Цель мероприятия: познакомить учащихся с личностью и творчеством знаменитого английского драматурга и писателя, проанализировать избранные страницы его творчества, “нарисовать” портрет Оскара Уайльда.
Оформление: в день празднования дня рождения писателя школа украшается знаменитыми афоризмами Оскара Уайльда, его портретами с названиями произведений на английском языке (см. Приложение №2).
Сценарий мероприятия
Вступительная часть праздника.
Немного рекламы. Заранее подготовленные учащиеся старших классов совершают рейд по классам средней школы. Они говорят о том, что сегодня день рождения у знаменитого английского писателя и драматурга Оскара Уайльда. Спрашивают, знают ли его творчество дети. Зачитывают самые яркие отрывки из сказок писателя. Показывают, если есть возможность, видеофрагменты из мультфильмов и кинофильмов, снятых по мотивам сказок Оскара Уайльда. И приглашают на инсценировку сказки “Соловей и роза” на английском языке, которая состоится на большой перемене.
Основная часть праздника.
Немного театра. На большой перемене учащиеся старших классов показывают инсценировку сказки “Соловей и роза” на английском языке (см. Приложение №1).
После уроков учащиеся старших классов собираются на читательскую конференцию. И им предлагается по ходу мероприятия составить своеобразный портрет человека, который стал символом эпохи декаданса.
Ход конференции
Конференцию ведут учителя литературы, английского языка и музыки.
1. Просмотр фрагмента из мультфильма “Кентервильское привидение”.
“Когда заплачет, не шутя, здесь златокудрое дитя, молитва утолит печаль, и зацветет в саду миндаль, — тогда взликует этот дом, и дух уснет, живущий в нем”. Именно такие строки прочитала маленькая Вирджиния на окне библиотеки старого замка. Девочка не знала, что значат эти странные слова, пока обитавшее в замке привидение лорда Кентервиля не обратилось к ней с просьбой о помощи...
Учащиеся вспоминают данное произведение писателя и делают выводы о том, чему нас учит эта добрая сказка.
2. Немного о личности писателя. Оскар Уайльд (1854 - 1900), рано познавший опьяняющий вкус славы, был неудержим в своих страстях. Кумир женщин и объект привязанности мужчин, Уайльд жадно пил из чаши наслаждений, окруженный восхищенными сотрапезниками и почитателями. Он так и не заметил мгновения, когда изысканный нектар начал приобретать привкус отравы. Этот кубок он также осушил до дна, но уже - в одиночестве...
3. Учащимся предлагается текст стихотворения в прозе Оскара Уайльда “Художник” (см. Приложение №1). Задача учащихся подумать, каким предстает писатель перед своими читателями. Что можно сказать о его отношении к творчеству? Каковы его жизненные и моральные ценности? Выводы записываются на специальную доску.
4. Немного биографии. Оскар Уайльд вырос в обеспеченной аристократической семье и получил блестящее образование: сначала престижный колледж Св. Троицы в Дублине, затем колледж Св. Магдалины в Оксфорде в Англии. Юноша был очень одаренный, увлекался историей и античной литературой, проявлял способности к языкам. Особенно в Оксфорде Уайльд много работал над собой, именно там он выработал кристальный английский акцент. После окончания университета (1878) Оскар Уайльд переезжает в Лондон, где перед ним открываются большие возможности. Он становится журналистом, пишет статьи по вопросам искусства и литературы, одновременно читает лекции, в которых пропагандирует эстетизм. Молодой красивый человек, повеса и острослов, он становится частым гостем лондонских салонов. Ему всегда рады, его ждут.
5. Немного портрета. Экстравагантный костюм помогает Уайльду завоевать Лондон. Короткая бархатная куртка, короткие – до колен – атласные штаны, жилет в цветочках, лакированные туфли с серебряными пряжками, берет на длинных каштановых кудрях, лилия или подсолнух в руке. Все это должно было эпатировать чопорную викторианскую публику и вызвать интерес к эстетизму.
Прекрасно одетый, с неизменным цветком в петлице, он – законодатель лондонской моды. Его называют “британский нарцисс”, им восхищаются. А он, эстет по натуре, восхищается красотой, все безобразное его отталкивает, а тривиальное – раздражает. Он скучает и одновременно страдает от пошлости и несовершенства мира, ища свое прибежище в красоте, которую находит в искусстве, “где всегда много радости и немного забвения, где хотя бы на краткий миг можно позабыть все распри и ужасы мира”.
6. Учащимся предлагается поразмышлять над внешним обликом писателя и сделать записи-выводы на нашей специальной доске.
7. Немного о творчестве. Оскар Уайльд начинает серьезно заниматься творчеством. Первый поэтический сборник “Стихотворения” (Poems) он издает на свои деньги в 1881 году. Чтобы немного развеяться, Оскар Уайльд отправляется путешествовать. Сначала он едет в Америку, где читает лекции по теории искусства. ( “Ренессанс английского искусства” — его первая лекция). Проведя год в Америке, Оскар отправляется в Париж, где легко завоевывает симпатию таких известных писателей как Поль Верлен, Эмиль Золя, Виктор Гюго, Стефан Малларме, Анатоль Франс и др.
