Старинные русские меры длины

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


слайд

I. Введение

Можно измерять локтями.
И линейкой, и веткой,
Сантиметром и рулеткой.
Папа говорил мне так:
– Пусть нашей мерой будет шаг.
Шаг муравьишки – миллиметр.
Шаг у людей – примерно метр…
– А километр, –воскликнул я.
Отец сказал: – Ну, что ж,
Стань великаном и, шутя,
На километр шагнешь.

В шутливом стихотворении перепутаны старинные и современные меры длин. На нашем занятии мы поведем разговор о старинных русских мерах длины. Это первая часть нашего мега-проекта.

Как возникла идея проекта

Идея проекта «Старинные русские меры длины» возникла после прочтения сказок, изучения поговорок. Стало интересно, что означают новые слова, как выглядят сказочные герои – Конек –Горбунок, Подземные Жители, как понять некоторые поговорки.

слайд

На какие этапы мы разделили работу над проектом

Работу над проектом мы разделили на этапы:

1. Исследовательский этап.

2. Информационно-операционный этап.

На данном этапе ученики работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект. Учитель координирует деятельность учащихся. В этот этап работы может быть включена:

  • работа с художественными произведениями на уроках и во внеурочное время;
  • работа со словарными словами на уроках русского языка;
  • работа с энциклопедиями;
  • работа с дополнительной информацией на уроках ознакомления с окружающим миром и истории;
  • подготовка докладов, сочинений, творческих работ;
  • подбор стихов;
  • изобразительная деятельность;
  • изготовление поделок из различных материалов, работа с конструктором «Лего»;
  • просмотр репродукций, картин, фотографий;
  • организация экскурсионной работы по теме проекта.

3. Заключительный этап

слайд

Сейчас мы с вами находимся на втором этапе.

Начали мы со сбора информации!!! слайд

Возможные источники информации
Учебная информация ( уроки – как источники сведений по теме) Другие источники информации
  1. Уроки математики.
  2. Уроки развития речи.
  3. Уроки художественного труда.
  4. Уроки окружающего мира.
  5. Уроки информатики.
  1. Научно-популярная литература
  2. Художественная литература.
  3. Детские журналы.
  4. Интернет.

Какие книги мы использовали

  • Энциклопедии, словари, …
  • сайты: Википедия, …

Для получения необходимых сведений мы отправились в библиотеку школы, в компьютерный класс. Нам помогли отобрать литературу по теме проекта. Учителя информатики (Елена Владимировна, Наталия Михайловна) научили пользоваться интернетом, находить сайты, которым можно доверять. слайд

Было собрано много интересной информации. Встал вопрос, как выбрать самое нужное и доступное для нас, отбросив лишние сведения. В работе с текстом нам помогали учителя и родители.

Мы разделились на несколько групп: слайд

  • историческая
  • математическая
  • лингвистическая
  • художественная

Для работы над проектом нами был разработан алгоритмы:

  • сбора и обработки информации,
  • работы в интернете.

II. Историческая справка

слайд

В холодные ночи или в ненастные дни первобытные люди находили для себя убежища в пещерах, под густыми кронами деревьев. Позже они начали делать для себя навесы, шалаши, а затем уже удобные хижины. Умение возводить жилища развивалось постепенно, передавалось от одного поколения к другому. При сооружении людям приходилось выполнять разнообразные измерения. Вбитые в землю колья нужно было делать определенной высоты, а вбивать их следовало один от другого на равных расстояниях и располагать по окружности. Нашим далеким предкам требовалось измерять длины и при изготовлении различных орудий труда, на охоте, рыбной ловле, при обработке земли, посадке растений и т.д.

У наших предков были и весьма любопытные способы измерения:

  • вержение камня – бросок камнем
  • перестрел – расстояние, которое пролетела стрела, выпущенная из лука
  • бычащий рев – расстояние, с которых еще слышен рев быка
  • бука – расстояние, на котором человек перестает видеть раздельно рога быка (в Сибири). слайд

Какими же измерительными приборами они могли пользоваться

Из измерительных приборов они располагали только собственным ростом, руками и ногами.

