Цели:
- познакомить учащихся с творчеством саамской поэтессы Октябрины Вороновой;
- обучать чтению стихов;
- развивать память, речь, мышление;
- воспитывать любовь к родному краю, прививать интерес к литературному творчеству местных поэтов.
Оборудование: компьютер , мультимедиа-проектор, презентация: « Жизнь и творчество саамской поэтессы Октябрины Вороновой», книги Вороновой «Чахкли» (для каждого ученика или одна на парту).
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Введение в тему урока
– Отгадайте о ком идёт речь?
«Крошечные создания с мешочками золота за
спиной, которыми фантазия саамов населила леса,
горы и ущелья Лапландии. Они – подземные жители *
(1)
– Это чахкли – маленькие, голые люди, которые
живут под землёй.
– Откуда вы знаете о Чахкли? (Ответы детей)
– Октябрина Воронова написала стихотворение
«Чахкли» и поместила его в сборник с таким же
названием. Сегодня на уроке мы познакомимся с
ними и автором Октябриной Вороновой.
III. Работа по теме урока
Сведения об О. В. Вороновой (с показом слайдов презентации).
– Ребята, что вы знаете об Октябрине
Вороновой? (Ответы учащихся)
Октябрина Воронова родилась 6 октября 1934 года в
деревне Чальмны-Варрэ, что означает в переводе с
саамского языка «глаза леса». Деревня находилась
на реке Поной . (СЛАЙД 2) Октябрина происходит
из старинного саамского рода Григория Матрёхина
и Михаила Распутина, ловозерского священника. (СЛАЙД
3) Отец Октябрины – Владимир Михайлович
был оленеводом, мать Клавдия Григорьевна –
домохозяйка. В семье Матрёхиных росло
шестеро детей. (СЛАЙД 4)
В Чальмны-Варрэ дети получали только
начальное образование, а чтобы продолжить
обучение, надо было ехать в Ловозеро.
Октябрина Матрёхина, окончив школу в
Ловозере, едет учиться в Ленинградский
педагогический институт. Окончив институт по
специальности учитель русского языка,
девушка устраивается работать библиотекарем в
посёлке Ревда (СЛАЙДЫ 5 и 6)
С детства в ее жизнь вошли сказки, легенды,
которые она со временем переложила в
стихотворные строки.
Писала она о своём народе, о родной природе, о
любви к своей Родине. (СЛАЙД 7)
В свет вышли её книги: «Снежница», «Вольная
птица», «Ялла», «Чахкли», «Поле жизни», «Хочу
остаться на земле» (СЛАЙДЫ 8 и 9)
Октябрина скромная, стеснительная женщина,
глядя на которую никогда бы не подумал, что
она поэтесса, явилась одной из основоположниц на
Мурмане праздника Славянской письменности и
культуры в 1986 году и саамского слова в 1989. Она
и первая саамская поэтесса, принятая в Союз
писателей СССР. (СЛАЙД 10)
Октябрина умерла 16 июня 1990 года и была похоронена
на кладбище в селе Ловозеро, куда каждый год
приезжают поэты и писатели, приходят школьники, и
просто люди отдать дань памяти первой саамской
поэтессе Октябрине Вороновой. (СЛАЙД 11)
И она осталась в памяти людей первой саамской
поэтессой, любимой и читаемой. Потому что стихи
Октябрины Вороновой тревожат чуткие сердца
людей своей правдой, стремлением к вечным
истинам любви и добра. Они горят внутренним огнем
красоты, потому что ее стихи – живые!
В Ревде основан музей в 1994 году членом Союза
писателей России Надеждой Павловной
Большаковой. (СЛАЙД 12)
Идея создания музея принадлежит поэту –
мурманчанину Виктору Тимофееву, а воплотилась в
жизнь благодаря стараниям Надежды Павловны
Большаковой. Музей носит имя Октябрины Вороновой
– первой саамской поэтессы. (СЛАЙДЫ 13, 14, 15, 16, 17)
Проверка понимания рассказа об О. Вороновой
– Что вы запомнили из моего рассказа об
Октябрине Владимировне Вороновой?
(Ответы детей)
– Ребята, как вы думаете, почему Октябрину
Воронову называют первой саамской поэтессой? (Ответы
детей)
Она была первой саамской поэтессой, которая
писала стихи на родном саамском языке.
Октябрина Воронова написала для вас эту
книжку (показать книгу «Чахкли»). А перевели
её стихи на русский язык ленинградский поэт
Станислав Дорохов, мурманчане Игорь Козлов
и Владимир Смирнов. Сейчас и почитаем эти
стихи. (СЛАЙД 18)
Чтение стихов из книги «Чахкли». «Мазэ»
– Прочитайте стихотворение «Мазэ»
Мазэ – в переводе с саамского языка –
почемучка.
