Основные этапы жизни и творчества А.С. Пушкина

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (15 МБ)


Цель урока: познакомить учащихся с биографией поэта;

Задачи урока:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

  • вспомнить сведения о жизни и творчестве А.С.Пушкина, которые учащиеся запомнили в предыдущих классах;
  • вспомнить названия произведений, героев, проблематику известных сказок и произведений А.С.Пушкина, которые учащиеся изучали в предыдущих классах;
  • отрабатывать умение писать за учителем лекцию (заполнение таблицы);

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

  • прививать интерес к русской литературе;
  • воспитывать любовь к прекрасному, уважение к творческому наследию писателей и поэтов;
  • воспитывать чувство гордости за свой родной язык, за свою литературу;

РАЗВИВАЮЩИЕ:

  • развивать творческое мышление при выполнении заданий;
  • развивать навыки работы с лекционным материалом;
  • развивать внимание, память при выполнении поисковых заданий (при заполнении таблицы по страницам учебной литературы).

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ:

  • соблюдать правила и нормы при работе на компьютере, на интерактивной доске, выполнять комплекс физических упражнений и гимнастику для глаз.

Методические приёмы: лекция учителя, беседа по вопросам;

Тип урока: урок – лекция;

Домашнее задание: заполнить до конца таблицу (проработать материал статьи в учебнике);

Оборудование: портрет А.С.Пушкина, книги с произведениями А.С.Пушкина, на доске висят иллюстрации к произведениям А.С.Пушкина.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА.

  1. Организационный момент. Запись в дневники домашнего задания.
  2. Фронтальный опрос (повторение и обобщение пройденного материала).
  3. Заполнение таблицы по ходу лекции учителя.
  4. Физкультминутка.
  5. Заполнение таблицы по ходу лекции учителя.
  6. Рубрика “Как много в мире интересного”.
  7. Домашнее задание (объяснение).
  8. Подведение итогов.

Ход урока

1. Организационный момент. Приветствие учащихся. Запись в тетрадях даты, темы урока, начертить таблицу. Запись в дневники домашнего задания (заполнить таблицу материалом из учебной литературы) (слайд 1, 2, 3)

На доске записана тема урока: “Основные этапы жизни и творчества Александра Сергеевича Пушкина (1799-1837)”

2. Определение цели урока (Беседа с учащимися):

- Ребята, посмотрите на тему урока и скажите, о ком мы сегодня будем вести разговор?

3. - Ребята, скажите, что вам известно об Александре Сергеевиче Пушкине?

- Какие его произведения вы читали? О чём они?

- Каких героев вы помните?

- Какое ваше самое любимое произведение А.С.Пушкина?

- Иллюстрации из каких произведений вы видите на диске? (слайд 4)

4. Слово учителя. Действительно, имя А.С.Пушкина – гениального русского поэта – известно далеко за пределами нашей родины. С Пушкина начинается расцвет русской литературы, выдвинувший её на одно из первых мест в мировой литературе. Мы с детства знакомимся с Пушкиным: читаем его сказки, стихи, поэмы, прозу. Александр Твардовский писал о Пушкине: “Он входит в нашу жизнь в самом начале её и уже не покидает нас до конца”. (слайд 5)

ДЕТСТВО (1799-1811)

Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 26 мая 1799 года. Отец поэта, отставной майор Сергей Львович Пушкин, принадлежал к старинному, но обедневшему дворянскому роду. Мать, Надежда Осиповна, была внучкой Ибрагима Ганнибала. (слайд 6)

Отец поэта слыл острословом, увлекался литературой и любил декламировать из Мольера, собрал большую библиотеку, преимущественно из сочинений французских авторов, легко писал стихи по-французски, а иногда и по-русски. Он играл в любительских спектаклях, которые обычно сам и устраивал. (слайд 7)

Мать поэта была красива, любила выезжать, пользовалась успехом. Характер имела самый неровный: то гневалась так, что и прислуга, и дети, и муж не попадались ей на глаза, то вдруг становилась ласковой и нежной. Любимцем матери был младший сын Лев, а Александр часто раздражал её и часто после очередной шалости призывался на расправу. В Саше раздражало всё: упрямство мальчика, его детская некрасивость, привычка грызть ногти, его непохожесть на других детей, его непонятная сложность.

