Итоговый тест "Знаешь ли ты Паскаль?"

19.05.2016

Современный педагогический процесс невозможно представить без широкого внедрения новых информационных технологий на всех этапах обучения. Переход на стандарты нового поколения требует формирования новых критериев контроля и оценки учебной деятельности учащихся.

Одним из направлений совершенствования контроля знаний и умений учащихся является тестовая технология. Тестирование стало еще более актуальным с введением единого государственного экзамена (ЕГЭ). В связи с этим учащиеся должны уметь свободно работать на компьютере в различных тестовых программах и Интернете. Тестирование для них должно стать привычным делом.

Первое применение тестов в системе образования относится к 1904 году. Сначала это были психологические тесты для отбора детей с пониженным уровнем интеллекта. Педагогические же тесты направлены на выявление тех личностных новообразований и приращений, которые получены в результате систематического обучения. Это предполагает, что в тесте должны быть собраны задания, принадлежащие к одной учебной дисциплине.

Тесты – одно из средств проверки и оценки результатов обучения. Формы тестов: индивидуализированные, групповые, устные, письменные, бланковые, компьютерные.
Из всех видов тестов для проверки уровня обученности используются в основном тесты достижений, с помощью которых оценивается развитие знаний, умений, деятельности после обучения. Необходимо отметить, что тест отвечает целям любого вида контроля - предварительного, текущего, тематического, итогового.

К достоинству тестов можно отнести:

  • оперативность. Используя их, можно быстро проверить и оценить уровень усвоения материала;
  • объективность проверки и оценки ЗУН;
  • перспективные измерители уровня обученности учащихся в условиях введения в практику ЕГЭ.

Контроль в виде теста обеспечивает хорошую обратную связь преподавателя с обучаемыми: тесты можно проводить так часто, как это необходимо преподавателю, каждый испытуемый проходит тест с такой скоростью, с какой ему удобнее. В конце теста выставляется оценка, не зависящая от настроения преподавателя, его отношения к конкретному учащемуся, впечатления от его ответов на предыдущие вопросы. Тесты экономят время преподавателя (имеется в виду только проведение самого теста). Эти преимущества тестов приводят к их широкому использованию, но при этом нужно иметь в виду, что проведение тестов предполагает большую предварительную работу по подготовке и компоновке тестовых заданий.
Существуют разные подходы к оценке результатов тестирования. Один из них говорит о том, что каждое задание должно быть оценено одним баллом в случае правильного выполнения и нулем баллов в случае его неправильного выполнения. Этот подход крайне рациональный, поскольку обработка полученных результатов становится достаточно простой.

Тема занятия: Итоговый контроль знаний по теме «Основы программирования».

Цель занятия: проверить усвоенный материал по теме «Основы программирования» и обобщить представление о языке программирования Паскаль.

Задачи занятия:

обучающие:

  • проверка знаний, умений и навыков работы в языке Паскаль;
  • систематизация теоретических знаний;
  • формирование умений работать с тестовыми материалами.

развивающие:

  • развитие алгоритмического и логического мышления;
  • развитие творческой активности, смекалки, познавательного интереса, скорости реакции;

воспитательные:

  • воспитывать умение принимать обдуманные решения;
  • профессиональное самоопределение.

Тип занятия: проверка знаний и умений.

Возраст обучающихся: учащиеся соответствующего профиля учреждений дополнительного образования или обучающиеся профильных групп 10-11 классов.

Оборудование занятия:

  • маркерная доска, маркер;
  • мультимедийный проектор;
  • компьютеры, объединенные в локальную сеть;
  • раздаточные материалы.

Методическое обеспечение занятия:

Методы и приемы обучения: словесные, наглядные, проблемно-поисковые, практические, поощрение, создание ситуации успеха.

Планируемая деятельность учащихся: проверка теоретических знаний – выполнение тестовых заданий, обобщение знаний;

Структура учебной деятельности (в условиях реализации ФГОС):

  • учебная задача – цель, которую перед собой ставит учащийся;
  • учебное действие – система существенных признаков понятия или алгоритм;
  • самоконтроль – определение правильности выполненного действия;
  • самооценка – определение степени соответствия образцу или качества выполненного действия.

