М.П. Мусоргский в Тульской губернии

Разделы: История и обществознание, Презентация к уроку


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


"Исконно русское звучит во всем, что творил Мусоргский".
Н.К.Рерих

Говоря о музыкальной культуре Тульского края, несомненно, следует отметить недолгое, но очень значимое пребывание Модеста Петровича Мусоргского в имении Шилово (ныне территория г. Ясногорска).

Модест Петрович Мусоргский (1839-1881 гг.) – великий русский композитор, очень яркий и самобытный представитель ХХ века. Являлся членом музыкального кружка "Могучая кучка".

Композитор работал преимущественно над вокальной музыкой, главным жанром которой была опера. Именно оперы принесли известность данному человеку. Он написал монументальные произведения, раскрывающие исторические события нашей страны (“Борис Годунов”, “Хованщина”).

Жизнь простых людей никогда не оставляла его равнодушным. Идеи писателей-демократов - стремление к социальной справедливости, сочувствие крестьянской доле, уважение и вера в силу народа - становятся его идеями и воплощаются в музыкальных образах. Видимо поэтому, народ становится главным действующим лицом в его произведениях. “Я разумею народ как великую личность, одушевленную единой идеей”.

Запечатлены человеческие образы также в песнях – драматических сценах, в которых обращался Мусоргский к социально-заострённым темам из народной жизни (“Калистрат”, “Сиротка”). Среди его сочинений следует отметить: фортепианный цикл “Картинки с выставки”, оперы – “Сорочинская ярмарка”, “Саламбо”, “Женитьба” (первый акт), вокальные циклы “Детская”, “Без солнца”, “Песни и пляски смерти”.

Модест Петрович происходил из старинного рода Мусоргских, представителей рода Рюриковичей. Родился в 1839 году и провел свое детство в имении родителей, в селе

Карево Псковской губернии. Там он вместе с братом Филаретом получил домашнее образование и затем поступил в училище Петришуле. Но он его не заканчивает и поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков, а затем и в лейб-гвардейский Преображенский полк.

К музыке Мусоргского тянуло ещё с детства. Няня рассказывала ему удивительные сказки, а он под их впечатлением импровизировал на фортепиано. Обучением музыкой маленького Модеста руководила его мать.

Однако встреча с А.С.Даргомыжским и М.А. Балакиревым бесповоротно меняет его жизнь. Будущий композитор решает всерьёз заняться музыкой и бросает военную службу.

Летом 1868 г. композитор приезжает в деревню Шилово по настоянию жены его брата Филарета, так как холостяцкая жизнь Модеста в Петербурге нередко заставляла родственников волноваться. Приехав в имение, мастер продолжает работу над оперой “Женитьба”, начатую в родном городе.

Мусоргский поставил перед собой сверхсложную задачу – передать музыкой весь одноименный текст комедийной пьесы Н.В. Гоголя. Музыкальная интонация должна была обрести зримость, подобно интонации в игре драматического актера. “Моя музыка должна быть художественным воспроизведением человеческой речи во всех тончайших изгибах”. Этот смелый шаг он делает, последовав примеру своего “учителя великой правды”, уроженца Тульского края Александра Сергеевича Даргомыжского. Даргомыжский, в свою очередь, взявшись за написание оперы “Каменный гость” по трагедии А.С.Пушкина, стремился сочетать музыку со стихами Пушкина, не меняя в них ни строчки, не стесняя их течения музыкальной формой. Каждый новый фрагмент оперы композитор показывал своим молодым друзьям-музыкантам, членам объединения “Могучая кучка”.

На титульном листе будущего сочинения Мусоргский выведет: “Опыт драматической музыки в прозе”. На первых страницах нотных набросков Мусоргский делает пометку: “Начал писать во вторник 11-го Июня 68 г. в Петербурге. Окончил действие во вторник 8-го июля 68г. в Тульской деревне Шилово. М. Мусоргский”. По мере создания оперы автор делает приписки: “2-го Июля 68г. Изба в Шилове – М. Мусоргский”, “5-го Июля 68 г. – М. Мусоргский”.

Находясь в гостях у брата, новатор достаточно быстро и легко воплощал в жизнь свою задумку, ведь весь “материал” был перед ним: образы, фольклор, разговорная речь и т.д. Работе способствовала и погода – июль выдался дождливым, и под шум дождевых струй ни о чем, ни думалось кроме “Женитьбы”.

Объятый гостеприимством крестьян, музыкант не страшился никакой тяжелой крестьянской работы – ни косьбы, ни сбора урожая. “Вот я на подножном корму во всех отношениях, - писал он из Шилова 3 июля 1868 г. одному из своих друзей. – Помещаюсь в избе, пью молоко, и целый день состою на воздухе, только на ночь меня загоняют, в стойло... Я покончил первую сцену “Женитьбы””. Совместный труд Мусоргского с мужиками да бабами был оправдан желанием композитора изнутри изучить колорит жизни простых рабочих, народные напевы и интонации, их душевные терзания. Всматриваясь в людские характеры и всяческие проявления народной жизни, он мастерски фиксировал все свои наблюдения музыкальным языком. “Какую ли речь ни услышу, кто бы ни говорил, уж у меня в мозгах работается музыкальное изложение такой речи...”. Простота будней, колоритность характеров шиловских крестьян его восхищали.