Пушкины часто принимали у себя видных литераторов или встречались с ними в других домах (познакомились с Н.М.Карамзиным, с В.А.Жуковским).

Пушкин рос задумчивым и рассеянным, что вызывало у родителей недоумение. У мальчика была внутренняя сосредоточенность, полное погружение в особый, ещё детский, но уже поэтический мир. Родители отмечали в нём пылкий нрав, необыкновенную память, наблюдательный не по годам ум.

Домашнее воспитание Пушкина было обычным для большинства дворянских семей. Родители читали детям французские книги и разговаривали дома только по-французски. И детям он дали французское воспитание, пригласив гувернанток и гувернёров. (слайд 8, 9)

В раннем детстве поэт почти не говорил по-русски и не знал русского языка. Его первыми учителями родного языка были бабушка Марья Алексеевна (“ума светлого и по своему времени образованного”), и няня Арина Родионовна (крепостная крестьянка, отпущенная на волю, но не пожелавшая уйти от “господ”), и дядька Никита Козлов, прошедший с Пушкиным весь его жизненный путь. В отличие от своих сверстников Пушкин был наделён необыкновенными творческими способностями. Атмосфера родительского дома стала превосходной умственной школой для пытливого ребёнка. Она развила поэтическое воображение, обогатила ум и чувства поэта знанием великих достижений мировой культуры.

ЛИЦЕЙ (1811-1817) (слайд 10)

В 1811 году Пушкин поступил в только что открывшийся Царскосельский лицей, куда его привёз дядя Василий Львович. (слайд 11)

Тогда Александру было 12 лет. На лицей возлагались большие надежды: он должен был готовить воспитанников для государственной деятельности и приравнивался к российским университетам. Александр жил в комнате №14, в которой были конторка, комод, железная кровать, стол для умывания, зеркало. (слайд 12)

Из всех лицейских профессоров Пушкин, как и другие лицеисты, выделял профессора нравственных наук А.П.Куницына. Поэт надолго запомнил его пламенную патриотическую речь на открытии лицея. Профессор утверждал, что от природы все люди равны и рождены свободными. Отсюда следовал вывод: “Никто не может приобрести права собственности на другого человека”. Это было ясно, понятно и справедливо. Молодой талантливый учитель сумел увлечь поэта и его товарищей подлинной любовью к свободе, ненавистью к деспотизму и позорному крепостному праву. Остальные профессора не оставили большого следа в духовном развитии Пушкина. (слайд 13)

Лицей был основан в грозную для России пору: огромная французская армия стояла у западных границ страны. Вскоре началась Отечественная война 1812 года. Через Царское Село шли войска. (слайд 14) Лицеисты их провожали... В свободные от уроков часы воспитанники вместе с педагогами спешили в газетную комнату, чтобы узнать свежие новости о движении неприятеля. Всех охватило глубокое патриотическое воодушевление. Оно сблизило лицеистов и одухотворило их дружбу.

После войны 1812 года в русском обществе усилилось политическое брожение. Все ждали значительных перемен в общественной жизни. Разговоры о свободе не прекращались. После заграничных походов вернулись русские офицеры, и лицеисты стали с ними встречаться. Пушкин познакомился с П.Я.Чаадаевым (слайд 15), блестящим гусарским офицером, философом, человеком острого ума, мятежного духа и поистине революционного темперамента. Юный лицеист восхищался им. Впоследствии Пушкин высоко оценивал значение Чаадаева для своего умственного и нравственного развития. Идеи Чаадаева были сходны с мыслями Куницына. Эти два человека впервые заставили Пушкина задуматься над положением дел в России.

Пушкин рано осознал, что крепостное право – зло и его нужно отменить, уничтожить, чтобы все люди были свободными.