– О ком это стихотворение?
– О чём она спрашивала?
(Выразительное чтение стихотворения в парах)
Самостоятельное чтение стихотворения «Слова на букву «Ш»»
– Какие слова назвали ученики на букву «Ш»?
IV. Физкультминутка
Посмотрите: мы – олени,
Дует ветер нам навстречу!
Ветер стих,
Расправив плечи,
Руки снова на колени.
А теперь немножко лени…
Руки не напряжены
И расслаблены.
Знайте, девочки и мальчики,
Отдыхают ваши пальчики.
V. Продолжение работы по теме
Чтение стихотворения «Урок рисования»
– Прочитайте стихотворение.
– Соотнесите название и содержание
стихотворения. Как они согласуются?
– Почему Толя не стал рисовать солнце?
– Прочитайте стихотворение выразительно.
Работа со стихотворением «Чахкли»
Подготовительная работа
– А сейчас почитаем стихотворение «Чахли». Повторите, пожалуйста, кто такой чахкли? Посмотрите. (СЛАЙД 19)
Чтение стихотворения учителем.
– Послушайте это стихотворение (СЛАЙД 20).
Словарная работа (СЛАЙД 21)
– В тексте есть слова и словосочетания. Прочитайте их с экрана, что они обозначают.
дебри тайги – место, заросшее
непроходимым лесом
верста – старая русская мера длины,
равная 1, 06 км.
пространство немое – безлюдное место
Чтение стихотворения учащимися (сначала самостоятельно, затем вслух по четверостишью)
Вопросы после прочтения.
– Что вы узнали из стихотворения и чахкли?
– Почему чахкли зимой не встретишь в лесу?
– Как по другому называют чахкли? Как такие слова
называются? (Синонимы) (СЛАЙД 22)
– Какой по характеру чахкли у Октябрины
Вороновой?
«… По саамской мифологии это крошечные создания
с мешочками за спиной, живущие в горах. Их образ
жизни такой же, как у саамов, но добра от них не
жди. Любят они заманить человека и удушить
где-нибудь в каменной расщелине. Впрочем, от них
легко откупиться. Брось монетку, хоть копейку, и
ты останешься жить. У Октябрины Вороновой Чахкли
добрый малый:
Смешной в колпачке своем белом,
Он зла никому не творит...
Я думаю, Октябрина не потому создала образ гномика доброго, что не знала об этом. Она сделала его таким от большого сердца и доброты, от большой любви к детям. И маленький саамский человечек ожил, стал смешливым и наивным, как сами саамские ребятишки». * (2) (СЛАЙД 23)
Выразительное чтение стихотворения.
– Прочитайте стих и покажите голосом доброго чахкли, каким видела его Октябрина Воронова.
Чтение стихов по выбору (Если останется время)
– В книге есть ещё стихи, прочитайте их
самостоятельно.
– Какое стихотворение вам понравилось, почему?
VI. Итог урока
– Стихи какой поэтессы мы читали на уроке?
– Что вы узнали об Октябрине Вороновой?
– Какое стихотворение вам больше всего
понравилось?
– Мне хочется закончить урок строками из
стихотворения Октябрины Вороновой « Хочу
остаться на земле»
Хочу остаться на земле
Хотя бы искоркой в золе,
Хотя б в скупом рассвете дня,
Чтоб дети помнили меня.
Хоть малым лучиком во мгле –
Хочу
остаться
на земле! (СЛАЙД 24)
VII. Домашнее задание. Выучить наизусть понравившееся стихотворение.
*(1) В. В. Чернолуский « В краю Летучего камня:
записки этнографа.» М.: « Мысль» 1972 г. стр. 147
* (2) Журнал « Живая Арктика» 1999 г. № 2 (16) стр. 28-29
статья Н. П. Большаковой «Первая саамская
поэтесса».
Список использованной литературы:
- Журнал «Живая Арктика» 1999 г. № 2 (16) стр. 28-29 статья Н. П. Большаковой « Первая саамская поэтесса».
- О.В. Воронова «Снежница» Мурманское книжное издательство 1986 г.
- О.В. Воронова «Чахкли» Мурманское книжное изд-во 1989 г.
- О.В. Воронова «Чем ты притягиваешь родина…» Отпечатано в МИПП «Север» 1999 г.
- О.В. Воронова «Ялла» Мурманское книжное из – во 1996 г.
- Хомич Л.В. Саамы / Л.В. Хомич. – СПб, 1999.
- В.В.Чернолуский «В краю Летучего камня: записки этнографа» М.: «Мысль» 1972 г. стр. 147.
- Презентация «Жизнь и творчество саамской поэтессы Октябрины Вороновой»