Шло время. Люди улучшали орудия своего труда. Работали более производительно и иногда получали излишки продуктов, которые можно было бы обменять на что-то другое. Например, хлеб на топор, копье на рыбу и т.д. С развитием обмена, а затем и торговли стало необходимо устанавливать общие единицы величин.

слайд

В 16-17 веках на Руси установилась система мер длин и весов. Она была уточнена указом Петра I и пользовались ей до 1918 года.

Древними русскими мерами длины были: слайд

  • аршин, локоть,сажень, верста, вершок, пядь и т.д.

III. Меры длины.

Аршин слайд

Обратимся к нашим консультантам. Что удалось узнать об аршине.

Аршин – старинная мера длины, расстояние вытянутой руки. В 1 аршине – 71 см. Есть различные версии происхождения аршинной меры длины.

1. (ребус) Корень «АР» в древнерусском языке означает «ЗЕМЛЯ», «поверхность земли», и указывает на то, что эта мера могла применяться при определении длины пройденного пешком пути. При измерении шагами небольших расстояний, применялся пошаговый счет.

2. Возможно слово аршин произошло от персидского «АРШ», что значит «ЛОКОТЬ».

Эта мера длины известна уже в 11 веке и применялась в торговле холстом, сукном.

Теперь мы можем представить, как выглядели жители из произведения Антония Погорельского «Черная курица или подземные жители»

Отрывок: Множество маленьких людей, ростом не более как с пол-аршина – выставка работ

Пословицы:

  • Каждый купец на свой аршин меряет – каждый судит по своему, односторонне, исходя из собственных интересов.
  • Сидит, ходит, словно аршин проглотил – о неестественно прямом человеке.
  • На три аршина в землю видит – о внимательном человеке, от которого ничего нельзя утаить.
  • Умом Россию не понять, аршином общим не измерить …

Сажень слайд

Одна из наиболее распространенных на Руси мер длин.

Слово «САЖЕНЬ» происходит от глагола сягать, досягать – на сколько можно было дотянуться рукой.

(работа со словарем ударений)

По данным историков и архитекторов, саженей было более 10. Они имели свои названия и значения:

  • городовая 248,8 см
  • греческая 230,4 см
  • царская 197,4 см
  • народная 176 см
  • простая 150,8 см
  • великая 244 см
  • казенная 217.6 см
  • церковная 186,4 см
  • кладочная 159,7 см
  • малая 142,4 см, а так же дворовая, мостовая.

Наибольшее распространение и применение получили:

Маховая сажень слайд

Расстояние между концами средних пальцев раскинутых в сторону рук – 176 см.

Косая сажень слайд

Расстояние от первого пальца левой стопы до среднего пальца поднятой вверх правой руки – 248 см.

Существовали саженные мерные веревки и деревянные «складени» слайд, применявшиеся в строительстве и при измерении расстояний. Слайд

Пословицы:

  • Косая сажень в плечах – широкоплечий , высокий человек. Слайд
  • Полено к полену – сажень – накопления запасов, богатств, путем экономии.

Верста слайд

Путевая мера.

(работа с этимологическим словарем) Произошло от слова «вертеть». Ее раннее название «поприще». Этим словам, первоначально называли расстояние, пройденное от одного поворота плуга до другого во время пахоты. Величина версты много раз менялась в зависимости от числа сажень, входивших в нее, и величины сажени.

Уложением 1649 года была установлена

Межевая верста – 1000 сажен – 2 км 160 м – употребляли для измерения расстояний между населенными пунктами (особенно в Сибири). В 18 веке межевые версты вытесняются

Путевыми – 500 сажен. На таком расстоянии вдоль наиболее важных дорог ставили столбы, окрашенные в два цвета. Отсюда название «столбовая дорога» для хорошо известного, наезженного пути.

«Вот мчится тройка удалая
Вдоль по дороге столбовой…..»