Пушкин гордился знакомством с Чаадаевым и горько сожалел о том, что судьба не предоставила этому умному и образованнейшему человеку обширного поля государственной деятельности.

Пушкину хотелось скорее принять непосредственное участие в многообразной и кипучей общественно-литературной жизни. Поэтому он стал тяготиться пребыванием в лицее, закрытом учебном заведении. Пушкин увлёкся борьбой, фехтованием, играл в лапту, в мяч и очень сердился, когда его побеждали. Он легко забывал пустячные обиды, но долго помнил серьёзные, нанесённые ему как человеку и унижающие его личное достоинство. Таких обид он не прощал.

Пушкин отличался в лицее весёлостью и насмешливостью. Он любил подтрунивать над лицеистами, но шутки Пушкина никогда не затрагивали чести и достоинства товарищей.

В лицее педагоги поощряли литературное творчество. Вскоре в лицее обнаружилось много стихотворцев: Кюхельбекер, Дельвиг, Яковлев..., но первенство Пушкина признавали все (слайд 16). Именно Пушкину предложили написать стихотворение и прочесть его на экзамене 8 января 1815 года в присутствии знатных вельмож. Лицеисты знали, что среди именитых гостей будет сам Державин – первый поэт 18 века. (слайд 17)

В оде “Воспоминания в Царском Селе” Пушкин прославил победу русского оружия в Отечественной войне 1812 года. Державин был растроган и хотел обнять Пушкина.

Вдохновение не покидало Пушкина в лицейские годы. Товарищи часто видели его хмурым, задумчивым, грызущим от нетерпения перо или с огненным взором, читающим про себя только что написанное стихотворение.

Особое место среди лицейских стихотворений занимает цикл любовных элегий, обращённых к Екатерине Бакуниной – сестре лицеиста А.П.Бакунина (слайд 18), молоденькой хорошенькой фрейлине, вызывающей “всеобщий восторг во всей лицейской молодёжи”. Эту первую свою робкую влюблённость поэт помнил потом всю жизнь

Лицейская лирика отразила сложный путь рождения гениального поэта. Герой лицейских произведений ещё очень условен. Постепенно поэзия Пушкина стала опираться на реальные предметы и явления жизни. Уже в лицейской лирике звучат политические мотивы.

Таким образом, лицейский период – пора ученичества и поисков самостоятельного пути – запомнился Пушкину и патриотическим подъёмом 1812 года, и тесной лицейской дружбой, и первыми волнениями сердца, и свободолюбивыми мечтами, и началом его поэтической славы. 31 мая 1817 года Пушкин заканчивает Лицей.

ПЕТЕРБУРГ (1817-1820) (слайд 19)

Прошли лицейские годы, и с ними окончилась юность Пушкина. Полный творческих замыслов поэт вступил в новую пору своей жизни. Видные русские литераторы и поэты: Карамзин, Жуковский, Батюшков, Вяземский – прочили Пушкину поэтическую славу. Служба в Коллегии иностранных дел, куда был зачислен молодой коллежский секретарь Александр Пушкин по выходе из лицея, не обременяла его. Первоначально поэт уехал в Михайловское, но в августе 1817 года вернулся в Петербург и поселился с родителями на окраине столицы.

Радостное чувство овладело Пушкиным. Поэт ощутил полноту жизни, наслаждался молодостью, здоровьем, избытком душевных сил. Пушкин с увлечением отдался поэзии, искусству, политическим спорам, игре воображения, дружеским встречам. Круг знакомых Пушкина расширялся: здесь и друзья – лицеисты, и новые ценители его таланта. Встречи друзей одухотворялись серьёзными разговорами и свободолюбивыми мечтами, оживлялись стихами, шутками. На встречах молодежи все были равны, независимы. Здесь ценили друг друга за ум, талант, способности. Вот почему правительство Александра I, а позднее и Николая I внимательно присматривало за молодыми вольнодумцами, которые вместо ревностной службы в расчёте на чины и награды, вместо прилежного послушания утверждали новые человеческие отношения, основанные на равенстве и личном достоинстве.

