Из опыта работы по патриотическому воспитанию учащихся при изучении темы "Великая Отечественная война 1941—1945гг." в 9-м классе

Разделы: История и обществознание


Цель: способствовать воспитанию патриотизма, чувства любви к Родине при изучении темы: “Великая Отечественная война 1941-1945гг.” на примере истории Кузбасса и г. Новокузнецка (использование краеведческого материала).

Актуальность данной темы связана с тем, что существует проблема воспитания патриотизма и толерантности у подростков. В настоящее время патриотизм и национальная терпимость зачастую не являются основополагающими нормами в менталитете современной молодежи.

Гипотеза: предположим, что работа по поиску, обработке и изучению краеведческого материала будет способствовать формированию у учащихся чувства патриотизма, которое основано на осознании причастности к событиям, происходившим в нашем крае в годы Великой Отечественной войны.

Что же такое патриотизм?

В словаре дается определение “патриотизм” - это чувство любви к Родине, деятельность, направленная на служение интересам Отечества. Патриотизм – одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями.

К сожалению, сегодня мы все чаще сталкиваемся с явлениями, когда патриотизм подменяется другими понятиями. Молодые люди не хотят идти служить в армию, так как служба в армии, профессия военного перестали быть престижными. Одновременно утрачиваются чувство патриотизма, дружественные связи между народами. И хотя Российская Федерация является многонациональным государством, внутри страны все чаще возникают конфликты на национальной почве.

Патриотическое воспитание является одним из важнейших направлений в деятельности государственных, общественных и образовательных организаций и учреждений.

По своему содержанию патриотическое воспитание выступает как часть политического воспитания, оно близко к нравственному и трудовому воспитанию, так как верность Родине служит одним из ведущих признаков высокой нравственности, а трудовая деятельность является воплощением патриотического сознания и чувств.

Однако как самостоятельное направление воспитательного процесса оно требует специфического содержания и особых форм работы. Важным элементом содержания воспитания является показ героизма советских людей в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг.

Испытанными формами этой работы являются встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, героями трудовых подвигов; проведение праздников и памятных дат, посвященных боевой славе народа, его вооруженных сил.

Героические страницы Великой Отечественной войны обладают огромной притягательной силой. Ратные подвиги наших соотечественников на фронте, их доблестный труд в тылу широко отражены в научной, мемуарной, художественной литературе, в театральных постановках, кинофильмах, живописи, музыке, скульптуре.

Сравнительная близость событий Великой Отечественной войны, обилие доступной для школьников литературы, возможность встречи с участниками событий вносят в работу значительно больший элемент поиска и самостоятельного исследования. Материалы используются на уроках истории и во внеурочное время, демонстрируются на школьных выставках и при оформлении экспозиций.

В результате поисковой и частично-поисковой деятельности у учащихся возрастает интерес к предмету, повышаются чувства ответственности, гражданского долга, развиваются коммуникативные качества.

Патриотическое воспитание на примерах мужества и героизма советских людей в годы грозных великих испытаний дает положительный результат, вооружает подростков знаниями о нашей истории. Если на традиционных уроках учащиеся получают общее представление о событиях, то использование краеведческого материала для освещения вопросов истории позволяет учителю убедительнее и нагляднее влиять на становление гражданина. У учащихся возникает чувство причастности к событиям, происходившим в нашей стране, нашем городе, на наших предприятиях, ведь участниками этих событий были наши земляки, а иногда знакомые и родственники. Привлечение краеведческого материала приближает историческое прошлое к сознанию школьников, внося в учебный процесс элемент живого созерцания. Краеведческая работа стимулирует участие школьников в общественной жизни, играет важную роль в воспитании патриотических чувств. Задача учителя состоит в том, чтобы направлять работу учащихся, контролировать и редактировать собранный материал.

В своей работе я использую различные источники для изучения событий 1941-1945гг.

  • Во-первых, историческая литература и учебные пособия, в которых рассматривается вклад нашего города, его жителей в дело победы;
  • Во-вторых, посещение краеведческого музея и использование материала его экспозиций;
  • В-третьих, работа по направлению “Имя на карте города”;
  • В-четвертых, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла, участниками событий.

Характер краеведческого материала собранного и обработанного учениками под моим руководством, определяет многообразие методов и приемов его использования. На уроке этот материал звучит как яркий эпизод в рассказе учителя, докладах школьников. Особенно ценно, когда такие доклады или сообщения являются изложением результатов самостоятельного поиска или небольшой работы с элементами исследования.

В результате работы накоплен материал, который используется на уроках в теме “Великая Отечественная война”, для проведения внеклассных мероприятий, посвященных дню защитников Отечества и дню Победы, на встречах с ветеранами.

Высокой оценкой проделанной работы является тот факт, что многие наши ученики с желанием идут служить в Российскую Армию, поступают на работу в силовые структуры, получают юридическое образование, становятся достойными гражданами нашей Родины.

Активная жизненная позиция помогает учащимся преодолевать трудности общения, быть неравнодушными к другим людям. Участие в поиске и его результаты повышают интерес к отечественной истории, положительно влияет на успеваемость учащихся.

Повышение интереса к истории и поисковой работе по краеведению подтверждается количеством учащихся, принявших участие в подготовке и проведении уроков и внеклассных мероприятий. В 2005 году в подготовке урока активное участие приняли 5 учащихся одного класса, в 2006 году отличились уже15 человек, в 2007году при подготовке внеклассного мероприятия были задействованы более 30 учащихся 9-х классов.

В текущем учебном году работа продолжается.

Литература:

  1. Борзова Л.П. Игры на уроке истории: Метод. пособие для учителя.- М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
  2. Внеклассные мероприятия по истории России. 10-11 классы. /Сост. И.И. Варакина, С.В. Парецкова - Волгоград: Учитель – АСТ, 2005.
  3. История: Внеклассные мероприятия. 5-11 классы. (Заочные путешествие и экскурсия, турниры любознательных и смекалистых, урок мужества, исторический вечер в “лицах”, праздник русской культуры, “Круглый стол”) /Авт.- сост. И.В. Кузьмина.- Волгоград: Учитель, 2005.
  4. Корнева Т.А. Нетрадиционные уроки по истории России ХХ века в 9, 11 классах. – Волгоград: Учитель, 2002.
  5. Нестандартные уроки в школе. История. 8-11 классы. /Авт.- сост.Н.С. Кочетов. – Волгоград: Учитель, 2004.
  6. Патриотическое воспитание школьников. 5-11 классы: устные журналы, тематические вечера, литературные композиции /авт.-сост. Н.А. Белибихина, Л.А. Калитвенцева, Г.П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2007.
  7. Предметные недели в школе. История. Обществоведческие дисциплины. /Сост.Н.С. Кочетов. - Волгоград: Учитель, 2003.