Класс: 3.
Тема: Полезные ископаемые.
Цели:
1. Сформировать у школьников представления о характерных особенностях горных пород, их разнообразии и распространенности в природе, привести знания детей о горных породах в систему. Усвоить понятия: полезные ископаемые, месторождения, минерал (составная часть горных пород)
2 .Развивать умения различать полезные ископаемые.
3. Воспитывать бережное отношение к природе, охрана и рациональное использование полезных ископаемых.
Тип урока: открытие новых знаний
Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый, деятельностный
Ход урока
1. Самоопределение к учебной деятельности
Проведение психологического энергизатора - это игра, которая связана с психическими процессами человека, то, что даёт энергию и стимулирует к жизни.
Массаж “Друг за другом”.
Дети становятся в круг друг за другом, глядя в затылок впереди стоящего. Проводится массаж по спине соседа:
- Светит солнце (поглаживание)
- Пошёл мелкий дождик (лёгкое постукивание пальчиками)
- Налетел ветерок, и полетели листья (похлопывание по спине)
- Дождик переходит в град (более сильное постукивание пальчиками по спине)
- Снова налетел ветер, и всё смёл (поглаживание справа налево)
- Начинается листопад (похлопывание ладошками по спине) и т.д.
- Скажите, какой раздел в окружающем мире мы начали изучать? (Горные породы)
- Что такое горные породы? (Это различные вещества, которые залегают на поверхности и в толще Земли большими массами)
- Назовите места, где могут залегать горные породы? (Горные породы лежат повсюду: под фундаментами домов, под асфальтом улиц и площадей в городах, под слоем почвы лесов, полей, лугов, на дне рек, озер, морей и океанов)
2. Актуализация знаний. Для того чтобы вспомнить горные породы разгадаем кроссворд.
Вертикаль:
1. | Он черный, блестящий Помощник настоящий. Он несет в дома тепло От него всегда светло. (Уголь) |
2. | Не зря она варилась в доменной
печи На славу получились ножницы, ключи. (Руда) |
3. | По трубе течет, Пироги печет. (Газ) |
4. | Без нее не побежит Ни автобус, ни такси, Не поднимется ракета Отгадайте что же это? (Нефть) |
5. | Покрывают им дороги, Улицы в селеньях. А еще он есть в цементе. Сам он удобренье. (Известняк) |
6. | Росли на болоте растения, Стали топливом и удобрением. (Торф) |
Горизонталь:
Очень прочен и упруг,
Строителям надежный друг.
Дома, ступени, постаменты
Красивы, станут и заметны. (Гранит)
- На какие группы можно распределить эти горные породы? (Ответы детей)
1 вариант.
Горные породы бывают: твердыми (уголь, руда, известняк, гранит, торф), жидкими (нефть), газообразными (газ).
2 вариант.
Горные породы, состоящие из одного минерала (газ, нефть, известняк)
Горные породы, состоящие из нескольких минералов (руда, гранит, торф)
- Что такое минерал? (Естественное образование кристаллической структуры, залегающее в глубинах или на поверхности Земли)
- Назовите однокоренные слова к слову минерал. (Минеролог, минералогия, минералка)
- Минералогия –наука о минералах.
- Минералог – специалист по минералогии.
- Минералка – столовая минеральная вода. Чем является вода? (Горной породой)
Итог – вывод: Различные вещества, которые залегают на поверхности и в толще Земли большими массами называют горными породами. Они состоят из минералов. Бывают жидкими, твердыми, газообразными.
3. Постановка цели деятельности
- Сегодня на урок я принесла вырезку из газеты №11, ноябрь 2010. Зачитаю цитаты:
“…на проведение ГРР за отчетный период государством было потрачено 18,9 млрд. рублей. В частности, на поиск углеводородного сырья в прошлом году предполагалось выделить 10,65 млрд. рублей бюджетных средств…”.
“…в области геологоразведки приоритет, как и в прошлом году, отдается изучению Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия). Речь идет об участках недр, примыкающих к трассам строительства нефтегазопроводов. В сибирском регионе планируют потратить 4,3 млрд. рублей на бурение…”
- Как вы думаете, почему государство готово выплачивать такие деньги на добычу горных пород?
(Горные породы полезны человеку)
- Так, о чем же мы будем говорить сегодня на уроке, сформулируйте тему урока и поставьте цель.
(Тема: горные породы полезные человеку. Цель: узнать и исследовать, чем они полезны человеку.)
4. Изучение нового материала
- Чем полезны: - песок? (Применяют в строительстве, в песочнице дети играют с песком )
- глина? (Изготавливают посуду, кирпичи)
- известняк? (Мел, строительный материал)
- нефть? (Из неё получают бензин, краски, керосин)
- природный газ? (Отопление в деревенских домах, для газовых плит)
- торф? (Топливо)
- гранит? (Памятники)
- Молодцы! Все верно. Вы смогли доказать, что эти горные породы полезны. Дополним наши знания, используя учебник. Разделимся на семь групп.