Пушкин сблизился с самыми передовыми людьми своего времени, вошёл в круг вольномыслящей молодежи, которая мечтала об ограничении власти царя конституцией. Пушкин охотно читал здесь свои политические стихи, знал, что в этом обществе поймут пламенные порывы его мятежного сердца.

В кругу этих политических споров возникает вольнолюбивая лирика Пушкина. Одним из самых значительных стихотворений была написанная в 1817 году ода “Вольность”. (слайд 20) В первых строках Пушкин определяет цель оды – “На тронах поразить порок”. Он призывает свято соблюдать закон, которому одинаково подвластны и народ, и царь.

Одним из самых смелых политических стихотворений Пушкина стала “Деревня”. В “Деревне” он гневно осудил крепостничество. Прекрасная природа противопоставлена картине позорного рабства, несовместимого с ней.

Пушкин по праву может быть назван поэтом декабристов, потому что идеи передовой дворянской молодежи были его, Пушкина, идеями, вошли в его сознание. Поэма – сказка “Руслан и Людмила” (1820) – новаторское произведение. (слайд 21) В “Руслане и Людмиле” Пушкин обратился к истории и широко использовал старинные народные сказания. Созданием поэмы “Руслан и Людмила” закончился петербургский период жизни и творчества Пушкина. В это время были заложены основы его оптимистического мировоззрения. Пушкинское творчество выросло и развилось в годы подъёма дворянского освободительного движения и расцвета декабристских идей.

5. Физкультминутка (проводит учитель)

Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.

6. Слово учителя.

ЮЖНАЯ ССЫЛКА (1820 - 1824) (слайд 22)

До правительства дошли вольнолюбивые стихи Пушкина и резкие эпиграммы на царя. И вот уже Александр I упрекает директора лицея Энгельгардта в том, что бывший Царскосельский воспитанник “наводнил Россию возмутительными стихами”, и приказывает генерал – губернатору Милорадовичу арестовать поэта. В апреле 1820 года Милорадович пригласил к себе Пушкина и доверительно сообщил ему об опасности. Поэт ответил губернатору, что бумаги его сожжены, но что он может восстановить стихи по памяти, и тут же написал все вольнолюбивые стихотворения. Милорадович просил царя простить молодого поэта, который пленил его своим благородством. Друзья приложили немало усилий, чтобы облегчить участь поэта. Хлопотали все – и Карамзин, и Жуковский, и Чаадаев. Наконец царь уступил: Пушкин направлялся в южные губернии под начальство генерала И.Н.Инзова. 6 мая 1820 года Пушкин выехал в южную ссылку. После шумной петербургской жизни Пушкин почувствовал в Екатеринославе скуку. К тому же он тяжело заболел. В то время в Екатеринослав приехала семья прославленного героя Отечественной войны 1812 года генерала Раевского. Путь её лежал на кавказские воды. Инзов согласился отпустить Пушкина для лечения, и поэт вместе с Раевскими поехал на юг. Живые и разнообразные южные впечатления широко вошли в пушкинские стихотворения и поэмы. Открылся новый, романтический период в творчестве Пушкина, звучат раздумья о жизни, о судьбе человека, о его надеждах и мечтах. Осенью 1820 года Пушкин переехал из Крыма в Кишинёв на место службы. Он с радостью окунулся в атмосферу политических, философских и литературных споров. Здесь служили офицеры, будущие декабристы. Пушкина встретили в Кишинёве дружески. Летом 1823 года ссыльного Пушкина перевели в Одессу под начало графа М.С.Воронцова. Воронцов стремился сделать из Пушкина усердного чиновника. Но очень скоро Воронцов направил в Петербург несколько писем с просьбой определить поэту новое место ссылки. Он мотивировал эту просьбу “испорченностью” Пушкина, его “неисправимостью”. Вскоре Пушкину было предписано немедленно выехать в новую ссылку – село Михайловское (слайд 23), имение родителей. Так завершился южный период жизни Пушкина. На юге сформировался пушкинский романтизм, и на юге же наметилось его преодоление.

