки букв (тень, день, пень, лень.....)

Примеры игры:

* * * *

  • рука – 1 к
  • слон – пусто (нет ни одной буквы)
  • гриб – 3 б
  • горб – 1 б 1 к
  • бусы – пусто
  • грим – 3 б
  • гриф – слово угадано.

* * * *

  • луна – 1 б
  • море – 1 к
  • угол – 1 к
  • порт – 1 к
  • нора – 1 к
  • стул – 1 к
  • лень – пусто
  • буря – 1 б 2 к
  • рука – 1 б 1 к
  • сруб – 3 к
  • шуба – 2 б
  • зубр – слово угадано.

Математические карты

Игра позволяет тренировать устный счет и таблицу умножения. Рекомендуется для учащихся начальной школы.

Делаются они так: берутся два набора чисел от 1 до 24 (для чисел удобно использовать старый настенный календарь). Всего 48 карт. На каждой карте (основа – картон) делается одно число в двух противоположных углах, чтобы тому, кто сидит напротив, было удобно смотреть на это же число (см. рисунок).

Правила: Каждому играющему дается по 4 карты. Начинающему игру дается пятая карта. Из своих 5 карт он выбирает одну, которую дает соседу в качестве задания.

Принцип игры такой: игрок из своих 4 карт, то есть чисел, используя любые математические действия: +, - , *, : (сложение, вычитание, умножение, деление) и ставя числа в любом(!) порядке, должен получить ответ, который дал ему сосед. Те числа-карты, которые он при этом использовал вместе с ответом, игрок берет себе как "взятку". А в конце игры каждый считает, сколько он набрал карт в своей стопочке. Эта игра рассчитана на тренировку устного счета, простейшего деления и умножения (все варианты до 24).

Например: первому игроку достались карты: 17, 4, 8, 9. А в качестве задания дали сделать 10 или 16.

  • число10 получается очень легко: 8:4+17-9=10;
  • число 16 сделать уже сложнее: (17-9)*(8:4)=16.

А если "поиграть" с этими числами, то можно получить еще целый набор ответов: 12, 14, 13, 23, 6, 4, 20... Например, 12 = 17 – 4 – (9 - 8). 14 = 17 – 4 + (9 – 8).

Преимущество игры в том, что последовательность чисел и математических действий не фиксирована, как в учебнике математики, а играющий сам должен определить их, перекладывая карточки в любом порядке, а также то, что игра ведется в открытую и все играющие тоже “ломают голову”, чтобы решить данный пример.

Если скобки используются при записи примера, то устно можно про них ничего не говорить, просто называть действия в нужном порядке: для 16 (из примера выше): сначала из 17 вычитаю 9, получается 8; 8 делю на 4, и 8 умножаю на 2. Очень часто есть несколько вариантов получения ответа.

Иногда, конечно, бывает такая ситуация, когда ответ ну никак не получается, тогда взрослый проверяет это и просит, чтобы поменяли задание или меняет одну карту у игрока из неиспользованной колоды. Иногда решение может быть только из трех карт, тогда игрок берет себе во "взятку" не 5, а 4 карты.

В этой игре дети, например, очень хорошо тренируют простейшее деление и умножение (на 2, на 3, на 4), а также свойство 1: если на нее умножить или разделить - число не изменится.

Рекомендую попробовать и поиграть дома, а также давать набор чисел и результат, который надо получить, как дополнительное задание на уроках математики.