- 1 группа – найдет информацию о песке;
- 2 группа – о глине;
- 3 группа – об известняке;
- 4 группа – о нефти;
- 5 группа – о торфе;
- 6 группа – об угле;
- 7 группа – о железных рудах;
- 8 группа – о граните
Один ученик от группы рассказывает о пользе горных пород.
Песок используют для производства стекла. Для этого песок специально смешивают с известью и содой, ставят в специальные печи. От сильного жара смесь плавится и получается жидкое стекло. Его заливают в формы, где оно остывает и становится твердым.
Из белой глины делают прекрасную тонкую фарфоровую посуду, керамзитовые шарики, которыми засыпают потолки, они служат утеплением
Известняк является строительным материалом, идет на изготовление цемента, бетона, железобетона и пенобетона. Из него получают известь, строительные камни, известковые растворы. Много лет назад здания в Москве строили из белого известняка. Некоторые из них сохранились до сих пор: Колокольня Ивана Великого, Большой Театр.
Из гранита сооружают набережные опоры мостов. Отполированный гранит используют для облицовки зданий, станций метро, складывают из кусочков гранита настенные картины – мозаики.
Из нефти получают краски, лекарства, духи, синтетические материалы, солярку, керосин, мазут, шины, камеры колес, рыболовную леску, полиэтиленовые пакеты.
Торф – это прекрасная теплая подстилка для домашних животных, так как сухой торф хорошо впитывает влагу. А если смешать с навозом, становится прекрасным удобрением для огородов и полей – это гарантия хорошего урожая. Торф можно использовать как топливо для печей и на электростанциях. Из торфа получают спирт, уксус, газ, технический воск, кокс – т.е. он хорошее химическое сырье.
Уголь – источник тепла и электроэнергии. На специальных электростанциях ток вырабатывается с помощью каменного угля. Из каменного угля делают краски, пластмассы, резину, даже лекарства. Без угля невозможна выплавка металлов.
Из железных руд получают железо и его сплавы: чугун и сталь. Из руд цветных металлов получают медь, алюминий, цинк, свинец, серебро, золото и многие другие металлы. Эти металлы называют цветными, потому что имеют разнообразную окраску. Металлы хорошо проводят тепло и электричество. Поэтому электрические провода делают из металла. Рельсы, кровля для крыш, водопроводные трубы изготовлены из различных металлов.
- Как можно назвать горные породы, которые полезны людям? (Предположения детей)
- Такие горные породы называют полезными ископаемыми. Почему ископаемыми? (Так как их выкапывают из недр Земли)
- А место скопления полезных ископаемых в земле называется месторождением. От каких слов образовалось слово месторождение? (Место, родиться)
- На какие группы можно разделить полезные ископаемые в зависимости от назначения? (Дети высказывают предположения, например: “Одни полезных ископаемых, такие как песок, глина, мрамор, гранит, известняк – применяют в строительстве”)
- Каким общим свойством объединены: уголь, нефть, природный газ, торф? (Они горят)
- Поэтому их называют горючими полезными ископаемыми и используют в основном как топливо.
- Полезные ископаемые, в состав которых входят железо и цветные металлы, называют рудами.
Итог – вывод: Все природные богатства, которые люди добывают из глубин земли, называются полезные ископаемые. Полезные ископаемые бывают: горючие, строительные, рудные.
- Обратите внимание на дома в нашем городе. Какие полезные ископаемые были использованы при их строительстве?
- Назовите горючие полезные ископаемые. Как их используют?
- Есть ли в нашем городе памятники? Из чего они сделаны?
- Вспомните сказку Х.-К. Андерсена, герой которой был сделан из металла. Из какого металла? Что с ним случилось в конце сказки и почему?
5. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
Тест
1. Как называется место, где залегают полезные ископаемые?
- Шахта
- Карьер
- Месторождение
2. Из какого полезного ископаемого получают металлы?
- Из угля
- Из гранита
- Из руды
3. Из какого полезного ископаемого получают бензин?
- Из угля
- Из нефти
- Из газа
4. Какое полезное ископаемое идет на изготовление посуды?
- Гранит
- Нефть
- Глина
5. Что не является горючим полезным ископаемым?
- Каменный уголь
- Гранит
- Торф
6. Какое полезное ископаемое является жидким?
- Нефть
- Глина
- Газ
Ответы на тест
1. Как называется место, где залегают полезные ископаемые?
- Шахта
- Карьер
- Месторождение
2. Из какого полезного ископаемого получают металлы?
- Из угля
- Из гранита
- Из руды
3. Из какого полезного ископаемого получают бензин?
- Из угля
- Из нефти
- Из газа
4. Какое полезное ископаемое идет на изготовление посуды?
- Гранит
- Нефть
- Глина
5. Что не является горючим полезным ископаемым?
- Каменный уголь
- Гранит
- Торф
6. Какое полезное ископаемое является жидким?
- Нефть
- Глина
- Газ
6. Итог урока
- Какая тема урока была рассмотрена сегодня? (Полезные ископаемые)
- Рассмотрите схему (Приложение 1). Расскажите, как используют различные полезные ископаемые. Приведите свои примеры.