1821 год – поэма “Кавказский пленник” - в ней автор поставил перед собой цель воспроизвести характер молодого человека своего времени, не удовлетворённого действительностью и охвачённого жаждой свободы.

1824 год – “Цыганы” - автор стремился создать обобщённый характер молодого человека начала 19 века.

МИХАЙЛОВСКОЕ (1824-1826) (слайд 23)

8 августа 1824 года Пушкин приехал в Михайловское. Он увидел запущенную усадьбу, старый дом, где ему предстояло прожить неизвестно сколько времени. Пушкину запретили самовольно покидать Михайловское. Здесь он находился в полном одиночестве, вдалеке от друзей, от культуры. В глухой северной деревне поэт почувствовал себя неуютно и подавленно.

Мрачное состояние духа Пушкина в Михайловском ещё более усугубилось из-за ссоры с отцом, который взялся надзирать за опальным поэтом. Но вскоре Сергей Львович уехал.

Долгие осенние и зимние вечера он коротал с Ариной Родионовной, которая рассказывала ему сказки и напевала грустные мелодии русских народных песен. (слайд 24)

Первоначально пушкинское творчество в Михайловском проникнуто глубокой печалью. (слайд 25, 26) Одно из первых его лирических произведений в Михайловском “К морю”. Здесь Пушкин прощается с югом, с морем, с романтизмом, подводит итог южному периоду своей творческой судьбы. Море для него - символ свободы, символ безбрежной вольной стихии, родственной его духу.

В этот же период появилось стихотворение “К***(слайд 27) (“Я помню чудное мгновение...”, 1825), положенное на музыку М.И.Глинкой. С А.П.Керн Пушкин впервые встретился в 1819 году у своих знакомых в Петербурге. Теперь, спустя 6 лет, Керн приехала в Тригорское к своей тётке П.А.Осиповой. Керн очаровала поэта. Перед отъездом молодой красавицы Пушкин принёс ей отпечатанную первую главу “Евгения Онегина”, куда был вложен листок со стихотворением.

Для Пушкина любовь – одно из самых сильных человеческих чувств и самое естественное проявление человеческих отношений, любовь и поэзия – родные сёстры. В стихотворении “К***” Пушкин стремился нарисовать совершенный образ женской красоты.

В Михайловской ссылке Пушкин философски обобщил смысл жизни и творчества. Могучее возрождение души, сознание полноты и зрелости его духовных сил воплотились в стихотворении “Пророк”. Оно написано в сентябре 1826 года, то есть после того, как поэт получил известие о казни пяти декабристов, последовавшей 13 июля 1826 года.

Ещё на юге поэт задумывался над неудачами революционных движений в России и на Западе. В Михайловском он мучился теми же проблемами. Во всей глубине встала перед ним задача исторического разрешения проблемы власти и народа. Он обращается к истории России, чтобы в ней отыскать истоки общественного конфликта своей эпохи. В конце 1825 года появляется историческая трагедия “Борис Годунов”. (слайд 28)

После ссылки (1826-1830) (слайд 29)

Последние дни в Михайловском Пушкин доживал с трудом. Ему было одиноко и душно в северном заточении. Там же он узнал о разгроме восстания декабристов в Петербурге. Он с напряжением ждал подробных вестей об окончании следствия и о приговоре.

Они ужаснули поэта своей жестокостью. Его знакомые и друзья числились в списках государственных преступников, их ждало суровое наказание, а пятеро из них были казнены.

Пушкин не забудет их. Он ободрит Кюхельбекера, Пущина. На страницах его рукописей возникнут впоследствии быстрые рисунки пяти повешенных. Он посвятит декабристам немало стихотворных строк.

Всё лето 1826 года прошло в мучительных и тяжёлых раздумьях. А 3 сентября внезапно прибыл курьер и передал поэту приказ немедленно явиться в Псков. Губернатор отправил Пушкина в Москву, где короновался на царство Николай 1.