Интересный факт, что в имении не было музыкальных инструментов, однако композитора это нисколько не смущало – Мусоргский обладал замечательным слухом и голосом, который он успешно развивал под руководством М.А. Балакирева. И для проверки сочиненных мелодий он пользовался в Шилове своим голосом.

В перерывах между писанием оперы Мусоргский с головой погружался в деревенскую трудовую жизнь, которую считал отдыхом. Еще одним развлечением композитора здесь было написание писем его дяде и единомышленникам из “Могучей кучки”. В письмах к своим петербургским друзьям он сообщал, что около Тулы и ст. Лаптево (ныне город Ясногорск) “урожай сена давно невиданный”, что он “греб сено, варил варенья и делал маринады. Сено вышло очень хорошо, маринады и варенья очень вкусны”.

Встречи с крестьянами, их напевный среднерусский говор глубоко запали в душу композитора. Из писем, отосланных дяде профессору В.В. Никольскому, было видно, что Модест Петрович радуется живому слову, используя (подобно Н.В. Гоголю, над которым работал в данное время) народную речь, церковнославянские слова. Ему не надо было выдумывать своих героев, искать “характерных баб” и “типичных мужиков” – они встречались на каждом шагу. Поэтому первое действие “разговорной оперы” было создано на основе музыкальных зарисовок с реальных персонажей. “Подмечаю баб характерных и мужиков типичных — могут пригодиться и те и другие. Сколько свежих, нетронутых искусством сторон кишит в русской натуре, ох сколько! И каких сочных, славных...”.

“Наблюдая за бабами и мужиками, - писал он своему другу Ц. Кюи 15 августа 1868 г., – извлек аппетитные экземпляры. Всё сие мне пригодится, а бабьи экземпляры – просто клад”. Первое действие было закончено в черновом виде.

Чтобы перейти ко второму действию, Мусоргскому необходим перерыв. “Чувствую, что выждать надо, чтобы купеческий характер (начало акта) и Жевакин с Яичницей вышли настолько же путно окрашенными, как удалось окрасить Феклу и Кочкарева. А многое складывается. Вот уж поистине, “чем дальше в лес, тем больше дров!” И что за капризный, тонкий Гоголь”.

Осенью 1868 г. композитор возвращается в Петербург и с легкостью работает над клавиром, чтобы продемонстрировать друзьям. В сентябре “Женитьба” ставится сначала у А. Пургольда, затем у Ц. Кюи. Все вокальные партии Мусоргский исполняет самостоятельно.

Все были поражены задачей Мусоргского, восхищались его характеристиками и многими речитативными фразами, недоумевали перед некоторыми аккордами и гармоническими последовательностями, “дикими созвучиями”, противоречащим правилам гармонии. Через речитатив Мусоргский смог обрисовать каждого из действующих лиц – тупого тяжелодума Подколесина, легкомысленного вертуна Кочкарева, угрюмого слуги Степана и трещотки – свахи Фёклы. Спустя многие годы музыковеды, прикоснувшись к незаконченному произведению, увидят мини-портреты персонажей. Каждого героя характеризуют определенные интервалы: тритоны у Подколесина, терции и сексты у Феклы и т.д.

Однако “Женитьба” была оставлена композитором по окончании первого акта, уступив место грандиозному замыслу – опере “Борис Годунов”.

Первое действие “Женитьбы” будет лежать в виде рукописи, потом Мусоргский подарит ее В.В. Стасову. Много лет спустя Стасов передаст ее на хранение в Публичную библиотеку. До сих пор многим музыковедам непонятно примечание его на титульном листе — справа, по вертикали, простым карандашом: “Передавая эту рукопись Импер. Публ. б-ке в полную собственность, покорно прошу не давать и не показывать ее никому при моей жизни”. Новаторское творчество Мусоргского далеко опередило своё время, и видимо Стасов боялся, что современники не смогут верно, услышать и оценить труд композитора.

Однако в 1906 году рукопись все-таки отдается Н.А. Римскому-Корсакову, который исправляет нотный текст, казавшийся ему в некоторых местах просто “нелепым”. Спустя 40лет, после написания Мусоргским, неоконченная опера звучит на концерте под фортепиано.

Опыт Модеста Петровича, приобретенный в Тульской губернии, пригодился композиторам XX века. И.Ф. Скрябин, С.С. Прокофьев полностью отрекаются от оперных традиций, сочиняя музыку на нерифмованный текст. Речитативная опера в XX веке становится явлением частым и даже обыкновенным.

Список литературы

  1. Мусоргский, М.П. Литературное наследство. [Т. 1]. Письма. Биографические материалы и документы / М.П. Мусоргский. – М. : Музыка, 1971. – 400 с. : ил. На с. 97-107 – письма, написанные композитором в период его пребывания в с. Шилово Тул. губ.
  2. Мусоргский Модест Петрович // Тульский биогр. слов. – Тула, 1996. – Т. 2 : (М – Я). – С. 50. – Лит. в конце ст.
  3. Леонов, Г. Здесь работал Мусоргский / Г. Леонов // По ленинскому пути. – 1962. – 11 июня.