Урок русской литературы в 7-м классе (по повести А.Стругацкого и Б.Стругацкого "Пикник на обочине"). Тема: "Все больше — окружающей среды. Все меньше — окружающей…"

Разделы: Литература


Ты должен сделать добро из зла,
потому что его больше не из чего сделать.
Р.П.Уоррен

Цели урока:

  • осмысление учащимися проблемы экологической катастрофы;
  • воспитание чувства ответственности за судьбу окружающей природы, за судьбу будущего поколения.

Форма работы: групповая

Ведущий метод: метод проекта

Оборудование: презентация (Чернобыльская АЭС, Семипалатинский полигон, пейзаж "Утро в лесу", графический материал компьютерной игры "S.T.A.L.K.E.R."), текст повести "Пикник на обочине", иллюстрации к тексту, выполненные учащимися; модель Золотого Шара, таблички "Экологи-исследователи фантастического пейзажа", "Экологи-исследователи реалистического пейзажа", "Лингвисты", "Психологи".

Ход урока

Показ слайд-шоу с использованием мультимедийных средств (Чернобыльская АЭС, Семипалатинский полигон - см. рисунок 1).

 

Рисунок 1 - Слайды

Вступительное слово учителя

26 апреля 1986 года. Взрыв на Чернобыльской атомной станции. Результат - мертвая зона.

С 1949-1986 год - ядерные испытания на Семипалатинском полигоне. Сегодня на территории, которая не так давно сотрясалась от взрывов, пасутся стада, колосятся зерновые, добывается знаменитый минерал габбро, которым отделано немало зданий в Астане. За внешней идиллией - страшная цифра: в результате взрывов в окружающую среду внедрено цезия - 137 больше, чем при аварии на Чернобыльской АЭС.

Каким будет результат? Мертвая зона?

Целевая установка:

Какой будет Планета Земля в 21 веке?

Проблема: Планета Земля-Земля обетованная или Зона?

(запись проблемы в тетрадь)

Осмыслив проблему, мы должны создать обложку книги братьев Стругацких "Пикник на обочине". Какой она будет по идейному содержанию: обложка - предупреждение или обложка-гимн жизни? В силу своей компетенции работающие в группах должны внести свой элемент в оформление.

Анализ

Учитель:

Выделите ключевое понятие в повести? (зона)

Определим лексическое значение данного слова, создадим синонимичный ряд:

 

пояс, полоса, пространство между какими-нибудь границами, характеризующаяся общими признаками.

Учитель:

Где происходят действия в повести? (На Планете Земля, которую посетили пришельцы, превратив её в Зону.)

Оказавшись в Зоне, мы должны исследовать пространство. Какие виды пейзажа обнаружили в повести? (жизнеподобный и фантастический)

1 этап анализа - исследование художественного пространства (работа в группах) Экологи-исследователи фантастического пейзажа

Учитель:

В чем заключалась ваша задача? (исследовать пейзаж)

Какова цель исследования? (определить: перед нами Зона или Земля обетованная)

Чтение эпизода из повести: описание Чумного квартала и природного пейзажа в Зоне, когда Р. Шухарт находится в Зоне с Артуром

Учитель:

Определите художественные средства в данных описаниях. (Метафоры-дома мертвые, окна слепые, щетинистые холмы; эпитеты - вспыхнули вершины гор, зарево полыхало; олицетворения - "ведьмин студень" дышит, антенны обросли волосами, заморенный лозняк)

Защита проекта-иллюстрации, выполненного исследователями фантастического пейзажа. (Изобразили асфальт в трещинах, которые проросли травой (но это еще была наша трава, человеческая); черную колючку, детскую коляску с чистым бельишком и изумрудное зарево - зеленую зарю Зоны)

Вывод исследователей фантастического пейзажа:

На этой земле нет жизни: мертвая тишина, "нездоровая" цветовая гамма. Пейзаж цивилизации и природный пейзаж создают гнетущее настроение. Все увиденное давит на психику. Художественные средства помогают понять, что перед нами Зона.

Исследование и защита проекта-иллюстрации исследователями реалистического пейзажа.

Чтение эпизодов из повести: описание поселка, пикника на обочине. (Эти пейзажные зарисовки можно считать реалистическими, так как в поселке еще видны следы жизни: светилось задернутое занавеской окошко, огромный пес выбежал сбоку. Пикник на обочине мы созерцаем в реальной жизни: на траве пролит бензин, следы костра, огрызки яблок, консервные банки, пустые бутылки, увядшие цветы с других полян:)

Авторы не используют в описании художественные средства, тем самым показывая драматичность всего происходящего. Эту удручающую картину пикника изобразили на своей иллюстрации.