8 сентября 1826 года Пушкин вошёл в кабинет царя в Чудовом монастыре. Беседа продолжалась довольно долго, около двух часов. Пушкин обещал воздержаться от публичной критики правительства, но не скрыл от царя своего сочувствия декабристам. Николай 1 разрешил поэту жить в обеих столицах и вызвался быть единственным цензором его сочинений. Царю хотелось расположить к себе поэта и русское общество после жестокой расправы над декабристами. Поэт в свою очередь надеялся убедить царя пойти по стопам Петра 1, то есть по пути государственных реформ, и простить декабристов.

Возвращение Пушкина из ссылки общество сочло крупнейшим событием первых лет царствования нового царя.

Вскоре оказалось, что контроль Николая 1 не освобождает сочинения Пушкина от обычной светской и духовной цензуры. Поэт почувствовал железные тиски нового режима. За каждым его шагом бдительно следило 3 отделение и его шеф Бенкендорф (слайд 30): письма поэта просматривались, свободные поездки по стране ему не разрешались, он не имел права публично читать свои рукописи.

Нужно было обладать редкой смелостью, чтобы в этих условиях написать стихотворение “Во глубине сибирских руд”. Пушкин переслал его с Муравьёвой, уезжавшей в Сибирь к сосланному мужу. Этим стихотворением Пушкин вселял в декабристов бодрость, сознание высокого исторического подвига во славу свободы.

Столкновения с правительством начались сразу же после возвращения из ссылки.

Пушкин любил бывать в Петербурге в кругу старых друзей. Но светское общество стало надоедать ему, и он подумывал о деревне или о путешествии.

На одном из обычных московских балов в декабре 1828 года Пушкин встретил незнакомую ему красавицу. (слайд 31) Её только начали вывозить в свет. Пушкин был очарован её красотой. В апреле 1829 года поэт уже просит руки Натальи Николаевны Гончаровой. Ему не отказывают, но и не дают согласия. Огорчённый, Пушкин отправился на Кавказ, где шла война с Турцией. В этот период появились его произведения: “На холмах Грузии лежит ночная мгла”, “Я вас любил”...

Каждое новое стихотворение этого периода содержало огромное философское обобщение пережитого и перечувствованного им. Вот почему и его любовные стихотворения стали школой истинной гуманности. Творческие силы Пушкина в 1830 году достигли расцвета.

Болдинская осень (1830) (слайд 32)

Получив согласие на брак с Н.Н.Гончаровой, летом 1830 года поэт приехал в Болдино, чтобы войти во владение имением. В Болдине ему пришлось пробыть не месяц, как он намеревался, а целых три: началась эпидемия холеры. (слайд 33) Вынужденное пребывание в Болдине отмечено невиданным взлётом пушкинского гения. Пушкин закончил роман “Евгений Онегин” (слайд 34), написал “Повести Белкина”, “Историю села Горюхина”, другие лирические произведения.

На пороге нового периода своей жизни Пушкин напряжённо вглядывается в грядущую даль.

Он жаждет семейного счастья, простых человеческих радостей, личной независимости и одновременно томим мрачными предчувствиями.

В журналах пишут об упадке таланта поэта, бессовестно клевещут на него и даже унижают его человеческое достоинство. Известный доносчик и агент 3 отделения Ф.В.Булгарин в 1830 году опубликовал фельетон, в котором утверждал, что Пушкин “в своих сочинениях не обнаружил ни одной высокой мысли, ни одного возвышенного чувства, ни одной полезной истины...” Травля началась. Пушкин принял вызов. Он заклеймил Булгарина как безданного писаку, как труса и дезертира, бежавшего из русской армии и служившего у Наполеона полицейским агентом.

В его произведениях звучат настроения горечи, уныния, печали, душевной смуты, безрадостные предчувствия. Так, в “Повестях Белкина” (1830) писатель раскрыл зависимость чувств, психологии и речи героев от обстоятельств жизни. В Болдинскую осень 1830 года Пушкин развил реалистические принципы своего творчества не только в прозе, но и в драматургии.