Рекомендации по проведению занятия:

  • Время выполнения теста 2 часа.
  • презентация может демонстрироваться на экране для групповой работы, или передана по локальной сети на каждое рабочее место (ПК) для работы в индивидуальном режиме;
  • во время занятия необходимо соблюдать режим работы в компьютерном классе;
  • каждый учащийся получает для практической работы свой экземпляр теста (Приложение 1) и матрицу ответов (Приложение 3). Выполненная работа остается у учащегося;
  • в зависимости от уровня подготовки учащихся, педагог может использовать проверочные задания не только в виде самоконтроля, но и используя формы педагогической проверки знаний:
  • самоконтроль. Учащиеся работают в индивидуальном режиме за компьютером, заполняют матрицу ответов и сверяют свой ответ с предложенным ответом в презентации. Подсчитывают количество правильных ответов.
  • взаимоконтроль. В режиме проверки педагогом учащиеся работают с бумажным вариантом теста и заполняют матрицу ответов. Потом обмениваются своими ответами и сверяют ответы с ответами на слайдах презентации. Подсчитывают количество правильных ответов.

Формы контроля и оценки результата:

  • тестовое задание;
  • самопроверка, взаимопроверка.

Содержание и ход занятия

Задачи

Действия педагога

Рекомендации к выполнению заданий

Планируемая деятельность учащихся

Практический результат

 

1. Организационный этап

 

Организация внимания, настрой на предстоящую практическую работу

Приветствует учащихся, отмечает отсутствующих, знакомит с темой занятия

 

Приветствуют педагога, занимают рабочие места, готовят ручки, тетради

Активизация внимания, настрой на предстоящую работу

Знакомство с содержанием и целью занятия, правилами заполнения теста, оценкой выполненной работы

Напоминает условные обозначения, раздает работы с заданиями

Данные условные обозначения используются во всех презентациях автора

Записывают тему занятия, подписывают свой экземпляр тестовой работы

Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности

 

2. Подготовительный этап

 

Повторение тем, изученных на предыдущих занятиях

Обращает внимание учащихся на связь данной темы с предыдущими занятиями, психологически готовит обучающихся к проведению самоконтроля

 

Слушают объяснение педагога, вспоминают ранее изученный материал

Готовность выполнять задания по темам изученным ранее

 

3. Основной этап

 

Самостоятельное выполнение теста

Рассказывает о работе на этом этапе

 

Слушают педагога, работают с тестом

Готовность к выполнению заданий теста

 

4. Итоговый этап

 

Оценка практической работы учащихся

Оценивает работу учащихся

Оценить работу учащихся и сделать выводы:

  • освоили ли они тему,
  • что вызвало особое затруднение;
  • что можно использовать на следующем занятии для исправления ошибок

В конце занятия учащиеся представляют педагогу данные о выполненной работе

Осознание и адекватная оценка учащимися собственных возможностей, умение анализировать и применять знания на практике

Снять эмоциональное напряжение после выполненной работы, мотивировать учащихся к повышению уровня своих знаний через самообразование

Рекомендует материалы для самоподготовки, совершенствования и пополнения знаний

«Учитель только открывает дверь, но войти в неё ты должен сам»
(китайская пословица)

Слушают педагога, обсуждают, выражают свое понимание смысла пословицы

Учащиеся принимают к сведению информацию.
Мотивация учащихся к дальнейшему пополнению и совершенствованию своих знаний

Ожидаемые образовательные результаты:

предметные:

  • сформированность умений учащихся работать с тестовыми материалами;

личностные:

  • готовность и способность к принятию самостоятельных решений;
  • пробуждение интереса к практической и теоретической деятельности в целях дальнейшего профессионального самоопределения;
  • активная познавательная и творческая деятельность;

метапредметные:

  • умение анализировать, формулировать цель, планировать, осуществлять самоконтроль и оценку своей деятельности;
  • умение сотрудничать с педагогом и другими учащимися, определять способы взаимодействия;
  • умение осуществлять самоконтроль и определять свой уровень усвоения учебного материала;

интегрированные:

  • умение учащихся управлять собственной деятельностью от цели до планируемого результата;
  • умение выбрать способы действий в соответствии с индивидуальным стилем деятельности;
  • умение ориентироваться в различных ситуациях, владеть стратегией и приемами деятельности.

a_id: 660753