Вывод: Еще есть места для обитания, но их нельзя назвать обетованными. При таком отношении человека к окружающей природе скоро будет мертвая зона.

2 этап анализа - исследование психологии человека (гр. "Лингвисты")

Учитель:

Кто они, живущие около зоны? Люди или моральные мутанты, для которых человеческое чуждо? Новые условия жизни породили новую лексику. Как лексика помогает понять внутренний мир главного персонажа Р. Шухарта?

Исследование и защита проекта-таблицы лингвистами

Лексику сталкера можно классифицировать как "профессиональная", разговорная (сниженная), "географическая".

"профессиональная" разговорная (сниженная) "географическая"
пустышка

зуда

браслет

булавка

рачьи глаза

хабар

золотой шар

пускай все подохнут

отпустила, поганка

сволочь ты - Стервятник сукин сын

Зона наша гадина, стервоза

"мясорубка"

"комариная плешь"

"ведьмин студень"

"чертова капуста"

"веселый призрак"

Выводы:

Грубая, сниженная лексика-реакция на окружающий мир. Но со своей дочерью и женой Рэдрик нежный и ласковый, потому что любит их. Жизненный опыт сталкера заставляет его подвергать анализу все происходящее вокруг. Результат анализа - философские изречения, которые можно считать мудрыми:

"Дальше в Зону, ближе к небу".

"Человек рожден, чтобы мыслить. Только ведь я в это не верю:".

"Счастье для всех, даром, и пусть никто не уйдет обиженный!"

Учитель:

Психологи исследовали психологию человека, живущего в Зоне. Какова цель исследования? (Доказать или опровергнуть тезис: я - животное или человек?)

Исследование и защита проекта-схемы психологами.

Я животное: Я не умею думать:

животное человек
жесток в Зоне со своими попутчиками любит жену и дочь
жесток с Эрнестом спасает Барбриджа
жестокое обращение с Артуром способен на дружбу
убийство Артура просит счастья для всех людей

Вывод:

В душе Рэдрика постоянно происходит борьба: доброе начало и озлобленность против обстоятельств, желание подавить это начало. Борьба между добром и злом в душе Шухарта нашла выражение во взгляде, так как глаза - это зеркало души (обращение к слайду). Герой рассуждает о своей внутренней сущности: "Душу-то ведь я никому не продавал! Она моя, человеческая!" Верным будет тезис: я - Человек! Добравшись до Шара, чтобы спасти свою дочь, сталкер просит счастья для всех. Человеческое, гуманное начало победило в истерзанной и измученной душе героя. В нечеловеческих условиях люди пытаются оставаться людьми, для которых существуют нравственные нормы: совесть, преданность, любовь.

Решение проблемы

Учитель:

О чем повесть братьев Стругацких? Закончите фразу из стихотворения Р.Рождественского, взятую в качестве темы. (Эта повесть об экологической катастрофе, которая "подстерегает" человечество. К сожалению, порой люди варварски относится к фауне и флоре, поэтому вокруг нас "все меньше окружающей природы".)

Какое отношение к нашему разговору имеют слова Р.Уоррена, взятые в качестве эпиграфа? (высказывания учащихся)

Планета Земля - Земля обетованная или Зона?

(Мы любим свою родину, мы счастливы, что живем на планете Земля. Это наша Земля обетованная, и поэтому должны беречь окружающую природу. Люди не должны допустить превращения ее в Зону.)

По идейному содержанию какой будет обложка книги? (обложка-предупреждение)

Создание обложки на доске (проект)

Учитель:

Из своих иллюстраций, таблиц вырежьте тот фрагмент, который вы считаете самым главным, и расположите на доске, аргументируя свой выбор:

  • исследователи фантастического пейзажа выбрали зеленую зарю и потрескавшийся асфальт, сквозь который пробивается человеческая травка;
  • исследователи реалистического пейзажа - мусор, еще дымящийся костер после пикника;
  • психологи-глаза сталкера, выражающие борьбу добра с озлобленностью против обстоятельств жизни;
  • лингвисты - фраза, в которой заключено идейное содержание повести: "Счастье для всех, даром, и пусть никто не уйдет обиженный!"

Заключение урока (Слайд-шоу "Утро в лесу" - см. рисунок 2)

 

Рисунок 2 - Утро в лесу

Учитель:

Рэдрик Шухарт добрался до Золотого Шара, чтобы попросить о самом главном: счастья для всех:

Берегите эти земли, эти воды.
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
(Е. Евтушенко)

Домашнее задание

Сочинение-миниатюра "О чем предупреждает людей обложка книги братьев Стругацких "Пикник на обочине".