В Петербурге (1831-1833) (слайд 35)

В ноябре 1830 года Пушкин покинул Болдино. В начале декабря он приехал в Москву, а 18 февраля 1831 года состоялось венчание его с Гончаровой. (слайд 36) Вскоре вместе с женой он переехал в Петербург.

Поэт полон поэтических замыслов и свершений. В творчестве Пушкина 1830 годов историческая тема заняла особое место. Поэт стремился осмыслить путь человечества как закономерное и неостановимое движение. К работе над историческими темами он подходил как художник, как учёный – историк. Чтобы подробнее ознакомиться с краем, где вспыхнуло восстание Пугачёва (слайд 37), Пушкин отправился в путешествие по России. Когда же Пушкин отправился в Оренбург и Казань, следом за ним шла бумага, предписывающая местным властям строжайше наблюдать за его поведением. Пушкин с тревогой видел, что дела его всё ухудшаются. Семья росла, жизнь в Петербурге стоила дорого. Материальное положение поэта вскоре стало катастрофическим. Ко всему этому прибавилось новое серьёзное беспокойство: светские сплетни вокруг имени его жены.

Осень” (1833) – самое любимое время года.

Медный всадник” (1833) (слайд 38) – Пушкина интересовала личность Петра 1, великого преобразователя России. Как истинный художник он всегда тяготел к изображению переломных эпох или исторических катастроф.

Последние годы жизни (1834-1837) (слайд 39)

1834 год явился переломным годом в жизни Пушкина: в дневнике поэт записал, что переходит к открытой оппозиции. Накануне нового года он был пожалован в камер-юнкеры. Придворное звание оскорбило Пушкина – обычно такое звание давалось юношам, а Пушкин был уже не молод. Поэту хотелась уединения, тишины для осуществления больших творческих замыслов. Но он вынужден был служить, чтобы содержать семью. Его угнетало светское окружение. Не бывать же в свете он не мог: придворное звание обязывало посещать балы и вечера. В конце концов поэт решился на отчаянный шаг: летом 1834 года он подал прошение об отставке. В ответ на это ему запретили работать в архивах. Прошение пришлось взять обратно. Светское общество не могло простить Пушкину гениальности. Пушкина травили чёрной завистью, клеветой, сплетнями, и это неуклонно вело к кровавой развязке. Поэт это знал. Именно в этот период современники замечают тяжёлое состояние его духа. Летом 1835 года поэту удалось получить отпуск на четыре месяца, и он уехал в Михайловское. Здесь было создано одно из прекраснейших стихотворений “Вновь я посетил...” ( мысль его обратилась к прожитому, которому он подводит итог в глубокой и печальной думе о себе и времени).

Гениальные произведения, созданные Пушкиным в начале 30-х годов, не были поняты и по достоинству оценены. Светское общество и журналы его травили, цензура преследовала.

Пушкин не знал покоя и в семье. (слайд 40) Молодой француз Дантес, усыновлённый голландским посланником бароном Геккерном, зимой 1836 года стал оказывать Наталье Николаевне явные знаки внимания. Пушкин был взбешён: стал мрачен, молчалив. В начале ноября свет нанёс сердцу Пушкина ещё одну “неотразимую обиду”: поэт получил по почте циничное клеветническое сочинение, оскорбляющее честь его и Натальи Николаевны. Пушкин показал анонимное письмо друзьям-лицеистам. Один из них сделал вывод, что бумага иностранного производства и принадлежит какому-нибудь посольству. Пушкин пришёл к заключению, что пасквиль (клеветническое сочинение) послан Геккерном. Он отправил Дантесу вызов на дуэль. Друзьям удалось предотвратить кровавую развязку, а Дантес заявил о своей любви к сестре Натальи Николаевны Екатерине и женился на ней.

Свет выступил не на стороне Пушкина. Все обвиняли поэта и злобно ждали его унижения. Дантес, хотя дом Пушкина был закрыт для него и его жены, не переменил отношения к Наталье Николаевне. 25 января Пушкин получил новое анонимное письмо, оскорблявшее его жену. Пушкин решил положить всему этому конец. В тот же день он написал гневное и резкое письмо Геккерну с явным намерением оскорбить посланника и его приёмного сына. В ответ Дантес вызвал Пушкина на дуэль.

