Устный журнал "Знай цену хлебу, уважай труд хлебороба"

Разделы: Внеклассная работа


Готовясь к празднику, оформлены стенд “Хвала рукам, что пахнут хлебом!”, выставка репродукций картин на тему “Слава хлеб растившим”,выставка хлебобулочных изделий. На столе ваза с живыми цветами и колосками пшеницы.

На стене плакаты: “Слава тем, кто хлеб растил, не жалел труда и сил”, Слава хлебу на столе”.

Цели и задачи мероприятия:

  1. подвести учащихся к пониманию того, что хлеб – основа всей жизни;
  2. расширить знания и пользе хлеба, о его ценности, о тяжелом труде хлебороба;
  3. воспитывать бережное отношение к хлебу и уважительное отношение к труду земледельца, любовь к Родине.

Ведущий. Наш устный журнал мне хочется начать стихотворением

Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил!
Не жалел трудов и сил!

Звучит песня “Русское поле”.

Ведущий. Хлеб-главное богатство нашей Родины. И пышный каравай, и буханка душистого ржаного хлеба, и сдобная булочка – итог работы сотен тысяч людей. В ломтике хлеба – нелегкий труд тех, кто выращивает хлеб.

1-я страница. “Хвала рукам, что пахнут хлебом!”

Хлеб России, хлеб моей Отчизны.
Дюжий, богатырский, как всегда,
Жизнью создался ты для жизни
И трудом для нового труда.

(Выходит девочка с хлебом – солью и чтецы.)

Стихотворение С. Погореловского “Хлеб”.

1-й чтец:

Вот он, хлебушко душистый,
С хрупкой корочкой витой.
Вот он, теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.

2-й чтец:

В нем – здоровье наше, сила,
В нем – чудесное тепло.
В нем – земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем…

3-й чтец:

Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе.
Люди долго и упорно
Потрудились на земле!

4-й чтец:

Пышный, мягкий, пропеченный,
Подрумяненный слегка,
Хлеб с горбушкой золоченой
Шел к тебе издалека.
В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Сохраняло, берегло.

Ведущий: Хлеб достается очень трудно. В этом трудоемком процессе участвует много людей: пахари, сеятели, комбайнеры, пекари. Невозможно не назвать и конструкторов, машиностроителей, которые создают технику для села. Да разве перечислишь всех, чьими руками собрано это чудо?

Появляются ученики в роли агронома, комбайнера, пекаря и мальчики.

Ученик:

Вот об этом – то, как раз
Начинается рассказ.
Зима. Спит земля.
А что ей снится?
Снится белая пшеница,
Ну, а людям не до сна.

Агроном с мешочком в руке:

Первым делом проверяю семена.
Приходи скорей, весна!

Ученик: Агроном сказал:

Агроном: Пора! Заводите трактора!

Ученик:

Трактора выходят в поле.
тянут плуги на прицепе.
Режут плуги, как ножом,
Сочный, жирный чернозем!

Ученик: Продолжается рассказ:

Комбайнер:

Урожай поспел у нас.
Выплывают в степь комбайны,
Словно в море корабли,
И из колоса тугого
Выбивается зерно.

Ученик:

Вот и лето пролетело, тянет холодом с реки.
Рожь поспела, пожелтела, наклонила колоски.
Два комбайна в поле ходят. Взад-вперед, из края в край.
Жнут – молотят, жнут – молотят, убирают урожай.
Утром рожь стеной стояла. К ночи – ржи как не бывало.
Только село солнышко, опустело зернышко. (Воронько)

Ученик:

Хоть и собрано зерно,
Да не хлеб еще оно.
Здесь такое с ним творится!
В оборот его берут,
В порошок его сотрут.
Стали зернышки мукою.
Не дадут и ей покоя,
На большой хлебозавод
Грузовик муку везет.
Станешь тестом ты мука.
Там при всем честном народе
Уж нажмут тебе бока!

Пекарь:

Тесту тесно, Мало места.
– Ох, пустите, – шепчет тесто.
– Ладно, пустим, в печь, давай!
Народился каравай!

Ученик.

Не напрасно народ
С давних пор и поныне
Хлеб насущный зовет
Самой первой святыней.
Золотые слова
Забывать мы не вправе:
"Хлеб всему голова!" –
В поле, в доме, в державе!(Я. Дягутите “Рожь поет”)

Ведущий: Сегодня на нашем столе, на самом почетном месте лежит хлеб: хрустящий, с аппетитной корочкой. Хлеб.… Каждый день мы говорим о нем, слышим о нем, думаем о нем. Проснулись утром – и кто – нибудь из семьи спешит купить хлеб. Выйдешь на улицу и на вывеске читаешь: “Хлеб”. Мчится мимо фургон, на его кузове крупными буквами выведено “Хлеб”. Хлебом– солью встречают желанных гостей. Все, доже самое вкусное, может приесться, а хлеб– никогда, хотя мы едим его каждый день.

