Цели урока:
– познавательные
- познакомить учащихся с жизнью Оскара Уайльда и вызвать интерес к его творчеству;
- формировать точку зрения на личность художника;
- постигать идейно-художественное своеобразие и глубину произведения;
– воспитывающие
- формировать и развивать у учащихся нравственных качеств личности: чувства сострадания, милосердия, гуманности;
– развивающие
- развивать коммуникативные навыки, эмоциональную сферу личности;
- умение выделять главное, устанавливать общие признаки, сравнивать, обобщать, определять и объяснять понятия; развивать ассоциативное мышление, речь, обогащать словарный запас.
Формируемые УУД:
Познавательные:
- находить в источниках достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач;
- владеть смысловым чтением;
- анализировать и обобщать, доказывать. Делать выводы, строить логически обоснованные рассуждения;
- классифицировать (устанавливать иерархию);
- сравнивать объекты;
- устанавливать аналогии;
- устанавливать причинно-следственные связи;
Регулятивные:
- определять цель, проблему в деятельности;
- выдвигать версии;
- планировать деятельность;
Коммуникативные:
- излагать свое мнение;
- понимать и учитывать позицию другого;
- различать в речи другого мнения, факты;
- корректировать свое мнение;
- осознанно использовать речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей и ситуацией общения;
- организовывать работу в паре, группе;
Личностные:
- аргументированно оценивать свои и чужие поступки, опираясь на нравственные ценности;
- осознавать свои эмоции, понимать эмоциональное состояние других людей;
- осознавать свой мировоззренческий выбор, черты характера;
- вырабатывать свои мировоззренческие позиции.
Тип урока: Урок внеклассного чтения.
Принципы обучения:
- наглядности (портрет писателя, выставка книг, эпиграф, иллюстрации);
- деятельности;
- принцип психологической комфортности;
- принцип сотрудничества;
- принцип природосообразности (учет возрастных и психологических особенностей);
Д/З к уроку:
- выбрать интересные факты о жизни и творчестве писателя;
- отзыв по одному (или нескольким) произведениям;
- вопросы писателю;
- выписать ЛЗ трудных слов;
- иллюстрация (по желанию).
Ход урока
Вступительное слово:
– Я рада, что сегодня мы еще раз все вместе приоткроем дверь в сказку и отправимся в гости к английскому писателю Оскару Уайльду. А так как в гости принято ходить к близким людям, я предлагаю вам незамедлительно познакомиться с этим интересным человеком.
? На какие вопросы вы бы хотели получить ответ у писателя?
Вот и его портрет.
I. Работа с портретом писателя
? Что вы можете сказать об этом человеке?
– А теперь посмотрите, как выглядел типичный житель Англии 19 века.
? Насколько, по-вашему, образам своих современников соответствует Оскар Уайльд? Есть ли отличия?
II. Биографическая справка
– Представьте, что вам дано задание написать статью о жизни и творчестве О. Уайльда. (Похожий принцип используется в Википедии)
? По какому принципу обычно строятся подобные статьи? (Детство, учеба, творчество, конец жизни)
? Какие факты, отобранные вами, вы бы включили в статью? (о детстве, учебе, творчестве, конце жизни)
? Предположите, что из выше сказанного могло отразиться в произведениях писателя? А так ли это на самом деле, мы сейчас узнаем, открыв книгу О. Уайльда.
III. Эпиграф к уроку
? Мне кажется, мы упустили информацию о том, в каких жанрах работал писатель. Как нам сейчас узнать об этом? (оглавление: роман, сказки, рассказы, пьесы). А еще Оскар Уайльд знаменит своими парадоксальными изречениями или просто – парадоксами.
? Как вы понимаете это слово? Проверим себя по словарю.
Парадокс – странное высказывание, расходящееся с общепринятым мнением, иногда (только на первый взгляд) противоречащее здравому смыслу.
– И вот один из парадоксов О. Уайльда: «Когда добро бессильно, оно зло».
? В чем парадоксальный смысл этой фразы? Можете ли вы с этим согласиться?
? Почему именно ее я предложила вам сегодня для обсуждения? (проблема добра в «Счастливом принце»)
– А вот еще несколько мыслей великих людей.
? Давайте подумаем, могут ли они иметь отношение к сказке «Счастливый принц»?
- «Тот, кто делает добро другим, сам от этого вкушает радость». (Мария Наварская)
- «Наградой за доброе дело служит свершение его». (Сенека)
- «Приносить пользу миру – это единственный способ стать счастливее». (Г.Х. Андерсен)
– Кстати, Андерсена, опирающегося на фольклорные традиции, Уайльд считал своим идейным вдохновителем и учителем.