Дуэль состоялась 27 января 1837 года в нескольких верстах от Петербурга. Секундантом Пушкина был лицейский товарищ Данзас. Дантес выстрелил первым. Пушкин упал, но нашёл в себе силы сделать ответный выстрел, достигший цели. По воспоминаниям современника, поэт воскликнул: “Браво!” (слайд 41) Однако Дантес был лишь легко ранен: пуля попала в руку, которой Дантес прикрывал грудь. (слайд 42)

Истекающего кровью Пушкина положили в карету. По дороге домой у него начались сильные боли. Рана оказалась смертельной. На квартире Пушкина собрались близкие и друзья. Здесь побывал тот “низший класс”, мнением которого поэт дорожил. Доктора не скрывали от Пушкина трагического исхода. 28 января Пушкин простился с женой, с детьми, с друзьями. В предсмертный час он просил не наказывать своего секунданта. Его последние слова были: “Кончена жизнь”. 29 января 1837 года в 2 часа 45 минут пополудни Пушкина не стало.

Смерть поэта вызвала волну возмущения среди различных слоёв русского общества. “Женщины, старики, дети, ученики, простолюдины в тулупах, а иные даже в лохмотьях приходили поклониться праху любимого народного поэта”, - вспоминала Е.Н.Карамзина.

Власти испугались народных манифестаций и отдали распоряжение перенести тело для отпевания из Исаакиевского собора в Конюшенскую церковь, а ночью отвезли гроб в Святогорский монастырь (слайд 43) для погребения. В последний путь Пушкина проводили дядька Никита Козлов и близкий друг поэта Александр Иванович Тургенев. Их сопровождал жандармский капитан.

В Святогорском монастыре 6 февраля 1837 года рядом с могилами деда, бабушки, матери Пушкина похоронили. (слайд 44)

Трагическая гибель поэта вдруг открыла глаза и друзьям его, и его знакомым, и всей русской публике, что совершилось злое, чёрное дело. Многие обвиняли царя, Бенкендорфа и светскую чернь. Теперь известно, что подлинной причиной гибели поэта была травля его великосветским обществом. Гнев и возмущение русского общества выразил М.Ю.Лермонтов в стихотворении “Смерть поэта”.

Незадолго до того рокового дня, когда поэту нанесли последний удар, Пушкин написал “Я памятник себе воздвиг нерукотворный...” (1836). Стихотворение полно горького предчувствия скорой гибели, гордого презрения к царской власти, веры в могущество поэтического слова, безмерной любви к России. В нём – сознание выполненного долга перед народом. (слайд 45, 46)

Ценность произведений в том, что в них отражаются характерные, типичные переживания, понятные и близкие большинству людей.

В лирике А.С.Пушкина биографические факты всегда сопряжены с многообразными явлениями русской действительности, которая широко вошла в его поэзию. Пушкин осмыслил свою судьбу как часть русской истории и современности.

7. Рубрика “Как много в мире интересного”. (слайд 47)

8. Домашнее задание (объяснение): прочитать страницы в учебнике, данными сведениями заполнить таблицу, уметь рассказать о жизни и творчестве А.С.Пушкина.

9. Подведение итогов.

- Назовите годы жизни А.С.Пушкина.

- Сколько периодов выделяют в его жизни и в творчестве?

- Кто был первыми учителями родного языка?

- Где учился А.С.Пушкин?

- В какой период была написана ода “Вольность”?

- Когда открылся новый, романтический период в творчестве Пушкина?

- Какое стихотворение А.С.Пушкин посвятил декабристам?

- В какой период появились реалистические принципы в творчестве А.С.Пушкина?

- Кто убил А.С.Пушкина?

- В чём ценность произведений А.С.Пушкина, по – вашему?

10. Урок окончен. До свидания.