Урок внеклассного чтения по сказке О.Уайльда "Счастливый принц" "Счастье делать добро". 5-й класс

Разделы: Литература

Класс: 5


Цели урока:

– познавательные

  • познакомить учащихся с жизнью Оскара Уайльда и вызвать интерес к его творчеству;
  • формировать точку зрения на личность художника;
  • постигать идейно-художественное своеобразие и глубину произведения;

воспитывающие

  • формировать и развивать у учащихся нравственных качеств личности: чувства сострадания, милосердия, гуманности;

развивающие

  • развивать коммуникативные навыки, эмоциональную сферу личности;
  • умение выделять главное, устанавливать общие признаки, сравнивать, обобщать, определять и объяснять понятия; развивать ассоциативное мышление, речь, обогащать словарный запас.

Формируемые УУД:

Познавательные:

  • находить в источниках достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач;
  • владеть смысловым чтением;
  • анализировать и обобщать, доказывать. Делать выводы, строить логически обоснованные рассуждения;
  • классифицировать (устанавливать иерархию);
  • сравнивать объекты;
  • устанавливать аналогии;
  • устанавливать причинно-следственные связи;

Регулятивные:

  • определять цель, проблему в деятельности;
  • выдвигать версии;
  • планировать деятельность;

Коммуникативные:

  • излагать свое мнение;
  • понимать и учитывать позицию другого;
  • различать в речи другого мнения, факты;
  • корректировать свое мнение;
  • осознанно использовать речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей и ситуацией общения;
  • организовывать работу в паре, группе;

Личностные:

  • аргументированно оценивать свои и чужие поступки, опираясь на нравственные ценности;
  • осознавать свои эмоции, понимать эмоциональное состояние других людей;
  • осознавать свой мировоззренческий выбор, черты характера;
  • вырабатывать свои мировоззренческие позиции.

Тип урока: Урок внеклассного чтения.

Принципы обучения:

  • наглядности (портрет писателя, выставка книг, эпиграф, иллюстрации);
  • деятельности;
  • принцип психологической комфортности;
  • принцип сотрудничества;
  • принцип природосообразности (учет возрастных и психологических особенностей);

Д/З к уроку:

  • выбрать интересные факты о жизни и творчестве писателя;
  • отзыв по одному (или нескольким) произведениям;
  • вопросы писателю;
  • выписать ЛЗ трудных слов;
  • иллюстрация (по желанию).

Ход урока

Вступительное слово:

– Я рада, что сегодня мы еще раз все вместе приоткроем дверь в сказку и отправимся в гости к английскому писателю Оскару Уайльду. А так как в гости принято ходить к близким людям, я предлагаю вам незамедлительно познакомиться с этим интересным человеком.

? На какие вопросы вы бы хотели получить ответ у писателя?

Вот и его портрет.

I. Работа с портретом писателя

? Что вы можете сказать об этом человеке?

– А теперь посмотрите, как выглядел типичный житель Англии 19 века.

? Насколько, по-вашему, образам своих современников соответствует Оскар Уайльд? Есть ли отличия?

II. Биографическая справка

– Представьте, что вам дано задание написать статью о жизни и творчестве О. Уайльда. (Похожий принцип используется в Википедии)

? По какому принципу обычно строятся подобные статьи? (Детство, учеба, творчество, конец жизни)

? Какие факты, отобранные вами, вы бы включили в статью? (о детстве, учебе, творчестве, конце жизни)

? Предположите, что из выше сказанного могло отразиться в произведениях писателя? А так ли это на самом деле, мы сейчас узнаем, открыв книгу О. Уайльда.

III. Эпиграф к уроку

? Мне кажется, мы упустили информацию о том, в каких жанрах работал писатель. Как нам сейчас узнать об этом? (оглавление: роман, сказки, рассказы, пьесы). А еще Оскар Уайльд знаменит своими парадоксальными изречениями или просто – парадоксами.

? Как вы понимаете это слово? Проверим себя по словарю.

Парадокс – странное высказывание, расходящееся с общепринятым мнением, иногда (только на первый взгляд) противоречащее здравому смыслу.

– И вот один из парадоксов О. Уайльда: «Когда добро бессильно, оно зло».

? В чем парадоксальный смысл этой фразы? Можете ли вы с этим согласиться?

? Почему именно ее я предложила вам сегодня для обсуждения? (проблема добра в «Счастливом принце»)

– А вот еще несколько мыслей великих людей.

? Давайте подумаем, могут ли они иметь отношение к сказке «Счастливый принц»?

  1. «Тот, кто делает добро другим, сам от этого вкушает радость». (Мария Наварская)
  2. «Наградой за доброе дело служит свершение его». (Сенека)
  3. «Приносить пользу миру – это единственный способ стать счастливее». (Г.Х. Андерсен)

– Кстати, Андерсена, опирающегося на фольклорные традиции, Уайльд считал своим идейным вдохновителем и учителем.