У Оскара Уайльда прекрасная дикция и он, играя словами, как будто очаровывает, завораживает своих слушателей, которые попадают под влияние его харизматической личности. Начинается наиболее плодотворный период его творчества (1887-1895 г.г.)
- 1887 г.- сборник “Кентервильское привидение” (“The Canterville Ghost”);
- 1888 г. - сборник “Счастливый принц и другие сказки” (“The Happy prince and Other Tales”);
- 1892 г. - сборник “Гранатовый домик” (“A House of Pomegranates”).
Именно сказки принесут ему настоящую славу в будущем. Они любимы читателями во всем мире, интересны людям разного возраста: и взрослым, и детям. Эти трогательные, грустные, смешные истории заставляют задуматься о таких вечных понятиях, как добро и зло, любовь и дружба, преданность и сострадание.
Однако, если прочитать эти “детские сказки”, нельзя не заметить их пронизывающую грусть и неудовлетворенность окружающей жизнью. Его “счастливый принц” несчастен и сердце его разбивается от горя, а соловей умирает в страданиях на шипе розового куста.
Откуда эта настроение? Что кроется за маской “лондонского денди” и “баловня судьбы”?
8. Учащимся предлагается поразмышлять над смыслом недетских сказок писателя и сделать записи-выводы на нашей специальной доске.
9. 1890 год и выход в свет единственного романа Оскара Уайльда “Портрет Дориана Грея” (“The Picture of Dorian Gray”). Это взрыв, удар по буржуазной морали, удар по всему английскому обществу. Неудивительно, что публика не поняла и не приняла этот роман, а критики обвинили автора в безнравственности. А ведь смысл-то произведения как раз в том, что убить свою совесть – это все равно, что убить себя, свою душу. Драматичная, парадоксальная, завораживающе - интригующая история Дориана Грея, ставшего жертвой собственного желания вечной жизни, несмотря на прошедшие с момента опубликования романа сто двадцать лет, до сих пор остается магнетически притягательной как для читателей, так и для режиссеров.
Участники праздника читают предисловие к роману и выделяют фразы, которые смело можно назвать афоризмами.
Художник — тот, кто создает прекрасное.
Мысль и Слово для художника — средства Искусства. Порок и Добродетель — материал для его творчества.
Если произведение искусства вызывает споры, — значит, в нем есть нечто новое, сложное и значительное.
Пусть критики расходятся во мнениях, — художник остается верен себе.
Всякое искусство совершенно бесполезно.
Далее обращаются к избранным главам романа (см. Приложение №1) и пытаются понять, какой человек мог создать, написать подобное. Выводы записывают на нашей специальной доске.
9. Путь к сердцу английской публики. Оскару Уайльду 37 лет. Начинается последний счастливый период его жизни. Писатель обращается к драматургии. Правда, начинается все опять с неудачи. Уайльд пишет пьесу “Саломея”, специально для Сары Бернар, но пьесу запрещают к постановке в Лондоне. Однако в 1892 году выходит в свет первая комедия Уайльда — “Веер леди Уиндермир” (Lady Windermere’s Fan). Затем в 1893 году выходит комедия — “Женщина, не стоящая внимания” (“The Woman of No Importance”). Успех писателя растет, публика им восторгается. В 1895 Уайльд пишет еще две комедии — “Идеальный муж” (“An Ideal Husband”) и “Как важно быть серьёзным” (“The Importance of Being Earnest”).
Действия пьес вращаются вокруг шантажа и политической коррупции, затрагивают темы общественной и частной честности. События происходят в Лондоне, в “настоящем” (период написания произведения)...
“Рано или поздно”, — отмечает Уайльд, — “нам придется расплатиться за наши поступки...” Но добавляет: “Не стоит судить человека только по его прошлому”.
Он будто играл в пинг-понг – легко, элегантно, театрально. Слова прыгали, как шарики... Щелк – афоризм, щелк – парадокс, щелк – оксюморон...
Оскар Уайльд, этот гений парадокса, изощренный эстет, “апостол красоты”, денди и циник, в любую секунду, подобно фокуснику, достающему кролика из шляпы, извлекал изящно скроенную остроту, шутку. В нем словно бил постоянно действующий фонтан остроумия, фейерверк отточенных парадоксов.
10. Немного афоризмов. Учащиеся читают афоризмы на английском языке и делают перевод.“Джентльмен – это человек, который никогда не оскорбит ближнего без намерения”,
“Весь мир – театр, но труппа никуда не годится.
“Человечество относится к себе слишком серьезно. Это его первородный грех”.
“Любовь к самому себе – роман, длящийся целую жизнь”.