Часто можно видеть, как многие из вас, ребята, небрежно обращаются с хлебом, бросают его на пол, кидаются кусками хлеба. Это, видимо, потому, что многие дети не знают цены ему.

Настоящую цену хлеба понимаешь тогда, когда его мало, не хватает. Вы читали о блокаде Ленинграда во время Великой Отечественной войны. 900 дней продолжалась осада города фашистами. Особенно страшной была зима 1941– 1942 гг. Жители города получали по 125 граммов хлеба на день. Это очень мало. От голода умирало до 8 тыс. ленинградцев в сутки. 630 тысяч жителей Ленинграда не увидели весны 1942 года.

Страшным является дневник девятилетней ленинградской девочки Тани Савичевой, в которой она записывала слабеющей от голода ручонкой о том, как умирали один за другим члены ее семьи. Умерли 6 членов ее семьи, осталась она одна.

Вот что такое голод. Жизни шестерых самых дорогих людей, целой семьи оборвались на глазах девятилетней девочки Тани, самой младшей в семье. Ее дневник обошел весь мир как символ блокады, как одно из грозных обвинений фашизму. Такое страшное положение было не только в Ленинграде. Эвакуированные в Сибирь женщины, старики, дети копались в перепаханных полях, искали мерзлую картошку.

Человек, познавший нужду в хлебе, никогда не бросит кусочек хлеба. Вот что пишет Григорий Люшпин, переживший голод и ужасы лагеря смерти Бухенвальда:

Ученик:

Крошка хлеба на землю упала,
Меньше хлеба на крошку стало.
Где-то в поле неубранном нашем,
Сколько зерен лежит у пашен!
Вот собрать бы их вместе – да в кучу,
Хлеб бы выпекли белый, пахучий.
Мы б окрепли и сильными стали,
Мы б тюремные стены сломали,
Снова вышли бы в бой, под бомбежку!
Да, жалеть надо хлебную крошку!

Ведущий: Трудно, тяжело достается хлеб. Хлеб кормит. Без хлеба нет жизни. Он занимает важнейшее место в жизни человека.

Песня “ Хлеб – всему голова”.

2-я страница – “Из истории хлеба”.

Ведущий: Издавна кормит людей матушка-земля. Во времена, когда люди еще не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля сама для них припасла: ягоды, грибы, орехи. Но иногда вместе с грибами и съедобными травами человек приносил в корзинке несколько зернышек.

1-й ученик: Ученые полагают, что хлебу свыше 15 тысяч лет, его знали уже в Неолите. Хлеб в те давние времена мало чем напоминал нынешний. Первый хлеб представлял собой подобие запеченой кашицы, приготовленной из крупы и воды, а также мог стать результатом случайного приготовления или намеренных экспериментов с водой и мукой.
2-й ученик: А древнем Египте 5-6 тысяч лет назад произошло как бы второе рождение хлеба. Там научились разрыхлять тесто, способом брожения, используя чудодейственную силу микроскопических организмов – хлебопекарных дрожжей и молочнокислых бактерий. Искусство приготовления “кислого хлеба” от египтян перешло к грекам. Большим лакомством считался разрыхленный пшеничный хлеб и в Древнем Риме. Там появились довольно крупные пекарни, в которых мастера выпекали многие сорта хлеба.
3-й ученик: На Руси владели секретом приготовления дрожжевого теста с незапамятных времен. Пекарни когда-то назывались избами. Но пекли хлеб практически в каждом доме. Лишь несколько веков назад возникла специализация хлебных дел мастеров. Появились хлебники, пирожники, пряничники, блинники, ситники, калачники. С ростом благосостояния населения страны доля потребления самого хлеба немного падает, но, тем не менее, это еще основной продукт на столе рабочего, крестьянина, на солдатском столе. Со временем возникает все больше блюд с использованием муки.
4-й ученик: Русские всегда ели больше хлеба, чем мяса, что отмечали практически все иностранные путешественники. В средневековой Англии черный хлеб ели разве что бедняки, а представители состоятельных сословий использовали его, главным образом, в качестве тарелок: большие буханки хлеба, выпеченные несколько дней назад, нарезались крупными ломтями, в середине куска делали небольшое углубление, в которое клали еду. После обеда эти “тарелки” собирали в корзину и раздавали беднякам.

3-я страница – Поэтическая”. Послушаем стихотворения о хлебе.

Булка.

Три паренька по переулку
Играя будто бы в футбол,
Туда – сюда гоняли булку
И забивали ею гол.
Шел мимо незнакомый дядя,
Остановился и вздохнул,
И, на ребят почти не глядя,
К той булке руку протянул.
Потом, насупившись сердито,
Он долго пыль с нее сдувал
И вдруг спокойно и открыто
При всех ее поцеловал.
– Вы кто такой? – спросили дети,
Забыв на время про футбол.
– Я пекарь! – человек ответил,
И с булкой медленно ушел.
И это слово пахло хлебом
И той особой теплотой,
Которой налиты под небом
Моря пшеницы золотой.
(С. Михалков)

Руки человека.