  1. «Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей» (Дени Дидро)
  2. «Есть только один способ положить конец злу – делать добро злым людям». (Л.Н. Толстой)

? Которое высказывание вы бы предложили в качестве эпиграфа к уроку?

? Эти слова отражают тему или идею произведения?

IV. Конкурс для внимательных читателей

– А сейчас мне бы хотелось узнать, как внимательно вы читали произведение. В этом ящике – предметы, которые так или иначе, по моему мнению, имеют отношение к сказке «Счастливый принц»: спичка, наперсток, тростник, рукопись, ангел.

(Ученики по очереди выходят, достают предмет, демонстрируют классу и все вместе определяют эпизод и его роль в произведении)

V. Анализ восприятия

? ЛЗ каких слов вы установили в процессе чтения?

– В разных переводах – образы скворца и ласточки.

? Попробуем ответить на вопрос: Имеет ли это какой-либо дополнительный смысл?

? Я вижу, что вы внимательно читали произведение, а с каким настроением?

? Были ли верны ваши предположения о том, как будут развиваться события?

? О чем вас заставил задуматься Оскар Уайльд?

? Какой эпизод и почему вы бы хотели выделить? Какие чувства разбудил в вас писатель?

– Предлагаю вам прочитать по ролям эпизод первой встречи принца и ласточки. (с. 366)

? Какой показана ласточка? Что является средством раскрытия его характера? (монолог)

? Какие черты образа персонажа нужно подчеркнуть при чтении?

? Обратите внимание, какую характеристику себе дает в первую очередь статуя? («Я счастливый принц»)

– Прочитаем рассказ принца о себе? В чем было его счастье? (в наслаждениях)

? Зачитайте, что открылось принцу после смерти?

VI. Анализ произведения

– Далее предлагаю вам в парах (мини-группах) обсудить проблемы, связанные со сказкой «Счастливый принц», и выбрать задание по уровню сложности / интересу.

№1 Смысл названия произведения
№2 Образы-символы в произведении и их значение
№3 Цитата-парадокс из сказки, выражающая авторскую позицию («Самое удивительное в мире – это людские страдания»)
№4 Традиции народной сказки в произведении
№5 Черты литературной сказки

VII. Смысл финала

– И еще один сказочный сюрприз мы подготовили с ребятами для всех вас. Так как мы сегодня в гостях у английского писателя, то надеюсь, всем будет любопытно послушать, как его произведение звучит в оригинале.

Swallow: I came to bid you good-bye.
Prince: Swallow, little Swallow, won`t you stay with me for one night more?
Swallow: It is winter, and the snow will soon be here. I am waited for in Egypt. Dear Prince, I must leave you, but I will never forget you.
Prince: In the square below there stands a little match- girl. She has let her match fall in the gutter….Pluck out my other eye and give it to her.
Swallow: I will stay with you one night longer, but I cannot pluck out your eye. You would be quite blind then.
Prince: Swallow, little Swallow, do as I command you.

? Какой диалог прочитали ребята?

? Почему именно диалог использует Уайльд в произведении?

? Зачитайте, какое решение принимает ласточка? (Остаться навеки)

? Чем заканчивается сказка?

? Смысл финала?

? Зачем в финале появляются Мэр Города и Советники?

? Каким бы вам хотелось видеть финал произведения?

VIII. Идейное звучание произведения

? Какие проблемы поднимает Уайльд в своем произведении? (иерархия)

  • доброта
  • сострадание
  • милосердие
  • жертвенность
  • любовь
  • красота внешняя и внутренняя

? Какую из них вы бы поставили на первое место?

(обсуждение в парах и затем моделирование пирамиды в тетрадях и на доске)

? Как проявляется авторская позиция?

IX. Анализ иллюстраций к сказке

? Какими увидели художники персонажей?

? Что и какими средствами подчеркивают в работах?

X. Рефлексия

? А какие поступки по совести совершали вы? Посчастливилось ли вам делать людям добро? Вспомните свои ощущения?

? О чем вас заставило задуматься произведение О. Уайльда?

? Кому захотелось продолжить знакомство с творчеством писателя?

? Чему сегодня на уроке мы учились?

? Какой литературоведческий термин вам стал более понятным?

? На какие вопросы вы не получили ответ сегодня? Над чем еще нужно подумать?

?Что вызвало затруднения?

? Чью работу на уроке вы бы хотели особо отметить?

– И в заключении нашего диалога мне бы хотелось процитировать замечательного русского писателя Л.Н. Толстого: «Чтобы поверить в добро, надо начать делать его». И я надеюсь, что сегодня каждого из вас ждут добрые дела, а значит возможность испытать счастье!

XI. Д/З

Выбрать одно из звучавших на уроке высказываний и раскрыть его суть на жизненном или литературном материале.

Презентация