Пословицы:

  • Москва верстой далека, а сердцу рядом.
  • Коломенская верста – шутливое прозвище для высокого человека. Это выражение появилось во времена царя Алексея Михайловича (правил в 1645-1676 г.г.). Он повелел расставить вдоль дороги от Москвы до своего летнего дворца в селе Коломенском столбы на расстоянии 700 саженей друг от друга.
  • Любовь не верстами меряется. Сто верст молодцу не крюк – расстояние не препятствие для любви.
  • От слова до дела – целая верста.

Мы узнали еще о следующих мерах: слайд

вершок – ширина двух пальцев руки 4 см 4 мм

Как же выглядел Конек-Горбунок.

Отрывок:

Да еще рожу конька
Ростом только в три вершка,
На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами.

Вот он наш Конек-Горбунок. Наверное Петр Павлович Ершов не знал старинных русских мер длины.

Оказывается при определении роста человека или животного счет велся после двух аршин. Если говорилось три вершка, то это означало 2 аршина + 3 вершка.

71 +71+ 3 х 4,4 =155 см

пядь – отдревнерусского слова «пясть» – т.е. кулак или кисть –

Расстояние между концами вытянутых большого и указательного пальцев – малая пядь 18 см слайд

Расстояние от конца вытянутого мизинца до конца большого пальца – великая пядь 22-23 см. Разберемся теперь с просторечным словом напяливать (натягивать что-то заведомо узкое, тесное), разговорным распяливать (растягивать что-то, не давая сморщиться, съежиться). Имеют ли они отношение к пяди? Несомненно. В основе всех этих слов – один древнерусский глагол пяти.
Становятся прозрачнее и выражения типа "ни пяди", "ни на пядь" – нисколько, ни капли, ничего. И уж совсем понятной оказывается строка из известной советской песни: "Чужой земли мы не хотим ни пяди, но и своей вершка не отдадим".
Видите, как полезно быть семи пядей во лбу.

перст

ладонь

линия – ширина пшеничного зерна 2-3 мм 2,54 мм («Трехлинейная винтовка» Мосина калибр 7,62 мм. Была на вооружении русской армии, после модернизации использовалась в Советской Армии ( наряду с автоматическим оружи5ем) во время Великой Отечественной Войны.)

Практическая работа.

  1. Изготовление пособия.
  2. Составление пословиц.

Пословицы:

  • От горшка два вершка, а уже указчик – молодой человек поучающий всех.
  • Один, как перст.
  • Не уступить ни пяди.
  • Чужой земли не надо нам ни пяди, но и своей вершка не отдадим.
  • Семь пядей во лбу. (Как же выглядел человек с таким лбом?)

IV. Практическая работа.

  1. Измерение: вершками, пядью, локтями.
  2. Работа с ЛЕГО.

V. Историческая справка.

Такое разнообразие единиц измерения затрудняли развитие техники, торговли. В 1875 г. Представители 17 государств подписали соглашение о признании единой метрической системы измерений. Эта система была разработана во Франции комиссией ученых Французской Академии и узаконена в стране еще в 1799 г.. В метрической системе мер за основу взят метр. Чтобы определить длину основной единицы, комиссия ученых Франции почти 6 лет измеряла и вычисляла длину меридиана – линии по поверхности Земного шара от одного полюса к другому. По замыслу комиссии метр составит одну сорокамиллионную долю земного меридиана. В нашей стране метрическая система мер была введена в 1918 г..

Для объяснения связи новых мер длин со старыми в 1923 году поэтом Маяковским были написаны стихи «Тексты для конфетных оберток», которые были напечатаны на этикетках конфет – карамель «Новые меры».

(чтение отрывков)

Память о старинных мерах длин сохранилась в пословицах, поговорках, стихах, сказках.

ПОЧЕМУ для нас важно знать старинные меры длин.

Для нас важно знать их, чтобы всегда можно было прикинуть измерения. Ведь инструменты для этого всегда с человеком – руки, ноги.

Мы продолжим изучать меры длины. Следующим этапом будет составление журнала «Математический калейдоскоп», куда войдут шутливые задачки, ребусы. Потом попытаемся разобраться с измерительными приборами как старинными, так и современными.

Приложения.