- «Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей» (Дени Дидро)
- «Есть только один способ положить конец злу – делать добро злым людям». (Л.Н. Толстой)
? Которое высказывание вы бы предложили в качестве эпиграфа к уроку?
? Эти слова отражают тему или идею произведения?
IV. Конкурс для внимательных читателей
– А сейчас мне бы хотелось узнать, как внимательно вы читали произведение. В этом ящике – предметы, которые так или иначе, по моему мнению, имеют отношение к сказке «Счастливый принц»: спичка, наперсток, тростник, рукопись, ангел.
(Ученики по очереди выходят, достают предмет, демонстрируют классу и все вместе определяют эпизод и его роль в произведении)
V. Анализ восприятия
? ЛЗ каких слов вы установили в процессе чтения?
– В разных переводах – образы скворца и ласточки.
? Попробуем ответить на вопрос: Имеет ли это какой-либо дополнительный смысл?
? Я вижу, что вы внимательно читали произведение, а с каким настроением?
? Были ли верны ваши предположения о том, как будут развиваться события?
? О чем вас заставил задуматься Оскар Уайльд?
? Какой эпизод и почему вы бы хотели выделить? Какие чувства разбудил в вас писатель?
– Предлагаю вам прочитать по ролям эпизод первой встречи принца и ласточки. (с. 366)
? Какой показана ласточка? Что является средством раскрытия его характера? (монолог)
? Какие черты образа персонажа нужно подчеркнуть при чтении?
? Обратите внимание, какую характеристику себе дает в первую очередь статуя? («Я счастливый принц»)
– Прочитаем рассказ принца о себе? В чем было его счастье? (в наслаждениях)
? Зачитайте, что открылось принцу после смерти?
VI. Анализ произведения
– Далее предлагаю вам в парах (мини-группах) обсудить проблемы, связанные со сказкой «Счастливый принц», и выбрать задание по уровню сложности / интересу.
№1 Смысл названия произведения |
№2 Образы-символы в произведении и их значение |
№3 Цитата-парадокс из сказки, выражающая авторскую позицию («Самое удивительное в мире – это людские страдания») |
№4 Традиции народной сказки в произведении |
№5 Черты литературной сказки |
VII. Смысл финала
– И еще один сказочный сюрприз мы подготовили с ребятами для всех вас. Так как мы сегодня в гостях у английского писателя, то надеюсь, всем будет любопытно послушать, как его произведение звучит в оригинале.
Swallow: I came to bid you good-bye.
Prince: Swallow, little Swallow, won`t you stay with me for one night
more?
Swallow: It is winter, and the snow will soon be here. I am waited for
in Egypt. Dear Prince, I must leave you, but I will never forget you.
Prince: In the square below there stands a little match- girl. She has
let her match fall in the gutter….Pluck out my other eye and give it to her.
Swallow: I will stay with you one night longer, but I cannot pluck out
your eye. You would be quite blind then.
Prince: Swallow, little Swallow, do as I command you.
? Какой диалог прочитали ребята?
? Почему именно диалог использует Уайльд в произведении?
? Зачитайте, какое решение принимает ласточка? (Остаться навеки)
? Чем заканчивается сказка?
? Смысл финала?
? Зачем в финале появляются Мэр Города и Советники?
? Каким бы вам хотелось видеть финал произведения?
VIII. Идейное звучание произведения
? Какие проблемы поднимает Уайльд в своем произведении? (иерархия)
- доброта
- сострадание
- милосердие
- жертвенность
- любовь
- красота внешняя и внутренняя
? Какую из них вы бы поставили на первое место?
(обсуждение в парах и затем моделирование пирамиды в тетрадях и на доске)
? Как проявляется авторская позиция?
IX. Анализ иллюстраций к сказке
? Какими увидели художники персонажей?
? Что и какими средствами подчеркивают в работах?
X. Рефлексия
? А какие поступки по совести совершали вы? Посчастливилось ли вам делать людям добро? Вспомните свои ощущения?
? О чем вас заставило задуматься произведение О. Уайльда?
? Кому захотелось продолжить знакомство с творчеством писателя?
? Чему сегодня на уроке мы учились?
? Какой литературоведческий термин вам стал более понятным?
? На какие вопросы вы не получили ответ сегодня? Над чем еще нужно подумать?
?Что вызвало затруднения?
? Чью работу на уроке вы бы хотели особо отметить?
– И в заключении нашего диалога мне бы хотелось процитировать замечательного русского писателя Л.Н. Толстого: «Чтобы поверить в добро, надо начать делать его». И я надеюсь, что сегодня каждого из вас ждут добрые дела, а значит возможность испытать счастье!
XI. Д/З
Выбрать одно из звучавших на уроке высказываний и раскрыть его суть на жизненном или литературном материале.