“Единственный способ отделаться от искушения – поддаться ему”...
11. Вывод, к которому желательно привести участников праздника. Оскар Уайльд поднимается на вершину славы. Чувство стиля, ум, острота мыслей ему не изменяют. Но он теряет чувство меры и осторожности и начинает думать, что ему дозволено всё.
Завершающая часть праздника.
Разучивание стихотворения Оскара Уайльда “Желтый омнибус” (см. Приложение №1) и исполнение всем вместе под музыку. А так же своеобразный портрет знаменитого писателя, созданный своими руками.
Талант английского писателя Оскара Уайльда был поистине многогранен. Беллетрист, поэт, драматург и литературный критик, он является, пожалуй, одним из наиболее интересных представителей европейской литературы конца ХIХ века. Его творчество испытало сильнейшее влияние декаданса, но во многом выходило за его рамки. Знаменитый эстет и денди, забавлявший всех своей экстравагантностью и восхищавший своими парадоксами, человек, гнавшийся за красотой и чувственными удовольствиями, но, в конце концов, познавший унижение и тюрьму, Уайльд стал символической фигурой для декаданса конца XIX столетия.
Список использованных видеофрагментов
- Кентервильское привидение (м./ф.)/ Реж. Брумберг Б., Брумберг З., муз.– Варламова А.
- Звёздный мальчик (к./ф.) /Реж. Нечаев Л., муз. Рыбникова А.
- Идеальный муж (к./ф.) /Реж. Георгиев В., муз. Денисова Ю.
- Good Woman (к./ф.) /Реж. Баркер М., муз. Митчела Р.Дж.
- Портрет Дориана Грея (к./Ф.)/ Реж. Турбин В., муз. Пирумова А.
- Портрет Дориана Грея (музыкальный клип) /Реж. Костин Г. , муз. Леви Б.
Список литературы
Произведения:
- Уайльд О. Стихотворения. Портрет Дориана Грея. Тюремная исповедь. Стихотворения. Рассказы. М.: Художественная литература,1976 -767с. (Библиотека мировой литературы).
- Уайльд О. Король жизни. - М.: Художественная литература,1993- 494с.
- Уайльд О.Избранное. М.: Просвещение,1990 -384с. - (Школьная библиотека).
- Уайльд О. Избранное. М.: Просвещение,1992 -384с.
- Шкатулка сказок. - М.: Республика,1993- 383с.
- Уайльд О. Избранные произведения в двух томах. Том 1.- М.: Детгиз,1961- 400с.
- Антология мировой детской литературы. Том 7. М.: Аванта+,2003 - 624с.
- Литературные сказки зарубежных писателей. М.: Детская литература, 1982-655с.
- Российская школьная хрестоматия. /Сост. Ильчук Н.П. -М.: Интербук,1996 -288с.
- Уайльд О. Мальчик - Звезда: Сказки - М.: Эксмо,2014 -112с.: ил.
- Сказки для взрослых: Т.2 - М.: КАПИК,1992 -270с.
- Сказки Англии - М.: Дрофа,1992- 432с.
Литературоведение
- Энциклопедия для детей. Всемирная литература - М.: Аванта +, 2001 653с.
- Зарубежная литература ХХ века (1871-1917). - М.: Просвещение,1981 -638с.
- Зарубежная литература. - М.Просвещение, 1991 - 304с.
- Ерёмин В.Н.Сто великих поэтов - М.:Вече,2010 - 480с.
- Ломов В.М.Сто великих зарубежных писателей - М.:Вече,2009, 432с.
Статьи
- Борщевская М. Ю. О чём заливался соловей? // Литература,2012, №3 -с.17-20.
- Кривина Т. Что знал о красоте Оскар Уайльд//Литература,1998, №29-с. 9 -11.
- Кузнецова Н.К. Урок внеклассного чтения по сказке О.Уайльда “Мальчик - звезда”.//Уроки литературы,2006, №11 -с. 8-9.
- Мочалина С.Л. Рассказ Оскара Уайльда "Кентервильское привидение" 7 класс // Литература в школе,2007, №8,с.43- 44.
- Орлянская В.П. Проблема выбора в рассказе О. Уайльда “Кентервильское приведение”: Материалы к уроку в 9классе.// Уроки литературы, 2006, №11 -с.16.
- Паустовский К.Оскар Уайльд //Уроки литературы,2006, №11 - с.1-2.
- Семёнова Н. Сказка Уайльда “Мальчик - звезда”// Уроки литературы, 2003, №6 -с.14-15.
- Тамарина Т. Счастье делать добро: Урок по сказке О.Уайльда “Счастливый принц”. 5-6 классы.// Уроки литературы,2006, №11 - с.3-7.
- Шайтанов И.В конце века. Эстетизм // Литература, 2004, № 41- с.2-5.
- Шило Т.Б.Урок литературы по сопоставлению двух зарубежных произведений. // Литература в школе,2007, № 9 - с. 41-43.