Склонила тяжелую голову рожь.
“Спасибо вам, солнце и ласковый дождь!
Спасибо земле,
Что была моим домом,
И сильным рукам,
Моим старым знакомым.
Я помню, как руки трудились упорно,
Чтоб в землю посеять янтарные зерна,
А нынче они урожай уберут.
Спасибо вам, руки,
За добрый ваш труд!
Я долгую зиму в земле пролежала,
Ютилась под снегом,
От стужи дрожала,
Но солнце меня отогрело давно,
И я принесла золотое зерно.
Кто хочет, отведайте хлеба ржаного!
А если меня вы посеете снова,
Я снова под снегом дорогу найду
И колосом стану,
И к людям приду”.
Я. Дягутите “Рожь поет”

4-я страница – “Народная мудрость о хлебе” Пословицы и поговорки о хлебе.

Конкурс команд:

1-е задание: Каждая команда получает конверт со словами пословиц. Они должны собрать пословицы.

Хлеб – это самый дорогой плод нашей матери – земли и рук человеческих.
Хлеб – это державное наше богатство.
Хлеб также дорог, как и сама жизнь.
Хлеб – всему голова!
Без хлеба – нет обеда!
Будет хлеб – будет и песня.
Без хлеба не вкусно и не сытно
– Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь.
– Человек хлебом живет, а не промыслом.
– Покуда есть хлеб да вода, все не беда.

2-е задание: Дописать пословицы.

– Хлеб да вода…(крестьянская еда).
– Хлеб да соль, и … (и обед пошел).
– Хлеб – батюшка, …(водица – матушка).
– Палата бела, а…(без хлеба в ней беда).
– Гречневая каша – матушка наша, а …(хлебец ржаной – отец наш родной).
– Хлеб на стол, так и стол престол, а …(хлеба ни куска – и стол доска).
– Без хлеба, без соли…(худая беседа).
– Хлеба ни куска, …(так и в тереме тоска).
– (Хлеб везде хорош):..и у нас, и за морем.
– (Не будет хлеба), …не будет т обеда.
– (Хлеб черствый)…– обед честный.
– (Хлеба нет ), и… друзей не бывало.

3-е задание: Загадки.

  1. Вырос в поле дом, полон дом зерном.
    Стены позолочены, ставни заколочены. (Колос)
  2. Без ног, без рук, а подпоясанный. (Сноп)
  3. Ходит в поле из края в край,
    Режет черный каравай. (Трактор)
  4. Отгадать легко и быстро:
    Мягкий, пышный и душистый,
    Он и черный, он и белый,
    А бывает подгорелый. (Хлеб)
  5. Комковато, ноздревато,
    И губато, и горбато, и твердо,
    И мягко, и кругло, и ломко,
    И черно, и бело, и всем мило. (Хлеб)
  6. Всем нужен, а не всякий сделает (Хлеб)
  7. Бьют меня палками, жмут меня камнями,
    Держат меня в огненной пещере,
    Режут меня ножами.
    За что меня так губят?
    За то, что любят. (Хлеб)
  8. Круглобок и маслян он,
    В меру крут, посолен, -
    Пахнет солнечным теплом,
    Пахнет знойным полем. (Хлеб)
  9. Мнут и катают,
    В печи закаляют,
    Потом за столом
    Режут ножом. (Хлеб)
  10. Вот он –
    Теплый, золотистый.
    В каждый дом,
    На каждый стол –
    Он пожаловал – пришел. В нем –
    Здоровье, наша сила,
    В нем –
    Чудесное тепло.
    Сколько рук
    Его растило,
    Охраняло, берегло! (Хлеб)
  11. Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.
    В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.
    В нем тогда, таких как я, будет целая семья. (Зерно)

5-я страница – “Наши презентации”. Ученики показывают свои презентации о хлебе.

Ведущий:

Вот и заканчивается наш журнал. Переворачиваем последнюю страницу. Дорогие ребята, все, что достигнуто сегодня человеком, создано благодаря хлебу и рукам, которые возделывают землю. Уважайте труд хлеборобов, бережно относитесь к хлебу, берите к обеду столько хлеба, сколько вам нужно. И живите так, чтобы хлеб ваш был всегда честным. В хлебе — душа нашей родной земли, судьбы многих людей, их неустанный труд. Мама, хлеб, Родина — это одни из самых святых слов для человека.

Ученик:

Зерна наших дней, светитесь
Позолотою резной!
Говорим мы: “Берегите.
Берегите Хлеб родной...
Не мечтали мы о чуде.
К нам с полей живая речь:
“Берегите хлеб, вы –люди!
Научитесь хлеб беречь”. Н. Тихонов

А нашу сегодняшнюю встречу мы не смогли бы приготовить без помощи ваших добрых мам. Поможем им накрыть на стол.